информационная функция в процессе обучения в финансовой грамотности
Информационная справка о финансовой грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Об участии МКОУ «СОШ №18» г.о. Нальчик в проекте «Онлайн уроков финансовой грамотности»
Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Эксперты проекта рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт.
Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
— экономика (средняя школа);
— обществознание (основная школа);
— окружающий мир, математика (начальная школа).
На уроках обучающиеся принимают участие в деловых играх, что позволяет получить представление об основных понятиях финансовой культуры в интересной и нетривиальной форме. Обучающиеся проходят основы планирования семейного бюджета, кредитования, страхования. Необходимость внедрения элементов финансовой грамотности обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Финансовая грамотность обучающихся в будущем поспособствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, повысит финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Цели онлайн – уроков по финансовой грамотности
В 2020- 2021 учебном году МКОУ «СОШ №18» активно приняла участие в весенней сессии уроков финансовой грамотности.
«Использование ИКТ при обучении дошкольников финансовой грамотности «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Абанский детский сад №4 «Умка», п.Абан
Использование ИКТ при обучении дошкольников финансовой грамотности
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного уровня. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2017 года №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 года. Но у многих родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения: зачем детям так рано что-то рассказывать о деньгах?
В современном мире, вряд ли найдется дошколенок, который не держал в руках монетку. Многие дети знают, что такое «деньги», но проблема в том, что они растут без навыков общения с ними. Они пытаются понять слово «деньги», слыша его в разных контекстах. Почему если деньги есть, то и машинка или кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Нет денег! Не приставай!». Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую-то зарплату, появляются новые вещи?
Ребенок недоумевает и пытается понять эти связи и закономерности. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, не ценят новые игрушки и ждут дорогих подарков.
Помочь ребенку пополнить знания о жизни современного общества поможет работа по экономическому образованию и воспитанию.
Освоении финансовой грамотности для ребенка довольно сложный вопрос, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Ведущие принципы преемственности и развития, предполагают организацию педагогического процесса с использованием современных развивающих цифровых технологий и средств обучения. При обучении финансовой грамотности старших дошкольников педагогу необходимо использовать в практике не только разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, но и также применять современные информационно-коммуникационные технологии.
Цифровые ресурсы позволяют выстраивать образовательный процесс на современном уровне.
ИКТ имеют ряд преимуществ:
Информация на экране в игровой форме вызывает огромный интерес.
Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Образный тип информации понятен дошкольникам, не умеющим читать и писать.
Полученные знания остаются в памяти на долгий срок и легче воспроизводятся для применения.
Возможность моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Основные формы организации образовательной деятельности с использованием ИКТ:
Самостоятельная познавательная деятельность дошкольников – просмотр роликов, выполнение интерактивных заданий. При самостоятельной познавательной деятельности дошкольников с компьютерами педагог должен находиться рядом с детьми, объяснять, помогать, подсказывать. Это поможет снять напряжение у ребенка, если он затрудняется в выполнении задания или не очень хорошо понял инструкцию, а также если он ещё плохо владеет навыками использования ПК.
Индивидуальная работа взрослого с ребенком на компьютере. Подходит для решения педагогических задач, актуальных для конкретного ребенка: диагностика сформированности знаний и умений, коррекция, сопровождение индивидуального развития.
Использование ИКТ позволяет решить следующие дидактические задачи :
1. Систематизировать усвоенные знания.
2. Сформировать мотивацию к обучению.
3. Расширить словарный запас детей и их знания.
4. Формировать звуковую культуру речи.
5. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности.
Для своей работы формирую сборник дидактических игр с использованием ИКТ по формированию первичных представлений по финансовой грамотности старших дошкольников:
Классификация предметов : «Логические круги», «Где монеты/где банкноты?», «Найди пару».
Счет и сравнение чисел : «Больше/меньше», «Номинал», «Логический космос», «Рынок», «Уравновесь», «Шпион», «Кинотеатр», «Банкомат», «Домино», «На что накопил?»
При использовании компьютера в работе с детьми дошкольного возраста необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13) и Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)
При планировании образовательной деятельности с использованием ИКТ также необходимо помнить о гимнастике для глаз и обязательно проводить динамические паузы, это будет благотворно влиять на работоспособность органов зрения и всего организма ребенка-дошкольника.
Об эффективности использования ИКТ говорят следующие позитивные факторы:
— дети стали лучше воспринимать изучаемый материал за счет того, что образный тип информации понятен дошкольникам, не умеющим читать и писать;
— у воспитанников повысилась мотивация к учебной деятельности за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
— полученные знания у детей остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Таким образом, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, повышает культуру занятия, позволяет дифференцировать подход к учащимся, способствует формированию интереса к экономике и, следовательно, положительно влияет на качество финансового образования дошкольников.