инновации в экскурсионной работе концепции технологии практика
«Квест-инновационная технология в экскурсионной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Трофименко Лариса Павловна, старший методист,
ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся», г. Ростов-на-Дону
«Квест»- инновационная технология в экскурсионной деятельности
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», который предоставляет педагогическим работникам свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, и дает возможность применения инновационных информационных технологий.
В рекомендациях определены понятия «квест», раскрыты вопросы истории и организации квестов, как инновационной технологии организации игры и экскурсии
Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.
Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участники решают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.
Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.
Структура составления плана квест-игры:
1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.
2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.
6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.
Ожидаемый результат от применения технологии «квест-игры»:
1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решать проблемы, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.
2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).
3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
5. Приобретают навык публичного выступления.
Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбирать методы и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектов связанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.
Формы проведения квест-экскурсии:
а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;
б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).
1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии
2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.
3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.
4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.
5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).
1. По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:
в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.
2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
— линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
— штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевые, представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
3. По назначению основной деятельности участников:
-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
4. Тематический квест. Это форма организации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.
5. Творческий квест. Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.
Ожидаемый результат от применения технологии «Квест-экскурии»
1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. «Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности». Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015.
2. Долженко Г.П. «Экскурсионное дело: учеб. пособие для бакалавров и магистров» Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ», – Москва 2015.
4. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: «Альфа-М», 2011.
5.Нехаева Н.Е., Морозкина К.В. «Туристический квест-как инновационная форма экскурсий». Инновации в науке: научный журнал, № 7. Новосибирск, Изд. АНС «СибАК», 2017.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Трофименко Лариса Павловна,старший методист,
ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся»,г. Ростов-на-Дону
«Квест»- инновационная технология в экскурсионной деятельности
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», который предоставляет педагогическим работникам свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, и дает возможность применения инновационных информационных технологий.
В рекомендациях определены понятия «квест», раскрыты вопросы истории и организации квестов, как инновационной технологии организации игры и экскурсии
«Квест-игра»
Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.
Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участникирешают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.
Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.
Структура составления плана квест-игры:
1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.
2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.
6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.
Ожидаемый результат от применения технологии «квест-игры»:
1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решатьпроблемы,самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.
2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).
3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
5. Приобретают навык публичного выступления.
Квест-игра одна из новых форм организации деятельности обучающихся в школьном музее, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбиратьметоды и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Квест-экскурсия
Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектовсвязанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.
Формы проведения квест-экскурсии:
а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;
б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).
Структура квест-экскурсии:
1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии
2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.
3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.
4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.
5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).
Классификация квестов:
1.По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:
в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.
2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
— линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
— штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевые, представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
3. По назначению основной деятельности участников:
-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
4. Тематический квест. Это формаорганизации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.
5. Творческий квест.Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.
Ожидаемый результат от применения технологии «Квест-экскурии»
— обучающиеся научатся добывать самостоятельно знания;
— нести ответственности за принимаемые решения;- научатся использовать различные виды деятельности, искать исистематизировать информацию по теме, проводить исследования в образовательной среде,пользоватьсяразнообразными источниками информации, применять их в нестандартной ситуации.
Список литературы:
1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. «Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности». Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015.
2. Долженко Г.П. «Экскурсионное дело: учеб. пособие для бакалавров и магистров» Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ», – Москва 2015.
4. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: «Альфа-М», 2011.
5.Нехаева Н.Е., Морозкина К.В. «Туристический квест-как инновационная форма экскурсий». Инновации в науке: научный журнал, № 7.Новосибирск, Изд. АНС «СибАК», 2017.
Инновации в сфере экскурсионного туризма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Инновации в экскурсиях
Создание и внедрение в практическую экскурсионную деятельность инноваций различного характера направлено на повышение конкурентоспособности туристских организаций. Турпродукт удовлетворяет запросы и потребности различных категорий населения из разных стран. Именно поэтому в туристской сфере приживаются и активно развиваются инновации.
Впервые термин «инновация» был введен в научный оборот в 1920-х годах австрийским и американским экономистом, профессором Йозефом Шумпетером. По мнению профессора, инновация представляет собой объединение в единое целое всех имеющихся в распоряжении производителя новшеств. Инновации касались не только материалов, из которых изготавливают продукцию, но также способов изготовления, возможностей внедрения продуктов на рынке и т.д.
Инновации помогают предприятиям выдерживать жесткую конкуренцию на рынке сбыта товаров и услуг.
Инновации в экскурсионной сфере рассматриваются как качественно новые формы экскурсии, анимационные программы, которые интегрируются в экскурсионные маршруты, новые подходы к ведению экскурсии, использование новейших информационных технологий. При разработке инновационного экскурсионного продукта можно привлечь большой круг лиц, в том числе специалистов по маркетингу, рекламе, профессиональных экскурсоводов, специалистов из различных областей науки и культуры.
Специалисты в сфере туристического бизнеса выделяют несколько основных критериев классификации инноваций в туристской деятельности на современном этапе:
Инновации в туризме представляют собой комплексное культурно-досуговое мероприятие, которое включает в себя новые компоненты, предусматривающие новую форму проведения и формирующие спрос на новые туристские продукты на туристском рынке. Так, примером подобной инновации выступают экскурсии на родину Деда Мороза, которые включают в себя не только экскурсионное сопровождение, но и театрализацию, применение интерактивных элементов, которые пользуются спросом у туристов не только на территории России, но и за рубежом.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности инноваций на рынке туризма
Инновации в туризме возникают в ответ на те изменения, которые происходят не только в туризме или каких-либо иных сферах экономики, но и во всех сферах жизни общества. К таким событиям относятся:
Принципы внедрения инноваций в туристскую деятельность
Внедрение инноваций в туристскую деятельность осуществляется в соответствии с определенными принципами, такими как научность, системность, соответствие уровню спроса, позитивность и перспективность:
По мнению Всемирной туристской организации, проблема совершенствования туристских программ и форм обслуживания туристов на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Она поднимается на всех конференциях по туризму, в том числе при обсуждении вопросов внедрения различных категорий инноваций. В последнее время инновации особенно активно используются при разработке экскурсий для людей пожилого возраста, вип-туров, специальных экскурсий для молодежи, детских экскурсионных программ и т.д. Так, одной из самых популярных инноваций стало «оживление» исторических и литературных персонажей для того, чтобы экскурсантов можно было вовлечь в происходящее действие.
Инновации в экскурсионной работе концепции технологии практика
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в св.
На современном этапе развития музеев необходимым условием эффективного функционирования экскурсионной сферы выступает инновационная деятельность. Инновации стимулируют открытие новых возможностей развития экскурсионной работы.
Практически каждым музеем ведётся собственный поиск инновационных форм экскурсионного обслуживания. При их разработке необходимо учитывать существующие и доступные музею ресурсы и технологии, уровень подготовки экскурсантов, их интересы, изучать их запросы и потребности, обеспечивая обратную связь «музей – посетитель», а также дифференцированно подходить к организации, содержанию, методике подготовки и проведения экскурсий для различных возрастных и социальных групп.
Повышение аттрактивности музейных объектов, постоянная деятельность по увеличению музейной аудитории являются сейчас объективными требованиями, выполнение которых может обеспечить эффективное функционирование музеев. В связи с этим востребованность музея сегодня прямо зависит от количества и удовлетворённости его посетителей.
Таким образом, актуальность данной работы связана с изучением теоретических и практических аспектов применения инновационных подходов в экскурсионной работе, что выступает важным средством привлечения посетителей в музеи.
Вопросы применения инноваций в туристической и экскурсионной деятельности, основные проблемы, условия и результаты данного явления освещаются в работах отечественных и зарубежных исследователей. При рассмотрении этих вопросов мы обращались к трудам следующих авторов: Ю.Э. Комлев [1], Н.А. Никишин [2], А.В. Романчук [3], О.С. Сапанжа [4], Л.М. Шляхтина [5], Э.А. Шулепова [6], Т.Ю. Юренева [7], в работах которых рассматриваются основные проблемы музейного туризма; факторы, обеспечивающие привлекательность музеев; инновационные программы экскурсионного обслуживания и т.п. Однако степень изученности инновационных аспектов экскурсионной деятельности сравнительно невелика и требует всестороннего рассмотрения и анализа данной проблемы.
Важно отметить, что успешность современного музея определяется его способностью эффективно взаимодействовать с собственной аудиторией, быть привлекательным для посещений. В условиях свободного рынка и ограниченной государственной поддержки (или даже полном её отсутствии) проблема привлечения посетителей более актуальна для малых и средних музеев, хотя даже крупнейшие музейные центры ведут постоянный поиск новых форм работы с посетителями и разрабатывают стратегии развития музея. По словам М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, главнейшим условием успешности музея является «ощущение современного контекста, в котором существует музей». «Успешный музей – музей, который является частью современности. И это означает, что успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления» [8]. Другими словами, средством для достижения цели по привлечению посетителей становится именно инновационная деятельность музеев.
Само понятие «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение»; если переводить дословно «innovatio» – «в направлении изменений». В научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Понятия «изменение» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновация» [9].
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации заключается в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Предполагается, что инновация имеет место тогда, когда кто-либо использует что-то уже существующее новым образом. Выполняя анализ определения «инновации в туризме», В.С. Новиков приходит к выводу о том, что инновация – это «новый продукт, новое явление или действие, которое имеет целью привлечь потребителя и удовлетворить его потребности» [10]. Это можно отнести и к музейной деятельности, в частности – экскурсионной.
На сегодняшний день чаще всего реализуются следующие виды инноваций в экскурсионно-туристическом обслуживании:
– использование современных информационных и мультимедийных технологий;
– создание новых и диверсификация имеющихся туристских маршрутов;
– организация новых форм взаимодействия с посетителями;
– содействие созданию качественной инфраструктуры туризма, в том числе развитие региональной инфраструктуры и музейной сети для привлечения туристских групп;
– расширение информационного присутствия музея в городе, регионе, стране (интернет-сайт, регулярные публикации в СМИ, путеводители, наличие легкодоступной информации о музее в информационном пространстве и т.д.);
– создание регулярных программ с участием туристических фирм;
– предложение специальных туристских программ (в том числе: создание специальных методических разработок экскурсий для туристических групп различных возрастных и социальных категорий; включение новых разделов в основную экспозицию для привлечения отдельных категорий экскурсантов).
Инновации в экскурсионно-туристическом обслуживании, направленные на организацию новых форм взаимодействия с посетителями, связаны с коммуникационными процессами в музее (использование социальных сетей, механизмов «обратной связи», технологии «соучастия», «вовлечения», «комментирования»), а также с применением новых технологий в культурно-просветительской деятельности музеев (использование технологий синтеза, интерактивности, эдьютейнмента, партнёрства и другие).
Инновационными направлениями работы в сфере экскурсионно-туристического обслуживания являются: создание новых туристских маршрутов, организация новых услуг в сфере туризма, предложение специальных туристических программ и инновационных экскурсионных туров, которые имеют эксклюзивный характер и корректируются для каждой конкретной группы посетителей музея. Выбор той или иной инновационной формы, прежде всего, ориентирован на то, что посетитель ждёт положительных эмоций и яркого впечатления, что, в свою очередь, достигается «оживлением» музейного пространства.
Эффективность экскурсионной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий, а использование инновационных форм усиливает привлекательность музеев, создаёт благоприятные условия для знакомства посетителей с музейными ценностями.
Интересный опыт накоплен в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова, который использует в работе разнообразные формы работы и наряду с традиционными предлагает инновационные экскурсии. Чтобы заинтересовать посетителей разных поколений, в основную экспозицию включаются новые разделы, применяются современные мультимедийные технологии, дающие широкие возможности в изучении и популяризации шолоховского наследия.
Организацией экскурсионного обслуживания групп и индивидуальных посетителей занимается экскурсионный отдел музея-заповедника, который также может помочь экскурсантам выбрать одну из уже разработанных экскурсионных программ или составить индивидуальную. Сотрудники отдела ежегодно внедряют в практику новые экскурсионные туры: туры выходного дня, туры для школьников и студентов, событийные туры, бизнес-туры, а также этнографические, литературные, лечебно-оздоровительные и другие. Особой популярностью у экскурсионно-туристических групп пользуются маршруты выходного дня, корпоративное обслуживание, экологические экскурсии. Например, в программу тура выходного дня входит путешествие по казачьей глубинке – посещение хутора Кружилинского, где родился М.А. Шолохов, осмотр Казачьего подворья музея и знакомство с укладом традиционного быта казаков конца XIX – начала ХХ веков. У экскурсантов есть возможность увидеть сельскохозяйственный инвентарь, принять непосредственное участие в хлопотах по хозяйству – покормить домашнюю птицу, подоить корову, затопить печь, а также отведать блюда казачьей кухни.
В своей работе музей-заповедник М.А. Шолохова активно применяет интерактивные формы, позволяющие привлечь и заинтересовать самые различные категории посетителей. Интерактивная экскурсия предполагает включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве, что делает экскурсию более интересной и запоминающейся. Например, во время интерактивной экскурсии «В казачий погребок», которая проводится на Казачьем подворье конца XIX – начала XX веков Кружилинского мемориально-исторического комплекса посетители могут попробовать донские разносолы (сочные солёные арбузы, ароматные мочёные яблоки и тёрн, хрустящие бочковые помидоры и огурцы), а на различных мастер-классах «Как не попасть в просак?», «Мельница мелет – мука будет» и «У нашего быка борозда глубока» туристы увидят просак (старинный станок для изготовления верёвок и канатов), научатся плести на нём верёвки и поймут, почему нельзя «попадать впросак», а также попробуют смолоть зерно на старинной ручной мельнице с каменными жерновами и примут участие в пахоте на быках.
Познавательно и интересно проходит в классах Каргинского приходского училища интерактивное занятие «Пиши пером красиво, решай задачи живо», где детям и молодёжи представится возможность перенестись в школу начала XX века и научиться писать пером, макая его в чернильницу, считать на старинных счётах, а взрослым вспомнить уроки чистописания и арифметики. На интерактивном занятии «Старинные забавы», которое проходит на Подворье Т.А. Каргина, и дети, и взрослые смогут покататься на качелях и каруселях, воссозданных по старинным эскизам, а также испытать силу, ловкость, смекалку в играх, в которые играли казачата в начале XX века.
В ходе интерактивной экскурсии «История винокурения на Верхнем Дону в начале ХХ века», взрослые посетители узнают о традициях изготовления горячительных напитков у казаков, особенностях их рецептов, оценят вкус плодово-ягодных настоек, увидят старинный самогонный аппарат.
На конюшне музея-заповедника во время мастер-класса «Сборы казака на службу» туристы научатся правильно чистить лошадь, седлать её, надевать узду, держаться в седле и узнают об особенностях казачьей посадки.
На базе привозных выставок, которые работают в экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» в рамках культурно-просветительского проекта «Музей в музее», после традиционной экскурсии проводятся интерактивные занятия и экскурсии в форме театрализации и игры, где дети посредством активного действия из пассивных слушателей и зрителей превращаются в участников и творцов.
Предлагаемые музеем-заповедником экологические экскурсии не оставят равнодушными самых искушённых любителей донской природы и почитателей таланта великого писателя. Отдых на Дону поможет отвлечься от городского шума и суеты, с головой окунуться в мир шолоховских произведений и ощутить душевное равновесие. Экскурсия «Природа донского края» даёт возможность почувствовать всю прелесть активного отдыха, попить родниковой воды, покататься на лошадях, в зависимости от времени года – посетить арбузную бахчу с дегустацией, побывать на пасеке и принять участие в откачке мёда, попить настоящего берёзового сока в «ендовах», где естественно произрастает белоствольная берёза. Экологические экскурсии пользуются неизменной популярностью среди туристов. Попав один раз в заповедные места Шолоховского края, экскурсанты возвращаются сюда снова и снова.
В музее-заповеднике М.А. Шолохова ведётся научная работа по изучению памятников природы, выявлению особо ценных в природоохранном отношении участков, находящихся на территории музея-заповедника и в непосредственной близости от него. Чтобы показать посетителям уголки природы, любимые М.А. Шолоховым, разработаны эколого-туристические и литературные маршруты в окрестностях станицы Вёшенской: «Целебные силы природы», «Тропой Григория Мелехова», «Живой родник», «Лесные озёра» и другие, которые знакомят экскурсантов с природой, описанной в произведениях М.А. Шолохова, позволяют глубже понять творчество и духовный мир писателя. Инновационным для всех маршрутов является то, что каждый из них даёт возможность всем желающим пройти дорогами шолоховских героев и воочию увидеть те места, о которых написано в книгах, насладиться природой донского края.
На протяжении многих лет музей М.А. Шолохова успешно сотрудничает со школой № 96 «Эврика-Развитие» имени М.А. Нагибина и гимназией № 118 г. Ростова-на-Дону в рамках программы «Краеведение». Помимо традиционных экскурсий по объектам музея с учащимися проводятся интерактивные занятия, конкурсы, викторины и другие инновационные формы экскурсионной работы, проходящие в виде увлекательной игры и способствующие формированию творческой активности, воспитанию музейной культуры, развитию эмоционального восприятия и эстетических вкусов детей.
Музеем-заповедником М.А. Шолохова также разработаны инновационные экскурсионные туры к определённым датам и событиям («Донской разгуляй», «Вы проведайте про то, про святое Рождество», «Хоть с себя что заложить, а Маслёну проводить!», «Первомай в Вёшенской», «Шолоховская весна», «Кружилинские толоки» и другие).
Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время используются и традиционные формы работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных экскурсантов и специалистов.
Подводя итоги, следует отметить, что перспективы успешного развития музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности различных категорий посетителей. В соответствии с требованиями времени в музейной сфере активно развивается инновационное движение, а экскурсантам предлагаются новые формы экскурсий и инновационные экскурсионные туры. Предложение подобных инновационных программ экскурсионного обслуживания является одним из распространённых видов применения инноваций для привлечения посетителей в музеи.