индийские храмы сплошь покрытые рельефами с изображением
Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне.
То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.
Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – «чудесное место, именуемое Кхаджурахо».
К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!
По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.
Одна из теорий индийской философии гласит: «Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него».
Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.
Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.
Или просто бытовых сцен
В скульптурах запечатлели любовные игры богов
Такие посетители присутствуют почти в каждом храме 🙂
Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.
Внутри храма 11-го века Вишванатх
А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:
«На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
. Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.»
И. Ефремов «Лезвие бритвы» 1963 г.
Дальше мы направились к восточной группе храмов. Больше всего запомнились храмы Паршванатх (Parsvanath Temple) Х века и Адинатх (Adinath Temple).
Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.
Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple), самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.
А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации 🙂
Последний взгляд на барельефы западной группы храмов
Сестра после насыщенного дня
И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
«Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!»
Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.
Рекомендую ресторан напротив отеля, который расположен на втором этаже. Стремная, впрочем, как и в большинстве мест обстановка. Но отличный повар. Очень дешево, очень вкусно, очень доброжелательный персонал.
Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.
Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.
Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…
Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.
Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.
О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.
Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.
Каджурахо, Камасутра в камне
Каджурахо – небольшой городок в Индии, известный на весь мир своими уникальными храмами с эротическими рельефами на стенах.
Если учесть, что местных жителей здесь всего три тысячи человек, то Каджурахо вполне можно было бы назвать затерянной среди лесов деревней. Однако туристический бизнес делает своё дело, и в этом изначально оторванном от цивилизации месте сегодня построен собственный аэропорт, отели и многочисленные рестораны.
При этом значительная часть жителей Каджурахо может хотя бы немного изъясняться на нескольких европейских языках, а кое-кто и неплохо знает некоторые из них. Что, впрочем, неудивительно, ведь основной источник дохода для большей части населения городка так или иначе связан с обслуживанием туристов, приезжающих сюда посмотреть на храмы любви.
К настоящему времени сохранилось чуть более двадцати таких храмов, построенных в одном архитектурном стиле и как бы представляющих единую композицию.
Изначально таких храмов было целых 85. Их постройка проходила тысячу лет назад — в период с 950 по 1050 года. Из немногих дошедших до нас документов известно, что в то время правила династия Раджпутов Чанделла, при которой Каджурахо играл роль религиозного центра.
Эти скудные сведения дополняются красивой легендой. Согласно ей, Лунный бог соблазнил Хемавати, прекрасную дочку брамина, когда она купалась ночью в реке.
Когда у Хемавати родился сын, она была вынуждена покинуть отцовский дом, осуждаемая обществом и родными за ребёнка, рождённого вне брака. Но в глухих лесах центральной Индии ей удалось одной вырастить и воспитать мальчика, который был наполовину богом, наполовину человеком.
Мудрость и сила отца позволили ему стать правителем, основавшим великую династию Чандела. И однажды ему явилась во сне, уже отошедшая в мир иной мать, умолявшая его построить храмы земной человеческой страсти.
И, действительно, наряду с обычными для храмов изображениями богов, на стенах святилищ Каджурахо мы видим разнообразные эротические сцены.
В результате даже в самой Индии отношение к храмам Каджурахо до сих пор остаётся довольно неоднозначным. Ряд радикальных религиозных деятелей даже требуют, чтобы эротические рельефы на их стенах были уничтожены.
Однако ныне эти храмы находятся под охраной ЮНЕСКО. И их даже периодически реставрируют:
А все путеводители по Индии зазывают туристов в Каджурахо, нередко называя тамошние храмы «святилищами кама-сутры».
А туристы, в свою очередь, радостно фотографируют изображения поз, применение которых в реальной жизни потребует определённых акробатических навыков:
И всё же, на самом деле, говорить, будто храмы Каджурахо прославляют плотские удовольствия – это во многом упрощённое и неверное понимание. Достаточно отметить, что все эротические сцены изображены только на внешних стенах храмов. И это как бы символизирует то, что человеку, пока его привлекают любовные утехи, нечего искать внутри святилища.
Однако такая концепция и не является осуждением секса, ведь эротические рельефы тоже неотделимы от храмов.
И перед нами мудрая философия древности, когда человеку нужно сначала познать земные радости. И только когда он насладится ими и почувствует их бренность, его сознание откроется для истинного познания вселенной и её
С тех пор историки гадают, зачем были возведены эти «непристойные» храмы посреди совершенно пустынных и затерянных мест Центральной Индии. Кто-то говорит о влиянии тантры, кто-то трактует эротические изображения в эзотерическом ключе, кто-то усматривает во всем этом иносказательный смысл, кто-то проклинает «развратных язычиков».
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Кхаджурахо: Кама-сутра в камне | Кхаджурахо: Кама-сутра в камне |
Храмы построены более 1000 лет назад. Легенды говорят, что создатели Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.
По храмам бегает куча обезьян. Чтобы они не слишком докучали туристам, специальные служители гоняют обезьян длинными палками. Но те лишь перебегают с одного места на другое.
Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная и прекрасная.
Среди сексуальных изображений встречаются фрагменты зоофилии.
Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным мастерством, но лица их ничего не выражают.
Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия. Храмы и их скульптуры до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные картины на внешних стенах храма и каково их назначение.
В то же время, внутренние скульптуры, как я заметил, затёрты туристами в соответствующих местах:
Как и везде, среди туристов преобладают сами индийцы.
Приучают своих детей к культуре там сызмальства.
Межхрамовая территория любви дополняет скульптуры красивейшей растительностью.
Самые огромные кактусы, которые я видел, растут в Каджурахо.
На храмовой территории имеется вооруженная охрана.
Каджурахо (Khajuraho), небольшой город в штате Мадхья-Прадеш.
название городу дали финиковые пальмы (каджур), в зарослях которых в течении столетий была скрыта жемчужина мировой архитектуры — храмовый комплекс Каджурахо.
Кухня региона славится своими сладкими и пряными десертами. Лучшим рестораном города считается Green view Restaurant, интерьеры которого выдержаны в красном и зеленом цвете. Ресторан находиться в районе Западной группы храмов.
Ресторан Paradise — маленький, но уютный предлагает вкусные и недорогие блюда, особенно хороши здесь блинчики с манго. Отличный ресторан индийской кухни с прекрасным обзором Западной группы храмов — Blue Sky. Настоящий индийский кофе можно попить в Madras Coffee House (через дорогу от Западной группы храмов) или в Raja Cafe, принадлежащий двум сестрам швейцаркам (кухня там тоже швейцарская). Для сторонников вегетарианского питания подойдет Agrawal Veg Restaurant
.
Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana — старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Devi Jagdamba, посвященный богине Деви; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara, посвященный Шиве и украшенный 2-х метровым лингамом.
В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса — храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.
В Южной группе храмов находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj — единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.
В непосредственной близости от храмового комплекса находится Археологический музей (время работы с 9-00 до 17-00), в музей можно пройти по билету Западной группы храмов. Помимо храмов стоит посмотреть ежевечернее лазерно-музыкальное шоу, посвященное храмам и их истории. Стоимость мероприятия 90 рупий.
В окрестностях Каджурахо можно посетить Национальный парк Бандхавгарх, в котором, говорят, проживает множество тигров; прогуляться по 22-х километровой тропе Ken Nature Trail, проложенной в джунглях; съездить в форт Ajaygarh — находящуюся на высоте 688 метров над уровнем моря бывшую столицу одного из индийских княжеств
.
в марте в городке проходит ежегодный фестиваль танца.
Каджурахо
28 материалов по 16 объектам, 1 201 фотография
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Каджурахо.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне
Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…
Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)
Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.
О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.
Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.