интерактивные методы обучения в системе поликультурного образования
Интерактивные технологии в поликультурном образовании
С.Л. Новолодская,
к. педагог. н., доц., заведующая
кафедрой гуманитарных дисциплин
Забайкальский институт предпринимательства
Сибирского университета потребительской кооперации
Рассмотрены вопросы использования интерактивных технологий в поликультурном образовании, в основу которых положены концепции диалога культур Бахтина-Библера. В поликультурном образовании используются интерактивные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые и деловые игры, рефлективные методы, решение ситуационных и проблемных задач и др. Данные технологии уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного образования. Сделан вывод о том, что главная отличительная черта интерактивного обучения состоит в развитии инициативности обучаемых в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера-помощника. По мнению автора, ход и результат процесса соответствующего обучения приобретают личную значимость для всех его участников, что позволяет развивать у обучаемых способность к самостоятельному разрешению проблем профессионального становления.
Ключевые слова: интерактивные технологии, поликультурное образование, диалог культур, личностно деятельностная парадигма, инновации.
Литература
1. Библер B.C. M.M. Бахтин, или Поэтика культуры. — М., 1991.
2. Белогуров А. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2000. — № 3.
3. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. — М., 1989.
4. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 33.
Интерактивные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и задачи интерактивного метода обучения
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.
Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.
Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.
Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными задачами интерактивных методов обучения являются:
Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.
В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.
Виды методов интерактивного обучения
Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема необходимости формирования межкультурной коммуникативной компетенции школьников посредством применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка. Определены условия эффективного применения интерактивных методов обучения для их дальнейшего использования в ходе организации интерактивного обучения на уроках. Приведены примеры применения интерактивных технологий на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: обучение иностранному языку в школе, межкультурная коммуникативная компетенция, формирование межкультурной коммуникативной компетенции, интерактивные методы обучения.
Интенсификация процессов глобализации и интеграции охватывает все сферы общественной жизни: экономику, культуру, науку и образование, и как следствие, ведет к увеличению числа межкультурных контактов. Данное обстоятельство определяет важность владения иностранным языком как средством осуществления межкультурной коммуникации.
Современное общество выдвигает новые требования к результатам иноязычного образования. В соответствие с положениями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изучение иностранного языка должно обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации личности, но в то же время многие ученые (Тер-Минасова С.Г., Гальскова Н.Д., Халеева И.И.) настаивают на необходимости формирования межкультурной коммуникативной компетенции [5].
Под межкультурной коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность межкультурных знаний, умение применять их на практике, наличие качеств личности, необходимых для реализации данных знаний и умений, а также владение иностранным языком как средством общения, необходимым для осуществления продуктивного взаимодействия с представителями иноязычных культуры [1].
С овременные дети знакомятся и проникаются иностранной культурой зачастую до окончания школы. Из этого можно сделать вывод, что межкультурную коммуникативную компетенцию нужно активно развивать еще в школе. В силу психологических особенностей и сложности феномена МКК, наиболее благоприятным возрастным периодом для усвоения и активного развития МКК, на наш взгляд, является старший школьный возраст. Именно на старшей ступени школьного образования работа по развитию межкультурной коммуникативной компетенции может быть организована наиболее эффективно, поскольку старшеклассники в силах осознать определенные особенности иноязычной культуры, понять её, при необходимости вступить в межкультурную коммуникацию и ориентироваться в межкультурном пространстве с опорой на свой жизненный опыт и имеющиеся знания.
Иностранный язык выступает в качестве средства для проникновения в мировую культуру, познания мировых ценностей, осознания собственной культурной принадлежности; он становится инструментом осуществления диалога культур, который в контексте межкультурной парадигмы иноязычного образования становится средством межкультурной коммуникации и все чаще называется межкультурным диалогом [5].
— обучающая: включает усвоение содержания образования, развитие обще-учебных умений и навыков;
— развлекательная: создание благоприятной атмосферы на уроках;
— коммуникативная: объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов;
— релаксационная: снятие эмоционального напряжения.
На разных этапах обучения иностранному языку могут быть использованы следующие формы активного обучения:
1) альтернативные форматы занятий;
2) дискуссии (с использованием аудио и видео);
3) обсуждение проблем в малых группах, интервью, опросы и анкетирование;
4) выполнение аудиторных творческих письменных заданий (групповых и индивидуальных);
5) проекты и презентации;
6) симуляции и ролевые игры;
8) проведение занятия (или его фрагмента) обучаемым (обучаемыми);
9) обучение на основе информационно-компьютерных технологий;
При условии соблюдения правил организации интерактивного обучения и учете его особенностей, применение интерактивных технологий приводит к следующим результатам:
интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
повышение мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем;
формирование творческого мышления: способность по-своему видеть проблемную ситуацию, находить выходы из нее; давать обоснования своим позиции, жизненным ценностям;
развитие умений выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, оставаясь при этом толерантным и доброжелательным по отношению к своим оппонентам;
гибкий контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях [4].
Рассмотрим пример применения интерактивных технологий «Дебаты» и проектного метода на уроке английского языка в 11 классе по теме “ A typical American ”, УМК “ Spotlight ”.
Дебаты проводились в три этапа: организационный, основной и заключительный. В ходе организационного этапа урока были представлены команды-участники, жюри и таймкипер, озвучена проблема, вынесенная на обсуждение. Участники дебатов были ознакомлены со своими задачами, правилами дебатов и критериями оценивания.
Данная технология позволяет не только совершенствовать коммуникативные умения учащихся, но также способствует формированию критического мышления, развитию умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию, выступать перед аудиторией, так как учат эффективным речевым приемам и тактикам, дают представление о структуре публичного выступления.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено провести работу над проектом “Stereotypes about American s and Russians”, в ходе подготовки которого, они должны были найти информацию о распрастраненных стереотипах об американцах и русских, сравнить их, выделить сходства и различия, оформить в виде информационного буклета.
Для эффективного применения интерактивных методов обучения как средства формирования межкультурной коммуникативной компетенции школьников учителю следует соблюдать следующие методические рекомендации:
Учитывать предпочтения учеников при выборе формы работы на уроке;
Ставить актуальные проблемы, представляющие интерес для учащихся;
Создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;
Вовлекать всех учеников в активное взаимодействие по решению учебных задач;
Применять разнообразные интерактивные формы обучения;
Тщательно готовиться к уроку с применением интерактивных технологий;
Осуществлять контроль за соблюдением регламента интерактивных технологий учащимися.
Интерактивные методы и упражнения позволяют обучающимся говорить, взаимодействовать на изучаемом языке, учат ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, что позволяет утверждать, что применение интерактивных форм обучения является важным условием эффективного формирования МКК.
Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3 – 8.
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М., 2008.
Статья «Интерактивные методы обучения; опыт применения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные методы обучения: опыт применения.
Булычева Людмила Александровна,
Преподаватель ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж,
Ярославль ул. Чайковского д.55
Аннотация: предлагаемая статья содержит краткие теоретические сведения об интерактивных методах обучения, а также практические советы по применению в преподавании социально-гуманитарных дисциплин.
Об интерактивных методах в педагогическом сообществе говорилось очень много. В частности, разработкой, популяризацией и внедрением их в учебный процесс занимается коллектив Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского. Именно на семинаре, проводимом этим институтом, я впервые познакомилась с интерактивными методами и вот уже 15 лет активно применяю их в своей работе.
Кратко напомню, в чем суть интерактивных методов обучения.
Все методы, в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения, подразделяются на пассивные, активные и интерактивные.
И.М. предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым И.М. наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества и позволяют педагогу стать настоящим лидером.
Взаимодействие педагога и учеников при использовании И.М. показано на рисунке:
Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США), показали, что И.М. позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования были отражены в таблице, получившей название «Пирамида обучения».
Из пирамиды видно, что наибольший процент усвоения имеют именно интерактивные методы. К тому же они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу и позволяют внедрять так называемые «нервосберегающие» технологии.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту и несомненную полезность И.М., применить их на практике оказалось не так-то просто. Дело в том, что студенты в большинстве своем оказываются не готовыми к такой работе в связи с тем, что в процессе обучения они сталкивались в основном с пассивными методами. Да и учебная программа содержит такой объём информации, что преподаватель чаще всего просто вынужден применять пассивные методики, так как именно они позволяют охватить большой объем информации за короткий промежуток времени, в то время как И.М. требуют много времени для небольшого объема информации.
Поэтому работа по внедрению И.М. велась в 2 направлениях: во-первых, обучение студентов совместной активной работе, а во-вторых – работа по корректировке учебных программ и составлению календарно-тематических планов с учетом И.М.
По первому направлению работа шла легче: в нашем колледже преподаватель ведет сразу несколько предметов гуманитарного цикла, поэтому есть возможность применять И.М. в нескольких дисциплинах одновременно, а значит, студенты быстрее осваивают И.М. и быстрее привыкают к подобной работе.
Начинать следует с постепенного использования И.М. Как преподавателю, так и студентам необходимо привыкнуть к совместной работе и получить определенный опыт использования И.М.
Так же необходимо провести особое подготовительное занятие с учащимися, настроить их на добросовестную подготовку и совместно создать правила работы в аудитории. Для того, чтобы показать важность и эффективность совместной работы, на первом же занятии я провожу упражнение « арм-реслинг».
Ø предложите всем встать в пары и взяться за руки
Ø объявите, что сейчас будет проведен конкурс, цель которого – набрать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть руку своего партнера к своей ноге, получает 1 балл
Ø можно вызвать одного из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, притягивая руку партнера
Ø на выполнение упражнения дайте 10 или 20 секунд. По вашему сигналу все начинают
Ø попросите этих участников выйти вперед и показать, как они смогли этого достичь. Выяснится, что они не противодействовали друг другу, а наоборот, помогали быстро-быстро двигать рукой. А те, кто всячески сопротивлялся и противодействовал друг другу, не заработали ни одного балла
Ø затем в течение 10 секунд предоставьте возможность еще раз выполнить это задание, чтобы закрепить чувство совместной работы. Далее предложите участникам занять свои места
Ø прокомментируйте это упражнение, обратив внимание на то, как важно подумать об интересе другого и как важно работать вместе. Перекиньте мостик к теме занятия: вот и мы сегодня будем работать вместе и помогать друг другу, чтобы достичь хорошего результата. Таким образом, участники получат реальное физическое ощущение важности совместной работы, которое надолго останется в памяти).
Часто студенты бывают не готовы к совместной групповой работе, между тем работа в малой группе – важнейшая составляющая многих И.М., то такой работе нужно обучать постепенно, не спеша и на протяжении всего процесса обучения.
И только когда студенты достаточно хорошо освоят правила и приемы совместной работы, можно и нужно перейти к другому методу формирования групп, не по принципу симпатии. При этом нужно напомнить, что в жизни нам приходится работать не только с теми, кто нам симпатичен, но уметь договариваться и достигать цель нужно в любом коллективе.
Ø Уважайте взгляды каждого участника группы, даже если вы не согласны с ним.
Ø Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, их высказывающих.
Ø Помните: плохих идей не бывает! В каждой идее есть рациональное зерно.
Ø Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы.
Ø Старайтесь, чтобы ваши замечания были краткими и по существу.
Ø Следите за временем!)
Организатор деятельности группы.
Регистратор – записывает идеи в процессе обсуждения.
Журналист – задает уточняющие вопросы, помогает сформулировать мысль.
Докладчик – докладывает результаты работы всему классу.
Хронометрист – следит за временем)
Необходимо постоянно контролировать работу групп: обходить аудиторию и помогать решать возникающие проблемы, следить за соблюдением правил работы в группе.
Сложнее проходила работа по второму направлению, т.к. мы не можем изменять программу по своему желанию. Но и здесь можно найти лазейки. Известно, что часто одна и та же тема изучается в разных дисциплинах, естественно, с соответствующих позиций. Например, тема «Человек. Индивид. Личность» изучается в курсе «обществознание», а так же на дисциплинах «основы социологии», «основы философии» и «праксеология». Если подробно и всесторонне изучить эту тему на одной из дисциплин (например, на философии), то освободившееся время можно будет использовать для интерактивных занятий по данной или другой теме.
Так же для проведения интерактивных занятий могу посоветовать принцип опережающего изучения, при котором новый материал студент изучает самостоятельно, а на аудиторном занятии происходит обсуждение и применение на практике полученных знаний. Такой принцип опережающего изучения требует и от студентов и от преподавателя определенных усилий. Преподаватель, в частности, должен заранее быть готовым к проведению следующего занятия, чтобы вовремя дать домашнее задание и подготовить ресурсы. В то же время в ходе освоения материала нужно выделять специальные занятия для повторения и обобщения пройденного материала.
И ещё один важный момент: каждое занятие обязательно должно заканчиваться рефлексией. Для того, чтобы подвести итоги и акцентировать внимание на положительных моментах, особенно подходят такие методы как «свободный микрофон» и «синквейн».
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что применение интерактивных методов дало хорошие результаты. Повысилось качество обучения, но главное даже не в этом: повысилась заинтересованность студентов. Они с радостью идут на занятие, с интересом работают в группе, умеют сами определить проблему и разработать пути её решения. Студенты отмечают, что после таких занятий поднимается настроение, растет уверенность в своих возможностях, появляется желание продолжить работу. Кроме того, они замечают, что становятся более раскрепощенными, легче вступают в общение, в споре могут аргументировать свою точку зрения, выслушать и принять чужую. Таким образом, они приобретают умения и навыки, необходимые для адаптации в будущей взрослой жизни.
1. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю. и др. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М.,2000.
2. Бочаров И., Погонина О. и др. Права человека: Методика преподавания в школе. Пермь, 2000.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтер, Н. Воскресенского. М.,1997.
4. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право: книга для преподавателей. СПб., 2001.
5. Драхлер А.Б., Тихонова Н.В. Веселая гражданиада: Методическое пособие. М.,1999.
6. Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник методических материалов. М. 995.
7. Фролушкина О.В. Коммуникативная культура учителя: учебно-методическое пособие. СПб., 1996.
Методы поликультурного обучения их характеристика
Все многообразие методов можно свести к четырем группам:
· методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания – достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень культурной идентификации воспитанников;
· методы получения практических умений и навыков – решаются за счет использования словесных методов (объяснения, этические беседы);
· рефлексивные методы – анализ, проблематизация, депроблематизация.
– методы моделирования и проектирования деятельности (Ершов, 2000).
Формы поликультурного обучения их характеристика
Формы и методы поликультурного воспитания
Например, в программе 7 класса для чтения и беседы предлагается стихотворение Т.Г. Шевченко «Завещание». Само обращение к произведению великого украинского кобзаря, исполненному мечтой о «народе веселом» и «семье великой», многое дает для воспитания интернациональных чувств семиклассников. Но определенный методический подход к трактовке этого произведения усиливает его воспитательное воздействие.
Поликультурное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Поэтому в поликультурном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них – сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики, сюжетных сближений, художественно-образных перекличек. Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.
Учебно-познавательная деятельность в полиэтнической среде
Одной из важных задач современного российского образования является подготовка человека к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде. Различные аспекты поликультурного образования нашли отражение во многих нормативно-правовых документах Российской Федерации. Содержание межкультурной компетентности педагога связано с такими аспектами, как осознание национально-религиозных, гендерных и иных особенностей обучающихся, уважительное отношение к ним; способность к культуросообразному поведению; способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия для обогащения личного культурного опыта обучающихся; знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения обучающихся, обусловленных их культурной принадлежностью; способность обеспечивать поликультурную направленность учебно-воспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе и т.д. Работа по изучению культуры и традиций разных национальностей в школе должна проходить по разным направлениям: изучение истории народностей и истории присоединения тех или иных народов к России, рассказ о вкладе той или иной этнической группы в защиту своего Отечества; участие детей в национальных и религиозных праздниках; изучение национальной культуры народов (костюма, обычаев, традиций); чтение литературных произведений национальных поэтов и писателей; проведение дней национальных культур; разучивание народных игр; совместные дела класса, школы (конкурсы, соревнования, игры, проекты); работа с семьей, организация семейных вечеров, во время которых поют национальные песни, исполняют стихи на родном языке, предлагают попробовать национальные блюда, рассказывают о семейных и национальных традициях; проведение тренинговых упражнений по воспитанию толерантности и т.д.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2494 ; Мы поможем в написании вашей работы!