иоанно богословский монастырь настоятель
Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово Епархиальные монастыри РПЦ
История
К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища.
В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.
До середины XVII-го века все постройки в обители были деревянными.
После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX-го века.
Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом, управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.
Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.
В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.
Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.
Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).
21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.
4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.
В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).
В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).
Материалы
Ныне в Иоанно-Богословской обители проживает двадцать человек братии. В числе их несколько послушников, один инок и трое монахов, а также монашествующие братия, облеченные в священный сан — иеродиаконы, иеромонахи и игумены. В монастырской гостинице проживают около тридцати трудников.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк имеет об обители всегдашнее попечение.
Управляет монастырем настоятель — игумен Исаакий (Иванов).
Cтарейшие насельники монастыря — бывалые монахи. они пришли сюда в первые годы после открытия монастыря. Это и игумен Петр (Тазин), и убеленный сединами иеродиакон Кирилл (Грицык), который много лет неутомимо трудился на скотном дворе, а теперь несет послушание за свечным ящиком в Успенском соборе.
Духовник обители игумен Сергий (Гайдук) окормляет заключенных в мужской колонии, расположенной под Рязанью.
Четверо насельников нашей обители призваны теперь к архиерейскому служению. Это митрополит Иосиф (Македонов), бывший прежде епископом Шацким, викарием Рязанской епархии. Согласно указу Священного Синода от 19 июля 2006 г. он был назначен Управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
В последние годы были призваны к архиерейскому служению настоятель обители игумен Дионисий (Порубай) и его приемник, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).
Иоанно богословский монастырь настоятель
Игумен: игумен Исаакий (Иванов)
391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Иоанно-Богословский монастырь.
Современное состояние обители
Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.
Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.
С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).
После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).
21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.
4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.
В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).
В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).
Храмы
Иоанно-Богословский собор. Главный храм обители, построен в 1689 году.
Храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Находится под алтарной частью Иоанно-Богословского собора, является храмом-усыпальницей. По субботним дням после окончания Литургии в верхнем храме, в нем совершается заупокойная лития по почившим старцам-архимандритам и всем почившим братиям.
Успенский «зимний» собор. Находится рядом с Иоанно-Богословским собором. Построен во второй половине XIX века. Заново освящен 9 июля 2009 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, после завершения продолжительной реставрации.
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Расположен под малой шатровой колокольней XVII-го века.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары. Располагается в мемориальном доме-музее архимандрита Авеля.
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. Устроен на втором этаже братского корпуса.
Домовой однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. Находится в «Новом» 2-х этажном корпусе.
Богослужения в малых монастырских храмах совершаются на престольные праздники и по особому благословению Наместника.
Также в монастыре есть часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская», расположенная в Святых вратах обители. Она украшена самыми древними, из сохранившихся на Рязанщине, фресками XVII-го века.
На расстоянии около трехсот метров от обители на Святом Источнике расположена каменная пятиглавая часовня, а рядом с нею купальня.
Святыни
В Иоанно-Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих. Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца.
В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная», которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.
В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.
Под ризою монастырского образа Богоматери, около кисти Ее правой руки, находится мешочек, в котором храниться несколько ворсинок или нитей от хитона Пресвятой Богородицы.
Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.
Частицы мощей многих святых имеются также в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Хранятся они также в особых ковчегах. Среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.
«Монашество должно осолять мир»
В Иоанно-Богословский мужской монастырь, что в селе Пощупово Рязанской епархии, приезжают не только паломники. Здесь бывают и те, кто стремится с Божией помощью побороть свои вредные привычки: пагубное пристрастие к алкоголю, наркотикам, игромании… Расстояние – не помеха. Среди трудников бывали даже жители Дальнего Востока и Сахалина. О том, какие сложности встречаются на пути воспитательного процесса, нередко приносящего ощутимые духовные плоды, и других аспектах монашеской жизни мы говорим с настоятелем обители, игуменом Исаакием (Ивановым).
Не рассредоточиться за «лесом послушаний»
Батюшка, хорошо известно, что Иоанно-Богословский монастырь наших дней последовательно, из года в год, ведет социальную работу, избрав несколько направлений. Осознаёт ли братия, что выход в мир, окормление страждущих должны совершаться не в ущерб монашескому деланию?
Возвращаясь к вопросу о социальном служении монастыря, какие ключевые направления Вы можете назвать?
Духовник обители игумен Сергий (Гайдук) уже более 10 лет окормляет заключенных мужской колонии в поселке Стенькино под Рязанью. На территории этого исправительного учреждения находится приписной к нашему монастырю храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Отец Сергий и еще два иеромонаха ездят туда по очереди. Также игумен Сергий окормляет сестер Солотчинского Богородице-Рождественского женского монастыря. Там служат клирики из белого духовенства, вот он им помогает. Учащиеся филиала железнодорожного техникума (в большинстве своем это сироты или ребята из неблагополучных семей) рады видеть наших монахов и послушников, которые стараются регулярно приходить к ним с беседами. Чаще других туда ходит иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), несмотря на его разросшийся «лес послушаний». Недалеко от нас находится реабилитационный центр наркозависимых мужчин и женщин, куда также зовут священника для беседы. Посещает центр иеромонах Николай (Клубникин) с кем-то из послушников. Это частное учреждение. Его руководство, судя по всему, понимает, что именно православные священнослужители могут помочь их подопечным переосмыслить жизнь, указать путь духовного исцеления. И, конечно, особый акцент мы делаем на работе с трудниками, которых в монастыре на протяжении года в среднем проживает около 30 человек.
Прежде, чем перейти к теме трудников, хотелось бы услышать от Вас несколько слов о монастырском хозяйстве и приеме паломников, поскольку это, вероятно, тоже ложится на плечи братии?
Если говорить кратко, у нас более тысячи гектаров земли, засеваемой тремя видами зерновых культур: пшеницей, ячменем, овсом и одним видом бобовой культуры – горохом. На ферме 110 голов дойного стада и 200 с лишним голов молодняка. На пасеке 70 пчелиных семей. В квасной мы изготавливаем квас, в молочном цеху перерабатываем молоко, в пекарне печем хлеб. Для себя и на продажу. Разумеется, объем большой, поэтому привлекаем несколько десятков наемных рабочих. А паломников в среднем за год бывает более восьми тысяч. Кто-то из братии проводит для них экскурсии по монастырю – двум большим соборам и нескольким малым церквям. Монахи в священном сане исповедуют богомольцев. Братии в монастыре 25 человек, нагрузка на всех ложится большая.
«Без дисциплины никак не обойтись…»
Впечатляющие цифры Вы привели, отче. Впечатляет и число трудников. Но ведь разные люди среди них попадаются: одни нацелены на борьбу со своими страстями, другим попросту негде жить, а значит, им всего-то и надо перезимовать в теплом месте! Не вносят ли они диссонанс в строй монастырской жизни?
Здесь важно понимать, что трудники не должны своим – далеко не всегда положительным примером – влиять на монахов. Это монашество своей солью должно осолять мир. Вот и стараемся держать баланс между монашествующими и трудниками. Смотрим, чтобы среди трудников не было ни воров, ни дебоширов, ни ябедников, ни революционеров.
Вы имеете в виду оппозиционеров?
Да-да, такие тоже встречаются. Вроде бы человек приехал с благими намерениями, его поведение нареканий не вызывает: не пьет, не курит, в храм ходит. Но все ему не так! Монахи здесь не такие, место здесь плохое, устав не тот, служат неправильно! Постоянно находит, к чему придраться. В конце концов мы ему говорим: «Иди ищи место лучше. Найдешь, слава Богу. А не найдешь, тогда узнаешь, что причина в тебе». Иные, пройдя через скорби, начинают это понимать, смиряются, и все у них налаживается. Другие смиряться не хотят… Добавлю, что приходят к нам и после тюрьмы. Находились из их числа желавшие установить в монастыре свои тюремные порядки, по которым они прожили 10 или 20 лет в заключении и были, возможно, какими-то – в кавычках – авторитетами. Они полагали, что монахи – люди недалекие, у монахов одно сплошное послушание, так что, мол, пусть нас слушаются, а мы будем «рукой водить» – руководить. В итоге все получалось по-другому. Даже среди трудников встречались люди, глубоко понимающие суть монашеской жизни, которые начинали объяснять «авторитету»: «Слушай, брат, ты тут не уживешься. Ты сюда не за тем пришел, чтобы подчинять других. Либо подчиняйся общему уставу, которому и сами монахи подчиняются, либо до свидания!»
Много лет, то есть с начала возрождения монастыря, мы проводим воспитательную работу с трудниками и за это время убедились, что без строгой дисциплины никак не обойтись. Если давать послабления, то нормальные люди просто не смогут здесь быть. Шли мы методом проб и ошибок. Например, в какой-то период монастырское руководство решило вступить на путь послаблений. Озвучивались мысли: «Ну, зачем так строго подходить? Давайте простим, что они немножко выпили. Давайте простим, что подрались». Но скоро пришло понимание, что это не великодушие и вовсе не христианское прощение. И мы осознали, что безнаказанность порождает куда большие беззакония. Те, кто хотел приблизиться к духовной монашеской жизни и вдруг увидел, что тот или иной трудник пьянствует, дерется, совершает дурные поступки и при этом все ему сходит с рук, начали разбегаться. Пришлось решительно пересмотреть свою позицию.
Иными словами, закрутить гайки?
Я бы не стал так говорить. Бывает, человек, искалеченный неправильной жизнью, оступился – только это вовсе не значит, что нет ему прощения. Его вразумляют, но не прогоняют. Могут, например, отлучить от нашего братства на месяц, предложить поехать домой и подумать о своем поведении. Коль он в течение этого срока одумается и вернется с желанием ревностно потрудиться ради спасения своей души, мы его примем обратно.
Подчинение? Да. Но добровольное!
Отец Исаакий, на какой период трудники обычно приезжают?
Тут среднестатистические данные вывести невозможно, потому что разный контингент – отсюда и разные сроки. Людям, не обремененным тяжелыми страстями (пьянство, наркотики) хватает одной-двух недель, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха и вернуться в мир с новыми силами и желанием жить по-христиански. Так, например, раб Божий Николай из Германии едет в свой отпуск не куда-нибудь на Канары или на Майорку, где, согласно опросам, немцы любят отдыхать. Русский по национальности и главное – по состоянию души – Николай каждое лето приезжает на две недели в Иоанно-Богословский монастырь. В Германии он давно обосновался со своей семьей, там он работает водителем грузовика, а у нас охотно трудится на любых послушаниях, выполняет любую работу, на какую благословляет его комендант. И, бывает, плачет от радости и умиления, что Господь снова дал ему возможность провести отпускные дни в этом прекрасном намоленном месте. Другая категория – те, у кого имеются серьезные проблемы с вышеназванными страстями. Вот они добровольно (подчеркиваю это слово!) обязуются пробыть здесь не менее года. Мы пробовали и другие варианты: разрешали такому человеку прожить в обители месяц, два, но это не давало положительных результатов. Или их было крайне мало. Месяц, два, три, четыре – это не срок для борьбы с тяжелыми страстями. К слову, сильно злоупотребляющим алкоголем предлагается пролечиться в наркологическом диспансере в Рязани (есть государственная дотация, позволяющая пройти лечение бесплатно в течение трех недель) и оттуда со справочкой – сразу к нам.
А год пребывания в монастыре что-то давал?
После года результаты были. У нас не тюрьма, у нас монастырь, куда все приходят добровольно – и монашествующие, и трудники. Поэтому если человек принимает условия нашего общежития, значит он добровольно, но подчиняет себя. Не правда ли, любопытное словосочетание: добровольное подчинение? Тем же методом проб и ошибок мы долго искали оптимальный вариант, который бы гарантировал то, что духовная жизнь трудников будет теплиться. Наш духовник игумен Сергий (Гайдук) подвизается в обители более 20 лет, я здесь шестой год, и за это время мы перепробовали многое. При этом не кидались из стороны в сторону, так как понимали: на живую резать нельзя. Был период, когда, не очень сильно требуя, мы нацеливали трудников на то, чтобы они приходили в 5.30 на утренние молитвы и отстаивали хотя бы часть монашеского правила. Но вскоре стало очевидным: эти люди не смогут полноценно трудиться до вечера. Монаху выделяется время в середине дня на келейное правило, чтение духовной литературы и, может быть, небольшой отдых. У трудника не всегда такая возможность появляется. Кроме того, от человека, который не жил системно, требовать высшей духовной меры невозможно. В результате наших поисков сформировались минимальные требования – обязательные и посильные. Ежедневно приблизительно с 20. 00 до 20.30 все трудники должны быть в храме на вечернем правиле. Причем на каждом вечернем правиле священнослужители могут поисповедовать желающих. Хотя бы раз в неделю наши подопечные должны исповедоваться и раз в месяц – причащаться. Коль ты живешь в монастыре, ты должен следить за своей духовной жизнью! Раз в неделю игумен Сергий (Гайдук) или инок Афанасий (Синявский) проводят с ними беседы на духовные темы. Иногда подключается и монах Прохор (Пожарницкий). Спектр тем широкий – от объяснений церковных Таинств, Евангелия и литургической жизни до бесед на исторические темы. Нередко возникают и беседы и на житейские темы, когда человеку хочется услышать трактовку какого-либо события из повседневной жизни в свете евангельских заповедей. Беседы глубокие, живые и доверительные. Раз в неделю трудники обязаны посещать Литургию. Это я говорю о тех, у кого нет мысли о принятии монашества. По возвращении домой они трудятся в какой-либо сфере, на светской работе, стараясь быть порядочными честными христианами. Третья категория – люди, нацеленные на то, чтобы монастырь стал для них родным домом. Их мы по возможности селим вместе, потому что они одного духа. И приветствуем желание будущего монаха выстаивать утреннее и вечернее правило полностью, подтягиваясь к братии. Но восхождение таких трудников по ступенькам духовной лестницы – тема объемная, заслуживающая отдельного разговора.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Восставший из тьмы забвения
Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, построенный в XVI веке, за свою долгую историю подвергался нападению польско-литовских интервентов, после октября 1917-го был закрыт, в 1960-е годы разрушен, и только недавно обитель смогли восстановить.
Череменецкое озеро и одноименный остров, на котором оно расположено, – одно из красивейших, таинственных, тихих и чистых мест в Ленинградской области. Здесь находится Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, к которому в XVIII веке с Большой земли специально проложили дорогу.
Основан благодаря сновидению
На въезде на территорию монастыря нас встречают шлагбаум и пес в будке на привязи, впрочем, вполне дружелюбный. Рядом как-то оказались два старых железнодорожных вагона. Хотя, уезжая, я этому уже не удивлялась: история монастыря – едва ли не самая сложная и трагическая из всех, которые мне приходилось узнавать. Заехав за шлагбаум, на холме видишь два белоснежных храма – церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет, и пятиглавый Иоанно-Богословский собор, возведенный совсем недавно на месте старого, построенного в XVI веке и разрушенного 60 лет назад.
Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна, но среди братии принято вести отсчет с покорения Новгорода Иваном III в 1478 году. Именно тогда крестьянин Мокий из деревни Русыня Новгородской губернии, рыбачивший на озере, увидел во сне икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Слух об этом дошел до князя, который в то время проходил с дружиной поблизости. Он и повелел основать на этом месте монастырь и назвать его в честь своего небесного покровителя – святого Иоанна.
«В свите князя был зодчий – итальянец Аристотель Фьораванти. Иван III послал его строить храм. В летописи написано, что он на три года пропадал, а он работал здесь. Потом уже в Москве построил собор Успения Богородицы», – рассказывает иеромонах Владимир (Рогачевский).
Скорби, гонения и чудеса обители
– Есть у меня фотография 1949 года – даже немцы его не тронули, хотя, он уже, конечно, был запущенный, поскольку его закрыли примерно как Псково-Печерский монастырь, в 30-е годы, – продолжает владыка.
В храме Преображения Господня в советский период разместили турбазу и клуб, где устраивали танцы и кинопросмотры. «Храм был расписан художником Чернышовым из Петербурга. Очень красивые были росписи, они у нас сохранились на старых фотографиях, – говорит отец Владимир. –Здесь везде лики святых были, и они мешали танцевать, наверное. Они взяли и забелили эти росписи, а те проявились. Краской закрасили – они вновь проявились. Потом прямо зубилом ободрали».
Возвращение и возрождение
После распада СССР монастырь вернули церкви – в 1992 году усилиями отца Георгия (Минаева) он был оформлен как подворье Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Часть территории он покупал, но в основном она передавалась безвозмездно. Но потрачено было много сил, и мы уже пришли, можно сказать, немножко на готовое», – вспоминает владыка Митрофан. Впервые он был приглашен в Череменецкую обитель в 1997 году вместе с другом, иеромонахом Евфимием, а в начале 1998 года был избран настоятелем монастыря. «С момента прибытия мы с отцом Евфимием, конечно, старались приложить максимальные усилия для того, чтобы возродить сначала духовную жизнь, а потом постараться восстановить то, что было порушено в советское время», – говорит епископ.
«Была полная разруха, кроме этого храма. Здесь не было даже пола, настила – земля была. В этом месте печка стояла, – говорит отец Владимир, показывая на угол напротив входа в церковь. – Мы на службу ходили в валенках, и настоятель служил тоже в валенках». Со временем постелили деревянный пол, установили покрытие с подогревом. «Теперь тепло, и когда крестим детей, им комфортно», – добавляет он.
Мечта уйти в монастырь
Иеромонах Владимир (Рогачевский), несущий в монастыре послушания эконома и казначея, вот уже более пятнадцати лет живет в обители. «Мне кажется, я все время здесь был, хотя 25 лет проработал в другой профессии – на эстраде. И наконец исполнилась моя мечта – уйти в монастырь, – говорит он, признаваясь, что думал об этом еще со времен учебы в музыкальном училище при Санкт-Петербургской консерватории. – Когда «окошки» были, мальчишки в «Старую заставу» пить пиво бегали, а я в Никольскую церковь ходил».
Поначалу он собирался стать монахом в Псково-Печерском монастыре, но сын привез в Череменецкую обитель, чтобы отец был ближе. «Я месяца два поначалу мучился, мне не все тут нравилось», – с улыбкой вспоминает отец Владимир. «Оно, видно, после мирских занятий, поэтому я не сразу привык. Месяца через два я влюбился в монастырь, и мне никакой другой больше не нужен», – говорит он.
Включив освещение, отец Владимир подходит к иконе святого апостола Иоанна Богослова, установленной в резном дубовом киоте и защищенной стеклом. «Это самая главная наша икона, чудотворная. Она была здесь всегда, за исключением периода с 30-х годов, когда закрыли монастырь. Увезена была недалеко – в Казанский собор в городе Луга. Мы узнали только в 1998 году, что наша икона сохранилась», – рассказывает он. После этого крестным ходом во главе с митрополитом Владимиром икону принесли в Череменецкую обитель.
Иоанно-Богословский собор, куда позднее переместят икону, возвели строго по старым чертежам всего за 94 дня, включая работы по укладке и укреплению фундамента. Остатки прежнего строения бережно очистили и оставили без изменений, чтобы их могли увидеть все. Сейчас там завершается внутренняя отделка, с которой помогают наемные рабочие и специалисты, но в храме пока нет престола и иконостаса. Основные работы хотят завершить к 21 мая – дню памяти апостола Иоанна Богослова.
На Пасхальную службу в обитель, как обычно, съехались множество жителей окрестных деревень и населенных пунктов. Кто-то приезжает на автомобилях или на велосипеде, кого-то привозят на монастырском автобусе…
Больше молодых
По словам отца Владимира, в последние годы в обители все чаще бывает молодежь. «Дети растут у нас в интересное время, – считает он. – Я уже в 90-х как бы отчаялся, потому что были совсем другие люди, и воспитывались по-другому дети. Очень боялся, что у них станет потребностью такое житье, но слава Богу, этого не произошло».
Отец Владимир уверен, что изменилось все в лучшую сторону. «Я сколько на молодежь ни смотрю, сколько ни общаюсь с ними, они совершенно другие, не как в 90-х. Они мыслят иначе, и о Родине говорят совсем по-другому. Сейчас очень много молодежи, которая понимает, что государство – это мы, и строить его нам. Поэтому они как-то сплотились, что ли… они сами много понимают», – убежден он.
В Череменецкую обитель часто приезжают с экскурсиями, в том числе иностранные граждане – из Великобритании, Германии, Швеции и других стран.
«Это удивительный монастырь», – считает владыка Митрофан. В мае 2018 года обители исполнится 540 лет, и праздничную Божественную литургию братия надеется провести в восстановленном соборе.
Фото: Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь; Александра Подервянская / ТАСС