интерактивное обучение это форма организации познавательной деятельности осуществляемая
Статья «Интерактивные формы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Методические разработки некоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.
В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:
в чем сущность интерактивного обучения?
какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?
как – принципиально – строится интерактивный урок?
с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?
в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.
Интерактивые формы нацелены на:
— стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Характеристика методов обучения
ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).
АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик
Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:
«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.
Покажем некоторые интерактивные упражнения:
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.
«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.
Инструктаж учащихся для выполнения задания.
Ознакомление с раздаточным материалом
Презентация домашнего задания
Практическое усвоение материала.
Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»
Обсуждение с целью закрепления материала.
Как строится интерактивный урок?
Что является его принципиальными составляющими?
Мотивация – 2 минуты (5%)
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
Итак, принципиальные линии интерактива:
— линия переживания опыта в диалоге;
— линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии:
ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?
На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.
Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.
На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.
Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».
Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).
«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.
«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.
«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.
«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».
Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.
В методике описаны организационные формы рефлексии:
«Для меня сегодняшний урок…»
«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.
Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?
Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?
Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:
(оценки, влияние родителей)
Внешняя и внутренняя
Внутренняя (интерес самого учащегося)
Пассивная, активность очень низкая
Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива
Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности
3. Роль личности учителя
Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются
Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя
Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности
4. Степень усвоения материала
Знание, понимание, воспроизведение
Широкий спектр, дифференциация обучения
Знания, анализ, синтез, творческое применение информации
Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы
Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты
Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены
Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…
Статья Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания (на примере организации и проведения деловой игры).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания
(на примере организации и проведения деловой игры).
В настоящее время смена приоритетов и социальных ценностей в обществе требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональных образовательных организациях. Обще признано, что растущий уровень производства в большей степени должен отвечать удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Из этого следует, что одной из основных задач современного образования становится создание условий развития студента, которые помогут им успешно адаптироваться в современном обществе. Данную задачу успешно помогает решать учебные занятия по обществознанию, так как именно на них студенты получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Успешность достижения этой благородной цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: в авторитарных или гуманистических условиях, индивидуально или коллективно, с опорой на восприятие, внимание, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Активное обучение — это освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с преподавателем, с другими участниками. На данном этапе развития среднего профессионального образования по сценарию ряда новых федеральных государственных стандартов образования активное обучение стоит в одной плоскости с интерактивными методами. Педагоги-современники между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Задачами интерактивных форм обучения являются:
— пробуждение у обучающихся интереса;
— эффективное усвоение учебного материала;
— самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
— установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
— формирование у обучающихся мнения и отношения;
— формирование жизненных и профессиональных навыков;
— выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной фигурой учебного занятия, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники образовательного процесса (педагог-студент) обращаются к социальному опыту — собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения учебных и, конечно же, воспитательных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
— Деловые и ролевые игры;
— Круглый стол (дискуссия, дебаты);
— Case — study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
— Мозговой штурм (мозговая атака).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр.
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем: во-первых, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений. Во вторых, метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому студенту без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное погружение в какую — то одну или несколько сфер человеческой реальности.
Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:
— целевая установка проведения игры;
— сценарий всех этапов деловой игры;
— структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
— критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
-рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.
Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.
Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2–4 академических часов, т. е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих. Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), средства отображения информации, средства управления, ИКТ и т. п. Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время. Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
Таким образом, применение в образовательном процессе интерактивных методов, например, деловой игры, способствует лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения, активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода, активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии, раскрытию личностного потенциала и развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе.
Порывкина А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО [Текст] / А.А. Порывкина // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 841-844.