интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности
Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности
Петухова Анастасия
Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности
Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию – была и остается одной из актуальных задач педагогики.
Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес. Важную роль в решении данной задачи играет интерактивное обучение, которое влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.
Целесообразность использования интерактивного обучения в познавательном развитии дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г. А. Репина и Л. А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Технологии интерактивного обучения дают возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно–развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
продуктивным сам процесс обучения.
Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обученияпозволяет решать следующие задачи:
• развивает коммуникативные умения и навыки,
• помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
• решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
• развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач;
• обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
• Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Цель интерактивного обучения будет достигнута при соблюдении основных правил организации интерактивного обучения:
1. Необходимо использовать такие технологии образования, которые позволяют вовлечь всех детей.
2. Психологическое сопровождение организованной образовательной деятельности в виде разминок, поощрения и стимулирования, предоставление возможности для самореализации способствуют включению в работу всех обучающихся.
3. Количество обучающихся в интерактивном обучении ограничено до 25 человек.
4. Необходимо проектирование образовательного пространства для групповых и парных форм работы.
5. Важно обозначение плана работы, правил и регламента.
Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.Также возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах, «ребенок – группа детей» (работа в группах, «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т. д. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• II младшая группа – работа в парах, хоровод;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждаются какие – либо проблемы, о которых у воспитанников есть первоначальные знания и представления. Кроме того обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
При использовании интерактивных моделей обученияменяется и взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах, даёт консультации, контролирует время и порядок.
Можно выделить три вида методов интерактивного обучения:
• Пассивный метод предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей т. е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.
• Активный метод предполагает, что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.
• Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Воспитатель здесь нaxoдится в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.
Выбрав для себя метод интерактивного обучения, можно на занятиях строго соблюдать основные его принципы.
Основные принципы интерактивного обучения
Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
Принцип деятельности — обучение для детей и через их опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
Обратная связь — регулярно контролировать процесс обученияс помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.
В организации интерактивного обученияс детьми дошкольного возраста следует отметить обязательные условия:
благоприятный психологический климат: между участниками образовательного процесса должны быть доверительные, позитивные отношения;
гибкий стиль общения, с преобладанием демократического стиля взаимодействия педагога и воспитанников;
одна из основ взаимодействия на НОД – сотрудничество педагога и воспитанников как равных партнёров;
опора на личный опыт воспитанников, включение в образовательный процесс ярких примеров, фактов, образов;
разнообразие форм и методов представления информации, форм деятельности детей, их мобильность;
учёт личностных особенностей дошкольников: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора, учёт интересов.
Особенности интерактивного обучения в организации познавательной деятельности дошкольников.
1. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов, форм я приемов.
2. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.
З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.
4. Для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
5. Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.
6. В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
К сожалению, интерактивное обучение пока недостаточно используется в работе с дошкольниками. Причинами этого А.Кононко считает следующие факторы:
привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
склонность к чрезмерной критике;
неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям.
Таким образом,можно сделать вывод: интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Интерактивное пособие «Лэпбук «Весна» как форма совместной деятельности детей и взрослых Я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной.
Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» «Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей»В своей работе я применяю игровую образовательную.
Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.
Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.
Статья Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания (на примере организации и проведения деловой игры).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания
(на примере организации и проведения деловой игры).
В настоящее время смена приоритетов и социальных ценностей в обществе требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональных образовательных организациях. Обще признано, что растущий уровень производства в большей степени должен отвечать удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Из этого следует, что одной из основных задач современного образования становится создание условий развития студента, которые помогут им успешно адаптироваться в современном обществе. Данную задачу успешно помогает решать учебные занятия по обществознанию, так как именно на них студенты получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Успешность достижения этой благородной цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: в авторитарных или гуманистических условиях, индивидуально или коллективно, с опорой на восприятие, внимание, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Активное обучение — это освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с преподавателем, с другими участниками. На данном этапе развития среднего профессионального образования по сценарию ряда новых федеральных государственных стандартов образования активное обучение стоит в одной плоскости с интерактивными методами. Педагоги-современники между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Задачами интерактивных форм обучения являются:
— пробуждение у обучающихся интереса;
— эффективное усвоение учебного материала;
— самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
— установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
— формирование у обучающихся мнения и отношения;
— формирование жизненных и профессиональных навыков;
— выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной фигурой учебного занятия, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники образовательного процесса (педагог-студент) обращаются к социальному опыту — собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения учебных и, конечно же, воспитательных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
— Деловые и ролевые игры;
— Круглый стол (дискуссия, дебаты);
— Case — study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
— Мозговой штурм (мозговая атака).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр.
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем: во-первых, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений. Во вторых, метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому студенту без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное погружение в какую — то одну или несколько сфер человеческой реальности.
Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:
— целевая установка проведения игры;
— сценарий всех этапов деловой игры;
— структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
— критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
-рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.
Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.
Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2–4 академических часов, т. е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих. Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), средства отображения информации, средства управления, ИКТ и т. п. Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время. Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
Таким образом, применение в образовательном процессе интерактивных методов, например, деловой игры, способствует лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения, активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода, активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии, раскрытию личностного потенциала и развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе.
Порывкина А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО [Текст] / А.А. Порывкина // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 841-844.