использование информационно коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам
Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В Пояснительной записке “О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования” говорится: “Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний”. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это.
В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги, и школьники получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества. ИКТ являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность, своё творчество.
Использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуры, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме. Например, сообщения по теме “Английские праздники”, “Великобритания” “ Австралия и Новая Зеландия”. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются полнотой, содержательностью.
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, следующая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности [6]:
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков PROMTXT и электронных словарей AbbyLingvo7.0;
4. для хранения и накопления информации: CD, DVD диски, Flash диски;
5. для общения: Internet, электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent т.д.;
6. для обработки и воспроизведения графики и звука: проигрыватели Microsoft Media Player, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы учащихся. Ребята могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, литературу и т.д. Кроме того, всевозможные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения.
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Например- “Talk to me”, “Репетитор”, “Профессор Хиггинс”, “Привет, Америка”, “English Gold”; тематические программы – “Мой дом”, “Дикие и домашние животные”, “Английский для малышей”, “В городе”, “ Природа и человек”, “Speak English” и др., созданные для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.
Кроме того, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно, составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями.
Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.
В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.
Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля, в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей детей.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. “Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе”.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
“В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта”
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений”, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Ведущее место среди таких форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательскому методу.
Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
При использовании ИКТ на уроках английского языка, учителю следует помнить, что наряду с положительными моментами, непродуманное использование ИКТ несет с собой и определенную угрозу жизни и здоровью школьников.
Далее, сами уроки с применением компьютера или выполнение отдельных заданий должны быть дозированными, нельзя усадить детей на 45 минут за компьютер. Если использование компьютера предполагается в течение всего урока, значит нужно провести не менее двух физкультминуток для старшеклассников, а учащиеся начальных и младших классов могут работать с компьютером не больше 20 минут.
Я провожу физкультминутки под тихую, спокойную музыку, давая детям, возможность отвлечь свое внимание от умственной работы, выполняя несложные физические упражнения или спокойную прогулку по классу, регулярно провожу зарядку для снятия напряженности мышц глаз.
Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства [5]:
• общекультурное развитие обучающихся;
• совершенствование языкового уровня;
• создание благоприятного психологического климата;
• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
• возможность реализации индивидуализации обучения;
• реализация принципа обратной связи;
• исключение времени для написания материала на доске;
• экономия расходования материалов учителем;
• сочетание контроля и самоконтроля;
• объективная и своевременная оценка действий учащихся.
Результатами работы использования ИКТ являются – улучшение качества обучения, высокая познавательная активность учащихся, индивидуализация обучения, развития творческого подхода при выполнении учебных заданий. Сегодня информационно-коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.
О повышении мотивации учащихся свидетельствует результативность участия школьников в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, позитивная динамика качества знаний и уровня обученности.
Литература.
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
5. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40- 41.
6. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБОУ сош№54 г. Севастополя им. Ю.А.Гагарина
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования.
Фир Татьяна Михайловна ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54»
1.1. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании
1.2. Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности
1.2.1. Алгоритм работы с ИКТ
2. Практическая часть:
2.1. Телекоммуникационные проекты
2.1.1. Типология проектов по иностранному языку
2.1.2. Информационные и коммуникационные технологии на уроках иностранного языка (из опыта работы)
На современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.
Целью работы является рассмотрение образовательных возможностей современных информационных технологий, а также проектирование и создание электронного учебного курса, направленного на изучение грамматики английского языка.
1.1. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) с каждым днем все активнее внедряются и используются в работе учителей. Учителя, как и работники различных профессиональных сфер, должны обладать компьютерной грамотностью и технологической образованностью.
Программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в учебных заведениях.
Подрастающее поколение находится в условиях быстро меняющегося информационного общества, которому требуются личности, приоритетными сторонами которых являются знание и квалификация. Соответственно применение информационных технологий в области образования становится актуальнее. Применение технических средств на уроках помогает удовлетворить интересы современного школьника
Одним из важных вопросов в преподавании иностранного языка остается вопрос мотивации. В то же время у детей хорошо развита мотивация к компьютерным играм.
Игры помогают почувствовать себя лучше психологически даже на короткое время.
Обучающие программы обладают схожими с компьютерными играми характеристиками. В обучении английскому языку часто используются игровые схемы. Элемент игры в различных заданиях вызывает положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала.
А объем выполненных заданий с использованием компьютера, к примеру, во время обобщающего занятий на треть больше того, что было сделано на обычном уроке. Как правило, и оценки учащихся во время таких занятий положительные.
Конечно, компьютер не заменит учителя в учебном процессе, но он дает педагогу возможность активно развивать детей, усиливать их познавательную деятельность.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.
Современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.
Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
1. для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office:MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Выше перечисленные компьютерные программы помогают в создании творческих проектов в форме слайдшоу, фотопрезентаций, видеороликов по заданным темам. Учащиеся с большим интересом вовлекаются в подобную творческую работу, выполняя ее индивидуально, либо в группе. Цель проектной методики с применением учащимися ИКТ состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
В свою очередь учителя английского языка, посредством ИКТ, повышают свое профессиональное мастерство, совершенствуют языковые и речевые умения, находятся в поиске информации, создают дидактический материал для уроков, работают над проектами разного уровня.
С помощью ИКТ можно решать некоторые задачи различных аспектов языка.
При обучении фонетике:
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.
При обучении письму :
Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
При обучении лексике :
на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:
упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
учащемуся предлагается два списка слов: на русском и на английском языках, которые он должен соотнести.
Широко применяются возможности ИКТ и в обучении чтению, аудированию, говорению, переводу и, как уже было упомянуто, при создании проектов.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий раскрывает перед нами большие возможности по улучшению процесса обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Современный учитель не может недооценивать то, что ИКТ и на уроках, и во внеурочное время, и для самообразования – это незаменимый помощник. Но в то же время неправильное использование возможностей ИКТ может привести к демотивации как учеников, так и учителя.
1.2. Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:
1. для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
5. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
6. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
7. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).
Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.
1.2.1. Алгоритм работы с ИКТ
Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и ИКТ на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке занятий на основе ИКТ я определяю:
для изучения каких тем целесообразно использовать ИКТ.
какие дидактические задачи решаются с использованием ИКТ;
какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников;
структуры и этапы занятия с ИКТ. Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь необходимо:
— определить цели и задачи такого занятия;
— тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые предполагается
— составить план занятия и пошагово расписать ход работы;
— обратить внимание на организационные моменты;
— продумать и составить глоссарий выражений и терминов
компьютерной тематики на иностранном языке.
Опыт работы в программе Power Point .
2. Практическая часть
2.1. Телекоммуникационные проекты
Считаем необходимым в данной работе уделить особое внимание такому средству ИКТ, как телекоммуникационный проект, т. к. он представляет собой относительно законченный комплекс деятельности (учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой), организованной на основе компьютерной телекоммуникации. В ходе данного вида работы предполагается полное изучение материала по той или иной теме с использованием разного рода воздействий.
При разработке типов проектов необходимо заметить, что существует несколько признаков, по которым следовало бы подразделять проекты:
1. по доминирующему методу (исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, практикоориентированные);
2. по доминирующему содержательному (литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культурологические, ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные);
3. по характеру координации (непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный));
4. по характеру контактов (участники одной школы, участники одного класса, участники одного города, участники одного региона, участники одной страны, участники разных стран);
5. по продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические);
6. по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые).
Описанию и разработке подобных проектов можно было бы уделить отдельную работу и даже, возможно, книгу. Но исходя из темы нашей работы, попробуем составить более подробную типологию телекоммуникационных проектов по иностранным языкам.
2.1.1. Типы проектов по иностранному языку
Прежде всего необходимо сформулировать цели обучения иностранному языку, которые и лягут в основу типологии:
1) практическое овладение языком;
2) лингвистическое и филологическое развитие учеников;
3) ознакомление с культурологическими (страноведческими) знаниями;
4) обучение ситуативному общению (коммуникативная сторона).
Исходя из вышеперечисленных целей, можно предложить такую типологию телекоммуникационных проектов:
I. Языковые телекоммуникационные проекты:
1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом и на формирование речевых навыков и умений;
2. Лингвистические проекты :
· изучение языковых особенностей;
· изучение языковых реалий (неологизмов, фразеологизмов, поговорок);
· изучение этимологии слов;
II. Культурологические (страноведческие телекоммуникационные проекты:
· изучение истории страны, города;
· изучение географии страны, города;
· изучение традиций и быта народа;
· изучение народного творчества;
· изучение национальных особенностей культуры разных народов;
· ознакомление с государственным устройством стран;
· ознакомление с общественными организациями;
· посвященные законодательству страны;
· посвященные финансовой и денежной системам;
· посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
1. Социальные (учащиеся исполняют различные социальные роли) ;
2. Деловые (моделирование профессиональных ситуаций) ;
3. Драматизированные (изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где учащиеся выступают в роли персонажей) ;
4. Воображаемые путешествия (обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалогам, описаниям, рассуждениям и т.п.) .
Таким образом, все вышеперечисленные проекты (при том условии, что они ведутся на иностранном языке) представляют для учителя интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке и, как следствие, потребность в изучении иностранного языка.
На наш взгляд, работа с проектами – наиболее удачный, оптимальный вариант изучения лексики, фонетики. Трудоёмкость при подготовке окупается результатом: школьникам интересна такая форма работы, и, соответственно, создаётся мотивация к учёбе, к изучению иностранного языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проекту: от таблиц и иллюстраций до фильмов и сценариев.
С изучением же грамматического материала всё обстоит гораздо сложнее. Поэтому считаем целесообразным обратиться и к данной стороне вопроса, более подробно изучить его.
2.1.2. Информационные и коммуникационные технологии на уроках английского языка
Сейчас многие современные зарубежные и российские учебно-методические комплексы дополнены интерактивными мультимедийными приложениями. Но, конечно же, их использование имеет свои преимущества и недостатки.
Так, определенным плюсом будет то, что:
— они могут быть использованы не только во время уроков, но и в самостоятельной работе школьников, что существенно преображает учебный процесс и позволяет компенсировать его возможные недостатки;
— учитывая устойчивый интерес детей к компьютерным технологиям, использование таких программ может положительно повлиять на их отношении и к отдельному предмету и, даже, к процессу обучения в целом;
— использование НИТ возможно практически на любом этапе обучения, поскольку при их помощи можно решить целый ряд учебных задач (отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, аудирования, говорения и письменной речи, отрабатывать лексико-грамматический материал, пополнять словарный запас и т.п.). Главное, чтобы компьютер не вытеснил «живое» общение с учителем;
— использование НИТ не обязательно должно быть систематическим; иногда фрагментарное использование НИТ способно дать лучшие результаты.
В отношении недостатков, следует отметить, что:
— применение компьютерных технологий всегда требует наличия соответствующей технической базы (компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение и т.п.), а также разработки учебных программ с учетом проведения таких уроков и согласования расписания уроков, если кабинет английского языка не оборудован необходимыми техническими средствами;
— прежде чем использовать ту или иную программу, учителю следует проработать ее самому; во-первых, чтобы знать какой конкретно материал содержит программа и на каких учащихся он рассчитан, а, во-вторых, чтобы знать о возможных проблемах, которые могут возникнуть при работе с ней, (проблемы с запуском, технические недоработки или же явные ошибки в переводе слов, лексико-грамматических упражнениях, произношении и т.п.). Сам по себе это занятие, требующее время и при большой загруженности учителя – проблематично.
— как правило, компьютерные разработки не имеют достаточного количества вариантов заданий, чтобы как следует отработать тот или иной навык или же вовсе не предлагают заданий на необходимую тему, ограничиваясь лишь теорией;
— невозможность адаптировать (изменить или дополнить) материал программы под конкретную группу учащихся, работа строго по предложенному алгоритму разработчиков.
По сути, последние два недостатка идут вразрез с тем, что требуется от педагога, а именно, применение индивидуального подхода в своей деятельности. И, следовательно, учитель, который попробовал и оценил преимущества использования ИКТ, может задаться следующим вопросом: Возможно ли создание собственных компьютерных разработок и насколько это доступно?
Возможности использования программы Microsoft Power Point на уроках английского языка
Во-вторых, эту программу не составляет труда освоить самостоятельно, в то время как освоение других программ потребует наличие определенных навыков и знаний программирования или неоднократного обращения к специалистам.
В-третьих, даже если и возникнут какие-либо трудности, в работе всегда можно подключить самих учащихся.
Это дает основания полагать, что создавая упражнения, мы сможем сделать их яркими, красочными и убедительными, что только будет способствовать быстрому усвоению изучаемого материала.
Назначение таких разработок может быть различным в зависимости от поставленных целей. Их можно будет использовать, например, для введения новой лексики или грамматического материала, для повторения, отработки и даже контроля изученного лексико-грамматического материала.
Кроме того, компьютерные презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся, могут быть использованы на различных этапах урока и могут быть, по необходимости, изменены, дополнены или сокращены в короткие сроки.
Опыт работы в программе Power Point .
Использование информационно-коммуникационных технологий в проведении бинарных уроков (английский язык и информатика)
Уроки по иностранному языку в единстве с информатикой создают условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Они способствуют расширению сферы применения навыков и умений, приобретённых в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Комфортная обстановка на уроках, построенных на добровольных началах, свободных от прямолинейного дидактизма, стимулируют развитие инициативы школьника, его способностей, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый может проявить себя. Поэтому участие в таких уроках способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм.
В 2017-2018 учебном году как результат работы по использованию ИКТ в преподавании англ.языка подготовлен семинар «ППС в преподавании англ. языка ».
I этап. (Подготовительный).
Шаг 1. Рекомендации учителя по проведению проекта.
Шаг 2. Знакомство со шкалами оценки.
II этап. (Процессуальный)
Шаг 3. Выбор темы проекта.
Шаг 4. Составление плана работы.
Шаг 5. Сбор информации и материалов.
Шаг 6. Анализ, классификация, обобщение собранной информации.
Шаг 7.Оформление результатов проекта
Шаг 8. Презентация проекта.
Шаг 9. Оценка проекта.
Применение ИКТ вносит свои коррективы. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети представляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи.
Ученикам 6 класса было дано задание найти информацию и подготовить проект под названием : « School Rules for Future ».Используя все предоставленные нами рекомендации и интернет-ресурсы, учащиеся успешно защитили свои проекты в ходе проведения семинара «ППС в преподавании англ. языка».
Вот так информационно-коммуникационные технологии обеспечивают личностно ориентированную направленность организации обучения в школе, повышают активность школьников.
Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях
повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Использование компьютерных технологий, действительно имеет целый ряд преимуществ, особенно положительно сказывающихся на мотивации учащихся. Компьютер становится неотъемлемой частью образовательного процесса и учителю следует учитывать это, планируя свою работу и нацеливаясь на получение положительных результатов. Кроме того, в случае, если учитель умеет использовать в своей работе не только готовые обучающие программы, но и создавать свои собственные разработки, шансы на получение этих самых положительных результатов, как показывает практика, существенно увеличиваются.
Прежде всего это происходит потому, что
— графические возможности компьютера великолепно реализуют принцип наглядности обучения;
— «лишаясь» необходимости «бояться» ответить или получить плохую отметку, учащийся раскрепощается при работе с компьютером и
— начинают проявляют осознанный интерес к изучаемому предмету.
Проблема заключается в том, что при всём разнообразии ИКТ для максимализации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования. Вот, пожалуй, и всё.
Что касается обучающих фильмов (мультфильмов), то технология их создания довольно сложна в силу того, что недостаточным будет просто подобрать и систематизировать рабочий материал, необходима работа психологов, которые определят параметры, при использовании которых будет достигнут максимальный эффект от просмотра фильма (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.). Кроме того, подготовка такого фильма требует специалистов в области кинематографа (мультипликации). Таким образом, создать подобный материал со всем имеющимся в наличии оборудованием в школе просто невозможно. Этим занимаются специальные образовательные центры. Так же дело обстоит и с электронными учебниками.
Но использование схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и разных способов их проекции (smart-доска, экраны персональных компьютеров, создание при помощи специальных программ и последующая распечатка на принтере) вполне возможны и в той или иной мере реализуются в обычных школах.
Кроме того, чрезвычайно распространено тестирование, как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей учителя школьникам предлагается пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональных компьютерах в домашней сети или в сети Интернет. При работе на компьютере возможна обработка материала с помощью специальных программа для составления тестов (Test Designer).
Millrood R. Multimedia in the Language Classroom (Teacher Developing Module) Moscow, 2002.
URL: http://elt.freehomepage.com/catalog.html
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. – М.: Наука и школа, №4, 2007
Методический веб-сайт «Информационные технологии в обучении языку»
URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/
Веб-сайт Британского Совета для преподавателей английского языка «Language Assistant»
URL: http://www.britishcouncil.org/languageassistant.htm
5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
8. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17
9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006.