иконописная мастерская новодевичьего монастыря
Иконописная мастерская Новодевичьего монастыря
За годы работы наши иконописцы подвизались в большинстве значимых иконописных мастерских страны. Причем, если сейчас у нас есть своя мастерская, то это не значит, что мы прекратили сотрудничество с нашими коллегами. Яркий пример тому – Иконописная мастерская Новодевичьего монастыря. На текущий момент мы тесно сотрудничаем и плодотворно трудимся рука об руку.
Сама мастерская была основана (а вернее возобновила свое существование) в 2011 году. Благословил ее восстановление митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В первую очередь это было сделано для нужд самого монастыря. Причем как для реставрации уже имеющихся икон, так и для создания копий с них, а также написания новых образов. Помимо этого, мастерская осуществляет и такие работы как:
Помимо того, что иконописная мастерская Новодевичьего монастыря осуществляет полный цикл работ для собственных нужд, не обходятся стороной и выполнение заказов для сторонних заказчиков. Это могут быть как храмы, монастыри и подворья, так и частные лица.
Квалификация иконописцев позволяет осуществлять как разработку и выполнения работ по созданию полных иконостасов, так и венчальных икон, мерных, семейных, житийных и других образов.
На сайте монастыря в разделе «Мастерские» можно найти контактные данные для связи с иконописным отделом и последующим заказом икон. Так же представлены фотографии некоторых работ и некоторые моменты из жизни мастерской.
Древние иконы
Как и писалось выше Новодевичий монастырь обладает уникальной коллекцией древних православных икон. Как на подлинники, так и на копии можно посмотреть воочию. Сделать это можно на территории обители в Софьиных палатах. В них открыта и постоянно работает выставка Богородичных икон: «Величай душе моя…»
Иверская икона Божией Матери (Новодевичий монастырь)
Дорогие братия и сестры, представляем вашему вниманию список с Иверской иконы Божией Матери, Новодевичьего монастыря.
Иконописец: Осипов Александр. Сергиев Посад. Август, 2018 год. Размер иконы 40х25 см.
Икона выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.
С более подробным описанием Иверской иконы Богородицы вы можете ознакомиться здесь.
Далее расскажем об иконе Новодевичьего манастыря.
1.) В царствование Алексея Михайловича архимандрита, афонскаго Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшаго у него в милости новоспасскаго архимандрита Никона, желавшаго приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел, чтобы архимандрит Пахомий доставил в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при граматах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух граматах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь (пишет Пахомий в грамате царю), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону. (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).
И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, – только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 18-го октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и безчисленным множеством народа; а 14-го октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшаго с антиохийским патриархом Паимием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а чрез 5 месяцев по прибытию ея Никон рукоположен был в митрополита новгородскаго.
В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день – говорят Дворцовые Разряды – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверсия, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда от Парфения, патриархa цареградскаго, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита казанскаго и свияжскаго. А из соборныя церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриархъ московский». Из техже Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ея в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующаго:
Купить Иверскую икону Божией Матери
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Божией Матери – Иверская. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Иверской иконы Богоматери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописный список Иверской иконы Божией Матери, приобретенный в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принес мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.
Строгий и печальный взгляд Царицы Небесной постоянно напоминает нам, что Русь свята, свет всему миру, что цель русского народа нести веру Христову миру, который сейчас так нуждается в этом. На протяжении всей истории нашей страны, светит нам особым светом духовной звезды Мать, прижимающая к себе Ребенка.
Иконописная мастерская новодевичьего монастыря
После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.
Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц
ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.
С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.
Мастерские
Иконописно – реставрационная мастерская при Московском Новодевичьем монастыре организована в 2011 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Основной задачей мастерской является пополнение и сохранение иконного фонда монастыря посредством копирования древних образов, создания и разработки новых иконографий, переработка и интерпретация известных образов, а также реставрация старинных икон.
Мастерская работает в различных стилях, направлениях и техниках в рамках канона и традиций иконописи Православной Церкви. Используем природные пигменты, сусальное золото, липовые доски.
После того, как в 1994 году Новодевичий монастырь был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.
Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей. Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей — преподобной Еленой (Девочкиной) — и хранились в монастырских мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение. Этот вид прикладного искусства издавна был для русской женщины средневековья одной из немногих доступных для нее сфер приложения способностей и раскрытия художественных дарований.
С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.
Иконописная мастерская новодевичьего монастыря
После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.
Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц
ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.
С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.