интересные факты о смольном соборе
Смольный собор Воскресения Христова в Петербурге
Смольный собор Воскресения Христова (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
Возведение собора начато в 1745 году архитектором Франческо Бартоломео Расстрелли, закончено в в 1835 году В.П. Стасовым.
Высота собора — 93.7 метра. Храм построен в стиле пышного елизаветинского барокко. Звонница собора является самая высокой музейной смотровой площадкой города, расположена на высоте 50 метров.
Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.По своей живописности, выразительности композиции и наружному убранству Смольный собор – один из выдающихся образцов мирового зодчества.
Октябрьская революция 1917 года положила конец работе Смольного монастыря. В 1922 году из собора были изъяты все церковные ценности, он был закрыт для верующих и использовался как склад. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там до настоящего времени. В 2004 году концертно-выставочный зал «Смольный собор» вошел в состав Государственного музея-памятника Исаакиевский собор».
С 2010 года в южном приделе Смольного собора вновь стали совершаться воскресные регулярные богослужения. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.
Смольный монастырь в Петербурге — посещение, лайфхаки и факты
Закладка Смольного монастыря состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Воскресенский новодевичий Смольный монастырь — женский монастырь.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских «фасадных» стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Что же так притягивает петербуржцев и гостей города к этому строению прославленного архитектора? Сейчас мы попробуем разобраться во всех нюансах посещения этого удивительного строения.
Адрес, как добраться, график работы и др.
Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1. Смольный собор открыт для посещения с 7:00 до 20:00. Подъём на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00.
Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:
Лица, имеющие право на льготное посещение Музея, предъявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе работников Музея или уполномоченных лиц при входе в Музей. Посетитель имеет право на бесплатное посещение музейного объекта не более, чем один раз в день.
Лица, предъявившие на контроле льготный билет, но не имеющие документов, подтверждающих эти льготы, в Музей не допускаются. Бесплатное посещение не распространяется на дополнительные услуги
Экскурсии в Музее проводятся для группы посетителей (в количестве не менее 15 человек). Экскурсионное обслуживание предоставляется меньшему количеству человек за дополнительную плату.
Впечатления от посещения Смольного
Смольный монастырь — один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко. В проекте собора, архитектор Растрелли соединил традиционную для русских храмов тему пятиглавия и европейский стиль.
Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты более 50 метров можно увидеть панораму города и реки Невы. Высота самого собора почти 100 метров.
Знакомство с ансамблем Смольного монастыря можно начать с правого берега Невы, на Большеохтинском мосту (мост Петра Великого). Оттуда открывается панорама со стройным, «парящим в воздухе» силуэтом Смольного собора. Вид на собор со стороны Невы не раз был запечатлен на акварелях и литографиях.
Пройдя по мосту и Тульской улице до Суворовского проспекта (одного из крупнейших проспектов Санкт-Петербурга) можно увидеть, как гармонично собор завершает перспективу улицы. Внутри самого архитектурного ансамбля сохранилась великолепная брусчатая мостовая.
В 2013 году из Воронежа был доставлен и освящён 10-ти тонный колокол. Некоторое время он стоял перед собором, на который можно было полюбоваться. Удивительный факт состоит в том, что 7 октября 1922 года собор был закрыт. Верующие в течение очень долгого времени просили властей вернуть храм, но просьбы не были удовлетворены.
Впервые за постсоветское время 24 мая 2009 года в храме был совершен молебен, 7 апреля 2010 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия, и лишь 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.
Изюминка Смольного собора
С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах. Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь».
Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.
Совет. Постарайтесь попасть в собор в первые часы после его открытия. Так вы сможете насладиться его красотой без обычной туристической суеты и толкотни.
Если вам выпало счастье попасть в музей, но с экскурсоводом получилась накладка — не беда! Смотровые площадки оборудованы внешними динамиками, которые транслируют аудиозапись, описывающую все ключевые моменты. Также, на смотровой площадке есть бесплатный бинокль, через который посетители могут любоваться Северной столицей с прекрасной обзорной точки.
Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Во время подъёма вас будет сопровождать классическая музыка, льющаяся из динамиков. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.
Внутреннее убранство ничем особенным не выделяется. Но, несомненно, истинные любители древностей найдут и там нечто для себя интересное. Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.
Интересные факты
И, на прощание…
При удалении от собора, обратите внимание на то, что постройка кажется выше окружающих строений, при приближении — проигрывает в высоте.
Колокольня в тумане и дама в белом:
Еще до Петербурга
Миф о том, что Петербург был построен на пустом болоте, уже давно опровергли ученые. И мы знаем несколько легенд, которые восходят еще к допетровским временам. Одна из них касается берега, на котором позднее был построен Смольный собор.
Давным-давно, гласит молва, черт странствовал по земле и однажды оказался на берегу Невы. Там даже остались следы его копыт. Люди, поселившись в этом месте, их нашли и — как бы чего не вышло — возвели над ними церковь. С тех пор тут всегда стоял храм — и, как мы видим, сейчас тоже есть.
Миф о том, что Петербург был построен на пустом болоте, уже давно опровергли ученые. И мы знаем несколько легенд, которые восходят еще к допетровским временам. Одна из них касается берега, на котором позднее был построен Смольный собор.
Давным-давно, гласит молва, черт странствовал по земле и однажды оказался на берегу Невы. Там даже остались следы его копыт. Люди, поселившись в этом месте, их нашли и — как бы чего не вышло — возвели над ними церковь. С тех пор тут всегда стоял храм — и, как мы видим, сейчас тоже есть.
Елизавета и Бирон: легенда о слежке
Родная дочь Петра I Елизавета детство и молодость провела в Смольном доме — дворце, который был построен недалеко от смолокурен. Когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, четвертая дочь брата Петра I, Елизавете Петровне был всего лишь 21 год.
Говорили, что Анна Иоанновна настолько опасалась заговора со стороны молодой царевны, что посылала своего фаворита Бирона лично следить за этой подозрительной особой. Тот для такой слежки переодевался по привычке конюхом: ведь его блестящая родословная, по слухам, была придуманной, а еще дед его был ухаживал за лошадьми при дворе герцога Курляндского.
Правда это или нет, мы не знаем. Но при восшествии на престол Елизавета не только не начала ущемлять бывшего фаворита тетки, но и облегчила его положение — к тому моменту он уже был сослан с поражением в правах, чудом избежав смертной казни.
Родная дочь Петра I Елизавета детство и молодость провела в Смольном доме — дворце, который был построен недалеко от смолокурен. Когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, четвертая дочь брата Петра I, Елизавете Петровне был всего лишь 21 год.
Говорили, что Анна Иоанновна настолько опасалась заговора со стороны молодой царевны, что посылала своего фаворита Бирона лично следить за этой подозрительной особой. Тот для такой слежки переодевался по привычке конюхом: ведь его блестящая родословная, по слухам, была придуманной, а еще дед его был ухаживал за лошадьми при дворе герцога Курляндского.
Правда это или нет, мы не знаем. Но при восшествии на престол Елизавета не только не начала ущемлять бывшего фаворита ее тетки, но и облегчила его положение — к тому моменту он уже был сослан с поражением в правах, чудом избежав смертной казни.
Елизавета Петровна уходит в монастырь
Никто не знает, всерьез или только на словах, но императрица Елизавета, прозванная также Кроткой Елисавет, часто собиралась уйти в монастырь. Ходили слухи, что на четвертом году царствования вся эта придворная кутерьма так ей надоела, что она уже совсем было собралась оставить престол племяннику, великому князю Петру Федоровичу, и удалиться в обитель. Да вот беда, монастыря по вкусу не нашлось, пришлось возвести. Другие же говорили, что она так была благодарна богу за то, что сделал ее императрицей, что при восшествии на престол она дала обет построить женский монастырь.
Как бы то ни было, начали стройку. Место для нее выбрано было явно из сентиментальности: там, где прошли детство и юность Елизаветы. И проект монастыря работы архитектора Бартоломео Франческо Растрелли получился нежный и легкий, нарядный, как игрушка или девичье украшение.
Никто не знает, всерьез или только на словах, но императрица Елизавета, прозванная также Кроткой Елисавет, часто собиралась уйти в монастырь. Ходили слухи, что на четвертом году царствования вся эта придворная кутерьма так ей надоела, что она уже совсем было собралась оставить престол племяннику, великому князю Петру Федоровичу, и удалиться в обитель. Да вот беда, монастыря по вкусу не нашлось, пришлось возвести. Другие же говорили, что она так была благодарна богу за то, что сделал ее императрицей, что при восшествии на престол она дала обет построить женский монастырь.
Как бы то ни было, начали стройку. Место для нее выбрано было явно из сентиментальности: там, где прошли детство и юность Елизаветы. И проект монастыря работы архитектора Бартоломео Франческо Растрелли получился нежный и легкий, нарядный, как игрушка или девичье украшение.
Шляпа Кваренги
Стройка Смольного монастыря началась довольно бодро, однако потом денег на его возведение стало меньше, выделяли их из казны неохотно, потому что все уходило на ведение войны.
Собор остался недостроенным, но все-таки был так хорош, что даже известный резким характером и некоторой неприязнью к стилю барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного собора, каждый раз останавливался, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»)
Почему Кваренги недолюбливал барокко? Да потому, что его понимание архитектуры было классицистическим, очень строгим, а попал он в Петербург, где уже сложилась витиеватая и пышная барочная застройка. Но лучшие ее образцы, к которым, несомненно, относится и Смольный собор, и у него, по легенде, вызывали восхищение.
Стройка Смольного монастыря началась довольно бодро, однако потом денег на его возведение стало меньше, выделяли их из казны неохотно, потому что все уходило на ведение войны.
Собор остался недостроенным, но все-таки был так хорош, что даже известный резким характером и некоторой неприязнью к стилю барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного собора, каждый раз останавливался, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»)
Почему Кваренги недолюбливал барокко? Да потому, что его понимание архитектуры было классицистическим, очень строгим, а попал он в Петербург, где уже сложилась витиеватая и пышная барочная застройка. Но лучшие ее образцы, к которым, несомненно, относится и Смольный собор, и у него, по легенде, вызывали восхищение.
Заброшка и призраки
Как мы уже говорили, строили собор, строили, а когда деньги кончились, осталось практически готовое здание, разве что с двумя этажами колокольни и незаконченной отделкой, стоять пустым аж на 70 лет.
А народу же неинтересны деньги, ему же подавай тайны и загадки, даже сейчас. Что говорить о не таком просвещенном XVIII веке! Вот и поползли по Петербургу слухи о заброшенном монастыре. Не знаем, рассказывали ли про таинственный свет в окнах и про странные звуки, а про призраков — бывало, бывало.
Считали, что потому собор оставили, что пало на него проклятье. Какое? А вроде как погиб там кто-то, да при невыясненных обстоятельствах, вот и нельзя его освящать еще сто лет. А кто, почему — об этом самые разные слухи ходили. То ли рабочий, то ли подрядчик, то ли помощник самого Растрелли.
Еще ходили слухи: после того, как храм был заброшен, один из аптекарей по соседству повадился лазать по крышам собора и ловить голубей — для каких-то они ему были нужны декоктов или микстур. И вот однажды после дождя он поскользнулся на кровле и… Впрочем, говорили, что не сам он упал — столкнул или напугал до смерти его первый призрак. Так или иначе, но появилось у собора еще одно привидение. Вроде бы даже с голубем в руках.
Потом, когда в уже достроенный собор стали на воскресные богослужения водить воспитанниц Смольного института, они шептались, что показывается вечерами в церкви Белая Дама. Кто она и как умерла — мы не знаем, но наверняка в ее истории была несчастная любовь. Хотя, конечно, это могла быть и монахиня, замурованная в алтаре, — так даже страшнее получается.
Как мы уже говорили, строили собор, строили, а когда деньги кончились, осталось практически готовое здание, разве что с двумя этажами колокольни и незаконченной отделкой, стоять пустым аж на 70 лет.
А народу же неинтересны деньги, ему же подавай тайны и загадки, даже сейчас. Что говорить о не таком просвещенном XVIII веке! Вот и поползли по Петербургу слухи о заброшенном монастыре. Не знаем, рассказывали ли про таинственный свет в окнах и про странные звуки, а про призраков — бывало, бывало.
Считали, что потому собор оставили, что пало на него проклятье. Какое? А вроде как погиб там кто-то, да при невыясненных обстоятельствах, вот и нельзя его освящать еще сто лет. А кто, почему — об этом самые разные слухи ходили. То ли рабочий, то ли подрядчик, то ли помощник самого Растрелли.
Еще ходили слухи: после того, как храм был заброшен, один из аптекарей по соседству повадился лазать по крышам собора и ловить голубей — для каких-то они ему были нужны декоктов или микстур. И вот однажды после дождя он поскользнулся на кровле и… Впрочем, говорили, что не сам он упал — столкнул или напугал до смерти его первый призрак. Так или иначе, но появилось у собора еще одно привидение. Вроде бы даже с голубем в руках.
Потом, когда в уже достроенный собор стали на воскресные богослужения водить воспитанниц Смольного института, они шептались, что показывается вечерами в церкви Белая Дама. Кто она и как умерла — мы не знаем, но наверняка в ее истории была несчастная любовь. Хотя, конечно, это могла быть и монахиня, замурованная в алтаре, — так даже страшнее получается.
167 лет Со дня освящения самого мистического Собора
С начала строительства Собора до наших дней его окружают легенды.
Ансамбль Воскресенского Новодевичьего /Смольного/ монастыря, состоящий из собора Воскресения /Смольного собора/ и расположенных вокруг него жилых двухэтажных корпусов, был заложен в 1748 году по распоряжению Елизаветы Петровны. Сюда дочь Петра I собиралась удалиться от мирских дел после отречения от престола.
Строительство монастыря на берегу Невы рядом со Смоляным двором, /откуда и пошло название монастыря/ началось с небывалым размахом: здесь одновременно работало до 2 тыс солдат и мастеровых. В фундамент собора забили 13 тыс свай, затем началось возведение стен. Финансирование из казны было щедрым и регулярным, но недолгим: в 1756 году, когда оставалось завершить только внутреннее убранство храма, началась Семилетняя война.
В 1761 году умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора, императрица Елизавета Петровна. Почти 70 лет собор стоял недостроенным: храм не был оштукатурен снаружи, не было завершено убранство интерьеров. Возможно, это долгое строительство породило среди петербуржцев легенду, о том, что службу в храме нельзя совершать целых сто лет, поскольку при возведении храма, один из строителей или помощников Растрелли алтарной части возводящегося собора наложил на себя руки, чем и осквернил святое место.
Когда и при каких обстоятельствах умер Расстрелли, неизвестно. Зато историки сходятся в том, что случилось это в Петербурге. Хотя место, где похоронен гений архитектуры, превративший Петербург из города-верфи в город-дворец, так и не найдено.
Строительство собора было завершено в 1835 году. 4 июля /22 июня по старому стилю/ состоялось его освящение. Смольный собор стал храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга, над ним шефствовала покровительница Смольного института благородных девиц, возведенного рядом с собором, императрица Мария Федоровна.
После революции храм был закрыт. Десятилетиями его использовали под склад. В настоящее время здесь располагается концертно-выставочный зал «Смольный собор».
Утром дверь пришлось вынимать – замок переклинило, потому что массивная, обитая железом дверь была выгнута, а все находящиеся в помещении предметы – сплющены.
Рассказывают, что в архивах, опечатанных на ночь в Смольном часто обнаруживают настоящий погром, причем никаких следов человеческого пребывания в запертых комнатах обнаружить не удается.
Реставрация собора не проводилась в течение нескольких десятков лет. В июле прошлого года во время урагана с его купола упал четырехметровый золоченый крест. После этого горожане все легенды вспомнили вновь. Потому что в городе много соборов, а крест сорвало только со Смольного. К тому же искали его достаточно долго, и родился еще один слух, что креста не нашли.
Около года крест находился на реставрации, в настоящее время реставрационные работы завершаются- идет золочение креста.
Одновременно устанавливаются леса над верхней частью собора: перед тем, как крест вернется на свое первоначальное место, будет проведено обследование главок собора, реставрация крыши и куполов. Кроме того, специалисты проведут работы по замене гидроизоляционной системы, которая не менялась с момента строительства собора.
Может быть, после реставрации что-то изменится судьба Собора станет более светлой чем сейчас, когда она окутана тайнами, легендами и слухами.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Смольный собор: история, архитектура
Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.
Выбор места под строительство
Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.
Первоначальные планы
Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.
Архитектура собора
Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.
Планы императрицы меняются
Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.
Перемены XX века
Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.