индивидуализация обучения предполагает найдите ошибку
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии и географии.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии и географии.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ. В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологии, направленные на личность, на её индивидуальность. Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения в методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособление методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
индивидуальный стиль умственной деятельности
психофизические особенности учащихся.
На основании типических индивидуальных особенностей, которые определяют количество учебной работы и особенности поведения учащихся, в исследовании Мурачковского В.И. «Психологические аспекты организации дифференцированных форм работы на уроке» (Советская педагогика 1983 г., №10) выделено 4 типа школьников:
Высокая обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика, проявляющейся в стремлении выполнить работу добросовестно, тщательно, используя рациональные приемы учения. При организации дифференцированной работы с учащимися этого типа необходимо исходить из того, что задания должны способствовать их умственному развитию, удовлетворять и развивать познавательные интересы и склонности.
Высокая обучаемость, но равнодушие к результатам учебы, нежелание работать систематически, выполнять аккуратно и тщательно работу. Это школьники с бесконечным, формальным отношением к учебе и сравнительно низким уровнем самоорганизации. В процессе дифференцированного обучения задания должны быть подобраны так, чтобы имеющиеся у учащегося проблемы в знаниях и особенно в умениях не мешали их выполнению. Цель таких заданий – формирование интереса к знаниям, отношение к учению.
Учащиеся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших успехов в учении прилежанием, организованностью, стремлением использовать рациональные приемы учения. У них развиты чувство ответственности за количество учебной работы и познавательные интересы. С точки зрения дифференцированного подхода этим учащимся целесообразно рекомендовать такие приемы и способы выполнения учебных заданий, которые более соответствуют уровню обучаемости, например, использование наглядного материала (схемы, таблицы, графики и т. д.)
4.Учащиеся, испытывающие серьезные трудности в усвоении знаний. У них отсутствует интерес к учению к знаниям, не сформированы различные учебные умения. Эти школьники с низкой обучаем остью, формальным отношением к учению и низким количеством самоорганизации. Многие не успевают, систематически отстают в учении. Усвоение нового материала этими учениками без специальной помощи практически невозможно, именно эти ученики нуждаются в срочной помощи учителя. Приведенная характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников используются учителем как исходный тип знаний об индивидуальных различиях учащихся, необходимым для осуществления дифферинцированного процесса обучения.
Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса.
Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся – слабые В, сильные А, средние Б.
Дифференциация предполагает не только использование разно уровневых заданий на уроке, но также дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.
При устной проверке знаний первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
2. Объяснение нового материала :
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы а в наши дни чаще презентации к уроку).
При работе с учебником, ребята получают задания разного уровня сложности, инструкцию по их выполнению. Учащиеся имеют возможность выбрать посильные для себя задания, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Например в 7 классе
Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран и ответить на вопрос, почему ЮАР- самая развитая страна Африки? (3 уровень).
В 8 классе при изучении темы «Россия на карте мира предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки России на карте (1 уровень);
2)Найти крайние точки и определить их координаты (2 уровень)
3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами(например с Канадой, по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)
При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, с учениками с высокими учебными возможностями подготавливаю презентации к урокам. А затем совместно с ним объясняем новый материал классу. Этот вид индивидуальной работы позволяет успешно развиваться одарённым учащимся.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
4. Домашнее задание:
Даю дополнительные задания творческого характера, например: придумать сказку по теме «Гидросфера» «Путешествие Капельки», или написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка», «Из личного опыта рыбака» после изучения темы «Рыбы», а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус или нарисовать рыбок из Красной книги.
В классах ученики получили «Виды творческих заданий», где указаны варианты дополнительных заданий.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень);
Основной вывод: дифференцированный подход при обучении возможен на всех этапах урока, а также в процессе выполнения домашних заданий учащимися и дает положительные результаты независимо от достигнутого школьниками уровня усвоения знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии и биологии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку» и другие.
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии, подготавливает подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество. С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяю творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать карту(1 уровень) читать карту(2 уровень)
знать карту(3 уровень)
К примеру, при изучении темы «Внутренние воды Африки» в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
Где Нил берет начало?
От слияния, каких двух рек он образуется?
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей.
Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. В 5-7 классах задания рассчитываются на то, чтобы ученик, формулируя вопросы, целенаправленно работал с определённым разделом учебника, учился вычленять основное. При этом работа ведётся с каждым учеником индивидуально. Она помогает ученикам с низкими учебными возможностями вовремя подтянуться за своими, более способными сверстниками.
С целью контроля знаний и умений составляю тесты с ответами на выбор в 2-4 вариантах, чтобы обеспечить объективность оценки. Они необходимы для получения обзора состояния знаний учащихся. В тестах есть, конечно, некоторый процент угадывания ответов, что определяется количеством предлагаемых для выбора вариантов ответов. Чем больше вариантов ответа, тем меньше процент угадывания. Самый большой процент угадывания у вопросов с ответами «да» и «нет» («верно» или «неверно» утверждение). Но такие тесты я использую лишь в 6 классе. В старших классах я использую тесты с большим количеством вариантов ответов.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты. В ходе зачета ученики выполняют контрольные, индивидуальные задания. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы.
Задания по теме «Кишечнополостные»
Расположите в правильной последовательности стадии полового размножения гидры пресноводной.
Статья на тему «Индивидуализация образовательного процесса»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Индивидуализация образовательного процесса»
Одной из основных задач образования сегодня становится развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. От системы образования требуется формирование гражданина, готового не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, преобразуя ее к лучшему.
Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить человека обоснованно выбирать направление своей образовательной траектории и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной деятельности. Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения. Новым должен стать и характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ученик выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.
Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализацию образовательного процесса.
Индивидуализации образовательного процесса в педагогической практике в последние десятилетия уделяется все больше внимания. Существует немало подходов к определению данного понятия.
Так, Т.М. Ковалева, анализируя сущность индивидуализации в образовании, подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Она утверждает, что индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе. При этом педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других обучающихся. Индивидуализация процесса обучения предполагает, что позиция ученика становится активной, т. е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией [4].
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [2].
Одна из важных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Несмотря на то, что само понятие «индивидуализации обучения» не является новым в педагогической науке, перед большинством образовательных организаций сегодня стоит проблема выбора наиболее эффективной модели индивидуализации обучения, основанной на имеющемся социальном заказе, учитывающей образовательные потребности и познавательные возможности обучающихся.
Индивидуализация обучения определяется как организация процесса обучения – любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся:
от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения;
варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;
использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.
В связи с этим принцип индивидуального подхода в обучении требует, чтобы педагог:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
постоянно привлекал каждого ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность учеников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.
В статье А.В. Кутузова рассматриваются некоторые процессы, происходящие в современном российском обществе и образовании, с целью выделения основных элементов, составляющих сущность индивидуализации отечественной системы обучения и воспитания. Анализируются исторические изменения современного ребенка, как актуальная педагогическая проблема, требующая всестороннего изучения и принятия стратегического решения, которое удовлетворит всех участников образовательного процесса.
В ходе рассмотрения сдвигов, произошедших за последние десятилетия в психофизиологическом состоянии современных детей различных возрастных групп, вносятся предложения по использованию педагогического инструментария, который может повысить эффективность отечественной образовательной системы:
осознание уникальности и неповторимости каждого индивида и, следовательно, ориентация образовательного процесса на потребности самоактуализации конкретного ребенка;
педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение учащегося в условиях диалогичности отношений в образовательной среде;
обобщение и трансляция отечественного и зарубежного педагогического и социально-экономического опыта, с целью создания образовательных условий, максимально эффективных для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
слаженное взаимодействие всех институтов российского общества, направленное на формирование у подрастающего поколения высоких морально-нравственных принципов, экологической культуры и понимания необходимости совершенствоваться как в профессиональном, так и в духовном плане.
А.С. Ковалева также считает, что необходимо внедрять индивидуализацию в процесс обучения «темпы развития личности учащихся глубоко индивидуальны и задача учителя – не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. Достижение целей планируемых результатов возможно только при эффективном использовании индивидуализации обучения в образовательном процессе» [3].
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка – чем больше педагог планирует индивидуальную работу с детьми, тем эффективна его работа. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников / А.А. Кирсанов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 219 с.
4. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Текст] / Т.М. Ковалева // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19–23
5. Кутузов, А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 23.10.2018).
Доклад Тема «Индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии».
Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низками учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить? Считается, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Сл. 1
В контексте индивидуализации обучения понятие “дифференциация” исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Сл. 2
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика. Изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому, наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается иной план наблюдений: особенности умственного развития:
а) внимания, памяти, мыслительных процессов;
б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
Знания ученика и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
г) прилежание, интерес к учебной работе.
Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Дифференцированное педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий в классе.
Обучение мальчиков и девочек, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствуют полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения.
Большое значение в индивидуализации и дифференциации имеет профильное образование.
Создание в учебно- воспитательном процессе условий для свободного выбора предметов при наличии списка обязательных и организация Сочетание обязательного общеобразовательного уровня с возможностью индивидуального развития.
Обязательность диагностирования индивидуальных особенностей учащихся с целью их самоопределение в профилях.
Уважение к личности ребенка, формирование профильных классов и групп согласно интересам к индивидуальным способностям. углубленного изучения профильных предметов.
Необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности.
Кроме того, у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. По теории развития обучение может быть лишь тогда развивающим, если представленные учащемуся задания учитывают уже достигнутый им уровень.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку.
2.Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность.
Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения и методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.
Поскольку «Индивидуализация – цель обучения, дифференциация – средство достижения цели», то в условиях демократизации и гуманизации школьного образования становится необходимым дифференцированный подход к учащимся вообще и на уроках географии в частности.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – древняя традиция, ведь во все времена учащиеся отличаются друг от друга по разным показателям в значительной мере. Это и есть принцип индивидуального подхода, который я пытаюсь применять на уроках биологии.
— дифференцированные задания, используемые при закреплении изученного материала на уроке и контроле знаний и умений учащихся, должны варьироваться по объему и уровню их самостоятельности.
— эффективность учебного процесса возрастает, если дифференцировать по такому же принципу лабораторные работы и домашние задания.
Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:
— прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся, я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала.
— даю учащимся на уроке много самостоятельных заданий, с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.
Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:
— возникновение интереса к изучению биологии;
— желание читать дополнительную литературу;
— сознательное отношение к учению.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
— первый уровень- объяснительно-иллюстрированный.
Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
— второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
— третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото» и другие.
При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
В 6 классе при изучении тем: «Основные формы рельефа суши»,»Реки»,»Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться.
Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровен
Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
Дать сранительную характеристику двух стран и ответить на вопросы –( например, почему ЮАР- самая развитая страна Африки?)
В 8 классе при изучении темы «Россия на карте мира»предлагаю следующие задания.
В 10 классе, при изучении темы «Трудовые ресурсы и занятость населения», предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).
2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать карту(1 уровень)
читать карту(2 уровень)
знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру, при изучении темы «Внутренние воды Африки» в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии. Используя информацию средств массовой информации, решаю одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте.
Используя медиаобразовательную технологию на своих уроках, подготавливаю подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество.
С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию.
При этом рисунок использую как средство географического познания окружающей действительности.
Школьники учатся самостоятельно составлять описания, определения, классификации. Все эти виды работ помогают творчески мыслить, укрепляют уверенность в собственных силах, развивают любознательность, интерес к знаниям и умению добывать их самостоятельно.
Каждому ученику предоставляется возможность проявить свои творческие способности. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета.
Особенность этой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение.
Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику возможность выбора.
При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Тема «Индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии».
Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низками учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить? Считается, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Сл. 1
В контексте индивидуализации обучения понятие “дифференциация” исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Сл. 2
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика. Изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому, наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается иной план наблюдений: особенности умственного развития:
а) внимания, памяти, мыслительных процессов;
б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
Знания ученика и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
г) прилежание, интерес к учебной работе.
Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Дифференцированное педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий в классе.
Обучение мальчиков и девочек, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствуют полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения.
Большое значение в индивидуализации и дифференциации имеет профильное образование.
Создание в учебно- воспитательном процессе условий для свободного выбора предметов при наличии списка обязательных и организация Сочетание обязательного общеобразовательного уровня с возможностью индивидуального развития.
Обязательность диагностирования индивидуальных особенностей учащихся с целью их самоопределение в профилях.
Уважение к личности ребенка, формирование профильных классов и групп согласно интересам к индивидуальным способностям. углубленного изучения профильных предметов.
Необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности.
Кроме того, у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. По теории развития обучение может быть лишь тогда развивающим, если представленные учащемуся задания учитывают уже достигнутый им уровень.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку.
2.Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность.
Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения и методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.
Поскольку «Индивидуализация – цель обучения, дифференциация – средство достижения цели», то в условиях демократизации и гуманизации школьного образования становится необходимым дифференцированный подход к учащимся вообще и на уроках географии в частности.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – древняя традиция, ведь во все времена учащиеся отличаются друг от друга по разным показателям в значительной мере. Это и есть принцип индивидуального подхода, который я пытаюсь применять на уроках биологии.
— дифференцированные задания, используемые при закреплении изученного материала на уроке и контроле знаний и умений учащихся, должны варьироваться по объему и уровню их самостоятельности.
— эффективность учебного процесса возрастает, если дифференцировать по такому же принципу лабораторные работы и домашние задания.
Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:
— прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся, я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала.
— даю учащимся на уроке много самостоятельных заданий, с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.
Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:
— возникновение интереса к изучению биологии;
— желание читать дополнительную литературу;
— сознательное отношение к учению.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
— первый уровень- объяснительно-иллюстрированный.
Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
— второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
— третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото» и другие.
При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
В 6 классе при изучении тем: «Основные формы рельефа суши»,»Реки»,»Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться.
Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК(лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровен
Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
Дать сранительную характеристику двух стран и ответить на вопросы –( например, почему ЮАР- самая развитая страна Африки?)
В 8 классе при изучении темы «Россия на карте мира»предлагаю следующие задания.
В 10 классе, при изучении темы «Трудовые ресурсы и занятость населения», предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).
2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать карту(1 уровень)
читать карту(2 уровень)
знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру, при изучении темы «Внутренние воды Африки» в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии. Используя информацию средств массовой информации, решаю одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте.
Используя медиаобразовательную технологию на своих уроках, подготавливаю подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество.
С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию.
При этом рисунок использую как средство географического познания окружающей действительности.
Школьники учатся самостоятельно составлять описания, определения, классификации. Все эти виды работ помогают творчески мыслить, укрепляют уверенность в собственных силах, развивают любознательность, интерес к знаниям и умению добывать их самостоятельно.
Каждому ученику предоставляется возможность проявить свои творческие способности. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета.
Особенность этой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение.
Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику возможность выбора.
При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.