икона всех русских святых монахини иулиании соколовой
35 лет на службе русским святым
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Служба Всем святым в Земле Русской просиявшим
В мае 1935 года, сразу после открытия метро, в сталинской Москве случился необычный крестный ход. Епископ Афанасий (Сахаров) с иконой всех русских святых проехал первую и единственную тогда ветку от «Сокольников» до «Парка Культуры», читая при этом молитвы на освящение нового столичного вида транспорта. А ведь тогда, этот безобидный по нынешним временам поступок, мог стоить ему жизни.
Выбор иконы был не случаен. Владыка Афанасий имел прямое отношение к ее написанию. Он также почти тридцать пять лет составлял службу Всем святым в Земле Русской просиявшим, и именно ему мы во многом обязаны возрождением в нашей стране этого древнего православного праздника.
День всех святых в Земле Российской просиявших
Этот праздник Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. Так, например, в 2021 году память всех святых в Земле Русской просиявших отмечается 4 июля.
Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда с подачи знаменитого митрополита Макария состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась — Смутное время и реформы Патриарха Никона (о Патриархе Никоне в «Фоме» писал Дмитрий Володихин) привели к разрыву в русской церковной традиции, и праздник так и не закрепился в календаре.
Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.
Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений. В значительной степени служба писалась владыкой Афанасием фактически с нуля.
Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам: «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца. » Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его.
Впервые отредактированная и дополненная епископом Афанасием служба была напечатана в майской минее (сборнике служб святым) в 1987 году. Позднее она также дорабатывалась, но уже незначительно: например, в текст службы вносились новые имена. А в 2000 году ее автор стал ее «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших.
Служба всем святым в Земле Русской просиявшим
Полный текст службы всем святым в Земле Русской просиявшим доступен здесь
Текст, составленный епископом Афанасием, — это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. В стихирах на Литии преследуемая земная Церковь просит русских святых помолиться Богу за страдающую Родину и православных христиан, которые живут сейчас как гонимые и нагие пленники на чужой земле:
Глас 5. Подо́бен: Ра́дуйся: Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,/ подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.
В конце Великой вечерни можно услышать потрясающие по красоте и смыслу стихиры, написанные митрополитом Сергием (Страгородским) и автором службы XVI века русским святым инока Григория.
В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов, в чем можно убедиться, открыв синодик русских святых (текст синодика по версии 2006 года сайта pravoslavie. ru), который читается в этот день в некоторых православных храмах.
Икона всех Русских святых монахини Иулиании (Соколовой)
Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в Земле Русской просиявших» в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова). О каждом святом, который попал на образ, иконописец искала информацию по житиям и другим источникам, чтобы найти точное подобие иконописного изображения.
Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город — как основание русского Православия, а второй — как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых.
Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.
«Давно я ждал эти глаза…»
К 120-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)
8 ноября – 120 лет со дня рождения выдающегося иконописца XX века монахини Иулиании (Соколовой, 1899-1981).
Творчеству Марии Николаевны было присуще послерублевское направление, близкое к Дионисию. Её иконы, как это свойственно древнерусской живописи, всегда были узнаваемы по звонкости, прозрачности и чистоте красок. Их художественное совершенство воспринималось как откровение. Они были оценены даже на уровне ЮНЕСКО.
Невозможно с точностью сказать, сколько ею было написано икон, трудно установить, где многие из них находятся. Ведь Мария Николаевна всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь их. И сегодня иконы, написанные монахиней Иулианией, есть в разных монастырях и храмах, в домах священников и мирян.
«В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, – писала Мария Николаевна, – и её важно сохранить незамутненной».
Рискуя оказаться в ГУЛАГе, эта подвижница ездила по всей стране, копировала и сохраняла старые иконы, создавала новые.
Очень точно сказано о М.Н. Соколовой в предисловии к её книге «Труд иконописца», выпущенной в 1995 году (эта книга стала учебником для начинающих иконописцев):
«Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества».
Мария Николаевна родилась 8 ноября 1899 года (в день святого Архистратига Михаила) в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах близ Таганки.
Её мать – Лидия Петровна – была дочерью священника Петра Терентьевича Некрасова, служившего в одном из храмов Новодевичьего монастыря.
У Марии Николаевны были две младшие сестры – Лидия и Серафима. Родители сумели привить детям любовь к Богу и Церкви. Лидия Петровна почти каждую неделю ездила по четвергам в часовню великомученика Пантелеимона на молебен и брала с собой дочерей. Она рано научила детей читать по-славянски, и перед сном они читали на выбор один из акафистов.
…Уже с четырехлетнего возраста Мария много рисовала. В 9 лет она поступила в V Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. В двенадцатилетнем возрасте Мария лишилась отца, который был для неё во многом примером и учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства, молилась, просила святителя Николая указать ей её путь. Кто-то из друзей семьи посоветовал пойти в храм святителя Николая на Маросейке к отцу Алексию Мечёву. Батюшка встретил её словами: «Давно я ждал эти глаза…».
Отец Алексий Мечёв стал духовным отцом Марии Николаевны. С первой же исповеди у батюшки она начала записывать в дневнике его слова, сказанные ей. Эти записи она вела в течение почти 10 лет – до смерти батюшки. Его духовное наставничество определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны.
Именно она составила подробное «Жизнеописание старца отца Алексия Мечева». Этим она ускорила приближение дня прославления его в лике всероссийских святых на Архиерейском Соборе 2000 года.
«Отец Алексий, – отмечается в «Жизнеописании», – всегда возводил руководимых им к подвигу духовному, то есть наиболее трудному и существенному. Но всё трудное начинается с лёгкого. Внешний подвиг необходим, хотя самый малый, он воспитывает силу воли, без которой невозможен никакой, тем более духовный, подвиг. Но надо прежде взвесить силы и возможности». «Семь раз примерь, – говорил батюшка, – один раз отрежь, а на что уж решился, того надо держаться во что бы то ни стало. Иначе цель не достигается. Например, молитвенное правило пусть будет небольшое, но оно должно выполняться неопустительно, несмотря на усталость, занятость и другие помехи».
…Время духовного становления Марии Николаевны совпало с бурными событиями в России. «Общее настроение, – говорится в «Жизнеописании старца о. Алексия Мечева», – было тревожно-выжидательное.
Отец Алексий имел обыкновение каждую субботу после всенощной выходить на краткий молебен перед чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Однажды во время такого молебна на виду у всех из глаз Царицы Небесной покатились слёзы.
Наступил 1917 год, которому суждено было стать роковым для всего прежнего строя России. Обычный круговорот жизни начал ломаться с каждым днём все более и более и самым коренным образом».
В 1917 году Мария Николаевна окончила гимназию. Ей было предложено занять место учителя рисования уже в советской школе. Она согласилась, но вскоре же ей было велено прочитать детям атеистическую лекцию.
Мария Николаевна решительно отказалась, ушла из школы и устроилась в частную студию Ф.И. Рерберга и А.П. Хотулева в Москве, где углублённо занималась рисунком.
Вскоре, благодаря своим знакомым, она поступила художником-графиком в издательство «Энергия». Исполнение сложных графических работ дома давало ей возможность свободно располагать своим временем.
В 1923 году отец Алексий окончил свой земной путь. Всё попечение о пастве и церкви он передал своему сыну, иерею Сергию.
Отец Сергий благословил Марию Николаевну обучаться иконописи у Василия Осиповича Кирикова. Мария Николаевна написала в это время копию с чудотворного образа Заступницы Земли Русской – Владимирской иконы Божией Матери.
Желая изучить древние фрески, в 1928 и 1929 годах Соколова одна ездит в закрытые храмы и монастыри северных русских городов. Она делала копии с фресок в Ферапонтовом монастыре, зарисовывала их в Новгороде и Пскове, сознавая необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твёрдо веря в то, что всё это не должно умереть.
В 1934 году храм Николы в Кленниках был закрыт. Незадолго до этого Мария Николаевна выполнила тринадцать высокохудожественных акварелей с детальной проработкой интерьера всего храма.
Вскоре начались преследования всех прихожан и духовенства Маросейского храма. Многие из них подверглись репрессиям.
Отец Сергий, также причисленный ныне к лику святых, был отправлен в ссылку, где Мария Николаевна его неоднократно посещала.
Она помогала членам общины, которые шли и шли к ней, всем, чем только могла. Всегда была спокойна и лишь предупреждала приходящих:
– Только не наступайте на четвертую, седьмую и десятую ступени.
Эти ступени сильно скрипели и могли выдать гостей следившему за матушкой соседу. По воспоминаниям близких ей людей, «на собрании прихожане никогда не впадали в осуждение кого бы то или чего бы то ни было, никогда не было пустых разговоров. Мария Николаевна всегда задавала тему и тон беседы, духовно питала, утешала и советовала; уезжали от неё радостные и обновлённые душой».После собрания матушка выходила «подмести» крыльцо, и, если все было спокойно, то гости по 2-3 человека быстро расходились. Она любила повторять:
– Всё в руках Божиих. Я молюсь, и Господь по милости своей хранит меня. Конечно, боюсь, но полагаюсь на волю Божию.
Храм свт. Николая в Кленниках. 20-30 гг. ХХ в.
В 1938 году умерла мама Марии Николаевны – Лидия Петровна. Она всю свою жизнь окружала дочь особенной заботой, бережно относилась к её внутреннему миру. Таким же близким человеком для неё, особенно после смерти матери, стала её сестра – Лидия Николаевна.
В это время Лидия Николаевна с семьёй собиралась уехать из Москвы в Сергиев Посад. Мария Николаевна, по благословению отца Сергия, поехала в Рыбинск, где жила слепая матушка Ксения, к которой обращались за советом даже архиереи. Марии Николаевне она сказала:
– Марфа и Мария, Марфа и Мария.
Мария Николаевна поняла это так, что ей не надо оставаться в Москве, а следует соединиться с семьёй сестры. Они поселились в посёлке Семхоз, в нескольких километрах от Троице-Сергиевой Лавры.
Мария Николаевна продолжала неустанно трудиться: писала иконы и работала в издательстве. Досок для икон в то время достать было невозможно. Она писала миниатюрные иконы, удивительные по тонкости исполнения, с изображением двунадесятых праздников и избранных святых, на бумажных, картонных и грунтованных с двух сторон холстиках («таблетках»).
Маленькая комната-келия Марии Николаевны была напоена духом молитвы и мирной тишины. Все, кто переступал её порог, ощущали эту благодатную духовную атмосферу. В комнате теплилась лампада перед чтимой Феодоровской иконой Божией Матери из храма Николы в Кленниках. В последние годы своей жизни, чтобы спасти святыню, Мария Николаевна передала её в ризницу Покровского храма при Московской Духовной академии архимандриту Иоанну (Маслову). Когда в 1990 году вновь открывается храм Николы в Кленниках, святой Феодоровский образ Божией Матери по милости Божией и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вернулся в свой храм.
«Теперь, как и прежде, по средам после вечерни совершается молебен с пением канона и водосвятием перед этим чудотворным образом, – говорил в одной из проповедей приснопоминаемый настоятель храма Святителя Николая (с 1990 по 2009) протоиерей Александр Куликов (1933-2009). – Москвичи с благоговением прибегают к святому Феодоровскому образу Божией Матери, не прекращает она являть Свою дивную помощь и в наши дни».
В 1946 году произошло знаменательное событие: была вновь открыта древняя русская святыня – Троице-Сергиева лавра, которая находилась в полном запустении. Мария Николаевна как художник-иконописец получила приглашение участвовать в возрождении обители преподобного Сергия. С этого времени начался основной период в её творческой жизни: нет в лавре храма, где бы матушка Иулиания не потрудилась как иконописец или реставратор.
«Надо представить себе то время, – вспоминала об этом одна из учениц-помощниц Ирина Васильевна Ватагина (1924-2007). – Казалось, что нет возможности работать для Церкви. Реставратор икон при музее – вот предел. Мой учитель из Третьяковской галереи И. А. Баранов с тоской говорил: «Если бы мы с тобой работали для храма, как бы горело сердце!». Но это были только несбыточные мечты. И вдруг. Конечно, мне все представлялось чудом. Да так оно и было».
…В августе-сентябре 1949 года (всего за два месяца!) ею были выполнены росписи Серапионовой палаты – «Труды Преподобного Сергия», «Видение Преподобному Сергию птиц», «Благословение князя Димитрия Донского», «Беседа Преподобного Сергия со святителем Алексием» и другие, изображающие события из жития преподобного Сергия.
В 1950 году, во время реставрации в Троицком соборе, Мария Николаевна сделала копии почти со всех икон праздничного ряда иконостаса, принадлежащих кисти преподобного Андрея Рублева. Тогда же Мария Николаевна написала образ преподобного Сергия с 19-ю житийными изображениями – список с иконы XV века, приписываемый иконописцу Дионисию или мастеру его школы. Эта икона помещена в местном ряду Троицкого собора у раки с мощами преподобного Сергия.
В начале 50-х годов для Серапионовой палаты была написана большая икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию».
Икона Явление прп.Сергию Пресвятой Богородицы
В 1955 году под руководством Марии Николаевны группой молодых художников была расписана лаврская праздничная братская трапезная. Для другой лаврской трапезной Мария Николаевна написала три иконы: «Божия Матерь Одигитрия», «Преподобный Сергий», «Преподобный Никон».
В том же году по её эскизам и под её руководством группой тех же молодых художников расписан Покровский академический храм.
В 1971 году ко Дню интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (много лет он был наместником лавры) монахиня Иулиания по специальному разрешению написала в Третьяковской галерее в размер подлинника копию с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.
Монахиня Иулиания написала иконы для ризниц лавры и Академии, запрестольный образ в главный алтарь Трапезного храма, Плащаницы Спасителя и Божией Матери, кресты с изображением Распятого Спасителя, иконы на митры и панагии, много уникальных пасхальных яиц.
…В 1976 году в лавре была создана реставрационно-иконописная мастерская. Бригадой этой мастерской во главе с монахиней Иулианией были реставрированы иконы из Никольского придела Успенского собора, Трапезного храма, притвора Троицкого собора, Предтеченского храма и ризницы лавры.
Живописные реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством монахини Иулиании и при её непосредственном участии.
Особое место в творчестве Марии Николаевны занимала тема «Русских святых». К ней она обращалась на протяжении всей своей жизни. Она собрала о русских святых большой материал: находила подобие каждого лика изображаемого святого по разным источникам, изучила весь житийный материал. Во многом эта работа была определена общением Марии Николаевны с известным иерархом Церкви – епископом Афанасием (Сахаровым), по просьбе которого она подготовила Лицевые святцы русских святых.
В 1950-е годы ею были написаны четыре большие иконы «Собор русских святых». Две из них находятся в Троице-Сергиевой лавре, одна – в Свято-Даниловом монастыре в Москве и одна – в Воскресенском соборе в городе Тутаеве Ярославской области.
Ею созданы также иконы «Собор святых града Владимира», «Собор ярославских святых», «Собор святых Первосвятителей всея России», «Собор святых святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие иконы с избранными святыми.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в 1958 году Мария Николаевна организовала иконописный кружок при Московской Духовной академии. Студенты, желавшие заниматься в этом кружке, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, она постепенно опытным путём создала свою программу и метод обучения.
…После кончины монахини Иулиании Иконописный кружок в Московских духовных школах продолжал существовать под руководством её преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе была создана первая в нашей стране Иконописная школа.
Храм свт. Николая в Кленниках. Современный вид
Когда Церкви вернули храм Николы в Кленниках, в нём, как это было в 1920-е годы, также было восстановлено иконописание. Ученица монахини Иулиании Ирина Васильевна Ватагина стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Эти две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве, послужили основной базой для открывшейся в 1992 году кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Первые студенты трудились непосредственно в мастерской маросейского храма, которая остается одной из главных мастерских кафедры и по настоящее время. Впоследствии на кафедру пришли молодые преподаватели – ученики маросейской школы, а также выпускники Иконописной школы при Московской Духовной академии.
Роспись нижнего храма свт. Николая в Кленниках
В том же, 1970-м, Марию Николаевну награждают орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени. А в 1975-м Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен вручил ей орден святого князя Владимира II степени. Этим орденом за всю историю его учреждения награждены только четыре женщины. В 1980-м она удостоена ордена преподобного Сергия Радонежского.
Выставка работ монахини Иулиании (Соколовой) в Музее имени Андрея Рублева 2010 г.
«О матушке Иулиании, – писал её внучатой племяннице и одной из верных учениц Н. Е. Алдошиной в апреле 1983 года приснопоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006)), – надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси. ».
Символично, что, уже, будучи тяжело больной, монахиня Иулиания написала образ Святой Троицы. Эта работа, которая расположена ныне над входом в Святые врата Троице-Сергиевой лавры, стала для монахини Иулиании последней. 16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. За час до смерти она в полном сознании причастилась Святых Христовых Тайн. Господь милостиво избавил её от мучительных страданий, присущих её тяжкой болезни.
Прощание Святейшего Патриарха Пимена с монахиней Иулианией
Первым простился с покойной в Троицком храме лавры прибывший в обитель Святейший Патриарх Пимен, который благословил монахиню небольшой Владимирской иконой Божией Матери. Её погребли на кладбище в посёлке Семхоз.
Жизнеописание
Родители Марии Николаевны – священник Николай Соколов и Лидия Петровна
У Марии Николаевны были две младшие сестры – Лидия и Серафима. Родители были глубоко верующие, сумели привить детям любовь к Богу и Церкви.
Лидия Петровна почти каждую неделю ездила по четвергам в часовню великомученика Пантелеймона на молебен и брала с собой дочерей. Она рано научила детей читать по-славянски и перед сном они читали на выбор один из акафистов. Мария всегда отличалась серьезностью, не участвовала в детских забавах. С ранних лет любила читать Священное Писание, Жития святых и посещать богослужения. Уже с четырехлетнего возраста она с большим желанием много рисовала. Однажды, когда ей было около шести лет, она сидела зимним вечером у окна, глядя на темное небо, и вдруг, увидела на небе четырехконечный крест, сияющий дивной красотой. Об этом она рассказала матери, а впоследствии акварелью нарисовала виденный ею крест.
Сестры Мария (стоит) и Лидия Соколовы
В 9 лет Мария поступила в V Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. В двенадцатилетнем возрасте она лишилась отца, который был для нее во многом примером и учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства, молилась, просила Святителя Николая указать ей путь. Кто–то из друзей пойти в храм на Маросейке к отцу Алексию Мечеву. Батюшка встретил ее словами: «Давно я ждал эти глаза». Отец Алексий стал ее духовным отцом. С первой же исповеди у батюшки она начала записывать в дневнике его слова, сказанные ей, и такие записи вела в течение почти 10 лет, до смерти батюшки. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь монахини Иулиании. Впоследствии она составила наиболее полное воспоминание об отце Алексие.
Мария Николаевна в юности
Особого внимания заслуживает руководство отца Алексия, которым постоянно пользовались его духовные дети. «Им он, казалось, особо отдавал свои силы, время, заботы даже не отеческие, а скорее материнские по своей теплоте и сердечности». Вот что пишет монахиня Иулиания в своих воспоминаниях. «Отец Алексий всегда возводил руководимых им к подвигу духовному, то есть наиболее трудному и существенному. Но все трудное начинается с легкого. Внешний подвиг необходим, хотя самый малый, он воспитывает силу воли, без которой невозможен никакой, тем более духовный подвиг. Но надо прежде взвесить силы и возможности. «Семь раз примерь, – говорил батюшка, – один раз отрежь, а на что уж решился, того надо держаться во что бы то ни стало.
Протоиерей Алексий Мечев(1859 – †1923)
Но это внимание не должно сводиться к праздному наблюдению своих мыслей, состояний и переживаний. Следить за собой, как говорил батюшка, значило не только замечать дурные мысли и пожелания, но и сопротивляться им постоянно. А так как силы наши немощны и ничтожны, то надо призывать помощь Божию, молиться, а чтобы внутреннее око было зорче и чище, необходимо все время приносить покаяние в неизбежных ошибках. Путь человека ко спасению, к Богу должен заключаться, по учению батюшки, в следующем: «Надо полюбить Господа всем своим существом и отдать ему всего себя. Все мысли, чувства, желания направлять на то, чтобы угодить Господу, и стараться направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было легко с нами жить. И как в жизни и поступках надо забывать свое «я», забывать себя, быть как бы чуждым себе, а жить скорбями и радостями каждого человека, с которым нас Господь поставил, так и в молитве нужно искать не для себя радостей и утешения, а, забывая себя, отстраняясь от себя, просить только силы у Господа исполнять Его повеления на земле, куда Он нас послал для того, чтобы мы, исполняя Его волю, работали Ему и трудились для Него». Этот путь избрала для себя монахиня Иулиания, следуя заветам духовного отца до конца своей жизни.
Мария Николаевна в 1918 году
Время духовного становления Марии Николаевны совпало с особенно тяжелыми и бурными событиями в России. «Общее настроение было тревожно–выжидательное. Отец Алексий имел обыкновение каждую субботу после всенощной выходить на краткий молебен перед чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Однажды во время такого молебна на виду у всех из глаз Царицы Небесной покатились слезы.
Наступил 1917 год, которому суждено было стать роковым для всего прежнего строя России. Обычный круговорот жизни начал ломаться с каждым днем все более и более и самым коренным образом. Давно нависавшая грозная туча разразилась. Теперь все слои общества, начиная с высших, должны были пройти трудный путь очистительных испытаний. Закрытие Духовных школ, опустевшие университеты, разложение учащейся молодежи, закрытие Кремля, разгон монастырей, национализация церковного имущества, разрушение храмов, осквернение святых мощей и икон, брожение и разделения в среде духовенства, и все среди усиливавшегося голода, холода, тифа и прочих бедствий» 5 . «…Вечером трамвайное движение прекращалось. Идти можно только пешком. Ни души на улице, шаги эхом отдаются на противоположной стороне, во дворах одиноко стоящих домов. Распространялись рассказы о каких-то бандитах, прозванных «прыгунчиками».
1917 год был для Марии Николаевны годом окончания гимназии. Ей было предложено занять место учителя рисования уже в советской школе.
Митрополит Московский Макарий (Невский;†1926) и священник Сергий Мечев
В 1923 году отец Алексий окончил свой земной путь. Все попечение о пастве и церкви он передал своему сыну, иерею Сергию. Отец Сергий унаследовал от отца широкое, пламенное сердце и всей душой принял духовную семью батюшки. Он обладал глубоким богословским умом и привлекал много интеллигентной молодежи, для которой его беседы были целым откровением. По благословению отца Сергия была проведена реставрация нижнего храма. Опытные мастера-реставраторы (из старообрядцев) восстановили древнюю архитектуру.
Вот некоторые его размышления из этого письма о проблемах современного иконописания.
«…Приходит другое время – является живая потребность и стремление к постижению Первообраза. Древняя икона восстает как недоступное прекрасное, как полнота церковности. Мы мечтаем об искусстве первообразном, которого мы лишены. Оживление интереса к иконе и поиски возможности вернуться к иконописи заставляют прибегать к помощи того иконописного ремесла, которое сохранилось еще благодаря старообрядчеству. Технические приемы – это единственное, что осталось от иконописи.
Икона, написанная со всем знанием иконописных приемов, хотя бы и со вкусом, но без творческого осознания законов иконописного дела, производит впечатление совсем обратное тому, какое она должна производить. Вместо собирания души, она ее рассеивает и беспокоит; как бы она ни походила на древнюю икону высокого стиля – она фальшива, и тем более, чем более отдельные элементы походят на древние.
…Все это неправдиво и является следствием внешнего созерцания древних икон, без творческого восхождения к Первообразу.
…Нужно иметь творческий дар, чтобы древняя икона была дверью к Первообразу. Тут совершенно недостаточны вкус и художественное дарование.
Что же делать? Или же совсем не писать иконописно. Думаю, что и это было бы неправильно. Даже и то знание, которое дает иконописное мастерство, нужно и полезно, но нечего обольщать себя надеждой, что через него есть выход к иконописи. Писать хорошо копии с древних икон – это уже очень большое дело, тут приложимы и дарование, и вкус, недоступные современникам, ремесленным иконописцам.
Написать хорошую копию, а не подделку – это уже дело художника-иконописца. Но чтобы подготовить путь к иконописи творческой, нужно совсем другое – осознание законов пластической формы, по существу таковой является форма иконописная.
Научить этим законам почти невозможно: можно их только осознать, но можно, по крайней мере, и знать. В общем, положение как будто безвыходное, но ведь дело, на которое мы надеемся, почти чудо.
Всякое усилие в этом направлении ценно, необходимо. Но суррогат иконописи, дающий иллюзорный вкус высокого стиля, и лицемерен, и вреден. Пусть уж иконопись будет убога, но правдива.
К форме. мы не можем не стремиться, как не можем отказаться от стремления к познанию Первообраза».
В этом письме Комаровский упоминает и о Марии Николаевне, говоря: «Среди членов Вашей общины Вы стремитесь возбудить интерес к делу «хваления Бога в лицах». А лучшим достижением в этом направлении служат работы Марии Николаевны Соколовой. Она не только прекрасно усвоила технические приемы иконописания, но и стремится не только копировать, но и войти в сферу свободной композиции. Само по себе, как таковое, это уже «достижение» и, конечно, является выражением живой потребности».
Эти годы были для Марии Николаевны периодом творческого становления как иконописца. Глубокое созерцание икон помогало ей войти в молитвенный мир иконы. Возрастая духовно, она обратилась к отцу Сергию Мечеву за благословением на монашеское пострижение. Сохранилось письмо отца
Этого не мы добиваемся, а нам дается. Можно по-разному ко всему подходить и нам, так же, как по-разному подходили к Спасителю окружавшие Его люди. Ведь апостолы тоже не все понимали из того, что говорил их Учитель, но любовь к Нему и детское доверие говорили их сердцу: «Он не может сказать ничего плохого, а если мы не понимаем, то потому, что мы малы, грубы». Так и ребенок, любящий свою мать, считает, если что мама сказала, то значит все. она не скажет плохого. Были другие, которые разумом все старались постичь и понять в такой личности, как Христос, и споткнулись о несообразности и непонятности, начали критиковать, придираться и тд. и отпали от Него. Много можно еще всего сказать, но на словах всего нет возможности написать. Мне думается, ты попадаешь в этом своем усилии все понять в молитвах на неверный путь. Разве ты забыла, кто написал это все, какие люди; лучше счесть себя за маленькую и еще ничего не понимающую и обойти такие набегающие на душу вопросы молчанием, чем всего пытливо доискиваться. Этого хочет разум, а не сердце.
Строки из письма Марии Николаевны воскресят те годы ее жизни.
Мария Николаевна в 1943 году.
«Дорогой Лизочек! Наконец представляется возможность написать тебе все более подробно, чем раньше. Беспокойство, от которого ты уехала, все еще продолжается там: Елену Сергеевну все таскают; остальных будто бы оставили «пока». Все очень голодают. Борис Васильевич и Мария Петровна, да и все питаются, главным образом, комбикормом и тем, что смогут достать. За это время умерло много людей, перечту тебе их. Павлик Оленин; прислали недавно извещение о смерти Миши Мамонтова, скончавшегося еще в феврале прошлого года в Саратовской тюрьме. На днях умерла Мария Николаевна в 1943 году Леля Лебедева, потом Таисия Ефимовна, Николай Густович, Сережа Сапожников и еще другие; всех выпишу тебе в отдельном списочке. Умирает совсем Катя Синельщикова, муж пропал без вести у нее, она совсем одна.
Ируська Черненькая по–прежнему обслуживает всех окрестных старушек и дум о поездке к тебе не имеет. Удивляться на нее приходится, но сила Божия в немощи совершается. Жили мы всю зиму исключительно на то, что Лида продавала наш белый хлеб на рынке и на эти деньги покупала пшеницу стаканами, на два дня. Теперь хлеба белого стали давать только по сто граммов на карточку. На этом выгадывать очень трудно. Словом, Лида – мученица; но благодаря ее трудам мы лучше себя сейчас чувствуем. Я уже не имею того звериного голода, какой был прошлой осенью и зимой, когда я готова была есть из помойки; могу «терпеть» голод и спокойно уже смотрю на хлеб, В связи с этим стали уже приходить мысли о посте. Хочу с тобой поделиться опытом своим в этом отношении. В прошлый Великий пост решила я отделять раз в день от своего кусочка хлеба маленькую дольку, может быть, граммов 15–20, для нищих. Этому последовал потом Женя, так что эти кусочки мы могли подать случающимся нищим. Главная трудность была не в том, что голодно после, такой крошкой все равно не наешься, но трудность сделать именно так, как решила. Нечто вроде, несколько иначе, я проделала в Петровский. И видела в этом для себя большую пользу. Душа встает в какое-то положение трудящейся, бодрствующей, трезвящейся, и так как это трудно, то она чаще прибегает к сердечной просьбе и мольбе к Господу о помощи, чтобы выдержать, не сдать. А от частой сердечной молитвы пробуждается сознание и ощущение везде присутствия Божия. Вот как все одно за другое цепляется, а начинается с такого маленького и, казалось бы, ничтожного…
Одной из ее первых больших творческих работ была роспись Серапионовой палаты, посвященная Преподобному Сергию Радонежскому. В росписях «Труды Преподобного Сергия», «Видение Преподобному Сергию птиц», «Благословение князя Димитрия Донского», «Беседа Преподобного Сергия со святителем Алексием» и других изображены события из Жития Преподобного
После работы в Серапионовой палате Мария Николаевна начала со своими ученицами систематические занятия иконописью. Это была небольшая группа из 4–5 человек, сплоченных любовью к русской иконе и глубоким уважением к своей наставнице. Наряду с практическими занятиями по изучению техники иконописи, Мария Николаевна многое открыла для них в духовной жизни, читала и рассказывала. Они учились писать с икон-образцов, написанных Марией Николаевной.
Освоив основные приемы иконного письма со своими ученицами, Мария Николаевна подключила их к большой работе над иконами для иконостасов двух Приделов в московском храме пророка Ильи Обыденного. Это были 1952–1953годы. Написано 17 икон для иконостаса и 12 икон небольшого размера для Царских врат. Особого внимания заслуживают иконы с изображением русских святых. Их четыре: «Святители Московские с Владимирской иконой Божией Матери», «Святители Киевские с изображением Божией Матери Печерской» и две иконы с изображением «Всея России чудотворцев» в молении за Землю русскую. Но вернемся в Лавру. В 1950 году, во время реставрации в Троицком соборе, Мария Николаевна сделала копии почти со всех икон праздничного ряда иконостаса, принадлежащих кисти преподобного Андрея Рублева. Она писала на грунтованных с двух сторон холстиках, так называемых «таблетках»(размер 25 х 19 см), работая на лесах. Тогда же Мария Николаевна написала образ Преподобного Сергия с 19-южитийными изображениями – список с иконы Х\/ века, приписываемый иконописцу Дионисию или мастеру его школы. Эта икона помещена в местном ряду Троицкого собора у раки с мощами преподобного Сергия. В начале 50-х годов для Серапионовой палаты была написана большая икона «Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию». В это же время написаны для Никоновского придела Троицкого собора иконы «Преподобный Сергий» и «Святитель Алексий», ряд икон для сени над мощами преподобного Никона, в их числе иконы с изображением учеников Преподобного Сергия.
Художники, выполнявшие росписи в храмах Троице-Сергиевой Лавры и Москвы. Мария Николаевна и ее ученицы (слева направо): Е.С. Чуракова, И.В. Виталина, М.С. Чуракова. М.Н. Соколова, Е. Лункина
Одна из уникальных икон – образ «Преподобного Никона с житием» с 20-ю житийными изображениями (размер 140 х 118 см). В этой иконе выразилось глубокое размышление Марии Николаевны над иконным творчеством Дионисия. Икона находится над гробницей с мощами преподобного Никона.
Несомненный интерес представляют работы 1951–1952 годов в среднеазиатском городе Фергане. Архиепископ Ташкентский Гурий назначил сюда в храм настоятелем отца Бориса Холчева, духовного сына отца Алексия Мечева. «Владыка Гурий открывал Троице–Сергиеву Лавру в 1946 году, затем был переведен на Ташкентскую кафедру. Он любил небольшой ферганский храм во имя Преподобного Сергия. Для него из Лавры Владыка привез икону Преподобного Сергия с частицей его святых мощей. Кроме еще двух икон, в храме икон не было. Вместо иконостаса была белая штукатуренная стена. Общий вид храма был крайне убогий. Владыка Гурий и отец Борис очень хотели видеть в храме иконостас, напоминающий Троицкий собор в Лавре.
Монахиня Иулиания написала иконы для тяблового трехрядного иконостаса по образцу иконостаса Троицкого собора. По причине крайней удаленности и трудности доставки икон, они писались на холстах в Лавре.
Во многом эта работа была определена общением Марии Николаевны с известным иерархом епископом Афанасием (Сахаровым). По его просьбе она подготовила также Лицевые святцы русских святых. Сохранилось его письмо.
«Милость Божия буди с Вами, родная моя Мария Николаевна. Посылаю Вам списки русских святых для святцев и хочу поделиться с Вами моими мыслями по этому предмету. Синодальные святцы напечатаны на 48 листах, по 4 на каждый месяц. Русских святых значительно меньше. Я думал бы разместить их всего на 20 листах, как у меня в списке размечена красным карандашом. На каждом листе изображения располагаются в три ряда, как размечено синим карандашом. Только на листах 2–м и 20–м Соборы преподобных Печерских изобразить без разделения на ряды, 3 общей группой, как обычно изображаются Соборы святых. Самые изображения, я думаю, лучше дать в таком виде, как в большинстве наших Лицевых иконописных подлинников, то есть только контурные изображения. Очень хочется, чтобы поскорее, хотя бы в таком виде, были изготовлены наши святцы, чтобы и я мог увидеть их, а ведь мне недолго уже осталось жить. А потом можно будет сделать и более совершенные изображения, подобные тем, какие Вы делаете для редакции, а может быть, и цветные. В дальнейшей разработке святцев на Вас можно будет возложить только руководство и наблюдение. А помощники у Вас найдутся.
На 21– м листе над Собором святых вселенских на воздусе –изображение Богоматери в рост, как на иконах Покрова, только не с архиерейским омофором, а с распростертым мафорием, то есть головным покровом восточных женщин.
Вот, кажется, все, что я хотел Вам сказать. Но все мои пожелания не считайте для себя совершенно обязательными. Рассуждайте сами, как лучше сделать.
Господь да хранит Вас и да помогает Вам в Ваших трудах, полезных для Церкви Православной. Призываю на Вас Божие благословение.
Спасайтесь о Господе.
Богомолец Ваш епископ Афанасий.
30 сентября 1959 года.
Р.S. Мечтаю быть в Лавре на праздник Преподобного. Тогда хотел бы повидаться с Вами. Кажется, будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе «Всех русских святых». Но. мой заказ раньше сделан.
Р.Р.S. На иконе владимирских святых сделайте надпись «Собор святых града Владимира и области его». А на задней стороне иконы сделайте такую надпись: «В Успенский Собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания – смиренное приношение епископа Афанасия». Епископ Афанасий был глубочайшим знатоком литургики и русской агиологии. Несомненно, их творческое содружество содействовало углубленному пониманию и выражению иконографическими средствами смысла и значения подвига русских святых, пронизанного любовью к Богу, своему Отечеству и народу. Тема « Русских святых» занимала особое место в творчестве монахини Иулиании, к ней она обращалась на протяжении всей жизни.
В 1957 году в Лавре, в Трапезном храме во имя Преподобного Сергия Радонежского, были устроены два боковых придела: во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна написала иконы для иконостасов этих приделов. В их числе образ «Московских святителей с Владимирской иконой Божией Матери» и икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому», где Мария Николаевна изобразила свою святую покровительницу – святую мученицу Иулианию. В том же году в подарок ко Дню Ангела наместнику Лавры архимандриту Пимену (ныне почившему Святейшему Патриарху) она написала Владимирскую икону Божией Матери, басменный оклад на которую изготовил ювелир Ф.Я. Мишуков. Несколько позднее в Трапезном храме для иконостаса ХVII века главного придела во имя Преподобного Сергия Мария Николаевна написала в стиле всего иконостаса недостающие иконы из праздничного ряда. Нельзя не сказать о том, что широкий интерес именно к древней иконе, к технике иконописи последовал уже после кончины монахини Иулиании. На протяжении своей жизни матушка Иулиания видела и испытывала то, что было нередким в церковной среде, – непонимание духовной ценности изобразительного языка древней русской иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописному изображению. Сейчас даже трудно представить, каким это было испытанием для нее. Неоценим вклад матушки в дело разъяснения значимости древнерусской коны и утверждения иконописных традиций именно в Лавре, среди братии монастыря и среди будущего духовенства. В 1958 году Мария Николаевна организовала при Московской Духовной Академии иконописный кружок. Студенты, желающие заниматься в кружке, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, она постепенно опытным путем создала свою программу и метод обучения, сделала наглядные учебные образцы. «Учеба иконописца – это не академические штудии, а дело жизни, подвиг, учеба духовная, как вместить в краски и линии невместимое,
Занятия иконописного кружка в Московской Духовной Академии. Конец 1950-х годов
Сначала мы писали детали одежды, отдельно личное. Когда все это было пройдено, наступил самый трепетный момент. Это был момент, когда она говорила‚ что ты можешь писать икону.
Взирая на эту икону, снова переживаю этот момент – священный момент, когда впервые я своей кисточкой изображал лик святою угодника Божия. В иконописной мастерской была особая духовная атмосфера – духовный оазис.
Мария Николаевна была не только учителем иконописи, но и учителем нашего православного благочестия. Потому многие обращались к ней за советом. И я неоднократно, будучи уже в монастыре, когда переживал трудные моменты, какое-то уныние, открывал шею душу перед ней. Она, имея богатый духовный опыт, всегда помогала. И когда писали семестровые сочинения, тоже обращались за советом, потому что она знала хорошо богословскую литературу.
Беседы наши были задушевные. Конечно, больше мы вопрошали, а о себе она мало говорила, не любила о себе говорить, как и вообще это присуще людям, живущим духовной жизнью. О том, что Мария Николаевна в постриге, мы не знали. Все касающееся внутренней жизни и внутреннего делания было сокровенно – такая черта была у Марии Николаевны. Она как-то поделилась со мной своим внутренним желанием, что ей хотелось бы перед смертью поболеть такой болезнью, чтобы особо себя приготовить к переходу в вечность, и жизнь показала, что Господь услышал ее молитвы и ее желание.
В иконописной мастерской. (Мария Николаевна наблюдает за работой своею ученика – будущего епископа Алипия.)
Во время занятий, когда мы рисовали, она часто просто читала. У нее в сумочке всегда была книга о подвижниках благочестия ХVII–ХIХ веков. Мы очень любили эти чтения, слушали, затаив дыхание, как будто никого нет. Мария Николаевна была для нас духовной отдушиной.
Монахиня Иулиания за работой
Отпевание монахини Иулиании ( Трапезный храм Троице–Сергиевой Лавры, разрешительную молитву читает архимандрит Кирилл)
В 1970–1971 годах в городе Дмитрове в Казанском соборе вместе с бригадой студентов – учеников иконописного кружка –проведена реставрация икон иконостаса и стенной живописи.
В 1976 году в Лавре была создана реставрационно–иконописная мастерская.
Прощание Святейшего Патриарха Пимена с монахиней Иулианией
В 1970 году Мария Николаевна приняла тайное монашеское пострижение, к которому стремилась еще с ранней юности, с именем святой мученицы Иулиании (память 30 августа, совпадает с празднованием преподобного Алипия Иконописца).
Русская Церковь наградила ее орденами святого князя Владимира III и II степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского и тремя церковными медалями. До последних дней жизни она неустанно трудилась. Последней работой, которую монахиня Иулиания писала, будучи тяжело больной, был образ Святой Троицы, расположенный над входом Святые врата Троице–Сергиевой Лавры.
Последняя лития в Троице-Сергиевой Лавре
16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иули–нии. За час до кончины она в полном сознании причастилась Святых Христ–вых Таин, Господь милостиво избавил ее от мучительных страданий, присущих ее тяжкой болезни.
Чин погребения совершался в Лавре, в храме Преподобного Сергия. «Его возглавил наместник Лавры архимандрит Иероним. Ему сослужили собор монастырского, академического и приезжего духовенства.
Алдошина А.В, Алдошина Н.Е.
Из воспоминаний Лидии Николаевны Соколовой
Церковные ведомости, 1901, №9 27. (Заметка к статье «Юбилейные церкви».)