иконы написанные евангелистом лукой фото
Иконы написанные евангелистом лукой фото
Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утверждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).
Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая – Киккская (26 декабря /8 января и 12 /25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитрии-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15 /28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября).
Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.
На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.
Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 89 см, ширина 63 см. Евангелист Лука представлен пишущим икону Богоматери (зеркальный вариант иконографии Богоматерь Тихвинская). За ним изображена Премудрость в виде крылатого ангела. Евангелисту позирует Богоматерь. Перед Ее грудью помещено поясное изображение Младенца Христа. Инв. № 2241. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.С. Иконы Пскова. М., 2003. № 95. С. 210
Чем дальше во времени первые века юной Церкви, тем дороже все, что с ней связано. Вот места, где ступали ноги Апостолов Христовых, вот иконописный образ, к которому прикасались их руки, или даже руки Самой Пречистой. Такова природа особого почитания икон кисти, как считается, первого иконописца – Апостола Луки.
Был ли евангелист первым иконописцем
Апостол, автор Евангелия, спутник и ученик великого Павла, называемый им «врачом возлюбленным» — все это Лука. По имени Апостола и тексту Евангелия многие предполагают его греческое происхождение. Другие говорят о том, что Лука был иудеем, ведь он стал Апостолом из семидесяти. Во всяком случае, это человек умный, образованный, судя по всему, обладающий многими дарованиями, от литературных талантов до обширных медицинских познаний. Церковное предание как Востока, так и Запада, приписывает Луке еще один талант – художника-иконописца, запечатлевшего для нас облик Пресвятой Богородицы.
Исторические сведения
Русский литургист и историк А. П. Голубцов пишет, что первые сведения о Луке-иконописце дошли до нас по источникам времени византийского императора Юстиниана (VI в.). Византийский историк, известный под именем Феодора Чтеца, пишет об иконе Богородицы св. Луки. Ее царица Евдокия привезла из паломничества на Святую Землю.
Полезные материалы
То, что первые Богородичные образы созданы Лукой, считалось общеизвестным, не требующим доказательств фактом. Особенно много свидетельств о Луке-иконописце от VIII в., когда начинает распространяться иконоборческая ересь. Полемизируя с еретиками, многие св. отцы приводят сведения об иконах Луки как доказательство древности происхождения и Богом установленного почитания иконописных образов.
Такие факты предания приводятся:
На предании о Луке-иконописце основан греческий подлинник XII-XIII вв.:
«Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».
Пишущим Мадонну изображается Лука и западными художниками вплоть до эпохи Возрождения.
Однако, Священное Писание нигде не упоминает иконописные таланты св. Луки, что в XIX в. дало основания некоторым ученым оспаривать предания о Луке-иконописце, как не имеющие исторической основы. В качестве аргумента указывался запрет любых изображений Бога и людей, принятый у евреев: ведь первая христианская община образована из иудеев. Если считать Луку одним из 70 Апостолов, то он-де должен быть евреем. Каким же образом он, воспитанный на Законе, смог даже подумать о возможности изображений? Несостоятельность гипотез легко опровергается даже одним текстом Священного Писания. С первых веков многие христианские писатели пишут, что Лука – возможно, грек, из язычников. Потому изображение людей не было ему чуждо.
Если же Лука был евреем, нужно учитывать влияние на него «Апостола языков» Павла, когда-то правоверного «фарисея, сына фарисея», как он сам о себе говорил. Пережитая Павлом (Савлом) встреча с Господом произвела переворот, всю дальнейшую жизнь он посвятил проповеди среди язычников, утверждая христианство как мировую религию, где «нет ни эллина, ни иудея». Эти революционные для того времени мысли не могли не быть восприняты его близким другом и учеником Лукой.
Понятно, что появление икон должно было произвести подлинный переворот в сознании христиан из иудеев. Тогда иерусалимские христиане могли особо отметить именно этот талант Апостола Луки, что и осталось в истории.
Святой Лука и Божия Матерь
Предание свидетельствует, что Лука писал иконы Христа, Апостолов Петра и Павла. Но больше всего рассказывает об иконах Богородицы. Почему? Пожалуй, ответ можно найти в Евангелии. Лука значительно подробнее повествует о жизни Богородицы, чем другие Евангелисты:
Остается предположить, что все эти подробности Евангелист узнал от Самой Марии, с Которой его могли связывать близкие отношения, возможно, подобные отношениям с Иоанном Богословом, нареченным сыном Пречистой. Понятно поэтому, что икон Лука написал больше всего именно Богородичных.
Предание об образах Божией Матери, созданных при Её земной жизни
Церковные историки считают, что Лукой написаны три образа, легшие потом в основу всей иконографии Богородицы. Это мнение основано на «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом Лукой» 1422 года. Оно излагает историю создания икон под руководством самого Архангела Гавриила и доносит до нас слова Пречистой:
«Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет».
Иконография: Владимирская икона Божией Матери. Датировки: XII в. Первая треть XII в. Иконописная школа или художественный центр: Византийская иконопись. Происхождение: Из Константинополя. Около 1130 года привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в 1158-1161. В 1395 году, 26 августа, во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву. Икона была помещена в Кремлевском Успенском соборе. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 104 см, ширина 69, 78 см. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Икона неоднократно поновлялась. На оборотной стороне изображен Престол и Орудия Страстей. Инв. № 14243 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. №1
Считается, что эти образы стали основой 3 типов Её изображений, распространенных в Церкви и до сего дня:
Вместе с тем, можно встретить сведения о том, что кисти Апостола принадлежит значительно больше образов Богородицы, не менее 20. Из них, по данным Л.А. Успенского, в Русской Церкви находятся около 10, на Афоне – 13, на Западе – 8.
К числу таких икон относят, среди многих других:
Иконография: Корсунская икона Божией Матери. Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 38,5 см, ширина 33 см. Оплечное изображение Богоматери с Младенцем. © Самарский областной художественный музей
Об этих и некоторых других образах сохраняется благочестивое мнение в церковной среде, связывающее их со св. Лукой.
Однако церковные историки полагают, что эти и другие Богородичные иконы можно возводить к св. Луке, говоря словами Л.А. Успенского,
«в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении Апостольских Правил или апостольской Литургии. Они восходят к Апостолам не потому, чтобы сами Апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».
Что касается датировки, то как светские, так и церковные историки полагают, что появление образов относится к IX-XI вв. Местом создания, судя по стилю и технике написания, называют Византию. Очевидно, что иконография образов имеет единый источник, сложившийся в древности порядок изображения Богоматери и Младенца – от черт Ликов до одеяний. Возможно, такая традиция и была задана иконами Евангелиста. Но что же первые образы апостольского века, сохранились ли они?
Где сейчас находятся оригиналы
Среди множества образов, приписываемых св. Луке, есть 3, история и судьба которых позволяет возводить их к первым векам христианства.
Киккская
Это икона «Умиление». Наименование получила по месту нынешнего пребывания, в Киккском монастыре на о. Кипр. Древность иконы подтверждена Преданием: считается, что в течение первых веков христианства она пребывала в Египте в одной из христианских общин. С X в. перевезена в Константинополь. На Кипре же образ оказался с XI в. по повелению Самой Богородицы, повелевшей перенести Свою икону из императорского дворца в монастырь Киккос.
Уже с древности Лики Богородицы и Христа были закрыты пеленой. Причина этого точно не известна. Но существует немало рассказов о наказании тех, кто дерзал поднять пелену и узреть святые Лики. Поэтому учеными икона до сих пор не исследована.
Сумельская икона
Образ считается древнейшей Одигитрией. Он упоминается по крайней мере с конца IV в. Известно, что тогда образ пребывал в Афинах и имел славу написанного св. Лукой. В 385 г. монахи Варнава и Софроний пришли помолиться Богородице перед святыней. Вдруг они услышали голос. Пречистая повелевала им следовать за иконой. Тут же два явившихся Ангела подняли образ и пошли с ним из храма. Изумленные монахи последовали за ними. Икона остановилась на горе Мела, в провинции Понт. Здесь Сама Богородица повелела инокам построить монастырь. Так на большой высоте, в совершенно безводном месте возникла пещерная обитель. По чуду, явленному Богородицей, у пещеры открылся водный источник, существующий до сих пор.
Монастырь существовал даже после захвата этих мест Турцией: многие явные чудеса на этом месте не давали мусульманам разорить обитель. Только в начале XX в., когда Греция была разбита в войне с Турцией, монахов принудительно выселили с Мелы. Удалось спасти чудотворный образ. Сейчас он находится в Македонии, в новом монастыре. Как и прежде, монастырь называется Панагия Сумела, по имени иконы.
Филермская икона
Это изображение Богородицы без Христа, в молитвенном положении. Её лик печален и полон любви к людям, за которых Она ходатайствует перед Богом.
Императоры собирали здесь реликвии со всего христианского мира. Особенно славилась церковь Богородицы, расположенная в местности Влахерна. Здесь хранились Нерукотворный Образ Христа, терновый венец и другие исключительные для христиан святыни. Свое достойное место заняла и икона кисти Луки.
С XII в. образом завладели крестоносцы ордена иоаннитов. Они хранили святыню до 1799 г. Наименование Филермской происходит от часовни, построенной для иконы на холме Филермо на о. Мальта, резиденции иоаннитов. Здесь образ пребывал с 1570 г.
В 1798 г. Мальту захватили французские войска. Мальтийские рыцари решили обратиться к заступничеству российского императора Павла I, благоволившего иоаннитам. В знак признательности за поддержку, 12 октября 1799 г. мальтийцы передали России три святыни, веками хранившиеся крестоносцами:
С 1800 г. появилось общецерковное празднование этого события.
Впоследствии Филермская икона находилась сначала в Гатчине, затем в Петербурге. После 1917 г. образ оказался заграницей. Последним местом его пребывания стала социалистическая Югославия, где икону сокрыли в тайнике. Однако, она была изъята спецслужбами. Верующим святыня возвращена с 1993 г. Сейчас она пребывает в часовне музея г. Цетинье Черногории.
Иконография: Смоленская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Происхождение: Из церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (около 1492 г.), села Покровское в Долгих Слободах, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 87 см, ширина 66 см. Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Спасителя сложена в жесте благословения, в левой руке свиток. Поступила в музей в 1930 году. Реставрация: ВХНРЦ, 1981 г., реставратор – Пригородова О.А.Инв. № 508/1. © Череповецкое музейное объединениеЛитература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 15
Современная иконография и древние свидетельства
С абсолютной точностью невозможно установить, какой из древних образов Богородицы принадлежит кисти св. Луки, а какой является списком. Очевидно, что современная иконография Богородицы восходит к единой традиции, созданной в древние времена. Именно тогда запечатлены драгоценные для каждого верующего черты Лика Пречистой, к первым векам восходят и особенности изображения Богородицы и Христа. И новейшая иконография опирается на древнее предание, бережно храня и память, и драгоценный опыт общения с Матерью Божией св. Луки и Апостолов.
Иконография: Одигитрия. Датировки: XVI в. Происхождение: из церкви Иоанна Златоуста села Саунино. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 72 см, ширина 43 см. Почти все поле средника занимает полуфигура Богоматери. Пропорции вытянутые. Правая рука согнута в локте. На левой держит сидящего Младенца. Лик его обращен к Богоматери, но практически утрачен. Правой рукой благословляет, в левой держит свиток, она согнута в локте и скрыта складками охристо – коричневого гиматия. Инв. № КГИАХМ КП 778. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Нам очень дороги реликвии юной христианской Церкви первых веков. Но пелена, с древности закрывающая загадочную Киккскую икону – как бы повеление не допытываться того, что выше нашего разумения. Все иконы Богородицы, традиция создания которых восходит к Апостолу, чудотворны и благодатны.
Автор: Наталья Сазонова.
Видео
Насельник одного из монастырей провел работу по актуализации сведений о почитаемых образах Божией Матери. Итоги работы изложены в книге. Некоторые мысли о проделанной работе автор высказывает в анонсе своей работы.
Христианские святыни Падуи
О гробнице и мощах апостола и евангелиста Луки
После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.
Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.
Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.
Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317–361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.
Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.
Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.
Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105–1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332–363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.
Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.
В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.
В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.
Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.
Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.
Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.
На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell’Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.
В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.
Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.
18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:
В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.
Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.
Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.
В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.
В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро – небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897–1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.
1.Padua. Basilika der Hl. Justina. Geschichte und Kunst. – Padua: Studio Fotografico Georgio Deganello. (Без года). – 71 с.
2. Гробница св. апостола евангелиста Луки. Информационный материал бенедиктинского аббатства св. Юстины в Падуе. – 4 стр.
3.Сongresso Internazionale San Luka Evangelista. Basilica di Guistina.18 Ottobre 2000. – Padova: Nuova Grafotecnica, Casalserugo, 2000.
4. Schaber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen, Seligen und Namenspatrone. –Pattloch, 1999.