интеграция преподавания учения и оценивания отражает
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
А.П. Свеклин, Ю.В. Широков
(Н.рук. Чайкина Ж.В., доцент, к.пед.н.)
Создание унифицированной системы объективной оценки знаний учащихся было и остается одной из проблемных областей педагогики.
В настоящее время в Российском образовании используются различные современные средства оценивания результатов обучения: педагогический мониторинг, рейтинговая система оценивания, педагогическое тестирование, портфолио. Каждое из названных средств позволяет определенным образом достичь объективности выставляемой ученику оценки.
Кроме того в педагогических исследованиях часто используется термин – «интегрированная оценка».
Интегральное оценивание контрольной работы в баллах основано на учете относительного веса каждого задания и существенного элемента в этом задании. Основной задачей этой процедуры специалисты считают задачу снижения субъективности в оценке, стремление к однозначному оцениванию каждой ученической работы (А.В.Левин, В.И Огорелков., А.С. Шепетов).
Для того, чтобы определить процедуру оценивания разноуровневой контрольной работы выделим основные этапы подготовки материалов для оценивания. (по Е.Н. Перевощиковой): Выделение проверяемых умений в каждом задании, необходимых и достаточных для их выполнения учащимися, т.е. детальный анализ каждого задания самостоятельно составленной или отобранной для этих целей контрольной работы.
Установление целей конкретной задачи в контрольной работе и соотнесение их с целями обучения и развития учащихся, с требованиями к подготовке учащихся по теме, сформулированными в образовательных программах по предмету.
Определение весового коэффициента каждого проверяемого действия по степени его значимости и новизны.
Определение критериев оценки выполнения каждой задачи (возможно в виде эталона ее решения и оценки каждого «шага» решения в баллах).
Определение количества и типа задач в контрольной работе, соответствующих принципу «минимальной достаточности» для удовлетворительной оценки работы.
Выделение групп задач, решение которых соответствует оценкам «4» и «5».
Вычисление интегральной оценки за контрольную работу в баллах и ее перевод в школьную оценку.
В ходе исследования были разработаны контрольные задания по таким разделам программы «Технология» как «Обработка древесины» и «Обработка металла». Для каждого действия, необходимого для выполнения заданий, были определены весовые коэффициенты. Была проведена оценка качества составленных заданий и разработана шкала перевода баллов за контрольную работу в школьную оценку.
В целом данный подход позволяет объективизировать процесс оценивания достижений обучающихся, в частности по предмету технология.
Из опыта работы. Интегрирование учебных предметов один из способов повышения эффективности уроков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интегрирование учебных предметов один из способов повышения эффективности уроков
учителя начальных классов
Калитиной Надежды Николаевны
1.1. Место и роль интеграции в системе стандартов нового поколения.
2.1.Актуальность и теоретические основы интеграции и её реализация в начальной школе.
2.2. Ведущие идеи интегрированных уроков и курсов.
2.3. Анализ педагогических технологий, формы и методы интегрированных занятий.
3.1 Роль интегрированного обучения в формировании системы знаний у учащихся начальной школы.
Формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире.
Формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания; мотивации к обучению.
Формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора, речи учащихся; развитие когнитивных навыков.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; коммуникативных умений.
Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
1.1. Место и роль интеграции в системе стандартов нового поколения.
Начальное образование – первая ступень общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин .
2.1.Актуальность и теоретические основы интеграции и её реализация в начальной школе.
Меня как учителя начальных классов всегда волновал вопрос: «Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?» Ответ на этот вопрос я нашла в интеграции учебных предметов. Актуальна ли эта тема сегодня? Безусловно.
Преимущества интегрированных уроков на мой взгляд заключаются в том, что они:
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах, и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;
учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно;
не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Инновационные процессы, происходящие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Современные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном и космическом уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребенка соединить знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.
На мой взгляд, именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Поэтому интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования.
Идея интегрированных уроков пришла 3 года назад, когда я начала работать по программе Образовательной системы «Школа 2100», так как большая часть деятельности, предлагаемой учебниками, развивающая, имеет мотивацию, носит функциональный и коммуникативный характер.
Выступала на заседании МО учителей начальных классов по этой теме, давала открытые уроки для учителей школы. Результаты моей творческой деятельности отражены в данной работе.
Все выше приведённые аргументы актуальности интегрированного обучения, отражаются в моей практической деятельности.
2.2. Ведущие идеи интегрированных уроков и курсов.
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.
Немаловажное значение уделяю тому, какие предметы необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Изучив опыт учителей, занимающихся этим вопросом придерживаюсь мнения Е. Смирнова:
в первом классе лучше интегрировать следующие предметы:
Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать
В третьем и четвёртом классах –
Приведу примеры лишь некоторых тем интегрированных уроков, проведённых мною.
«Экосистема озера». – 3 класс ( окружающий мир, технология).
« Экосистема болота. Однокоренные слова».- 3 класс (окружающий мир, русский язык).
2.3. Анализ педагогических технологий, формы и методы интегрированных занятий.
Ведущую роль отвожу исследовательским, поисковым методам – технологии проблемно-диалогического обучения, технологии критического мышления, моделирования и проекта, использую компьютерные технологии.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Для себя я разработала модель интегрированного урока, при котором учла:
Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах»
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока»
Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования»
Потапова Е.Н. «Радость познания».
Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. «Интеграция учебных предметов».
Статья на тему «Современные подходы к оцениванию: взаимодействие учителя и ученика на уроке»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные подходы к оцениванию: взаимодействие учителя и ученика на уроке.
Т.А. Бударина, учитель начальных классов МБОУ-лицея №21 имени генерала А.П.Ермолова города Орла
Новизна современной контрольно-оценочной системы состоит из перехода от ЗУН к компетентностям ( речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); от оценки исключительно результата к рассмотрению процесса; от оценки изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной; от пассивного ответа учащегося на вопрос к активному конструированию содержания ответа; а также деятельностный подход и гуманизация образования.
В статье показано: 1. Система оценивания как механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. 2. Cистема оценивания и самооценивания, которая является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.
Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность ; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников
Необходим поиск принципиального подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.
Поэтому важно выделить три функции учителя:
1) создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся;
2) стимулирование действий учащихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционально фона;
3) проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий с 1-го класса надо работать над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий.
В качестве одного из способов оценивания можно использовать оценочную шкалу (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн) , на которой фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Чаще всего критериями были «правильность» и «аккуратность».
Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой.
Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь, проверяя работу, оценивает ребёнка, ставя крестик красным цветом. Если мнения учителя и ученика совпадают, то оба крестика обводятся в кружок. И это считается высшим баллом.
Следующим этапом стала видоизменение «волшебных линеечек». На них наноситься деления по числу заданий и «шагами» отмечается количество верно выполненных заданий и ставится отметка. Линеечки стали выглядеть таким образом.
Оценка по таким линеечкам более объективна.
К концу учебного года дети легко смогут перейти от таких линеечек к оценке в баллах.
Например
А баллы легко можно перевести в проценты.
Перейдя на оценивание в процентах можно решить проблему перевода баллов и процентов в оценку по пятибалльной системе, отследить уровни усвоения учебного материала. Для этого используется таблица:
Пример: КИМы по предметам, проверочные работы и т.п.
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
Самый высокий уровень – 85 – 100 %
Высокий уровень – 70 – 84 %
Ниже среднего – 30 – 49 %
Низкий уровень – менее 30 %
На помощь могут прийти и другие различные методы системы оценивания:
а) «Алгоритм самооценки».
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по алгоритму. В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах:
5.«Как мы различаем отметки и оценки?»,
6. «Какую себе поставишь отметку?»
Учитель помогает ученику с помощью вопросов сформировать: 1.Рефлексивное оценивание :
– Что нового ты узнал, чему научился?
– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?
2.Дать прогностическую оценку:
– Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
– Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?
3. Ретроспективную оценку:
– Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.
– Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?
– Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?
– Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?
– Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?
– Насколько достиг цели?
– Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:
· быстрее дает решение;
– Чему ты учился, выполняя задание.
– Сравни и оцени суждения.
– Какие способы контроля ты использовал?
– Какие эвристические приемы использованы?
– Сгруппируй высказывания. Как ты рассуждал?
– Составь задания по теме… (указывается тема). Почему ты выбрал именно эти задания?
– Попробуй оценить идею решения (способ).
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
Взаимооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.
Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.
Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание, надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.
Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся, в ходе своего решения, делает вывод, находит новые подходы к решению.
Рассмотрим, как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные
Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.
Для оценивания предметных результатов можно использовать кроме классного журнала, таблицу предметных результатов, которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнением к таблице предметных результатов является лист успешности учащегося по каждому предмету.
Все личностные результаты отражаются в портфолио.
Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.
Пример: Ученику ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий, значит, ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического.
Оценки и отметки можно накапливать в таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных+ в портфеле достижений)!
Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ является мониторинг результатов обучения с использованием карты индивидуального развития ученика.
Чтобы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности надо проводить итоговые комплексные проверочные работы в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Оценка товарищей, не могла остаться без внимания. При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других. Для оценивания работы учащихся в группах, подготовлены специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также для развития аналитических умений, где бы отображалась взаимооценка работы в группе, самооценка и итоговая оценка.
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метопредметных результатов.
В пятом классе, как на переходном этапе от начальной к основной школе, также проводится стартовая диагностика на готовность пятиклассников к обучению в основной школе.
Стартовая диагностика, прежде всего, необходима самим учащимся с целью определения границ своих возможностей в использовании тех предметных средств, с помощью которых можно решить новые задачи, стоящие перед классом в данном учебном году.
Используются следующие формы оценки:
Четырехбальная система цифровых отметок.
Накопительная система оценки – Портфель достижений.
Таким образом, происходит плавный переход ученика из начальной в среднюю школу. Подводя итоги, отметим, что проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения .
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими!
И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»
1.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
4.Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011