исаакиевский собор парк рядом
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге находится в Адмиралтейском районе. Она составляет единый архитектурный комплекс с расположенным рядом с ней Исаакиевским собором. Это одна из центральных площадей культурной столицы России, которая включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посещение Исаакиевской площади входит в список достопримечательностей, которые обязательно надо увидеть, приезжая в Санкт-Петербург. Кроме Исаакиевского собора, здесь находится множество исторических зданий и памятников. Например, в шаговой доступности располагается Сенатская площадь, где можно увидеть знаменитый памятник Петру I — «Медный всадник».
Памятник Николаю I
В центре Исаакиевской площади находится главный монумент комплекса — памятник Николаю I. На его строительство ушло три года (1856—1859 гг.). Над созданием пьедестала трудился знаменитый мастер Огюст Монферран. Конная статуя императора была выполнена скульптором П. К. Клодтом.
На пьедестале памятника установлены 4 барельефа с изображениями важных событий, случившихся в годы правления Николая I. Также памятник украшен женскими фигурами, которые олицетворяют «Силу», «Правосудие», «Мудрость» и «Веру».
Мариинский дворец
Архитектурной доминантой Исаакиевской площади является Мариинский дворец. Здание было построено в 1840-х годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Дворец был свадебным подарком Николая I своей дочери — княжне Марии Николаевне. С 1994 года по настоящее время здание Мариинского дворца занимает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Трехэтажный дворец представляет собой прекрасный образец позднего классицизма.
Исаакиевский собор
Не менее важным и знаменитым сооружением площади является Исаакиевский собор, который по праву считается одним из символов Санкт-Петербурга. Туристы и жители города могут не только полюбоваться красивым убранством собора или поучаствовать в богослужениях, но и посетить музей собора или подняться на колоннаду, откуда открывается шикарная панорама на Неву и Исаакиевскую площадь.
Между собором и памятником Николаю I располагается Исаакиевский сквер, где высажены деревья и установлены скамейки.
Конногвардейский манеж
Здание манежа было построено в 1804–1807 годы и находилось в распоряжении Лейб-гвардии Конного полка. Конногвардейский манеж представляет собой образец архитектурного стиля — классицизм. С 1977 года здесь располагается зал для художественных выставок. В течение года желающие могут посетить выставки картин и фотографий отечественных и зарубежных мастеров. Также в Манеже Санкт-Петербурга регулярно проходят лекции и форумы, посвященные изобразительному искусству.
Здание Манежа на панораме Google Maps:
Кроме того, рядом с Исаакиевской площадью находится множество исторических зданий:
Возле Исаакиевской площади работают кафе и рестораны, напротив собора предлагают экскурсии различные туристические агентства и частные гиды. В шаговой доступности находятся роскошные гостиницы и бюджетные хостелы.
История
Главные площади Санкт-Петербурга формировались столетиями, они неоднократно переименовывались и перестраивались. Исаакиевская площадь не является исключением. Изначально на участке за Сенатской площадью располагались торговые ряды, в связи с чем, эта территория получила название Торговой площади. После строительства Мариинского дворца, в 1849 году, площадь стала называться Мариинской.
В период царствования Екатерины II был издан указ о строительстве новой Исаакиевской церкви. Изначально храм находился на соседней Сенатской площади, но, из-за непрочного фундамента, церковь решили перестроить и перенести подальше от Невы. После возведения храма площадь обустроили. Однако, название «Исаакиевская» площадь получила лишь в 1793 году.
В дальнейшем площадь была расширена и в ее центре установили памятник Николаю I, в связи с чем название решили сменить на Николаевскую площадь. Но новое имя не прижилось и скоро исчезло из официальных документов. В 1923 году площадь назвали в честь революционера В. В. Воровского. Лишь в 1944 году Исаакиевская площадь вернула себе старое название.
Площадь хранит память о важных исторических событиях страны. В годы Октябрьской революции и в 1991 году здесь проходили массовые митинги. Также несколько раз Исаакиевская площадь переживала сильнейшие наводнения. В настоящее время здесь ежегодно проходит концерт в честь празднования Дня России, фестиваль света, а также митинги и демонстрации общественных движений, политических партий и др.
Как добраться до Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь находится в центре города. Она занимает территорию от реки Мойки до Адмиралтейского проспекта. До нее можно доехать за 10–15 минут от Невского проспекта. Но лучше пройти пешком от ближайшей станции метро и полюбоваться исторической застройкой.
Ближе всех находится станция метро «Адмиралтейская». От нее до Исаакиевской площади можно дойти по Малой Морской улице за 10 минут. Также можно выйти на станции «Садовая/Сенная». От нее нужно выйти на переулок Гривцова и идти прямо до набережной реки Мойки примерно 13–15 минут.
Возле площади есть 2 остановки с одинаковым названием:
Остановка возле Института растениеводства имени Н. И. Вавилова:
Остановка напротив гостиницы «Астория»:
Если вы хотите передвигаться с комфортом, то можете заказать такси. В Санкт-Петербурге действуют десятки популярных приложений для смартфонов — Везет, Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber и другие.
По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора — от Медного всадника к музею Ахматовой
12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»
23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)
Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.
С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото
С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова
С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости
А к юго-востоку — видим Зимний дворец.
Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.
Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.
Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.
Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.
Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.
Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.
Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото
Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.
Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.
С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото
И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.
Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.
Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь.
И где опуститшь ты копыта?
О Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
писал о нем А. С. Пушкин.
Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.
Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.
Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.
Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.
Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- » Пока я на месте, моему городу нечего опасаться.» И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.
Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.
За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад
Исаакиевский собор и окрестности
Исаакиевский собор, силуэт которого величественно вырисовывается над крышами домов, – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он прекрасно виден даже издалека, например, с Финского залива. Однако он настолько массивен, что, находясь в ближайших кварталах, его трудно охватить взглядом. Собор стоит на Исаакиевской площади. С середины площади открывается лучший вид на собор.
Днём золоченый купол собора сверкает на солнце. Ночью гигантский портик и статуи создают странное впечатление, а само здание напоминает гигантское чудище, которое подняли со дна морского. Внутреннее убранство отличается изысканной пышностью, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на центр города. Во время Великой Отечественной войны огромный купол Исаакиевского собора служил главным ориентиром для фашистской авиации во время бомбёжек.
Парк к югу от собора был распахан и засажен капустой, так как осаждённый город использовал любую возможность прокормиться. В наши дни единственная опасность на Исаакиевской площади – это интенсивное уличное движение. Машины с огромной скоростью проносятся во всех направлениях. Однако имеет смысл всё же рискнуть и перейти через площадь, чтобы полюбоваться зданиями вокруг неё.
Западный фасад собора
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.
Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Фрагмент ворот собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Красочный интерьер собора
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Вокруг Исаакиевской площади
С востока от Исаакиевской площади стоит розовато-серое здание гостиницы «Астория», построенное в 1900-е годы. В этой гостинице останавливались многие выдающиеся личности. Среди её постояльцев были и американский коммунист Джон Рид, и российские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман. Гитлер планировал провести здесь банкет по случаю взятия Ленинграда. Он даже разослал приглашения, в которых указал час и месяц, но не вписал конкретную дату.
В центре площади стоит бронзовый конный памятник Николаю I работы скульптора Клодта. О политике этого царя красноречиво свидетельствуют его прозвища: на Родине его называли «Николай Палкин», а за рубежом – «Жандарм Европы». Величественный постамент из гранита, порфира и мрамора украшен аллегорическими фигурами, олицетворяющими Веру, Мудрость, Справедливость и Могущество. Говорят, что моделями для этих фигур были дочери Николая I. Барельефы посвящены выдающимся событиям эпохи его царствования, а четыре фонарных столба украшены фигурами парящих орлов.
Вдоль западной стороны площади
На противоположной стороне площади находятся три примечательных здания. Каждое – со своей историей. Дом Мятлева (номер 9) – старейшее здание на площади. Он был построен в 1760-е годы. На фасаде, украшенном медальонами, прикреплена мемориальная доска, говорящая о том, что здесь с октября 1773 по март 1774 года жил известный французский энциклопедист Дени Дидро, приглашённый в Россию Екатериной II. Когда учёный нуждался в деньгах, императрица купила его библиотеку и назначила его смотрителем при этом собрании.
Рекомендуемые достопримечательности рядом с Исаакиевский собор
Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного
Каза́нский кафедра́льный собо́р (собор Казанской Божией Мате
Креативное пространство ТКАЧИ — бизнес-центр класса «В+», по
Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название —
Ба́нковский мост — соединяет Казанский и Спасский остро
Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перек
Еги́петский мост — соединяет между собой Коломенский и Безымянный
Биржево́й мост (c 1922 по 1989 год — мост Строи́телей) — мост в С
The New Stage of Alexandrinsky Theatre (Новая сцена Александр
Концертный зал Мариинского театра — концертный зал в Санкт-Петербур
Не́вский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяс
«Гранд Оте́ль Евро́па» (до 1991 года — гостиница «Европейская») —
Марии́нский театр отсчитывает свою историю от основанного в 1783
Конногвардейский манеж — монументальное здание в
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — с 1732 года до 2 марта 1917 года
Здание Главного Штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцо
Александри́нский театр, он же Российский государственн
Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала — т
Петропа́вловская кре́пость (официальное название Са
Дворцо́вый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербур
Росси́йская национа́льная библиоте́ка (до 1917 го
Тро́ицкий мост — (в советское время — Кировский мост) один из красиве
Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от fra
Но́вая Голла́ндия — остров в Адмиралтейском районе Сан
Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположе
Ани́чков мост (Аничкин мост) — один из самых известных мостов Санкт-П
Русский музей — самый обширный музей русского искусства в мире. Нахо
Мозаичный дворик — туристическая достопримечательность, одна и
Соборная мечеть Санкт-Петербурга (татарча/tatarça. Sankt-Pete
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) в Санкт-Петербурге — это крупнейший православный храм города, имеющий статус музея. С 1858 по 1929 годы являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом. Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама.
История собора
Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.
Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.
На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города, Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.
С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.
В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.
Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи
Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.
Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.
Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.
Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.
Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.
Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:
Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.
Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google: