исаакиевский собор музей или церковь
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Храм или музей? Ответы на главные вопросы о передаче Исаакия церкви
МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. Законодательное собрание Петербурга попросило министра культуры РФ Владимира Мединского передать Исаакиевский собор РПЦ в кратчайшие сроки. Депутаты обратились с этой просьбой, несмотря на общественный резонанс и протесты музейного сообщества. РИА Новости отвечает на самые популярные вопросы об истории, которая привела к противостоянию светского и религиозного обществ.
Противники решения считают, что передача памятника РПЦ нанесет ущерб культуре и научной деятельности музея. На сайте Санкт-Петербургского союза ученых опубликовано открытое письмо, в котором говорится, что передача собора РПЦ противоречит Конституции, провозгласившей Россию светским государством, а также «порождает ненужный раскол в обществе». Союз ученых также считает, что были нарушены права жителей Петербурга, чье мнение не было учтено при принятии решения.
После передачи собора РПЦ обязательства по финансированию частично лягут на государство. По словам вице-губернатора Петербурга Михаила Мокрецова, город будет оплачивать сложные реставрационные работы, а расходы на текущее содержание возьмет на себя церковь, сообщают «Ведомости».
Союз музеев России опубликовал на своем сайте доклад, в котором привел данные о том, что собор никогда не принадлежал церкви. Во времена Российской империи она настаивала на передаче Исаакия в свое полное владение, но получила отказ. Основанием для него послужила необходимость сложных технических и художественных работ, следовательно – и большого финансирования. Здание тогда осталось в ведомстве Министерства внутренних дел. В музей собор был превращен в 1928 году, а с 1990 года в нем были восстановлены богослужения, которые сейчас проводятся ежедневно в части храма.
Положительное решение 2017 года председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин назвал исторической справедливостью, добавив, что это является данью памяти жителям города, которые отдали свои жизни в годы кровавых репрессий.
Исаакий – храм или музей?
Информация о передаче РПЦ Исаакиевского собора появилась в конце прошлого года. И хотя прецедент уже был создан ранее, когда к церкви отошли Казанский, Смольный и Сампсониевский соборы, с решением по поводу Исаакия согласились не все петербуржцы. У сторонников и противников этого решения есть свои аргументы, которые касаются сосуществования «по-новому» храма и музея. Среди читателей газеты единодушия тоже нет.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Андрей ШАТРОВ, доктор биологических наук
Это относится и к Исаакиевскому собору, где приобщение к прекрасным и грандиозным творениям человеческого духа гармонизирует душу, открывает для нее новые вершины бытия, заставляет переосмыслить жизнь и столь быстро текущее время.
Музеем любой храм становится не от хорошей жизни. Выгнав из него причт, власть присваивает себе право взимать плату за посещение. Не за поклонение, а просто за лицезрение икон и церковной утвари, как если бы это был не храм, а подобие картинной галереи, где мужчинам можно ходить в шапках, а женщинам не надевать платки. И, конечно же, дело не в деньгах, а в присвоении чужого права. И не важно, Музей ли это истории религии и атеизма, каким был Казанский собор, или же музей-памятник «Исаакиевский собор».
Конечно, чего греха таить, очень многим все это безразлично. И от духовной незрелости, и от духовной «всеядности». И, не в последнюю очередь, от замещения первоначального смысла храмового сооружения культурологической функцией (вот здесь как раз этот термин уместен), когда храмы становятся музеями с непонятным духовным содержанием. Спрашивается, музеями чего? А ничего, просто музеями самих себя.
Когда экскурсоводы рассказывают о росписях парусов Исаакиевского собора, в том числе великим русским художником Карлом Брюлловым, обращают внимание на то, что из-за сырости и холода художник простудился и не смог больше работать. А о его вдохновении этим трудом и фразе «Я расписал бы все небо!» как-то не очень вспоминают.
Итальянский антифашист Курцио Малапарте, бывший капитаном немецкой армии, смотря в бинокль на Ленинград из-под Белоострова, поражался тому, насколько католическим выглядит Исаакиевский собор. Это означает, что собор вмещает в себя Господа всех христиан, и в этом своем качестве он уникален как пристанище и храм великой духовной благодати!
А для настоящего музея Исаакиевского собора (я уверен, в нем будет что показать) можно приспособить какое-либо здание неподалеку. Например, бывшего немецкого посольства на Исаакиевской площади.
Не быть музею вне собора
Тамара СМИРНОВА, доктор исторических наук,
профессор Университета аэрокосмического приборостроения
Как известно, в светском государстве религия, ее каноны и догматы не вправе оказывать влияние на деятельность госорганов и их должностных лиц. А сама эта деятельность не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные же лица не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», принятый в 2010 году, сделал РПЦ одним из самых крупных собственников в стране.
Сейчас уже подзабыты серьезнейшие споры вокруг принятия этого закона и протесты музейного сообщества, многие опасения которого по поводу сохранности и доступности общенациональных культурных (а не только религиозных) ценностей при передаче их в распоряжение церкви подтвердились.
Как-то неловко за людей, считающих себя носителями высокой нравственности. Вместо того чтобы направить эти миллионы из городской казны на расселение хотя бы нескольких коммунальных квартир (не стыдно ли до сих пор быть всероссийской столицей коммуналок?), их вынут на покрытие новой, специально созданной статьи расходов.
Церковь обещает, что музейная деятельность в Исаакиевском соборе будет не только продолжена, но и расширена. Интересно, каким образом, если представитель РПЦ уже сейчас жалуется на обилие экскурсий? Как сообщают некоторые СМИ, даже наше Министерство культуры считает, что возможность сохранения за собором нынешних музейных функций существует только теоретически, так как музейные и религиозные функции кардинально различаются. А практика того же Казанского собора показывает, что замена профессиональных светских экскурсоводов специально подготовленными церковными значительно снижает уровень самих экскурсий, меняет их тональность на узкоконфессиональную.
Следует остановиться еще на одном аспекте сложившейся вокруг Исаакия ситуации. Стоило несогласным с передачей собора РПЦ коллективно выразить свое негативное отношение на Марсовом поле, как депутатское большинство немедленно проголосовало за запрещение самой возможности таких мероприятий без разрешения исполнительной власти! Таким образом, конкретный конфликт послужил поводом для очередного запрета любого неприятного для власти волеизъявления. То есть ограничил права всех горожан независимо от их отношения к статусу Исаакиевского собора.
Нужно искать компромисс, который уменьшит напряженность в нашем далеко не однородном обществе. Пусть даже каждый из нас при этом останется либо сторонником, либо противником передачи Исаакиевского собора в распоряжение РПЦ.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5893) от 20.02.2017.
Музей или храм: как РПЦ боролась за Исаакиевский собор
МОСКВА, 2 сентября — РИА Новости. Правительство Петербурга решило не передавать Исаакиевский собор Российской православной церкви, оставив его в оперативном управлении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Сайт «РИА Недвижимость» решил вспомнить историю этого знаменитого храма, который является одним из символов Северной столицы.
Чем знаменит собор
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, он был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. При этом он стал четвертым по счёту храмом в честь Исаакия Далматского, построенным в Санкт-Петербурге.
В связи со строительством и освящением собора Александром II была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора». Награждались ей лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении собора.
После революции 1917 года храм был разорён. В 1931 году в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев. В 1950—1960-е годы были проведены масштабные реставрационные работы.
Сейчас собор имеет статус музея, но при этом зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. В настоящий церковные службы в соборах проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
Несостоявшийся референдум
Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви обратилась к городским властям с просьбой передать ей здание Исаакиевского собора в безвозмездное пользование летом 2015 года. В епархии были обеспокоены тем, что некоторые храмы не используются по прямому богослужебному назначению. В частности, в письме, подписанном митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием говорилось, что собор исторически является главным храмом города и имеет в первую очередь духовную ценность. Сейчас им управляет подведомственное Смольному учреждение «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», в который входят еще три храма.
Предполагалось, что в случае передачи здание РПЦ оно осталось бы открытым для туристов. Также предлагалось открыть на территории собора музей. Средства, полученные от музея, должны были направить на содержание и реставрацию храмов. В епархии также отметили, что Церковь намерена и дальше сотрудничать с опытными реставраторами и музейными работниками.
Судьбу Исаакиевского собора должны были решить на референдуме. Его инициировала группа депутатов Законодательного собрания Петербурга. Депутаты сформулировали два варианта вопроса для общегородского референдума, на котором, по замыслу организаторов, петербуржцы выразят мнение о передаче здания Исаакиевского собора в ведомство РПЦ.
Церковь или музей: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге стал «яблоком раздора»
Русская православная церковь обратилась к губернатору Петербурга с просьбой передать под ее крыло Исаакиевский собор. Заявление ждет официального рассмотрения в Смольном. Против такой передачи выступили многие представители художественной интеллигенции. Депутаты Заксобрания готовы инициировать референдум, чтобы жители города решили, кому должен принадлежать храм.
В высокий сезон Исаакиевский собор принимает десять-двенадцать тысяч туристов в день. Третий по посещаемости музей России и единственный самоокупаемый. На зарплаты, содержание и даже реставрацию собор зарабатывает сам. Директора музея, в состав которого, кроме Исаакия, входят еще три петербургских собора, народного артиста России Николая Бурова, известие застало врасплох, в отпуске. В первый рабочий день он заявляет: с экономической точки зрения менять менеджмент со светского на церковный бессмысленно; с исторической — неправомерно.
«Исаакиевский собор был освящен и начал работу 157 лет назад. Уже тогда церковь хотела взять его под себя, а госструктуры сказали: «Нет!» – говорит Буров. — Это не большевики были! Это было царское правительство. Ну, если сейчас мы хотим исправить ошибки царского правительства, то сначала давайте исправим ошибку большевиков, издавших декрет об отделении церкви от государства».
Впрочем, в обращении Санкт-Петербургской епархии есть просьба передать Исаакий не в собственность, а в управление. Главный довод РПЦ: никогда Исаакиевский собор не задумывался как музей. Это изначально был храм, кафедральный собор империи. Воплощение проекта Огюста Монферрана потребовало четыре десятилетия. Впервые — витражи, заимствование католической традиции. Роспись кистей Брюллова, Басина, Шебуева, многих других. Потрясающая коллекция монументальной живописи на стенах. А сами стены — шедевр архитектурный и строительный. Столь серьезные события на берегах Невы потребовали комментариев из Белокаменной. А так ли эффективен нынешний менеджмент? Не только с экономической, но и с человеческой точек зрения?
«Сейчас Храм превратили в объект 400. Почему объект 400? 400 человек работает в музее. Нужны ли там эти 400 человек, если Храм будет передан в пользование церкви? Я думаю, что в 10 раз меньше людей потребуется для того, чтобы этот Храм обслуживать», — уверен председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Четыреста рублей стоит вход. 250 — вход в основное здание и еще 150 — вход на колоннаду. Вот, если церковь получит в собственность этот Храм, его можно будет посещать бесплатно в любое время, когда он открыт для богослужения или во внебогослужебное время», — продолжает Чаплин. «Позвольте, — возражает Николай Буров. — А кто тогда будет оплачивать коммунальные счета, платить зарплату, следить за безопасностью и проводить экскурсии? Ясное дело — госбюджет. Но это не по-хозяйски. А если о душе подумать — то с церковью музей сотрудничает, по соглашению, которое было заключено еще патриархом Алексием Вторым в 90-м году. В соборе есть придел, где можно помолиться, поставить свечку. Четырежды в неделю проводятся богослужения и в это время вход в храм бесплатный. Несколько раз в год проходят большие службы».
«Число молящихся, число всех паломников — а их много, тысячи и тысячи, приезжают и получают приют и экскурсию, естественно бесплатную. Это один процент наших посещений. Нельзя лишать 99 процентов наших посетителей того, что является светским характером посещения музея. Пусть даже такого сложного — расположенного в храмовом сооружении», — продолжает Буров. Церковь оппонирует: храм будет открыт для всех желающих, а не только верующих. «А сохранятся ли вообще экскурсии?» – спрашивает Буров. «Да, конечно, в наших монастырях, в наших исторических храмах проводятся экскурсии, и они стоят, поверьте, гораздо меньше, чем нынешние платные экскурсии в музеях, если вообще плата берется за них», — парирует Чаплин.
Внезапный спор, разумеется, всколыхнул Северную столицу. Уже начали проводить опросы на некоторых сайтах — кто за, кто против. Пока побеждают противники передачи собора церкви, но репрезентативность под вопросом. Консервативное музейное сообщество, конечно, волнуется. Директор государственного Эрмитажа считает, что в этом споре может родиться не истина, а, скорее, раскол и так в непростых отношениях музеев и церкви.
«Сейчас нарушать то равновесие, которое есть — Исаакиевский собор, собор Спаса-на-крови, считаю совершенно ненужным, — говорит генеральный директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Я никак не могу понять, кому это понадобилось, потому что это совсем не нужно. Мы, все-таки, живем в Петербурге, и вопросы, связанные с культурой, это те вопросы, которые люди воспринимают очень близко к сердцу».
Материя, конечно, деликатная. И если власти церковные высказались однозначно, то власть светская — а губернатор Петербурга Георгий Полтавченко очень трепетно относится к религии, осторожно, через пресс-службу, сообщила, что вопрос Исаакия требует всестороннего обсуждения.