иностранный язык под гипнозом

Иностранный язык под гипнозом

— Можно ли с помощью гипноза выучить иностранный язык?

— Можно! Но лучше для этого воспользоваться услугами преподавателя…

Есть много невероятных историй про изучение языка с помощью различных «мгновенных» методов. Спектр этих воздействий необычайно широк. Инсайт от упавшего на голову горшка с цветком – один из самых быстрых и невероятных. Более продвинутый метод – 25-ый кадр в различных вариантах. Еще более технически изощренный – встраивание иняза в обычный белый шум или музыку с помощью модуляции сигнала. И т.д. и т.п.

Никаких стабильных результатов этих методов, кроме гарантированного «развода на бабло» не зафиксировано. Хотя нет, в случае с горшком гарантируется головная боль.

Бывает, что завравшийся автор очередной «книги откровений» про гипноз сообщит, что чудо свершилось – под гипнозом таки выучили язык, всего за неделю, да еще и китайский. Да вот только кто этого человека видел? Ах, он уехал в Китай!? Ну да, логично…

Когда речь заходит о «чудесах» подобного рода, мне всегда вспоминается анекдот со словами: «… такой большой, а в сказки веришь!»

Что касается «реальности» в изучении языков под гипнозом, с помощью гипноза и т.д., то на сегодняшний день в научной литературе встречается такая информация: при грамотном подходе эффективность работы памяти возрастает на 20-30%. Это вполне реальный результат, которого можно добиться даже за единичный сеанс.

Исходя из индивидуальных особенностей, сеанс можно построить по-разному. Например тому, кто способен погружаться до 3.3 (по Каткову) и имеет сомнамбулический тип гипноза, можно рекомендовать работу «с листа». Т.е. такой клиент может легко читать иностранные слова, запоминая их написание. По моему опыту, это наиболее эффективный способ, позволяющий за короткое время усвоить огромное количество любой информации, а не только иняз (у меня был случай, когда студент за вечер перед экзаменом «сфотографировал» за сеанс общую тетрадь, содержащую сплошь сложные физические формулы).

Если человек аудиал или не достигает глубины гипноза в 3.3, то можно порекомендовать работу с аудиозаписями. Данный подход удобен тем, что может применяться самостоятельно, в состоянии самогипноза.

Естественно, что повышение словарного запаса не избавляет от необходимости учить правила построения речи. А это уже совсем другая задача, которую тоже можно разрешить с помощью гипноза. Ускорить изучение языка не только за счет улучшения работы памяти, как таковой, но еще и за счет более глубокого понимания структуры языка.

Поэтому, когда человек проживает в среде носителей языка, подход исключительно индивидуальный, так как факторов, влияющих на усвоение языка масса. Помимо особенностей гипнабельности и базовых знаний языка, надо учитывать и возраст клиента, и сколько он живет в стране, и насколько он ассимилировался в данной языковой среде и т.д.

В этой заметке рассматривается ситуация, когда после длительного проживания человека в другой стране, тем не менее, знание языка остается на начальном уровне, словарный запас не велик, произношение слов часто ошибочно, а правильность построения предложений хромает.

В предварительной беседе выяснилось, что помимо чисто языковых сложностей (еврейский алфавит в так называемом квадратном шрифте, в иврите нет ни одной буквы, изначально соответствовавшей какому-либо гласному и т.д.), присутствует еще и когнитивный барьер. Его образуют личные противоречия, препятствующие полной ассимиляции клиента в стране проживания.

По меткому выражению клиента «…стоило пр’иехать в Израиль, чтобы почувствовать себя р ‘ усским!»

Кстати, проблемы (и не только с языком), возникающие у переселенцев, имеют весьма затяжной характер. Иногда депрессивные проявления, связанные со сменой культуры, привычного окружения, погодных условий, работы и т.д., могут длиться десятилетиями. И снимаются за один-два сеанса гипноза!

Итак! Исходные условия для работы:

1. Клиент мужского пола, за 50 лет, пытающийся изучить язык уже более 10 лет.

Отсюда: мужчина, значит, язык дается тяжелее, чем женщинам; возраст – еще один негативный фактор, ибо с возрастом когнитивные процессы угасают, память работает хуже, гипнабельность снижается; за 10 лет не выучил – однозначно есть причины, тормозящие процесс изучения, и, значит, ни одна «сознательная» методика, а равно и ее элементы, не сработает.

2. Из предварительных тестов:

Предварительный прогноз на глубину гипноза, которую удастся достичь – 3.1 по Каткову; кинестетический тип восприятия ведущий.

3. Позитивные сдвиги в изучении языка необходимо достичь за минимальное количество сеансов за короткий промежуток времени (не более трех сеансов, не более трех дней).

Отсюда! Основные идеи, на которых основаны внушения:

1. Акцентирование внимания клиента на новых, неизвестных ему словах и выражениях;

2. Активация интуитивного, подсознательного изучения языка, основанного на кинестетическом восприятии;

3. Формирующуюся новую картину мира, новые мысли «привязать» к основе, т.е. к уже сформированному в процессе жизнедеятельности смыслу. Опосредованное включение этих новых образований в Личность клиента, в его психосемантическое пространство, снятие когнитивного барьера;

4. Создание дополнительной мотивации для изучения языка;

5. Формирование устойчивой связи изучения языка с тем, что клиент развивает наиболее успешно в данный период своей жизни;

6. Нивелирование страха, сомнений клиента в выражении себя с помощью новых языковых навыков.

На основе этих идей написано 26 внушений. Был проведен всего один сеанс, что явилось необходимым и достаточным, по оценке подсознания клиента, для формирования новых, устойчивых паттернов мышления и поведения клиента в отношении языка.

Изменения клиент почувствовал сразу после сеанса. Например, обострилось восприятие незнакомых слов. Спонтанно, в мыслях стали возникать варианты использования новых слов в различных предложениях и ситуациях.

Через несколько дней он отметил, что «…сдвиги есть и ощутимые:

Раньше раздражали местные каналы на иврите, теперь смотрю с интересом, поймал себя на мысли, что по тексту пытаюсь понять незнакомое слово…

. пропала зажатость и боязнь говорить с ошибками, и начал без стеснения переспрашивать значение непонятного слова… Завёл записную книжку и стараюсь записывать новые слова из разговора, благо, что с удовольствием местные объясняют значение и приводят примеры использования в оборотах речи…»

Так же клиент возобновил регулярные занятия по изучению языка, теперь уже с использованием системы для самогипноза «Диалог».

Таким образом, цели, поставленные до сеанса, были достигнуты. Устранены зажатость и страх в использовании языка. Активизирована мотивация. Обострено восприятие новых, неизвестных слов и выражений. Когнитивный барьер снят.

Дальнейшее освоение языка зависит от свободной воли самого клиента. В целях концентрации опыта по изучению языка, можно, впоследствии, провести дополнительный сеанс.

Источник

Трюки полиглотов: 10 способов выучить язык при помощи подсознания

Лайф выяснял, как быстро выучить любой язык и каковы основные секреты полиглотов.

Не сложнее таблицы умножения

Оказывается, чтобы свободно комбинировать слова и фразы, а значит, и более-менее сносно говорить на любом языке, достаточно выучить наизусть объём информации, примерно равный таблице умножения. Об этом в одной из своих лекций рассказал российский синхронный переводчик и ведущий программы «Полиглот» на телеканале «Культура» Дмитрий Петров.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

— 90 процентов слов, которые мы используем в разговорной речи на любом языке, на любую тему, — это приблизительно 350 слов. Согласитесь, это не требует каких-то феноменальных усилий, талантов и памяти. Речь идёт о тех словах, которые встречаются максимально часто, — отметил Петров, которому приписывают знание более 30 иностранных языков. — Конечно, эти 350 слов — это первый набор слов. За ними — путь к бесконечности.

Однако, утверждает Петров, простое зазубривание 350 начальных слов ещё не залог успеха — «требуется ещё набор алгоритмов, которые позволяют включить самый важный механизм владения языком — комбинаторику».

— Даже зная несколько десятков слов, мы можем получить огромное количество комбинаций. В разных языках количество этих алгоритмов, которые позволяют слова собирать в словосочетания, в предложения, в тексты, разное. Есть языки посложнее, в которых может быть пятнадцать и даже больше алгоритмов. Есть языки среднего уровня, как, например русский, где порядка 5–7 основных алгоритмов. Есть языки совсем примитивные, как английский. Там пять основных алгоритмов, — утверждает Петров.

Как найти свой «рецепт»

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Что касается так называемых способностей к языкам, то есть несколько факторов, которые существенно замедляют обучение, а то и вовсе могут нас превратить в «неспособных» к языкам, и будет казаться, что шанса у нас уже нет. Самый распространённый из них — языковой барьер. Они бывают самые разные. Как правило, их причина — негативный опыт обучения в целом и языку в частности. Иногда уже малышам, не говоря про школу и университет, чудесные педагоги (или родители) умудряются «отформатировать» мозг так, что потом им просто разговаривать не хочется даже на родном языке. Изучать иностранный язык в группе с таким опытом — сущая пытка: сосредоточиться невозможно, говорить страшно, ошибаться прилюдно стыдно, быть самым слабым в группе зазорно, задавать вопросы преподавателю равносильно признанию в собственной глупости. В этом случае лучше найти хорошего преподавателя, подходящего именно тебе, который, по крайней мере на первых порах, поможет посмотреть в глаза страху и научит учиться. Универсальных рецептов нет.

— Процесс обучения очень индивидуален, и в каждом случае методику приходится подстраивать под учащегося, исходя из его возможностей и трудностей. Но поскольку язык — это система, нужно подходить к изучению языка системно. В этом плане интересно посмотреть на опыт полиглотов, которые нашли для себя способы выучить не один, а несколько языков. Это те люди, которые мастерски овладели навыками изучения языка. У каждого из них есть свой набор трюков, который не будет универсальным для всех, но в том, что они говорят, есть много общих вещей, — отметила преподаватель испанского языка Инга Вандель.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Об одном из таких методов рассказала во время своей конференции TED полиглот из Словакии Лидия Махова (Lýdia Machová). Один из её друзей-полиглотов — Лукас из Бразилии — открыл для себя весьма интересный способ изучения иностранного языка.

— Он просто добавил в друзья в скайпе сотню разных русскоговорящих людей, — рассказала она. — Затем он открывает окно чата с одним из них и пишет: «Привет». Собеседник отвечает: «Привет, как дела?» Лукас копирует это и вставляет в чат с другим человеком. Собеседник отвечает: «Хорошо, а у тебя?» Лукас скопировал это сообщение и отправил первому собеседнику. Таким образом, у него было два человека, которые беседовали друг с другом, даже не подозревая об этом. И вскоре он начал печатать по-русски сам, потому что у него накопилось так много подобных разговоров, что он стал понимать, как начинается разговор на русском.

Залог успеха — наслаждение

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Сама Лидия, которая говорит по меньшей мере на восьми иностранных языках, утверждает, что полиглоты «никакие не гении». Изучая секреты успеха полиглотов, она сталкивалась с самыми разными подходами. Кто-то предпочитал развешивать по дому стикеры с названием предметов на иностранном языке. Другие составляли цветные грамматические схемы. Кто-то показывал статистику использования обучающих приложений. Были даже те, кто рассказывал, что выучить язык им помогала… готовка: люди учили язык, готовя любимые блюда по рецептам кулинарных книг на иностранных языках.

— Что нас всех объединяет, — отмечает Лидия, — это то, что мы попросту нашли способы наслаждаться изучением языка. Мы не гении, и у нас нет быстрого и простого метода изучения языка. Мы просто нашли способ, как получать удовольствие от процесса, как превратить изучение языка из скучного школьного предмета в приятную активность, которой ты не прочь заниматься каждый день.

Однако поиск удовлетворения от процесса лишь одна из составляющих успеха. Лидия считает, что помимо наслаждения изучением языка нужно обратить внимание ещё на три важных фактора.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Интервальное повторение. Первый — это использование эффективных методов. Например, чтобы выученные слова остались в памяти надолго, не стоит учить их все списком к завтрашнему дню. Для этого, говорит она, можно использовать методику интервального повторения. Самый простой способ — сделать карточки, на одной стороне которых — фраза на нужном языке, а на другой — на родном. К слову, такую технику раньше использовали и в языковых вузах. Тем же, кому по душе смартфон, можно воспользоваться одним из приложений, основанном на этом методе. Приложения вроде Anki, Memrise, Quizlet доступны на всех мобильных платформах.

Создание системы. В современном мире каждому из нас порой непросто выкроить свободную минутку. Однако именно системный подход к обучению является одним из важнейших критериев успеха. По мнению Лидии, любой желающий может послушать подкаст на изучаемом языке по дороге на работу или выделить 15 минут своего времени на повторение грамматики вместо просмотра ленты соцсетей. «Если вы создадите систему обучения, вы не будете чувствовать нехватку времени на обучение».

Безграничное терпение. Но самый важный и главный секрет успеха — простое терпение. «Невозможно выучить язык за два месяца, но определённо возможно добиться видимого улучшения за эти два месяца, если вы изучаете язык небольшими порциями каждый день и с удовольствием», — отмечает полиглот. При этом каждая маленькая победа, считает она, будет мотивировать вас двигаться всё дальше и дальше.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Секрет на миллион. Об ещё одном и, пожалуй, самом главном секрете рассказала руководитель языковой школы «Трипстепс» Арина Корчкова, которая говорит на шести языках.

— Если ты хочешь выучить несколько языков, доведи сначала один язык до уровня В2, — говорит она. — В2 — это тот уровень, когда твой мозг уже никогда не забудет информацию. Да, он, возможно, будет не таким сильным, но эта нейронная структура у тебя всё равно останется. И затем ты уже можешь брать новый и новый язык.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

О том, как помочь себе в изучении языка, написала в своей книге «Как я изучаю языки» знаменитая венгерская переводчица Като Ломб. В свои 80 лет она говорила на 20 языках. Помимо советов о системном подходе к изучению языков Като Ломб даёт ещё несколько:

— никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста;

— старайся мысленно переводить всё, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы;

— готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственном числе;

— не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное — не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять;

— иностранный язык — это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями – носителями языка.

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Несмотря на то что сами полиглоты советуют запастись терпением в вопросах изучения языка, нетерпеливые ученики могут прибегнуть к методикам быстрого обучения. Часто они касаются не просто иностранных языков, а обучения в целом. Один из таких методов принадлежит американскому коучу Джиму Квику (англ. Jim Kwik). Он называет свою технику обучения чему-либо «быстрой» и обозначает её английской аббревиатурой FAST. В основе методики лежат четыре главные составляющие.

Первое, что нужно сделать при изучении любого предмета, — забыть (от англ. forget — забывать). » Большинство людей не учатся быстро, — рассказывает он в одной из презентаций своей техники, — потому что они думают, что уже это знают. Ваше сознание — это парашют, который работает только тогда, когда он открыт. Именно поэтому при изучении новых вещей и явлений важно погрузиться в состояние новичка, забыв обо всём, что ты знал до этого».

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Второй составляющей быстрого обучения Джим Квик называет активность (от англ. active — активный). «Человеческий мозг и сознание не обучаются, потребляя информацию, они обучаются, создавая её», — говорит он, добавляя, что «обучение — это не спорт наблюдателей». Именно поэтому для успешного обучения человек должен быть активным постоянно, задавая вопросы, создавая заметки, вступая в коммуникацию с другими людьми.

Третьей составляющей методики будет состояние человека (от англ. state — состояние). Для того чтобы эффективно учиться, утверждает он, нужно находиться в правильном состоянии. Так, многие из нас читают книги на ночь попросту для того, чтобы уснуть. Однако мало кто помнит после такого чтения каждую страницу в деталях. Это происходит из-за того, что в этот момент нам скучно.

Наконец, четвёртая составляющая методики быстрого самообучения — преподавание (от англ. teach — учить, обучать). «Если вам нужно изучить что-то с прицелом на то, что впоследствии вам придётся рассказать это своим друзьям, семье или коллегам, вы будете изучать вопрос по-другому. Вы будете делать заметки более тщательно, вы будете более сфокусированы и будете задавать вопросы по-другому». Джим Квик рекомендует учиться с намерением обучать этому кого-то ещё.

Источник

Обучение иностранному языку под гипнозом: ужасные последствия

иностранный язык под гипнозом. Смотреть фото иностранный язык под гипнозом. Смотреть картинку иностранный язык под гипнозом. Картинка про иностранный язык под гипнозом. Фото иностранный язык под гипнозом

Выучить язык — задача не из легких. В самом деле, в нашей стране иностранные языки преподают в школе абсолютно всем, но многие ли умеют разговаривать на них? Изучая иностранный язык в школе, затем в университете, большинство людей не поднимаются выше уровня начинающего и «ниже среднего». Чтобы начать уверенно говорить на иностранном языке, люди вынуждены ходить на дорогостоящие курсы и к репетиторам. Педагоги разрабатывают все новые и новые методы, как «закачать» знания языка в человеческий мозг за короткий срок. Люди верят, что такой способ существует, и не оставляют надежды его найти.

Обучение под гипнозом и во время сна — одна из новых тенденций в образовании последних лет. Существуют авторские методы, направленные на обучение в гипнотическом сне, якобы помогающие быстро освоить те или иные знания в обход привычных механизмов научения. «Подсознание может все» — этот тезис эксплуатируется очень активно различными специалистами по «быстрым и эффективным способам улучшения жизни». Но так ли безопасно для психики обучение под гипнозом?

Ужасные последствия: правда или вымысел?

По некоторым сообщениям, нет — совсем небезопасно! Во всемирной сети Интернет можно найти описание жестокого эксперимента, проведенного в 70-е годы в Болгарии с группой из 35 спортсменов-добровольцев. Их обучали английскому языку во время сна. Все они, так или иначе, имели плохие последствия для здоровья. Отмечались заторможенность мысли, повышенная утомляемость, развитие психических отклонений. Но главное и самое страшное последствие: все участники эксперимента умерли в течение ближайших 7 лет от различных тяжелых болезней и при загадочных обстоятельствах. Однако, никаких сообщений прессы или научных публикаций об этом случае нет. Что же это, просто фейк?

Возможно, прототипом описанного эксперимента послужил так называемый «Русский эксперимент со сном». Это известная интернет-легенда, опубликованная впервые неизвестным автором на зарубежном сайте Creepypasta и затем переведенная на русский язык несколько раз. В данный момент по ней снимается фильм под названием «Soviet Sleepy Experiment», режиссер фильма Барри Андерссон. Действие описанного эксперимента происходит накануне войны в русском концлагере. Ученые, задавшись целью вывести породу людей, которые могут обходиться без сна, предлагают участие в эксперименте нескольким заключенным. Тем, кто продержится без сна 30 дней, они обещают свободу.

Итак, что же произошло с заключенными? Первое время они держались неплохо, но потом начали сходить с ума. Они начали доносить друг на друга, у них появились навязчивые идеи слежки, сильная агрессия, а затем они начали разрывать собственные тела, не чувствуя боли. Они больше не хотели засыпать и наоборот, испытывали страх, что «бодрящий газ» им прекратят давать. Идея сна вызывала у них безотчетный страх, а при попытке ввести снотворное они нападали на охранников. Большинство подопытных причинили сильный вред своему здоровью и не выжили, хотя им пытались «вернуть утраченные органы», а последний заявил, что является олицетворением «безумия, заключенного в людях, от которого они прячутся каждую ночь».

По этой истории уже было выпущено несколько книг и короткометражных фильмов. Примечательно, что в оригинальной крипипасте сообщается: «Осталось тайной, через кого эта история стала известна».

Есть и еще один миф об обучении во сне. Это сообщение о военно-морской базе в Пенсаколе, где в 1922 году преподаватель радиотехники обучал офицеров азбуке Морзе таким необычным образом. Якобы добровольцы надевали на ночь наушники и просыпались, уже освоив новые знания. На самом деле, этот сюжет попал в газеты с легкой руки репортера Ива Пишона из научно-фантастической новеллы Хьюго Гернсбека. Подобный же опыт описали в 1932 году А. Хакслей в своей фантастической новелле «Brave New World» и позже М. Шировер в рассказе «Цереброфон». Некоторые до сих пор принимают эти рассказы за реальные опыты. Однако позже эти опыты воплотились в реальность: по прототипу «цереброфона» инженером Э. Брауном в Сан-Франциско был создан прибор «дормион», представляющий из себя комбинацию из патефона, часов и наушников. Этот прибор в 1948 году был использован Р. Элиотом для обучения студентов.

Что происходит с человеком во сне и под гипнозом

По теории И. П. Павлова, сон — это распространяющееся торможение нейронов коры больших полушарий. Существует два вида сна: так называемый обычный или медленный сон и быстрый или парадоксальный сон, во время которого спящий видит сновидения. ЭЭГ мозга в фазе быстрого сна практически соответствует ЭЭГ бодрствующего человека, поэтому он и называется «парадоксальным». Мозг должен спать, но он бодрствует. Между этими двумя состояниями, а также переходом от бодрствования к сну существует целая гамма переходов — так называемых фазовых или гипнотических состояний. Идентичен ли гипнотический сон естественному? Многие исследователи считают, что да, однако показатели ЭЭГ в том и другом случае отличаются. Кроме того, отмечалось значительное утомление испытуемых после сеанса гипноза, чего нет после обычного сна.

Во время обычного сна у спящего наблюдается избирательная чувствительность к различным раздражителям. Остается так называемый сторожевой пункт или «раппорт» для связи с внешним миром. Это и предполагалось использовать для обучения во сне путем внушения.

Согласно исследованиям, раппорт может быть создан голосом гипнотизера, если при засыпании сохраняется связь с ним и с помощью речи или другим путем дается настройка на запоминание речи во время сна. «Спите спокойно, не просыпайтесь. наутро все будете помнить. ». Оказалось, что речь в таком случае может запоминаться, в актуальном или латентном виде.

Свядощ А. М, один из первых российских исследователей возможности обучения во сне, отмечал, что спящие не осознают процесс восприятия речи. Она воспринимается, как мысли, спонтанно пришедшие в голову, или как часть сюжета сновидения. Однако, не всякая речь, воспринятая во сне, запоминается. Чтобы это произошло, должен быть получен ответный импульс от ретикулярной формации на поступивший по неспецифическому пути сигнал от органов чувств. Это происходит обычно в бодрствующем состоянии, но во сне сигнал оказывается изолированным.

Известный отечественный гипнолог Г. И. Платонов отмечал различия между раппортом, создаваемым гипнотизером, и сторожевым пунктом. Дежурный пункт изолирован от других участков коры головного мозга, но раппорт может быть связан с любым из них, кроме того, на его специфику могут влиять особенности личности гипнотизера. Запоминание во время естественного сна и под гипнозом имеет разные механизмы, так как во втором случае имеет место постгипнотическое внушение.

Противопоказания гипноза

Классический директивный гипноз имеет ряд противопоказаний и может вызывать осложнения, негативно влияя на психику человека. В некоторых случаях, когда не были учтены индивидуальные особенности гипнотизируемых, сеансы гипноза для них закончились печально. Наиболее часто такое случалось при публичных сеансах гипноза, когда добровольцы вызывались из зала, без какой-либо предварительной беседы или диагностики.

При спонтанном сомнамбулизме внезапно теряется раппорт пациента с гипнологом. Наступает сомнамбулическое состояние, сопровождаемое галлюцинациями и сложными формами поведения: например, испытуемый встает, ходит, общается с воображаемыми людьми, разыгрывает реальные или воображаемые сцены из жизни.

При гипнозе, проведенном в клинических условиях, наблюдались лишь незначительные осложнения в виде одеревенения и слабости конечностей, сонливости, головокружения и головных болей.

Противопоказаниями для гипноза являются:

На данный момент по отношению к классическому гипнозу действует следующий подход: применять его для лечения лишь в тех случаях, когда он действительно необходим и эффективность применения превышает возможный риск. Во всех остальных случаях рекомендуется применять другие методы воздействия.

Гипнопедия: история, возможности и ограничения

Гипнопедия — это метод обучения человека во время его естественного сна. Она заключается в прослушивании и запоминании информации, которую наговаривает оператор, пока человек спит. Считается, что «открытый разум» во время сна воспринимает информацию без фильтров сознания и запоминает ее всю целиком. Этот легендарный метод якобы применяли индийские факиры и буддийские монахи.

Исследования этого метода показали неоднозначные результаты. Его природа до сих пор полностью не раскрыта. В нашей стране исследованиями Гипнопедии занимались в 30-40-е годы А. М. Свядощ и А. Л. Близниченко. Свядощ провел первые в мире научные опыты по изучению возможности обучения во сне и в 1940 году защитил диссертацию на тему «Восприятие речи во время естественного сна».

Близниченко продолжил опыты по обучению во сне, используя для этого радиотехническое оборудование. Студенты обучались языкам во сне, прослушивая иностранные тексты, где голос диктора, тембр и громкость речи тщательно подбирались по результатам многочисленных исследований и тестов. Успехи были впечатляющими, однако более поздние открытия свели значимость их результатов на нет. К тому же, отслеживание результатов такого обучения было весьма трудоемким: требовались многочисленные тесты до начала опыта в течение нескольких дней из-за вариабельности мозговой деятельности, а также дорогостоящее оборудование. Так что интерес к гипнопедии стал постепенно угасать.

В 1955-1956 гг. американцы Чарльз Саймон и Уильям Эммонс, исследуя возможности гипнопедии с помощью еще молодого тогда метода ЭЭГ, обнаружили, что лучше всего информация запоминается во время так называемых альфа-волн. Однако, эти волны соответствуют не состоянию сна, а просоночному состоянию — перед засыпанием или пробуждением, в полудреме. Таким образом, выяснилось, что и советские подопытные изучали языки в этом же промежуточном состоянии, а значит, их достижения нельзя назвать полноценным обучением во сне.

В 2012 году ученые из Института Вейцмана провели опыт с запоминанием звуков во сне, используя различные запахи. При неприятных запахах дыхание становилось поверхностным, а приятные вызывали более глубокое, интенсивное дыхание. Эта реакция сохранялась и после пробуждения. А в другом исследовании участники должны были запомнить мелодию, сыгранную на гитаре. Те, кто прослушивал мелодии во время сна, лучше справились с запоминанием. И еще один опыт проводился для исследования пространственной памяти. Участники должны были запомнить местоположение предмета на экране, при этом они слышали звуковой сигнал. Затем делался получасовой перерыв на сон. Те участники, что слышали аналогичный сигнал во сне, лучше запомнили местоположение предмета.

В 2017 году интерес к обучению во сне снова вернулся: французские ученые провели исследование восприятия и запоминания звуков во время сна. Выяснилось, что после пробуждения люди были способны идентифицировать услышанные во сне звуковые сигналы, хотя они не осознавали, что слышали их ранее. Такое запоминание происходит в фазу быстрого сна. При этом долговременная память формируется, наоборот, во время медленной фазы сна.

Можно заключить, что мозг все-таки способен усваивать во сне некоторые специфические виды информации, которые влияют на поведение человека в бодрствующим состоянии, добавляя его новые формы. Во сне происходит усвоение полученной информации, поэтому наиболее эффективно учить что-либо перед сном. А вот информация, полученная в состоянии полудремы, когда мозг не спит, но и не полностью бодрствует, действительно запоминается лучше.

Так все же, можно ли быстро выучить язык во сне или под гипнозом? Современная наука утверждает, что нет. Эффективность «гипнопедии» вполне сравнима с эффективностью обычного обучения, при этом требуются большие усилия для создания нужных условий. Да, можно улучшить качество запоминания с помощью некоторых естественных свойств сна, но все же лучше использовать сон по назначению, то есть для отдыха и расслабления. А все легенды о сверхспособностях мозга, открывающихся в это время – это всего лишь легенды.

Список использованной литературы:

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *