исаакиевский собор памятник рядом
Памятник Николаю Первому у Исаакиевского собора
История памятника
Памятник Николаю Первому является одним из самых ярких скульптурных сооружений Санкт-Петербурга, расположенных перед Исаакиевским собором на одноименной площади. После кончины царя был поднят вопрос о том, чтобы увековечить его, поэтому его сын Александр Второй отдал распоряжение об установлении памятника.
Работу по созданию монумента поручили Огюсту Монферрану — архитектору из Франции, который также был автором таких проектов, как Александровская колонна, Исаакиевский собор и принимал участие в реставрации Царь-колокола.
Мастер не смог завершить дело, над которым трудился несколько лет, он ушел из жизни за год до открытия памятника. Работу над проектом продолжил скульптор Петр Карлович Клодт, который на тот момент уже был известен своими композициями в московском соборе Христа Спасителя, памятником князю Владимиру и многими другими. Мастер не просто руководил каждым этапом работ, он лично создавал образ царя.
Церемония открытия монумента состоялась на Исаакиевской площади в 1859 году. Общая скульптурная композиция включала потрясающие торшерные фонари, а первые несколько лет у памятника располагался часовой пост. По замыслу Монферрана монумент должен не просто отвечать всем требованиям, он должен стать неотъемлемой частью общего архитектурного ансамбля центра Санкт-Петербурга. Интересен тот факт, что памятник Петру I — Медный всадник, расположен точно напротив памятника Николая, их разделяет только Исаакиевский собор.
Описание памятника
Согласно рабочим наброскам архитектора, которые сохранились до наших дней, Клодт задумывал показать императора, сидящим на коне в спокойном состоянии, но отказался от этой мысли. Вместо этого памятник представлен во всем динамизме, в нем чувствуется вся сила гарцующего животного и солдатская выправка царя. Николай изображен в парадной форме гвардейца конного полка. Его фигура по-царски строга и спокойна, что придает памятнику не только грациозность, но и помпезность.
Памятник Николаю I, высота которого составляет 16 метров, представляет собой не просто величественное сооружение, это математически выверенная гармония каждой его части и тончайшая пластика скульптурных фрагментов. Общую картину дополняют искусно выполненные фонари, которые фланкируют монумент с четырех сторон.
Создание такой скульптуры на тот период была весьма сложная задача. В техническом плане еще не было придумано способа монтажа подобных композиций на двух точках опоры. Чтобы скульптура не рухнула рано или поздно, было принято решение усилить ее двумя подпорами из металла, вес каждой составляет 50 пудов. На изготовление памятника было потрачено в общей сложности семьсот пятьдесят тысяч рублей и 20 тонн металла. Сама фигура императора полностью отлита из бронзы.
Богато выполненный постамент, украшенный большим количеством фигур и горельефов (работы Н. А. Ромазанова и Р. К. Залемана) — просьба самого Александра Второго, который хотел, чтобы на памятнике были отмечены самые значимые датами из жизни его отца. Так, на пьедестале расположены горельефы с сюжетами восстания на Сенатской площади, обращение к народу во время холерного бунта на Сенной площади, церемония вручения ордена Сперанскому за издание сборника законов Российской империи, осмотр Веребьинского моста.
Кроме того, пьедестал украшают фигуры женщин с лицами его жены и дочерей. Согласно замыслу мастеров, они являются олицетворением четырех столпов, на которых было основано все правление царя – мудрость, сила, правосудие и вера. Между ними расположен герб Российской империи, который был утвержден именно в период его правления. Постамент выполнен из карельского кварцита, а также мрамора и гранита, привезенных из разных частей Европы: Италии, Финляндии и других городов.
Памятник в советское время
Очень многое из того, что напоминало о царском правлении, было уничтожено и продано. Памятники монархам демонтировались везде, не избежали этой участи и скульптуры обоих Александров и многие другие. Особенно разорительными в этом плане были 30-е годы, когда революционная идеология захватила не только умы, но и всю сущность людей. Но благодаря уникальности инженерного решения, скульптуру Николая удалось отстоять, снесена была лишь оригинальная ограда, которую восстановили уже после распада СССР.
Как добраться до памятника
Скульптурная композиция находится в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади. Чтобы добраться сюда можно воспользоваться метро и выйти на станции Адмиралтейская, повернуть налево, на пересечении с Малой Морской улицей, снова повернуть налево и спустя несколько минут перед вами откроется Исаакиевская площадь.
От станций «Гостиный двор» и «Невский проспект» необходимо пройти по одноименному проспекту в сторону Адмиралтейства. Также можно доехать на автобусе № 3, 22, 10 и 27, на троллейбусе № 22 и 5.
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I установлен на территории Исаакиевской площади в городе Санкт-Петербург. Открытие монумента произошло 25.07.1859 года. Разработкой изделия занимался О. Монтферран, а изображение коня создал П. К. Клодт, в свое создававший гениальные скульптуры лошадей.
Особенности памятника
Особенностью объекта архитектурного достояния считается монтаж фигур, точкой опоры которых считаются только ноги коня, а змея делает конструкцию крепкой и прочной, но функциюопорного элемента не выполняет.
Пьедестал разработан знаменитыми архитекторами и скульпторами. На изделии присутствуют украшения в виде женских фигур, напоминающих главных женщин из семьи императора. Кстати, цифра «1» в имени императора на монументе относится к арабским символам.
Горельефы отображают ключевые события, произошедшие во времена царствования Николая I, а именно, восстание декабристов, бунт на Сенной площади, а также церемонию открытияВеребьинского железнодорожного моста. Вокруг сооружения, высотой более 1600 см, размещены уникальные фонари, являющиеся местной достопримечательностью.
Русский царь и Конная гвардия
Полк Конной гвардии находился под руководством Николая I. Он располагался недалеко от актуального расположения памятника. Поэтому приняли решение об установке монумента наИсаакиевской площади. Царя изобразили в виде мужчины полководца в экипировке Конной гвардии.
Удачное расположение
Памятник Николаю I установили на одном уровне с Медным всадником. Оба объекта повернуты в одном направлении, а между ними расположился Исаакиевский собор. Местные жители придумалиинтересные высказывания. Например, «Дурак умного догоняет, но Исаакий мешает».
Советская власть и царское наследие
Произошли изменения законов. В 1930 году запланировали снос этого сооружения, так как власть СССР не одобряла памятники русским царям. Сохранить объект архитектуры получилосьблагодаря легенде об уникальности этого сооружения.
Существовало мнение, что баланс 2 фигур достигается благодаря расчету центра тяжести и наличию железной дроби внутри коня, но, в ходе реставрации, состоявшейся в 1980-х годах, этаверсия была опровергнута, так как в скульптуре дроби не было. Фигура на коне стоит благодаря прутам, размещенным в ногах коня.
Дочь императора отказалась жить в Мариинском дворце, так как памятник отцу был повернут спиной к окнам ее покоев.
Высокая мода в театральных костюмах
ТОП-11 зимних спектаклей
Танец и пластика в драматическом спектакле
Осенние театральные фестивали мира
Музей-квартира А. С. Пушкина
Фальшивая монета: Авантюрная мелодрама
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 150 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 2300 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Пижама для шестерых
- 12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Остров заблудших душ
- 14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1200 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2300 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Суп из канарейки
- 12 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 100 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Лолита
- 16 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е
Максим Фадеев
- 15 апреля 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1500 ₽ Е
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I установлен на территории Исаакиевской площади в городе Санкт-Петербург. Открытие монумента произошло 25.07.1859 года. Разработкой изделия занимался О. Монтферран, а изображение коня создал П. К. Клодт, в свое создававший гениальные скульптуры лошадей.
Особенности памятника
Особенностью объекта архитектурного достояния считается монтаж фигур, точкой опоры которых считаются только ноги коня, а змея делает конструкцию крепкой и прочной, но функциюопорного элемента не выполняет.
Пьедестал разработан знаменитыми архитекторами и скульпторами. На изделии присутствуют украшения в виде женских фигур, напоминающих главных женщин из семьи императора. Кстати, цифра «1» в имени императора на монументе относится к арабским символам.
Горельефы отображают ключевые события, произошедшие во времена царствования Николая I, а именно, восстание декабристов, бунт на Сенной площади, а также церемонию открытияВеребьинского железнодорожного моста. Вокруг сооружения, высотой более 1600 см, размещены уникальные фонари, являющиеся местной достопримечательностью.
Русский царь и Конная гвардия
Полк Конной гвардии находился под руководством Николая I. Он располагался недалеко от актуального расположения памятника. Поэтому приняли решение об установке монумента наИсаакиевской площади. Царя изобразили в виде мужчины полководца в экипировке Конной гвардии.
Удачное расположение
Памятник Николаю I установили на одном уровне с Медным всадником. Оба объекта повернуты в одном направлении, а между ними расположился Исаакиевский собор. Местные жители придумалиинтересные высказывания. Например, «Дурак умного догоняет, но Исаакий мешает».
Советская власть и царское наследие
Произошли изменения законов. В 1930 году запланировали снос этого сооружения, так как власть СССР не одобряла памятники русским царям. Сохранить объект архитектуры получилосьблагодаря легенде об уникальности этого сооружения.
Существовало мнение, что баланс 2 фигур достигается благодаря расчету центра тяжести и наличию железной дроби внутри коня, но, в ходе реставрации, состоявшейся в 1980-х годах, этаверсия была опровергнута, так как в скульптуре дроби не было. Фигура на коне стоит благодаря прутам, размещенным в ногах коня.
Дочь императора отказалась жить в Мариинском дворце, так как памятник отцу был повернут спиной к окнам ее покоев.
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых красивых и величественных площадей Северной столицы. В ансамбль площади входит несколько зданий, но, конечно, центральное место принадлежит Исаакиевскому собору.
Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 года до 1858 года по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В его строительстве участвовали 400 тысяч человек. Собор украшают 112 гранитных колонн. В 1838 году установлен купол диаметром 25,8 метра. На его позолоту ушло 6 пудов червонного золота. Вес здания составляет триста тысяч тонн, а размеры — 111,5 на 97,6 метров, высота — 101,5 м. Это крупнейшее в мире купольное здание. Внутри собора помещается 14 000 человек. При его сооружении было использовано 43 породы минералов. Множество произведений скульптуры, живописи и мозаики украшают это величественное здание.
По окончанию строительства в 1839 году в центре ансамбля был установлен памятник императору Николаю I, созданный по проекту Огюста Монферрана (скульптор П. Клодт). Монумент имеет всего две точки опоры.
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I
Напротив Собора, с южной стороны, в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А. Штакеншнейдера был построен Мариинский дворец. Это был свадебный подарок Николая I его дочери, Великой княжне Марии. Дворец построен в классическом стиле, много раз перестраивался. Сейчас в этом здании проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Исаакиевский сквер и Мариинский дворец
Герб Санкт-Петербурга на Мариинском дворце
В это же время был расширен, почти до 100 метров, Синий мост через Мойку. Его ширина стала в три раза больше длины. Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге и образует Мариинскую площадь. Многие гости Северной столицы могли побывать на Синем мосту и не заметить этого, поскольку он представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью.
Синий мост и Исаакиевская площадь
У моста, на правом берегу установлен гранитный водомерный столб, увенчанный трезубцем Нептуна. На нем указаны уровни подъёма воды во время сильнейших наводнений в Петербурге.
Обелиск памятным наводнениям
С западной стороны расположено самое старое здание на площади, построенное в 60-ые годы 18 века для братьев Нарышкиных. В этом доме останавливался французский философ-просветитель и писатель Дени Дидро. Позже этот дом перешел И.П. Мятлеву, другу А.С.Пушкина.
В северо-восточной части находится монументальное здание — Дом князя Лобанова-Ростовского. У главного фасада, обращенного к Адмиралтейству, на постаментах стоят мраморные львы, воспетые А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник».
Дом со львами (Лобанова-Ростовского, отель Four Seasons Hotels & Resorts)
Дом со львами (Лобанова-Ростовского)
В 1912 году с восточной стороны были построены здание гостиницы Астория (архитектор Ф.И. Лидваль) и напротив неё — здание бывшего германского посольства (проект П. Беренса). Здание гостиницы украшено масками над окнами, рельефными вазами, медальонами. Выполнено в стиле модерн и неоклассицизма.
В середине 19 века с восточной и западной стороны построены два однотипных здания Министерства государственных имуществ (проект Н.Е. Ефимова). Сейчас здесь размещается Академия сельскохозяйственных наук.
В 1860 году между Большой Морской улицей и Исаакиевским собором по проекту архитектора Г.И. Карпова разбит сквер.
Исаакиевский собор и сквер
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге — это одно из красивейших мест города, привлекающее всех гостей города и в тоже время это — деловой и административный центр.
Обзор города с Исаакиевского собора и немного о памятнике Николаю I.Петербург.4 часть.
Всем привет!
Я продолжу в этой части.Ибо не всё влезло в предыдущую.Есть что Вам ещё показать.Ведь Петербург – это небесная симфония.Мой взгляд упал на памятник Николаю I.Не затронуть о нём, пропустить познание в великом.
Какое-то время, император Николай Первый являлся шефом Конногвардейского полка.
Полк был расквартирован неподалеку от Исаакиевского собора.
Этим и объясняется местоположение памятника, воздвигнутого вскоре после его смерти, а также и то, что царь изображен в мундире конногвардейцев.
Александр Второй лично следил за изготовлением макета. Когда тот был готов, он дал несколько указаний по изменению аллюра коня, размера и положения каски на голове и некоторых предметов туалета.
Огюст Монферран, создававший проект, в точности исполнил все пожелания государя.
Памятник довольно красив и динамичен.
Коня создал знаменитый Петр Карлович Клодт, автор скульптурной группы на Аничковом мосту.
Если на Аничковом главной была «идея», то в памятнике Николаю Второму есть своя изюминка — конь опирается только на задние ноги.
Некоторые экскурсоводы рассказывают, что, благодаря всего двум точкам опоры, скульптуре аналогов в мире нет. Это не совсем так, но достоинств этот факт не умаляет.
Существовал еще один миф о том, что для придания коню равновесия, в его круп была засыпана дробь, а ноги держатся на железных прутах.
При одной из реконструкций, дроби не обнаружили, а вот прутья действительно существуют.
Николай Первый изображен с портретной точностью. Кроме того, очень верно передан характер царя. Честолюбивый и самодовольный, желающий во всем походить на Великого Петра.
Монумент установили на одной оси с Медным всадником, повернув его в ту же сторону.
Этот факт стал причиной насмешек и поговорок.
Пьедестал несколько портит впечатление своей тяжеловесностью. Он украшен женскими фигурами — аллегорическими изображениями Мудрости, Силы, Правосудия и Веры.
Кроме того, богато оформлен горельефами, описывающими основные события царствования Николая.
Компенсируют грузность постамента фонари, установленные по кругу.
Их считают самыми красивыми в городе.
В 1930 году город чуть не потерял эту знаковую достопримечательность. Был принято решение в его демонтировать, ведь в послереволюционном Ленинграде не должно быть места для памятников царю. Но искусствоведам удалось его отстоять. Они сумели доказать, что это прежде всего уникальное творение русских инженеров.
Якобы, держится он на двух точках только благодаря точному математическому расчету. На первых порах его сохранили, но позже появилась новая идея. Решили оставить коня, а фигуру заменить на какого-нибудь «героя революции», например, Буденного, или Фрунзе.
Тут снова за монумент вступились специалисты, ссылаясь на ту же неимоверную техническую сложность.
Вожди города удовлетворились оградой памятника, которую демонтировали и уничтожили.
Так он смог достоять до наших дней, выжив даже в годы Блокады.
Ограду восстановили в 1994 году, но весной 2010 года она снова была практически уничтожена. На этот раз в нее врезался Мерседес.
Искореженные куски отвезли в реставрационную мастерскую, а заодно было приняли решение реставрировать и сам памятник.
Сейчас он находится в идеальном состоянии, единственное, что может огорчать туристов – вокруг организована большая стоянка автобусов, ожидающих туристов с экскурсии в Исаакиевский собор.
Вседержитель властью вдохновения
рисовал таинственный сюжет…
на холсте исчезновением времени
проявился Царственный портрет –
рукотворной власти очертания –
Петербург торжественной судьбы…
Петр Первый здесь возводит здания
как венец душевной красоты…
здесь хранится Русская История
в европейском замысле Царя…
Петербург – небесная симфония
с именем апостола Петра.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади: архитектурный шедевр
© Фото: Instagram / @elviraryzhkova85
Темы дня
Один из крупнейших памятников Петербурга был новаторским для своего времени. Статуя с императором имела лишь две точки опоры, что раньше встречалось только в США.
Император Николай I правил Россией почти 30 лет. Его эпоха началась в июне 1825 года и закончилась в феврале 1855 года.
За три десятилетия в стране произошло многое. В самом начале царствования Николая прошло восстание декабристов, через несколько лет в Петербурге состоялся холерный бунт. В конце 1830-х годов запустили первую в России железную дорогу. Это малая часть событий, случившихся за 30 лет.
Николай I скончался в 1855 году, и вскоре после его смерти началось создание памятника бывшему государю. Его сразу решили поставить на Исаакиевской площади.
Предположительно 1859 год. Фото: pastvu.com
Проект доверили уважаемому архитектору Огюсту Монферрану. Он также занимался строительством Александровской колонны и Исаакиевского собора.
Памятник стал для Монферрана одним из последних проектов. Он скончался в 1858 году, спустя три года после начала работы над скульптурой Николая I. Архитектор не успел увидеть своё творение – статую открыли в 1859 году.
Читайте также:
В создании монумента Монферрану помогал Пётр Клодт. Скульпторы также принадлежат знаменитые кони на Аничковом мосту.
У авторов памятника Николаю I было два условия. Император должен был сидеть на коне, а на пьедестале необходимо было запечатлеть важные события, связанные с его правлением. Оба пожелания были выполнены.
Памятник был готов летом 1859 года. На него потратили больше 750 тыс. рублей и 20 тыс. кг различных металлов.
1874 год. Фото: А. Фелиш / pastvu.com
Скульптура высотой в шесть метров состоит из нескольких ценных материалов. Например, из белого мрамора и карельского кварцита.
Главной особенностью монумента стало его необычное положение. Конь опирается лишь на две задние ноги, что было новинкой для Старого Света. На середину XIX века в мире был лишь один подобный памятник – статуя седьмому президенту Эндрю Джексону в Вашингтоне.
Под Николаем изобразили его любимого коня. Чистокровного арабского скакуна звали Амалатбек.
На постаменте, как и желал Александр II, были созданы барельефы по историческим событиям. Их четыре, по одному с каждой стороны.
Один из барельефов посвящён восстанию декабристов, другой – холерному бунту, когда Николаю I пришлось отправиться на Сенную площадь, чтобы успокоить восставших из-за эпидемии и её последствий. Третий изображает открытие Веребьинского моста в 1851 году, который стал самой длинной железнодорожной переправой в стране. На последнем – награждение Михаила Сперанского за издание Свода законов Российской империи.
Фото: commons.wikimedia.org
Монумент на Исаакиевской площади состоит не только из статуи императора, коня и постамента. Его также украшают четыре фигуры женщин.
По замыслу авторов, они символизируют четыре понятия – веру, мудрость, правосудие и силу. У одной из скульптур изображена голова императрицы Александры Фёдоровны, у остальных – его дочерей.
Ограда вокруг памятника появилась не с самого начала. В XX веке она отсутствовала на протяжении десятилетий – с 1930-х годов до 1992 года.
Также композицию украшают фонари. Большие канделябры установили в 1860 году. Их изготовил Роберт Вейгельт, архитектор и академик Академии художеств.
1944 год. Фото: Сергей Шиманский / armeniasputnik.am
С появлением Советского Союза памятник Николаю I хотели убрать. Одним из вариантов было создание памятника декабристам на постаменте. Спасла монумент её конструкция – благодаря тому, как конь держится на двух ногах, композицию признали инженерным шедевром.
Памятник пережил и блокаду. В годы войны его накрыли специальным навесом, чтобы он не был виден для пролетавших над Ленинградом бомбардировщиков.
Серьёзных повреждений за полтора века у монумента не было. Его периодически приводили в порядок, однако пару раз композиция всё-таки пострадала.
Например, в 2011 году из-за вандала (которым оказался сторож соседнего кадетского корпуса) повредился наконечник копья одной из фигур. Спустя три года в ДТП повредился фонарь, а ещё один – из-за спецтехники в 2015 году.
К 2018 году памятник оказался в аварийном состоянии. Скульптуру закрыли на первую в истории реставрацию. Осенью того года конструкцию скрыли под лесами, которые снимут не раньше 2020 года.