использование кейс метода в профессиональном обучении

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Зеленодольский механический колледж»

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

зав. отделением, преподаватель физики

Чаплыгина Светлана Александровна

Аннотация: в докладе раскрываются теоретические основы метода кейсов.

1. Общая характеристика метода кейс-стади.

2. История метода Case Study.

3. Технология конструирования CASE STUDY.

4. Источники кейсов.

Ключевые слова: метод кейсов.

Глоссарий: Кейс — это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения (через Видео или DVD) представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.

Метод кейс-стади (Case study)- (от англ. case – случай, ситуация) – имитационный активный метод, заключающийся в проблемно- ситуационном анализе, и основан на обучении путём рассмотрения конкретных задач – ситуаций (кейсов).

Рекомендуемые информационные ресурсы

1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case study.- Тобольск:ТГСПА им. Д. И. Менделеева,2009.-188с.

2. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? «Обучение за рубежом» №7, 2000.

3. Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/02/12/ispolzovanie-keys-tekhnologiina-urokakh-istorii-i

4. Маргвелашвили Е. О месте «кейса» в российской бизнес-школе // «Обучение за рубежом» №10, 2000.

5. Панфилова А.Н. Игровое моделирование в деятельности 118 педагога[Текст]/А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд. центр «Академия», 2006.-368с.

6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст]/Н.Федянин, В.Давиденко// Обучение за рубежом.- 2000.- № 7.- с. 52-55.

Общая характеристика метода кейс-стади

Кейс метод выступает одной из разновидностей проектных методов.

1. Метод предназначен для гуманитарных наук. Этот метод не подойдет к точным наукам. Часто в кейс методе используют литературное произведение «Преступление и наказание». Нужно все так спланировать, чтобы в конце кейс метода преподаватель подвел бы учащихся к определенным методам.

2. Акцент образования переносится не на овладение готовых знаний, а на его выработку, на сотворчество учащегося и преподавателя.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и умения или какие либо профессиональный навыки.

4. Несомненное достоинство метода, что у школьников происходит развитие системы ценностей, развитие жизненных позиций, установок.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать 120 собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

3. Технология конструирования CASE STUDY

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:

2.Критериальный подбор ситуации.

3.Одбор необходимых источников информации.

4.Подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.

Весь процесс подготовки Case основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. Для удобства работы с числовой информацией необходимо представление ее в виде таблиц, графиков и диаграмм. В этом случае электронные таблицы являются наиболее эффективным средством. Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. «Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям: – соответствовать четко поставленной цели создания – иметь соответствующий уровень трудности – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни – не устаревать слишком быстро – иметь национальную окраску – быть актуальным на сегодняшний день – развивать аналитическое мышление – провоцировать дискуссию – иметь несколько решений.

Метод разбора корреспонденции- учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложившегося положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Например, на классном часе по теме «Образование и обучение» на 1 курсе можно рассмотреть такой случай: «Андрей закончил 9 класс школы, поступил на 1 курс техникума по специальности1501901 на бюджетной основе, он решил поступить еще в другое учебное заведение на бюджетной основе по смежной специальности. В аттестате у юноши много «троек» и “четверок”. Андрей отказались принять в другое учебное заведение, ссылаясь на законодательство. Юноше посоветовали изучить законы или проконсультироваться у юриста. Но родители Андрея были не согласны с этим решением. Что им делать?»

-Какой закон нарушен?

-На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

-Что нужно сделать для достижения поставленной цели?

-Кто быть первокурснику в сложившейся ситуации?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа. Учащимся предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексе могут описываться уже осуществленные действия, принятие решения, для анализа их целесообразности.

-В чем заключается проблема?

-Какие причины побуждают людей к этой пагубной привычке?

-Как вы можете объяснить необходимость принятия этих законов?

-Освобождает ли незнание закона от обязательств его исполнять?

-Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. В конце беседы студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Педагог может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Педагогическая деятельность в Case Study

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: «1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой».

Для работы учащимся представляется письменная информация о ситуации. Описание может быть разного объема и степени подробности в зависимости от того, какие аспекты анализа ситуации рассматриваются на занятии.

Краткое описание формы занятия

Для работы на занятии учащимся предлагается небольшая схема анализа (из 8-ми пунктов). Вначале каждый учащийся индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию по заданной схеме, привлекая знания, полученные в ходе теоретических курсов. Затем с помощью учителя, разбившись на группы, учащиеся проводят совместный анализ ситуации, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентируют результаты обсуждения на межгрупповой сессии. После сессии учащиеся, совместно с учителем, обсуждают предложенные варианты. Возможна совместная (всех учащихся и учителей) оценка реалистичности и реализуемости предложенных решений. При проведении занятия предполагается индивидуальная, групповая и сессионная форма работы. В процессе индивидуальной работы учащиеся знакомятся с материалами практической ситуации и готовят индивидуальные материалы по вопросам, представленным в схеме анализа. В ходе групповой работы (по 6-7 человек в группе) происходит согласование различных представлений о ситуации, основных проблемах и путях их решения, нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации на сессионном заседании. В процессе сессионной работы каждая из малых групп представляет собственный вариант решения ситуации, отвечает на вопросы участников других групп и уточняет свои предложения, а, после окончания докладов, дает оценку или выражает отношение к вариантам решения, предложенным другими группами.

Этапы проведения занятия

Освоение схемы анализа ситуации. На этом этапе учащиеся знакомятся с предлагаемой учителем схемой анализа конкретной ситуации, которая в свернутом виде представляет тот алгоритм действий, который ранее был представлен в теоретическом курсе.

Схема анализа практических ситуаций:

II. Формулирование проблемы Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.

III. Участники событий Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)

IV. Хронология событий (в практической ситуации) Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.

V. Концептуальные вопросы Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.

VI. Альтернативные решения Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.

VII. Рекомендации Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.

Подведение промежуточных итогов.

1. Практические, отражают реальные жизненные ситуации.

2. Обучающие, он более направлен на развитие образовательных курсов.

3. Научно-исследовательские. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Временная последовательность материала Кейс в режиме от прошлого к настоящему Кейс-воспоминание с прокруткой времени назад

Способ представления материала

Совокупность статистических материалов

Совокупность документов и производственных образцов

Объём Краткий (мини) кейс

Кейс средних размеров

Кейс без приложений

Кейс со специальными приложениями

Тип методической части

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:

• Комментарий ситуации, представленный автором

• Вопросы или задания для работы с кейсом.

Этапы разработки кейса

• Определение места кейса в системе образовательных целей

• Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

• Построение, или выбор модели ситуации

• Сбор дополнительной информации

• Подготовка окончательного текста

• Презентация кейса, организация обсуждения

Организация работы с кейсом

Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя.

Мы предлагаем максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

В педагогической деятельности преподаватели используют следующие разновидности кейс-технологий:

1. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

2. Метод ситуационно-ролевых игр

2. Метод ситуационно- ролевых игр

3. Метод игрового проектирования театрализованное представление проблемно – дискуссионная игра театрализованная игра игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого

Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод

1. театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого;

2. театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры;

3. проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

Например. Внеклассное мероприятие «Колесо истории», посвященное эпохе Петра I Учащиеся инсценировали отдельные исторические события, а затем предлагали команде- сопернице вопросы, дополняющие сюжетную линию инсценировки, вопросы на анализ ситуации.

В данном случае учащимся самостоятельно необходимо было создать свой авторский продукт- инсценировку, самостоятельно подобрать информацию из различных источников (учебная литература, художественная, кинофильмы и т.д.), что способствовало развитию учебно-информационных компетентностей, кроме этого, т.к. этот продукт был групповым, учащиеся взаимодействовали друг с другом, развивали навыки коллективной работы и в процессе подготовки сценария, и процессе анализа ситуаций, предложенных другим классом

6. Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Работа над проектом по обществознанию Урок- «Бизнес- старт» Учитель предлагает каждой команде «открыть» в Хабаровске собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги. Состав команды и обязанности каждого участника: РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ, МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ, МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ, МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ, МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес- плана.

Структура бизнес- плана предлагается ребятам.

4. Источники кейсов

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы максимально подробно отразить жизненную ситуацию.

Источники кейса следует называть базовыми и первичными, но существуют еще вторичные источники:

1. Художественно и публицистическая литература, которая может подсказывать идея и определять базовую канву кейса. Так, например Достоевский может использоваться для криминалистических кейсов или исторических.

2. СМИ – источник информации

3. Научность и статистические материалы, социальные опросы

4. Анализы научных статей, монографий

5. Интернет и его ресурсы

Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Например, на основе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который, в зависимости от подхода, к нему может быть эффективным средством изучения либо дисциплин криминалистического цикла, либо истории, либо психологии. Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности. Критическая масса кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде. Школьники чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы американских или других иностранных потребителей. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением кейса, который базируется на местном материале, поскольку он лучшее знает и область, и самое предприятие. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия.

Источник

Статья «Применение кейс-метода в обучении студентов на спецдисциплинах».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Применение кейс-метода в обучении студентов на спецдисциплинах.

Новые государственные образовательные стандарты провозглашают сегодня принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию профессиональных компетенций будущего специалиста. Перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.

Для организации успешного образовательного процесса преподаватели нашего колледжа в поисках эффективных методов активного обучения применяют на своих занятиях различные приемы и методы, так как современному обществу нужны специалисты, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.

Применение кейс-технологии на уроках специальных дисциплин позволит решить задачи повышения качества образования и подготовки высококвалифицированных кадров, предполагает получения обучающимся в необходимом объеме профессионально важные знания отвечающие требования стандарта НПО и СПО, запросам работодателя приобретенный в период обучения знаний на практике, формирования у выпускника навыков адаптации к условиям реального производства. Сделать все это средством традиционной технологии обучения достаточно сложно.

Очень разнообразный интересный и конкретный материал для создания кейсов может быть собран в процессе прохождения производственной, преддипломной практик.

Так как кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие и формировать способности учащихся к анализу, самостоятельной разработке алгоритма принятия решения, продуктивной работе в команде, активизирует инициативность и самостоятельность, готовность к плодотворной профессиональной деятельности, необходимость его использования в педагогической практике очевидна. А с учетом перехода профессионального образования на стандарты нового поколения, ориентированные на потребности сферы труда, реальную трудовую деятельность и предполагающие значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения, использование метода кейс – стади становится особенно актуальным. Вот почему на своих уроках я применяю названную методику преподавания, стараясь организовать самостоятельную работу учащихся таким образом, чтобы каждый имел возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, реализовать личностный потенциал.

В папке для каждого студента мною собирается информация о предприятии: краткая экономическая характеристика с указанием места положения, вида деятельности и 5 форм отчетности (Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу.)

Такая форма проведения учебного занятия формирует самостоятельность, ответственность, вдумчивость, так как обучающиеся понимают, что им после изучения темы предстоит самостоятельно решить проблему и получить оценку за результат своего труда.

Хочется отметить, что по результатам сдачи КОСов данный метод существенно поднял успеваемость студентов по дисциплине.

Подводя итог, хочется напомнить поговорку наших предков «Под лежачий камень вода не течет», которая настойчиво подталкивает нас к мысли о самосовершенствовании, и в профессиональной сфере тоже. Только всесторонне развитый, тактичный и мудрый преподаватель сможет заинтересовать нашу «компьютерную» молодежь, живущую иногда больше в пучинах Интернета, чем в реальной жизни.

Балязина А.В. Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО.

Бублий С.Н. Использование технологии кейс-стади в преподавании экономических дисциплин.

Прохорова Т.В. Кейс-метод как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Щеглова О.Н. Применение технологии кейс-стади в процессе изучения междисциплинарных курсов по профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *