исключите неверное правило организации процесса обучения взрослого обучающегося
Андрагогика или обучение взрослых: понятие и принципы
Андрагогика подразумевает подход в обучении, ориентированный на взрослых, которые склонны учиться по-разному в зависимости от того, что они хотят знать. В отличие от детей, взрослые, как правило, ориентированы на выполнение задач, самостоятельны и ищут знания, относящиеся к их работе или жизни. Взрослые также склонны к неформальному образованию, то есть к обучению вне традиционного класса, и с большей вероятностью разовьют привычки к обучению на всю жизнь.
Таким образом, андрагогика подразумевает, что взрослых можно определить как отдельную группу учащихся с особым набором учебных потребностей, которые могут быть удовлетворены инструкторами и разработчиками курсов определенным образом.
Эта концепция не нова. Впервые термин «андрагогический» был введен в употребление Александром Каппом в 1833 году в его работе для описания теории образования, разработанной еще Платоном. Малкольм Ноулз и Эдуард Линдеман внесли большой вклад в исследование обучения взрослых, и именно с ними современные педагоги ассоциируют теорию андрагогики.
Тогда возникает вопрос: «Что такое образование взрослых? Что делает образование или обучение специфичным для взрослых?»
Образование взрослых ориентировано на непрофессиональные идеалы, то есть обучение, которое не является специфическим для повседневных занятий отдельных людей, а в большей степени сосредоточено на развитии гражданской или общественной ответственности в человеке. Достижение этого означает, что акцент делается на ситуациях, а не на предметах. Это основное различие между традиционным обучением в классе, где предметы преподаются учителем и предполагается, что знания будут усвоены учащимися.
Наиболее важным аспектом обучения взрослых является опыт, который ученик приносит с собой на занятие.
Отличия обучения взрослых от обучения детей
Особенности, которые отличают обучение взрослых от обучения детей:
Взрослые усваивают новые знания и находят новые способы применения этих знаний в других ситуациях.
Кроме того, они рассматривают новые вопросы, что приводит к непрерывному обучению в рамках самостоятельного процесса самопознания.
Принципы андрагогики
В отличие от детей, взрослые хотят участвовать в планировании обучения и оценке своего прогресса. Кроме того, взрослые считают, что их опыт должен влиять на процесс обучения.
Рассмотрим подробнее основные принципы андрагогики:
Взрослые должны участвовать в планировании и оценке своего обучения
Этот принцип создает основу для ключевого элемента программы обучения взрослых. Взрослые хотят знать, что они будут изучать, как это будет преподноситься и как они будут оцениваться. Взрослые хотят вникнуть в суть содержания, понять, что они хотят знать, и почувствовать, что их оценивают справедливо.
Однако они также хотят участвовать в определении тем и содержания для обсуждения, исходя из своего опыта и того, с чем у них возникают проблемы. Это может создать трудности для инструктора, проводящего обучение.
Опыт (включая ошибки) является основой для учебной деятельности
У каждого взрослого есть некий опыт взаимодействия с тем или иным предметом, от нулевого до продвинутого. Важно учитывать способы, как ученик может использовать этот опыт в обучении. Например, партнерство более опытного ученика с менее опытным может принести пользу обоим. Более опытный получает возможность практиковаться в передаче своих знаний и опыта, а менее опытный человек извлекает пользу из этого.
Другой метод – предоставить людям с любым уровнем опыта возможность участвовать в групповых обсуждениях.
Взрослые больше всего заинтересованы в изучении предметов, имеющих непосредственное отношение к их работе или личной жизни
В какой-то момент взрослые переходят от обучения ради обучения к тому, чтобы научиться решать проблему, с которой сталкиваются. Например, опытный программист, изучающий новый язык программирования, может понимать основы языка, но задает вопрос: «Я знаю, как это сделать на языке программирования A, как мне это сделать на языке программирования B?» Они не хотят начинать с самого начала, а погружаются в содержание в том месте, где возникает их вопрос.
В центре внимания обучения взрослых стоят конкретные проблемы, а не содержание
Это продолжение предыдущего принципа. Когда мы молоды, обучение осуществляется путем сосредоточения нашего внимания на содержании. С возрастом мы переходим к проблемно-ориентированному подходу. Мы начинаем задаваться вопросами уже в старших классах, например: «Где в жизни мы используем знания по алгебре или геометрии?» Этот подход, ориентированный на содержание, не дает понимание, зачем нам нужно знать это содержание.
Проблемно-ориентированный подход представляет проблему, а затем дает контент для решения этой проблемы. Например, если вы интересуетесь обработкой дерева, нужны знания геометрии и алгебры, чтобы убедиться, что проект, который вы создаете, квадратный, в нем верно соблюдены пропорции и он выглядит эстетично.
Роль инструктора
Специфика обучения взрослых требует от педагога другого подхода. Преподавателю необходимо потратить больше времени на предварительное понимание уровня опыта учащихся и определение того, что ученик хочет знать по данному предмету.
В рамках диагностики педагог должен работать с учениками, чтобы понять, каковы их потребности в обучении и как адаптировать под них содержание курса, чтобы охватить требуемые элементы и, где возможно, расширить его для изучения конкретных тем, поднятых учениками.
Если только несколько учеников заинтересованы в конкретном предмете, преподаватель может разработать для них отдельный курс или адаптировать существующий, чтобы удовлетворить их интерес.
Эти факторы влияют на то, как педагог будет подходить к процессу обучения. Следует скорректировать стратегии обучения под содержание в зависимости от того, как ученики предпочитают учиться.
Наконец, работа с учениками по разработке способов оценивания их знаний позволит им участвовать в оценке собственной успеваемости и положительно относиться к своей оценке.
Когда следует использовать андрагогику?
Правильно использовать андрагогический подход в любых ситуациях, когда задействованы взрослые. В частности, адаптационное обучение, профессиональное развитие, тематические исследования, ролевые игры, симуляции и онлайн-обучение.
Андрагогика также уместна в ситуации самостоятельного обучения, так как ученик сам выбирает путь, который ему наиболее интересен. Это ставит его на путь самопознания и позволяет интересоваться как базовыми темами, с которых он начинает, так и продвинутыми, которые позволяют ему повышать имеющийся уровень знаний.
Взрослые учащиеся примут оценку своей успеваемости в обучении при условии, что они считают ее справедливой.
Самостоятельное обучение может быть сложно оценивать с помощью формального тестирования, и посещение занятий в большей степени является добровольным.
Сильные и слабые стороны андрагогики
Как у любой теории обучения, у андрагогики есть сильные и слабые стороны.
Сильные стороны этой теории:
Слабые стороны:
В качестве заключения
Люди разных возрастов учатся по-разному. И у взрослых учеников есть своя специфика в обучении, это нужно учитывать при разработке курсов для них. Взрослые ориентированы на выполнение конкретных задач, предпочитают учиться самостоятельно и для них актуальны знания, которые напрямую связаны с их работой и жизнью.
Идеальным вариантом для обучения взрослых является электронное или онлайн-обучение.
Особенности обучения взрослых: аксиомы обучения и развития сотрудников
Особенности обучения взрослых
Изменения на рыночном поле происходят постоянно, а значит, менеджерам систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Навыки тренера сегодня необходимы не только корпоративным специалистам по обучению и HR-менеджерам, но и всем руководителям, особенно в тех компаниях, где основной акцент делается на развитии сотрудников. Обучение взрослых имеет целый ряд особенностей.
Под профессиональным обучением (training) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью совершенствования своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), чтобы помочь ему адекватно реагировать на технологические и социальные изменения, полностью реализовать свой потенциал.
Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика. Была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой обучающийся несет ответственность за определение области своего обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.
В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же состоит отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения? Только ли в содержании упражнений или наличии у взрослых людей собственного практического опыта? Нет, конечно. Различаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.
При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, они стремятся активно участвовать в процессе, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Зрелый человек имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от работы. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому нуждаются в индивидуализации обучения, повышении самооценки и чувства собственного достоинства.
Известный американский психолог Карл Роджерс 1 сформулировал психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:
Очевидно, что Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса, инициатора собственного обучения. Как тут не вспомнить слова профессора И. И. Ильясова 2 о том, что глагол «учиться» в русском языке относится к категории возвратных глаголов. «Учиться» — в буквальном смысле — означает «учить себя». Тем не менее ответственность за определение целей обучения все-таки несет преподаватель.
Не утратили ли взрослые способность эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшается память, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом, они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для их применения.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (рис. 1). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице:
Рис. 1. Пирамида обучения
В то же время многие взрослые в процессе обучения действительно испытывают трудности. В большинстве случаев это связано с их неготовностью к изменениям и вызвано психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы со всеми присущими ей недостатками: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв теории от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний.
В бизнес-образовании задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились «соавторами» собственного обучения.
Для руководителей и эйчаров важно определить характерные черты бизнес-образования, понять, чем оно отличается от традиционного обучения. Специалисты выделяют целый ряд принципиальных отличий:
В свете проблем обучения взрослых людей особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом Колбом 3 и его коллегами из Западного резервного университета Кейза.
Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: через опыт; через наблюдение и рефлексию; с помощью абстрактной концептуализации; путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов исследования, обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.
Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 2):
Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба
Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, я предлагаю использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга). Каждый состоит из пяти этапов:
Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).
Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хани и А. Мамфорд описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля (Honey Mumford Preferred Learning Style Test), с которого, как правило, люди начинают обучение в общем цикле.
Исследователи выделили следующие стили: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (рис. 3). Каждому из их представителей присущи свои сильные и слабые стороны, особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде, встречаются достаточно редко — обычно у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей. Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на методы и усилия преподавателя.
Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба
При планировании процесса необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, в совокупности составляющих цикл от практики до практики. Также нужно включать в программу задания и применять методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые.
В сфере краткосрочного бизнес-образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы с учетом требований андрагогической модели. Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Эта форма позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.
Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не прекращается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (рис. 4).
Рис. 4. Спираль развития компетентности
Специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс 4 сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Компания (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп обучения в ней будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».
Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно оправдана и не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.
Аксиома обучения и развития сотрудников в компании
Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о построении системы обучения в компании, хочу привести три своих наблюдения, без которых невозможно ничего построить. Я назвал их аксиомами обучения и развития сотрудников.
Аксиома 1. Ответственность за развитие и формирование навыков несет сам сотрудник и его непосредственный руководитель.
Мотивация на развитие у человека либо есть, либо нет. Невозможно развиваться из-под палки, по приказу. В западном менеджменте (в любой концепции) в разделе «Развитие персонала» четко написано: развивать, обучать сотрудника возможно только тогда, когда сам сотрудник осознанно хочет этого.
Руководитель, возможно, играет ключевую роль в процессе развития сотрудника. Сложно сказать, что в этом процессе первично, а что вторично: сам сотрудник и его способности или руководитель? Единственное, что можно с уверенностью утверждать, — руководитель либо выступает в роли катализатора и фасилитатора развития сотрудника, либо не может быть никем в этом процессе, так как сотрудник, обладающий потенциалом и мотивацией на развитие, будет развиваться и без руководителя. Однако такая ситуация в менеджменте скорее исключение, чем правило.
Итак, какие же действия и поведение руководителя развивают (или способствуют развитию) сотрудника, а какие нет?
Главное правило и главный инструмент руководителя в процессе развития сотрудника — собственный пример.
На практике приходится часто сталкиваться с тем, что руководители не очень хотят развивать своих сотрудников. Основные причины:
Роль руководителя в процессе развития персонала включает в себя выступление в качестве «образца для подражания», организацию практического обучения на рабочем месте и последующего контроля применения полученных знаний.
Аксиома 2. Для любой должности выполняемые задачи и, соответственно, знания и навыки, необходимые для выполнения этих задач, нужно распределять следующим образом:
На одной и той же должности есть различные задачи, которые требуют разной квалификации и делятся по степени сложности в соотношении 60:30:10. Такое распределение задач дает понимание того, сколько процентов сотрудников уровней Стандарт, Профессионал и Мастер для этой должности необходимо иметь.
Возьмем, например, должность торгового представителя. Вообразите себя руководителем команды торговых представителей. В вашей зоне ответственности — 600 торговых точек, с которыми вы работаете. Всех ваших клиентов приблизительно можно распределить следующим образом:
Для обслуживания всех этих клиентов вам потребуется команда торговых представителей со следующими профессиональными уровнями:
Не забывайте о том, что если ваш сотрудник уровня Мастер в повседневной работе по факту применяет уровень Стандарт и лишь иногда имеет возможность решать действительно сложные задачи, то ему очень скоро станет скучно, и вы рискуете его лишиться.
Конечно, такое распределение требует индивидуального подхода к каждому работнику, а возможно, и пересмотра ваших привычек, но поверьте, дело того стоит. Ведь для компании нет ничего лучше, чем высокомотивированные и компетентные сотрудники. Именно они и создают ее ценность на рынке.
Из этого распределения вырастают и другие возможности, которые можно представить графически (рис. 5).
Рис. 5. Распределение задач на должности
Аксиома 3. Необходимо обязательно оценивать развитие профессионализма сотрудников.
Для оценки уровня профессионализма применяются различные методы с целью выявить знания и навыки работников, что позволяет получить детальную, объективную и структурированную информацию о способностях персонала.
Оценка уровня профессиональной компетентности и критерии, которые руководители используют при этом, очень сильно влияют на мотивацию сотрудников. Поэтому правильная оценка компетентности очень важна!
Ключевая задача любой компании — точно оценить уровень профессионализма работников, поскольку эта информация является основой для принятия управленческих решений.
Для определения ценности сотрудника следует установить:
По моему мнению, одним из наиболее объективных методов оценки компетентности сотрудника является метод ключевых показателей эффективности (KPI).
1 Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии наряду с Абрахамом Маслоу. Роджерс считал, что тенденция к росту и развитию свойственна человеку от природы. — Прим. ред.
2 Илья Имранович Ильясов (род. 1937) — специалист в области педагогической психологии. — Прим. ред.
3 Дэвид Колб (род. 1939) — психолог, специалист по обучению взрослых. По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления и в итоге — действия. — Прим. ред.
4 Рег Реванс (1907-2003) — британский ученый, основоположник метода «обучения через действие». — Прим. ред.
Особенности обучения взрослых
Изменения в профессиональной жизни происходят постоянно, а значит, менеджерам систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Навыки тренера сегодня необходимы не только корпоративным специалистам по обучению и эйчарам, но и всем руководителям, особенно в тех организациях, где основной акцент делается на развитие сотрудников. Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…
Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 году: « Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.
Понятие образование взрослых ( adult education ) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.
Под профессиональным обучением ( training ) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни ( lifelong education ), в таком случае человек не отстанет от технических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал своей личности.
В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения? Только ли в содержании упражнений или наличии у людей собственного практического опыта? Нет, конечно, — отличаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.
При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.
Известный американский психолог Карл Роджерс ( Carl Rogers ) сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения:
Очевидно, что К. Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса обучения, инициатора собственного обучения. Как тут не вспомнить слова профессора И. И. Ильясова о том, что глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя». Тем не менее, ответственность за определение целей обучения все-таки несет преподаватель.
Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.
Рис. 1. Пирамида обучения
Для менеджеров и эйчаров важно выделить характерные черты бизнес-образования, понять, чем оно отличается от традиционного обучения. Специалисты описали целый ряд принципиальных отличий:
Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.
Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом ( рис. 2 ):
Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба
Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:
Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).
Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд ( P. Honey & A. Mumford ) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения ( Honey Mumford Preferred Learning Style Test ). Как правило, в общем цикле эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля.
Исследователи выделили следующие четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» ( рис. 3 ). Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко, как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей. Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на определенные методы и на усилия преподавателя.
Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба
Предпочитаемый учащимся стиль обучения определяется с помощью специальных опросников, но сориентироваться поможет и предварительное интервью (собеседование). При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники ( табл. 1 ).
Табл. 1. Типы обучающихся и их предпочтения
Нажмите на изображение для увеличения
В сфере краткосрочного бизнес-образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения. Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Эта форма обучения позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или не принимать новые методы работы, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.
Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации, соблюдение которых обеспечивает успех тренинга ( табл. 2 ).
Табл. 2. Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренинга
Нажмите на изображение для увеличения
Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности ( рис. 4 ):
Рис. 4. Спираль развития компетентности
Специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс ( Reg Revans ) сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».
Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.
Базарова Гули, Источник: Менеджер по персоналу