интегративный подход как современная форма обучения
Методический материал «Интегративный подход в обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, когда в соответствии с запросами общества в условиях построения новой образовательной системы делается акцент на развивающие цели образования. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами (Приложение 1).
Плюсы интегративного подхода в образовании
Формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры
Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний за счет понимания их нужности и социальной значимости (мотивация)
Возможности для развития интеллектуального творческого мышления
Более активное применение своих знаний на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер
Формирование и развитие УУД
Снятие перегрузки в учебном процессе
Адекватность современному уровню научных представлений о мире
Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях
Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих интегративному подходу
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых
Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
Становление естественнонаучного мышления учащихся
Получение качественно нового педагогического результата
Отсутствие учебно-методического комплекса (но они начинают уже появляться)
Недостаточная подготовленность педагогов по данному направлению работы (с чем мы стараемся справиться через самообразование, работу МО, семинары и курсы по повышению профессионального педагогического мастерства).
Формы обучения с интегративным подходом
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации, способствует росту уровня общей и профессиональной культуры педагога, развитию ценностных ориентаций школьников с позиций глобального образования.
Комбинированный подход снимает монотонность урока, позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).
Основные этапы работы учителей МО естественнонаучного цикла по развитию интеграционных взаимодействий
Изучение литературы и анализ концепции интегрированного обучения
Приобретение учебной и методической литературы
Обсуждение проблемных тем на заседаниях МО и обучающих семинарах:
Современные проблемы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Развитие ОУУН и универсальных учебных действий учащихся через интеграцию предметов области Естествознания
Интеграция предметов области Естествознания на основе общего вертикального и горизонтального планирования, проведения интегрированных уроков и внеклассных мероприятий
Интеграция изучаемых дисциплин на основе выработки учителями единых подходов к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Интеграция предметов области Естествознания, как средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся
1. Определение ресурсного обеспечения:
авторские методические разработки педагогов;
2. Внедрение интегративного подхода к формированию УУД
3. Создание банка интегральных познавательных заданий
4. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом осуществления внутрипредметной и межпредметной интеграции географии, биологии, физики, химии.
5. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом использования осуществления интеграции предметов области Естествознания как средства развития учащихся
6. Организация и проведение межпредметных олимпиад
7. Руководство проектной деятельностью учащихся, в том числе в выполнении междисциплинарных проектов
8. Проведение открытых интегрированных уроков
9. Проведение интегрированных внеклассных мероприятий учителями естественных дисциплин (в том числе открытых) в школе (интеллектуально-познавательных и ролевых игр, научно-познавательных марафонов, конференций, викторин, турниров знатоков, дискуссий, дебатов, круглых столов, презентаций учебных проектных продуктов по предмету и междициплинарных)
10. Проведение выездных интегрированных внеклассных мероприятий
Неделя открытий на Валдае (ежегодно)
Экскурсии в Политехнический, Зоологический музеи, Дарвиновский музей и др. (Приложение 2)
11. Популяризация опыта межпредметной интеграции:
Проведение совместных заседаний учителей дисциплин естествознания и учителей других МО по обмену опытом использования межпредметной интеграции
Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. «Интеграционное изучение естественных дисциплин». Монография «Критериальное оценивание достижений учащихся». Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2010
Г.Г. Лысова. Деятельностные технологии обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Диагностика в работе по формированию универсальных учебных действий. Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2012
Г.Г. Лысова, А.И. Аштрафзянов, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. Сборник методических статей «Предметная интеграция как ресурс развивающего обучения». АНО СОШ «Премьер». 2014
12. Ежегодный анализ работы по реализации интеграции предметов области естествознания
Результаты деятельности МО по реализации
Нам удается осуществлять интеграцию учебных дисциплин в поиске их взаимодействия по отношению к целостному видению мира
Мы пытаемся найти единые подходы к формированию ведущих понятий межпредметного характера
Мы осуществляем интеграцию за счет усиления практической направленности и конкретного предмета, и цикла в целом через урочные и внеурочные мероприятия
Учителя МО естествознания целенаправленно, в соответствии с методической темой школы и планом работы МО, формируют и развивают УУД, способствуют достижению личностных результатов обучающихся
Наше внимание к интегративному подходу в обучении способствует созданию атмосферы для развития и проявления личностных качеств учащихся, формирования целостной картины мира, к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации к изучению предметов области Естествознания.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.
Интеграционные взаимодействия – общие действия, направленные на сближение и связь наук, наряду с их особенностями.
Интегральные задания – задания, в которых неразрывно связаны (объединены) различные внутрипредметные понятия, требуется применение общих законов и теорий (в случае химии для органической и неорганической химии), или это задания межпредметные, предназначенные для установления причинно-сдедственных связей и формирования единой естественнонаучной картины мира.
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира.
Интегрированные внеклассные мероприятия
1. Межпредметная олимпиада «Эрудит». 8, 9, 10 классы
2. Дебаты «В России нужно развивать атомную энергетику». 9 класс
3. Интеллектуальная био-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!».
4. Интеллектуальная физико-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!». 10 класс
5. Научно-познавательный марафон «Жизнь на Земле». 5, 6 классы
6. Сумасшедшая наука «Оптические иллюзии». 5 – 8 классы
7. Интеллектуально – познавательная командная игра «Клад». 8, 9, 10 классы
8. Круглый стол «Хочу все знать: ну и жвачка; секреты ароматерапии». 8 класс
9. Круглый стол «Ассорти: будьте здоровы!». 8, 9 классы
10. Ролевая игра «Суд над этиловым спиртом». 8 – 11 классы
11. Интеллектуальная игра «Самый умный в области Естествознания». 7 – 10 классы
12. Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Кто в Премьере всех мудрее?» 7 – 10 классы
13. День Ломоносова. 8 класс
14. Неделя открытий в Подмосковье, на Валдае, в Мещере
15. Экскурсии в Политехнический музей, Дарвиновский музей, Минералогический музей им. А.М. Ферсмана, Московский Планетарий, Царицынский дендропарк, в музей-усадьбу Коломенское и др.
16. Междисциплинарные проекты (ежегодно)
«Взаимодействия» 7 кл
«Энергия», «Изменения» 10 кл
Туристический слет «Мир вокруг нас» 5 – 11 кл
18. Персональные проекты учащихся по темам области Естествознания (ежегодно).
Интегративный подход в обучении
Интеграция, или объединение, в образовании — естественный путь развития. Английский язык дает множество возможностей для синтеза: мы соединяем программы разных предметов (CLIL), обучаем различным навыкам, говорим на уроках об актуальных темах. Уроки становятся полезными не только из-за языковых умений. Нелинейные формы обучения изменяют поведенческие модели учеников, развивают мышление и расширяют кругозор.
Моделирование, ролевая игра
Практика сложных ситуаций и вопросов через решение задач в нестандартном контексте. Современные дети проводят много времени в виртуальном мире, подражают супергероям. Используйте это — введите в урок роул-плей из вселенной Marvel или попросите придумать сценарий нового фильма.
Обратная связь
Развёрнутый feedback. Каждый учащийся должен понимать реальные результаты и видеть возможности исправления ошибок. Например, в своей практике при написании эссе по английскому языку использую разного цвета листы-наклейки, в зависимости от оценки. В них я прописываю сильные стороны эссе, что необходимо доработать, какие конструкции и темы повторить, а также где можно найти информацию.
Оценка деятельности
Регулярный обзор успехов и постановка последующих задач на основе уже выполненных. Предложите студенту вести дневник достижений. Делайте это с помощью приложения Smart progress, где можно делиться результатами с другими участниками.
Наставничество
Известный прием взаимного обучения. В парах или группах ребята обсудят вопросы учителя, объяснят правила. Peer teaching работает эффективнее с подростками, так как в переходном возрасте они больше прислушиваются к своим сверстникам.
Комбинация дисциплин в одном уроке
Подготовка уроков на основе материалов из разных предметов. Подберите тексты, связанные с темами биологии, географии, литературы, истории и т. д. Дети наглядно увидят, что язык — это инструмент для знакомства с окружающим миром. Такие занятия расширяют кругозор и повышают мотивацию к обучению.
Используйте элементы интегративного подхода в отдельных заданиях, например, предложите ученикам составить диалог:
Use the London map and fares chat to act out a dialogue between a passenger and a seller. You have to travel from Liverpool to Westminster.
Интегративный подход в обучении — формат, который отвечает запросам современного мира. Он направлен на практическое применение знаний и помогает решить задачи одного предмета средствами другого. Каждый студент научится взаимодействовать с другими, получит цельную систему знаний о мире.
Интегративный подход как современная форма обучения
Библиографическая ссылка на статью:
Ермакова Л.А. Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (дата обращения: 03.10.2021).
История возникновения идеи интегративного подхода в обучении своими корнями уходит в начало семнадцатого века, во времена великого дидакта Я.А.Коменского. Этот период связан с поиском решения проблемы отражения целостности природы в содержании образования. И первое упоминание о взаимосвязи явлений в обучении можно найти в трудах Я.А.Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[1,с.287]. Знамениты его «Общие требования обучения и учения… в «Дидактике». В одном из них говорится, «как в природе всё сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе».
На необходимость целостности познавательного процесса и обобщенного познания указывал в своих трудах К.Д.Ушинский.[3, с.117]. Более ста пятидесяти лет прошло с той поры, когда выдвигал свои педагогические идеи К.Д. Ушинский, но и по сей день актуальными остаются его взгляды на формирование в процессе обучения целостных представлений об окружающем нас материальном мире. За основу межпредметных связей в обучении К.Д. Ушинский предлагал ведущие идеи о преемственности в содержании отдельных дисциплин, об опоре при изучении и закреплении материала на полученные знания по другим предметам, о сближении родственных предметов.
Базу для интегративного подхода в обучении составляет интеграция, то есть взаимосвязь наук и учебных дисциплин. Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров. Он рассматривал становление проблемы взаимодействия наук с эпохи Возрождения. Изначально науки были разобщены, и связь их между собой, по мнению Б.М. Кедрова, «выступала как простое их соположение» [4]. Б.М.Кедров рассматривал взаимосвязь наук через «органические переходы», которые обнаруживаются между науками. Такие переходы Б.М.Кедров видел и внутри одной определенной науки, а также между неродственными науками. [4]. «Интеграция наук, – пишет академик Б.М. Кедров, – есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [4]. Но, бесспорно, развитию и внедрению интегративного подхода в обучении в образовательную практику способствовали научные изыскания М.С.Пак. По мнению М.Пак, «интегративный подход – методологический подход, в основе которого целостное объединение ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов [5].
Термин «интеграция» происходит от латинского слова integer – целый и понимается как процесс создания единого целого. Поэтому «интеграция как более объемном значении понимается не только как процесс, но и как и результат создания неразрывно целостного» [6]. М.Пак создала понятийный аппарат интегративного подхода в обучении [6,7], выделила функции, которые выполняет интегративный подход в обучении. К таким функциям относятся методологическая и образовательная, воспитывающая, а также развивающая и конструктивная [6, 7].
Интеграция наук определяется такими параметрами, как природа взаимосвязанных дисциплин, их число, тип языка, степень развития, особенность организации, роль каждой из дисциплин, конечными целями и задачами интеграционного взаимодействия.
М. Пак обозначила основные аспекты проблемы интеграции в обучении(9): методологический, общепедагогический, психологический, дидактический, методический, личностно – деятельностный.
М.Пак выделила интегративный подход в самостоятельный дидактический принцип. При этом за основу были взяты принципы социальной направленности и всеобщности, а также функции организационно – управленческие, функции отражения целостности процесса обучения, взаимосвязанности его функций, которые проявляются при совместной деятельности учителя и ученика[8].
Также М.Пак дала рекомендации по выделению социально и дидактически значимых тем и вопросов, изучение которых требует интеграции химических знаний и каких-то других знаний, по применению и развитию интегрированных знаний, обобщенных умений, компонентовсодержания разных учебных предметов.
А.Д. Урсул и другие авторы выделили десять типов интеграции научного знания [10]: редукционизм, генерализующая интеграция, экстенсивная и комплементарная интеграция, структурная и методологическая интеграция, концептуальная интеграция, метанаучная, комплексирующая, социокультурная интеграция.
В настоящее время педагоги – практики широко применяют теоретические основы интегративного подхода в обучении. Накоплен богатейший опыт по применению интегративного подхода в обучении на самых разных ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием. По мнению многих исследователей, обучение на основе интегративного подхода формирует у детей целостное видение мира, дает возможность совершенствовать природные данные на самых ранних этапах своего развития, демонстрирует навыки общения и умения свободно ориентироваться в окружающей обстановке. Ведь у детей дошкольного возраста проявляется детерминирование интегративных процессов над процессами анализа и синтеза.
Поэтому формирование у детей целостной картины мира нельзя дробить на отдельные куски, необходимо развивать представление о целостности интегративно – через внутреннюю связь содержательного аспекта образования и деятельности ребенка.
В образовательном процессе школы интегративный подход к обучению осуществляется посредством межпредметных связей: химия и русский язык, химия и математика, химия и иностранный язык, история и русский язык, история и литература и т.д. Для реализации интегративного подхода используют и внутрипредметную связь между содержанием отдельных тем, общими понятийными категориями, средствами и методами обучения. Практика показывает, что применение интегративного подхода к обучению в средней школе способствует разностороннему развитию личности школьника, профессионально ориентирует, помогает развитию творческого мышления, аналитического ума, повышает самооценку школьника. Такой ученик, получивший образование на основе интегративного подхода в средней школе, легче адаптируется к вузовской жизни, к новым требованиям и правилам.
В вузах также многие преподаватели берут на вооружение при организации учебного процесса интегративный подход.
Исходя из собственной образовательной деятельности и анализируя опыт коллег из разных вузов, мы приходим к выводу об универсальности интегративного подхода.
В настоящее время известно несколько методологических подходов к обучению: компетентностный, комплексный, системный, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, технологический и др.
Но базовым для них является интегративный подход.
Интегративный подход рассматривается как одно из условий усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе [11], профессиональной мотивации студентов [12]. С помощью интегративного подхода составляются рабочие программы и учебно-методические пособия дисциплин, направленных на формирование компетенций [13]. Интегративному подходу отводится роль модернизатора учебного процесса в вузах [14]. Интегративный подход хорошо сочетается с понятием «фрактала», которое активно в настоящее время внедряется в образовательный процесс, помогает адаптироваться первокурсникам к различным дисциплинам и т.д.
Таким образом, методологическая система обучения на разных ступенях образовательного процесса в настоящее время претерпевает различные изменения, сопровождающиеся многочисленными разработками стандартов и программ. Но будущее в дидактике останется за интегративным подходом, как универсальной методологической категорией.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Интегративный подход как современная форма обучения
Современный специалист должен быть образованным, нравственным, мобильным, ответственным, отличаться способностью к сотрудничеству, творчеству, использовать интегративный подход в деятельности. Интеграция является одним из значимых инновационных явлений в образовании. Как пишет З.Ш. Каримов: «она превосходит все другие явления «по широте экспериментального воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности и диалектичности исторического развития» [1, c. 26]. Исследования О.Б. Акимовой [2], И.А. Зимней [3], Е.В. Земцовой [3], В.М. Лопаткина [4], Б.Ж. Мухаммадиева [5], Чапаева [2], И.П. Яковлева [6], Е.В. Яковлева [7], Н.О. Яковлевой [7] посвящены интегративному подходу. Интегративный подход – это позиция исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной) [7, с. 44–45].
Интегративный подход в педагогике ученые трактуют по-разному. И.А. Зимняя, Е.В. Земцова определяют интегративный подход как «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество» [3, c. 17]; несколько иная позиция у В.М. Лопаткина, он считает, что интегративный подход – средство, которое обеспечивает «целостность картины мира; способствует развитию способностей человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач» [4, с. 162].
О.Б. Акимова, Н.К. Чапаев [2, с. 12] справедливо утверждают, что интегративный подход осуществляется на технологическом и содержательном уровне. Интегративный подход содействует решению следующих задач: раскрывает интеллектуальный потенциал учащегося; личности обучающихся; формирует профессиональные компетенции; создает психолого-педагогические условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития, социализации. Социализация – это «многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности; общественная категория с конкретно заданным результатом» [8, с. 86], а заданный результат – это личностные ценностные ориентации [9]. Социообразовательная среда имеет большие возможности для воспитания и обучения [10].
Основными принципами интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин являются: принцип субъектности, культуросообразности, креативности, ориентации на гражданско-патриотические ценности и ценностные отношения, синергии, самообразования, диалога культур, вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, диалогизации, обратной связи.
Компонентами интегративного подхода могут быть: организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный.
Организационно-методический компонент предполагает интегрирование методик обучения (дебаты, метод проектов, модерации, делиберации, деловые игры, дискуссии, круглые столы, фестивали, конкурсы, конференции, кейс-технологии и т.д.).
Деятельностно-практический компонент включает интеграцию форм обучения, что будет способствовать использованию творческих заданий, которые содействуют развитию критического мышления и креативности, формированию личностно-значимых и профессиональных качеств личности.
Ресурсно-содержательный компонент интегрирует ресурсы, необходимые для учебно-познавательной деятельности (аудиторной и внеаудиторной), определяет содержание интегративного специального курса, который благодаря своему содержанию, средствам, методам и приемам будет содействовать формированию профессиональной компетентности.
Среди основных целей интегративного подхода при изучении учебных дисциплин нам представляется важным выделить следующие: формирование гражданского сознания, самосознания личности обучающего, социально-правовых, гражданско-патриотических и моральных норм, знаний; развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных и др. умений; воспитание личностно-значимых и профессиональных качеств личности и др.
Реализация данного подхода предполагает осуществление интегративных процессов на четырех основных уровнях интеграции: межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной.
В образовании всегда присутствуют процессы интеграции и дифференциации, которые составляют диалектическое единство и отражают сложность и противоречивость развития познания. Обратимся к самым общим определениям интеграции. В энциклопедическом философском словаре «интеграция» – «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [11, с. 215]. Обращались к идее интеграции знаний отечественные педагоги (В.С. Безрукова, Г.М. Добров, И.П. Яковлев и др.) и психологи (В.Я. Стоюнин, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, Б.Г. Ананьев и др.). Ими анализировались проблемы интеграции в учебно-воспитательном процессе; средства и формы реализации интеграции; эффективность интегративной педагогической системы.
Например, Б.Г. Ананьев определил этапы развития научных понятий по всем программам обучения, что позволило преподавателям использовать эти идеи в процессе обучения, обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса, «целостность чувственного отражения человеком объективной действительности, единства материального мира» [12]. И.П. Яковлев [6] отмечал, что интеграционный процесс будет эффективным при созданных определенных условиях.
Интеграция – выражение единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат – ключевые компетенции. В современных условиях интеграция наук и научных знаний из тенденции превращается в закономерность. Мы разделяем точку зрения В.Ф. Тенищева [13, с. 69] о том, что интеграция приводит к повышению уровня образовательного процесса за счет движения педагогической системы к ее большей целостности. Результатом интеграции являются сформированные компетенции у обучающихся.
Педагогическая интеграция как процесс – это установление связей между объектами и отношений педагогическими средствами для достижения конечных целей. Исследователи И.Д. Зверев, С.И. Архангельский, В.Г. Разумовский и другие выделяют признаки понятия «интеграция» в учебном процессе (целостность, взаимосвязь, направленность учебного процесса).
Дифференциация [6, с.177] – одна из сторон процесса развития, противоположная интеграции, которая связана с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Интеграция и дифференциация научного знания находят отражение в воспитании и обучении, его содержательной и процессуальной сторон. Осуществляется разработка интегративных курсов, учебных занятий.
Работы С.М. Арефьевой, С.Ю. Буриловой, В.В. Гузеева и др. посвящены практической интеграции. Они особое внимание уделяют созданию интегрированных курсов, которые содействуют мотивации к учению, формированию целостной картины мира, основ научных знаний и умений, повышению качества подготовки специалистов.
«Главной функцией интеграционных процессов является достижение синергетического эффекта на основе кооперации и сотрудничества, которые преобладают над дифференциацией и обособлением», – пишет Б.Ж. Мухаммадиев [5, с. 335]. К.А. Метешкин, О.И. Морозова также доказывают, что в результате применения информационных технологий в обучении студентов появляется результат – синергетический эффект [14, с.149–153].
Курс «Педагогика» является интегративным, предусматривает связь с философией, психологией, социологией, историей, биологией и т.д. Уровень межпредметных связей включает теоретико-содержательный, нормативно-методический, организационно-управленческий аспекты. Например, интеграция: педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике; с психологией – источник научного обоснования учебно-воспитательного процесса; с биологией, которая изучает природные особенности человека (принцип природосообразности); с социологией, выявляющая основные тенденции развития человека; с историей, обладающей огромным воспитательным потенциалом и т.д.
Для оптимизации учебного процесса следует опираться на определенные принципы и методические положения как необходимую теоретическую основу. Принципами интегративного подхода к формированию мировоззрения являются: принцип системности, целостности, развития, обусловленности, позитивности и перманентности.
Не раскрыты, к сожалению, «возможности интеграции содержания учебных предметов, воспитательного потенциала специальных, элективных курсов, разработанных с учетом новых информационных технологий и расширения уже существующих» [3, c. 55].
Интегративный подход заложен в межпредметных связях. Использование знаний межпредметного характера способствует интеграции образования, гармонизации отношений человека с природой через освоение современной научной картины мира. Важно, чтобы обучающиеся могли использовать знания комплексно, критически оценивать изучаемые явления.
Для этого преподавателям необходимо использовать инновационные методы и приемы, а также отбирать тематический материал, имеющий воспитательное значение. Как показало исследование, преподаватели открывают новые возможности для реализации межпредметных связей, интеграции в сознании обучающихся знаний по разным предметам; проводят межпредметные занятия (межпредметный, бинарный, интегрированный).
Например, дебаты – форма коллективной деятельности, имеющая воспитательный потенциал, вызывающая определенный интерес у обучающихся. Преподаватели используют данную форму организации учебных занятий (на лабораторных занятиях). Данная игровая форма имеет большое значение в воспитании обучающихся, поскольку позволяет решить ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач; развивать исследовательские умения. Данная форма организации обучения позволяет использовать приемы самоанализа и автодидактику, работать с разнообразными источниками информации, критически анализировать ее, работать в группе и др. Что требует использования информации из разнообразных учебных дисциплин.
Во время игры, посвященной вредным привычкам, создается обстановка сотрудничества и сотворчества. Все команды готовят продуманные, аргументированные кейсы. Конкурсанты обоснованно и корректно выделяют понятия (философии, психологии, культурологии и т.д.), представляют совокупность основных аспектов и основных аргументов. Отрицающая сторона подвергает сомнению определения, аспекты, аргументы, доказательства, рассуждения оппонента, сам кейс и т.д.
Популярна среди обучающихся деловая педагогическая игра, имеющая социальный характер, позволяющая включать обучаемых в аналоги профессиональной деятельности; содействующая формированию отношения к окружающей действительности, освоению содержания профессиональной деятельности путем ее имитации.
Для самостоятельной работы могут быть использованы подготовка педагогических кластеров, синквейнов, коллажей, эссе и т.д. Например, при подготовке эссе авторы выражают личностную позицию, краткость, точность образов. Обучающимся могут быть предложены темы в соответствии с курсом обучения. Это могут быть размышления на следующие темы: «Значение интернет-ресурсов в процессе обучения», «Педагоги-новаторы: взгляд из прошлого в будущее», «Педагогическая эргономика: теория и практика», «Космическая педагогика К.Н. Венцеля», «Образование и компьютерная грамотность», «Синергетика и информация» и т.д.
При подготовке и защите педагогических проектов («Отечество и гражданский долг», «Самоуправление: за и против», «Ответственность и свобода выбора», «Мое здоровье», «По музеям России», «Моя профессия», «Досуговая деятельность студента», «У войны не женское лицо», «Урал в годы войны» и т.д.) авторы (обучающиеся) представляют собственные предложения, на основе алгоритма выбора и принятия решения предлагаются конкретные действия по реализации проектов, демонстрируется ораторское искусство, выражается личностное отношение к проблеме. Участие в реализации педагогических проектов требует освоения технологии проектирования, техники продуктивного взаимодействия, личностных качеств (мобильности, ответственности, активности, принципиальности, бескорыстности и т.д.).
Содержание учебных дисциплин предоставляет широкие возможности для воспитания. Например, обращение к истории педагогики позволяет изучить базовые понятия, такие как образование и образованность, воспитание и обучение, развитие и социализация, самообразование и самовоспитание и т.д. Последовательное изучение основных идей, теорий, тенденций и проблем современного образования способствует социализации личности. А педагогу нужна свободная ориентация в разных областях знания: знание философии и методологии научной области; теории социализации личности; основ конфликтологии, синергетики, акмеологии, педагогической валеологии; знание психологии обучения, информатики и т.д.
Результатом применения интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин являются: оптимизация учебно-воспитательного процесса; систематизация учебно-познавательной деятельности; формирование ключевых компетенций. Обращение к интегративному подходу в конечном итоге ведет к воспитанию определенных качеств личности гражданина. Таким образом, интеграция – одно из перспективных методологических направлений нового образования.