индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся

«Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования».

Автор: Ермакова Наталья Евгеньевна

как средство повышения качества образования».

На сегодняшний день проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повышение успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.

Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ, которые, опираясь на возрастные возможности школьников, содержат перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач.

Индивидуализация – новый подход к образованию, процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

Результаты: индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических способностей школьников; оптимизация учебного процесса, особенно применительно к способным и одаренным учащимся ( творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы); представление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности; формирование адекватной самооценки учащихся; учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

Основной задачей индивидуализации обучения является обеспечение максимально возможной глубины и овладения материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, сохранение, формирование и дальнейшее развитие индивидуальности, умственной самостоятельности, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную деятельность.

Цель индивидуализация обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся.

Индивидуализация в реальной практике относительна, с наполняемостью учебных групп до 25–30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика, невозможно. Поэтому, как приближение к индивидуализации можно рассматривать сельские школы с малой накаляемостью учащихся в классах.

Учителю легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений. Личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга.

Практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);

Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.

В заключение отметим, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе­ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.

Несколько простых советов.

1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва­ лить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­ тересно с ним.

3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ ленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

8.Помните, что ошибка одного может породить мысль друг o го. Не пугайтесь детских ошибок.

9. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

10.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

11.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

12.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ ний детей.

1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – №7. – С. 18.

2. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Педагогическая энциклопедия / Под ред.А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964. – С. 543.

5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 183 с.

6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.

Источник

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся. Смотреть фото индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся. Смотреть картинку индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся. Картинка про индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся. Фото индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 08.11.2013

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Касторная, И. А. Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи / И. А. Касторная, Л. В. Рядинская, Е. В. Кайдалова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4476/ (дата обращения: 06.11.2021).

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве, которое приобретается на протяжении всего обучения посредством лаконичного взаимодействия учителя и учащегося. Индивидуальный подход в обучении способствует всестороннему развитию личности учащегося — умственному, физическому, нравственному, а также его профессиональной ориентации.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, творческий подход, умения, навыки.

Умения и навыки, приобретаемые на уроках технологии, представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по выполнению рабочих операций в процессе приготовления пищи, построении чертежей, раскроя ткани, изготовления отдельных швейных изделий.

Существует два уровня усвоения трудовых действий — первичный и высший. Первичный предполагает правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов. Этот уровень усвоения получил название умение. Для выполнения конкретного трудового действия необходимо определенное умение. А это значит, что умений требуется столько, сколько существует видов трудовых действий [1, с.27].

Каждое трудовое действие делится на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из системы знаний создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнять действия практически, то есть образ действия имеет решающее значение в формировании умения.

Для сообщения знаний учащимся о трудовом действии часто используют такие методы обучения, как беседа, показ, рассказ. С помощью этих методов как бы описывают внешние признаки действия: последовательность, совокупность, характер движений. Для достижения наибольшей результативности эти методы следует использовать в сочетании, так как они дополняют друг друга: показ наглядно иллюстрирует выполнение действия, а объяснение и рассказ помогают понять, почему его следует выполнять именно так и на какие моменты при этом следует обращать особое внимание.

Усвоив образ действия, и постоянно совершенствуя свои трудовые умения, учащиеся добиваются того, что эти умения достигают высшего уровня выполнения действия, который получил название навыка. При сформированном навыке выполнения действие становится автоматическим. Если учащийся достиг этого уровня, то он осуществляет контроль за качеством выполнения изделия, а не за инструментом, как это бывает в начале, выполняет действия с нужной скоростью и точностью. В таком случае можно считать, что умение перешло в навык [1, с. 51].

На данном этапе обучения является важным не только демонстрировать каждое действие, но и упражнять учащихся отдельно, немедленно исправляя ошибки, так как они почти для каждого индивидуальны.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является привитие учащимся навыков культуры труда. С первого занятия необходимо объяснить, что культура труда складывается из следующих элементов:

— организация своего труда как части труда всего коллектива класса, школы;

— планирование и учет своей работы;

— творческий подход к любому делу на базе усвоенных теоретических знаний с использованием специального оборудования, чертежей, технологических, инструкционных карт;

— ритмичная и аккуратная работа изготовления полезных, красивых и прочных вещей;

— рациональная организация рабочего места, содержание его в чистоте и порядке;

— экономное расходование времени и материалов, бережное обращение с оборудованием и инструментами;

— неукоснительное выполнение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Успешное формирование навыков культуры труда во многом зависит от окружающей обстановки. Потому необходимо уметь создавать на уроках соответствующую обстановку и атмосферу.

Не менее важным является процесс воспитания у учащихся чувства коллективизма, умение и стремление рассматривать свой вклад как часть общего труда всего коллектива. Например, на занятии по кулинарии работу звена следует строить так, чтобы каждая девочка отвечала за определенный участок работы: одна за качество нарезки овощей, другая за их тепловую обработку, третья за чистоту посуды. И если одна из них плохо выполнит свои обязанности, общий результат труда будет низким, что скажется на оценке выполняемого задания. Постепенно к учащимся приходит понимание того, что только совместный добросовестный труд получает общественное призвание, приносит заслуженное уважение каждому.

Важно научить учащихся планировать свой труд, учитывая при этом технологическую последовательность рабочих операций. Все действия во время операций должны быть продуманы и точны. Неточность ведет к переделкам, а, следовательно, к потере времени, снижению качества изделия. Точность порождает легкость работы, обеспечивает высокое качество изделия.

На занятия по различным учебным темам продумываю и выбираю целесообразные темы работы. Высокий темп работы хорош только тогда, когда сочетается с высоким качеством работы, поэтому большую помощь оказывают учащимся инструкционные технологические карты, в которых указаны последовательность изготовления изделия и примерное время на выполнение каждой операции. Также, учитывая индивидуальные возможности учащихся в соответствии с их умениями и навыками, можно изменять время на выполнение той или иной операции. При этом добиваемся главного — умения укладываться в общее время, отводимое на выполнение всего задания. Учащиеся должны понимать, что своевременному выполнению задания способствует правильная организация рабочего места.

Важно, чтобы учащиеся понимали, что хорошая организация рабочего места облегчает труд, помогает четко спланировать и выполнить в срок трудовое задание. Учащиеся также должны привыкнуть к правильной рабочей позе, следить за тем, чтобы работа была хорошо освещена, чередовать трудные виды работы с более легкими, систематически проветривать окна.

На уроках технологии особое внимание отводится соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанию бережного отношения к материалам и инструментам, оборудованию. Девочки должны хорошо усвоить и точно соблюдать правила работы на швейных машинах, уметь ухаживать за ними (чистить, смазывать), устранять несложные неполадки.

Не менее важной задачей для учителя технологии является научить учащихся экономно расходовать материальные средства. При работе с тканью, например, следует показать, как из сэкономленной ткани можно выкроить дополнительные детали или небольшое изделие. Так из оставшихся после кроя кусочков ткани можно сшить прихватки, косыночки и т. д. Маленькие кусочки различных тканей можно использовать для изготовления коллекции тканей.

Одно из важнейших требований культуры труда — умение использовать теоретические знания в практической работе. Стремление внести в нее творческое начинание. И на уроках кулинарии, и при обработке швейных изделий, и в процессе электротехнических работ могут возникнуть творческие замыслы; необходимо только создать все возможности для их реализации.

Особенно много творческой фантазии учащиеся проявляют при выборе отделки для швейных изделий: подбирают цвет и рисунок отделочной ткани, создают орнамент для вышивки. Учащиеся ищут свои оригинальные варианты решений поставленных перед ними задач и добиваются самых интересных результатов.

Удачно выполненные работы надо обязательно поощрять: показывая их всему классу, предоставить возможность учащимся коллективно отмечать достоинство каждого изделия, отбирать лучшие изделия для выставки. В таких условиях задания воспринимаются с радостью, труд становится одним из первых жизненных потребностей.

Формирование культуры труда тесно связано с трудовой дисциплиной. Укрепить дисциплину, значит рационально использовать рабочее время, соблюдать правила внутреннего распорядка, бережно относится к материальным ценностям, четко выполнять все правила техники безопасности. Одним из проявлений культуры является внешний вид учащихся, их одежда. Необходимые требования к рабочей одежде — удобство, гигиеничность, безопасность.

Формы и методы воспитания трудовой культуры могут быть самые разнообразные. Можно проводить беседы о значении культуры труда, можно использовать доступный материал из газет, журналов, проводить экскурсии. Рассказывать, как культура труда связана с общей культурой (поведение, одежды, речи, общения с людьми и т. д.).

Главный путь воспитание культуры труда — систематическое выполнение требований в процессе трудовой деятельности в учебной мастерской. На каждом занятии учащиеся должны вырабатывать и закреплять навыки культуры труда.

Необходимо убедить учащихся в том, что культура труда — это требование времени. Только владея высокой культурой можно с наименьшей затратой сил достигнуть наивысшей производительности труда и отличного качества продукции.

1. Мельникова Л. В. Методика обучения: (Обслуж. труд). Учебное пособие для уч-щ по спец. «Преподавание труда и черчения в ср. общеобразоват. шк»./Л. В. Мельникова, Л. В. Осипова, Т. Б. Фридман; под ред. Л. В. Мельниковой. — М.: Просвещение, 1998.-224 с., ил.

Источник

Мастер-класс по теме ««Индивидуализация подхода в обучении как средство для реализации творческого потенциала учащихся».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Индивидуализация подхода в обучении как средство для реализации творческого потенциала учащихся».

Подготовила учитель начальных классов

В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца.

Сегодня начальное образование призвано решать главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, т.е. систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Мое собственное видение «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи :

-развивать детскую фантазию, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы и сказки;

-решать сложные проблемные задания;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Я использую основные принципы творческого воспитания:

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности).

создание обстановки, опережающей развитие детей;

предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях. (РЦДО).

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

Урок –проект » Узоры и орнаменты на посуде». Слайд 3.

( Принести работы учащихся).

Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть задание “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный.

На уроках чтения как чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы.

Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д.При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Урок литературного чтения. Рассказ Н. Носова » На горке». Слайд 4,5,6.

После прослушивания аудио, работа по вопросам.

Работа в парах. Пересказ от имени Котьки. ( Проверяем друг друга).

Инсценировка эпизода. ( Аудио)

Картинный пересказ. Слайд 7.

Нарисовать иллюстрации по чтении рассказа. ( Или дома).

По одному произведению можно выполнить много творческих работ, как на уроке, так и дома.

Творческие способности учеников в полной мере проявляются на уроках изобразительного искусства и технологии. Ведущими мотивами этих видов деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации.

Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения.

Многие ребята создают совместные творческие проекты. Слайды 8,9,10,11,12.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Источник

Статья «Индивидуализация обучения и развитие творческих способностей учащихся»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Рогачева Т.В. учитель математики, методист ГБОУ №103 Санкт-Петербурга

Кайсина Н.А. методист, учитель математики ГБОУ №103 Санкт-Петербурга

Родичева А.Ф. директор ГБОУ №103 Санкт-Петербурга

В современном мире остро стоит проблема творческого развития личности. Каждая цивилизованная страна заботится о творческом потенциале общества. Увеличивается внимание к развитию творческих способностей ребенка, предоставление ему возможности обнаружить их.

Несмотря на то, что проблема развития творческого начала у учащихся исследуется давно, много вопросов остается нерешенными. Как и ранее, большинство учебного времени отводится репродуктивной, нетворческой деятельности, значительная часть заданий в учебнике также имеет воспроизводственный характер. Поэтому актуальным на сегодня является использование на практике технологии формирования творческой личности.

Развивая творческие способности учащихся, необходимо придерживаться определенных правил в организации обучения:

принцип связи с практикой жизни;

принцип оптимального сочетания индивидуальной и коллективной форм работы; форм учебно-творческой деятельности;

принцип веры в силы и возможности.

Строя свои уроки, педагог должен :

1 . Предусматривать решение различных творческих задач.

В процессе решения творческих задач учащиеся создают некий творческий продукт, например – написание рассказов, стихов, сказок, создание рисунков, поделок, макетов. Уникальной лабораторией разума является воображение и фантазия.

2. Направлять учащихся на поисковые виды работ.

Поиск может удивить, заставить задуматься.

Практика показывает, что более производительными, прочными, осознанными становятся те знания, которые ученик добывает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на уроках способствуют проблемные ситуации. Перед учащимися ставится определенная познавательная задача, содержащая противоречие или познавательный интерес. В поисках ответов на вопросы появляется дискуссия разных мнений, работа побуждает учащихся к размышлению, поискам и выводам.

Открытия, которые делают дети на уроках незначительные, но они дают истинное наслаждение. Чем больше создается для учащихся ситуаций затруднения, которые они могут преодолеть, тем чаще они переживают радость открытия, тем интенсивнее развивается у них интерес к знаниям, науки, обучения. И творческие способности детей растут.

3. Создавать проблемные ситуации.

Проблемная ситуация формирует мышление.

Как один из приемов создания проблемных ситуаций желательно широко использовать «минутки рассуждения», что способствуют развитию мышления как логического, так и образного.

Результативность работы в коллективе зависит от деятельности каждого.

5. Использовать интерактивные методы обучения, которые одновременно решают три основные задачи:

Нравятся детям технологии «Микрофон», интервью, «театр одного актера».

Работа в парах дает возможность эффективно обсудить поставленный вопрос.

Работа в малых группах используется для решения более сложных задач.

Учащиеся выступают активными участниками учебного процесса, что позволяет эффективнее поглощать новую информацию через «погружение» в общение.

Так, построение предложения « Мне нравится», « Я так думаю» дает возможность выработать у учащихся навыки связной речи, умение спорить и аргументировать свое мнение.

6. Особого значения придавать дидактическим играм и заданиям, которые развивают логическое мышление, память, внимание. У детей развиваются:

самостоятельность в мышлении;

смекалку и изобретательность

Приведем образцы практических заданий для развития памяти, логического мышления, внимания и творческих способностей учащихся:

путешествия по лабиринтам «Отыщи сказочных героев», «Помоги найти потерянные вещи»;

«Собери рассыпанные буквы, составь слова»;

«Составь из предложенных цифр четные или нечетные числа»

математический круг примеров (решить пример, раскрасить соответственно предложенным условным обозначениям цветами). Творческое задание – придумать название орнамента, который получил ученик;

игра «Лес – природы родной дом» (раскрасить разными цветами зверей, птиц, насекомых);

интересные упражнения на выработку навыков настойчивости и усидчивости (обвести все буквы кружочком, а цифры квадратом; раскрасить кружочки синим карандашом, квадратики – зеленым, треугольники – красным, ромбики – желтым; найти в каждой строке два одинаковых цвета);

«Загадочный рисунок» – отгадать загадки и раскрасить рисунок по схеме цветов.

8. Использовать систему самопроверки и самооценки.

Для учащихся начальных классов – это вербальное оценивание, но для мотивации и поощрения желательно использовать различные смайлики, печати, наклейки.

Ученики основной школы учатся оценивать в баллах (по 5-бальной системе ) свои работы и работы своего соседа по парте, ищут ошибки, помогают друг другу исправлять эти ошибки.

9. Широко использовать нестандартные уроки, которые наиболее полно учитывают возрастные особенности, интересы, склонности, способности каждого ученика. На таких уроках сочетаются элементы традиционных уроков – восприятие нового материала, усвоение, обобщение – но в необычных формах. Мы в своей практике используем интерактивные формы работы:

• создание собственных проектов (дети работают в группах);

Широкое использование нетрадиционных методик, которые применяем на уроках, побуждает учеников к самостоятельному труду, к творческому мышлению, поиску. В центре внимания учителя находится организация учебной деятельности учащихся в зависимости от содержания и готовности детей. Именно это особенно влияет на учебные результаты, творческое развитие личности. Стоит проводить урок-игру, урок-сказку, урок-экскурсию, уроки-фантазии и мышления, урок-путешествие, урок-викторину, урок-конференцию, урок с групповой формой работы.

К нестандартным урокам учитель готовится заранее, выбирает самых активных, инициативных, хорошо подготовленных учащихся по теме (если это новая тема, то избранные ученики прорабатывают материал самостоятельно, при этом учитель обязательно контролирует и оказывает консультации); объясняет их обязанности.

Во время подготовки к нестандартным урокам решаются педагогические задачи:

1) Как лучше совместить методы и приемы во время объяснения определенного материала?

2) Как дифференцировать самостоятельную работу?

3) Как изучить личность ученика?

4) Как повлиять на безразличных детей?

5) Как найти долговременные стимулы к труду?

6) Как лучше всего проверить домашнее задание?

7) Как преодолеть речевую неразвитость учеников?

Этих проблем очень много. Освоение на творческом уровне новых методик требует того, чтобы на уроках достичь взаимосвязи учебного, развивающего и мотивационного компонентов учебной деятельности, утверждать гуманные взаимоотношения в классе, активно использовать различные формы сотрудничества с учениками. Для этого в процессе подготовки и проведения урока следует ориентироваться не только на его содержание, но и обдумать, как это сделать с наибольшей пользой для развития творческой личности ребенка, сохранения его эмоционального благополучия, оптимизма, развития позитивного отношения к обучению, умения учиться.

Для этого «аудитории» предлагаются образцы вопросов для дискуссии, основные темы для игры «Брейн-ринг» или урока-путешествия. При этом учитель может подсказать тактику поведения во время проведения урока.

Нестандартные уроки побуждают учащихся к самостоятельной работы, развивают творческое мышление, приучают к поиску, учат использовать различные средства информации.

Для таких уроков характерны:

• коллективные способы работы;

• активизация познавательной деятельности;

• партнерский стиль взаимодействия;

• интерес к учебному материалу;

• значительная творческая составляющая;

• нестандартные подходы оценивания.

10. Проводить интегрированные уроки

Для обеспечения оптимальных условий для развития творческой личности школьника необходима интеграция. Практика показала, что методически правильное построение и проведение интегрированных уроков влияют на результативность процесса обучения:

знания приобретают качества системности;

усиливается мировоззренческая направленность познавательных процессов;

достигается творческое развитие личности;

умения становятся обобщенными.

11. Создавать ситуацию успеха.

Одной из задач и одновременно важным фактором успешности обучения является развитие познавательного интереса, способностей, склонностей и навыков учащихся в процессе изучения учебных предметов.

Поэтому, главная цель учителя: научить детей учиться, привить интерес к знаниям, стремление самостоятельно добывать их. Успешным решением этих вопросов является создание благоприятных условий для познавательной деятельности школьников, которые бы способствовали формированию потребности личности в получении знаний и развития познавательных интересов учащихся.

Именно интерес в таком серьезном и ответственном деле как обучение, способен вызвать удивление, пробуждать мысль, создавать положительный эмоциональный настрой в процессе познания.

Учитель использует различные методы и формы работы для того, чтобы вызвать интерес учащихся к определенной теме и заинтересовать детей, а также методы стимулирования и поощрения. Например, за творческую самостоятельную работу, которая требует обращения к различным средствам информации (книги, журналы, энциклопедии, интернет) можно поставить оценку 5 баллов. Все оценки комментируются, даются объяснения, какие были недостатки и как выполнить работу лучше. Ученики получают разные задания соответственно своим склонностям и способностям (такая работа проводится, начиная с 1 класса) – составить стихотворение, загадку, сказку, нарисовать иллюстрации, придумать логические задачи, выполнить проект на заданную тему. Дети могут работать самостоятельно и в группах.

Особое значение играют современные информационные технологии, они оказывают помощь как во время подготовки, так и в процессе проведения урока. Важным и чрезвычайно полезным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся является мультимедийная презентация. Благодаря ей можно не только продемонстрировать материал по теме, которая изучается, но и развивать внимание и логическое мышление. Уроки становятся более интересными. Младшие школьники, не говоря о старших, уже готовы к работе с ИКТ. Они знают, что такое компьютер, умеют им пользоваться, у них отсутствует психологический барьер: дети не боятся, что сломается машина, не хватит знаний справиться с ней. С удовольствием учащиеся готовят различные сообщения, презентации. Учитель объясняет, как создается презентация, какие существуют правила подготовки презентации, показывает образцы презентаций. Вначале детям, конечно, помогают родители, но они довольно быстро начинают самостоятельно делать презентации и их работы учитель может использовать в качестве наглядности на уроках.

12. Использовать здоровьесберегающие технологии.

Разрабатывая план урока, особое внимание следует уделять чередованию различных видов деятельности, активному отдыху на уроках. А в младшей школе проводить физкультминутки помогают интерактивные подвижные игрушки, которые приносят сами дети. Очень нравятся детям музыкальные физкультминутки, которые проводятся с использованием средств ИКТ. Нужно включать также упражнения для глаз, для мышц туловища, нижних и верхних конечностей. Очень нравятся детям упражнения для пальчиков: «Пальчики здороваются», «Пальчики борются», «Играем на фортепиано» и другие.

Для профилактики искривления позвоночника можно использовать во время письма мешочки с песком. Эти мешочки (одинаковые для всех учащихся) могут помочь сделать родители учеников. Ребенок кладет мешочек на голову во время письма или чтения, когда она слишком наклоняется, мешочек падает. Следовательно, без напоминания учителя дети вынуждены сидеть ровно. Как результат – у учащихся сохраняется правильная осанка, нормализуется зрение.

Как тут не напомнить мудрые слова. А. Сухомлинского, который неоднократно подчеркивал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье учащихся – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы».

Таким образом создавая комфортные условия для развития личности ученика, учитель предоставляет ученику возможность работать самостоятельно и творчески.

Как результат проведенной работы можно сделать вывод: возможности школьников реализуются в различных видах, в том числе в игре, учебе, общении, трудовой деятельности.

1. Расскажи внуку, ООО « Редакция образовательных изданий», № 9, 2011, «Личностно-ориентированный подход к организации деятельности с творчески одаренными детьми». – С. 2-6.

2. Развитие умственных способностей учащихся. – Начальная школа, № 1, 2014. – С. 5.

3. Развитие творческой личности в условиях построения современной школы» // Расскажите внучку: газета для учителей, методистов, детей дошкольного и младшего школьного возраста. – К. : ООО «Редакция образовательных изданий» – № 1, 2010. – С. 3 – 8.

4. Чекина А. Ю. Интегрированные уроки в начальной школе: учебно-методическое пособие / О. Ю. Чекина. – [2-е изд.] – Харьков: Основа, 2008. – 192 с. – (Серия «Педагогические инновации Мастерская»). – ISBN 978-966-495-066-1.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *