использование информационно коммуникативной технологии в обучении иностранным языкам

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Горбачевская Полина Игоревна, (МАОУ гимназия 49 г.Тюмени)

В настоящее время существуют разнообразные способы и приемы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. Персональный компьютер важен в методическом плане для самостоятельной работы обучающихся, при изучении материала и новых тем, и кроме того, для самопроверки приобретенных знаний и умений. Более того, компьютер позволяет воспроизводить разнообразные задания и делать это бесконечное множество раз, что позволяет добиваться верного ответа и дает возможность довести полученный навык до автоматизма [5].

Использование компьютера на уроках позволяет усовершенствовать урок и добавить фонетические, грамматические и лексические задания. Стоит отметить, что компьютерные программы содействуют массовому использованию наглядности и возможности учитывать способности каждого ученика в отдельности. В свою очередь, представляется возможным увеличить объем предлагаемого материала, благодаря добавлению различных видов упражнений.

Что представляют собой информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)? В различных словарях данное определение звучит по-разному и вот одно из них: «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».

Основными принципами использования ИКТ являются индивидуальный подход к каждому ученику или студенту, повышение мотивации к обучению и стимулирование учебного процесса, элементарность создания и использования, а также ориентация на интеграцию учебных предметов.

Как мы все знаем, информация, полученная в форме слуховых, зрительных и прочих образов, хранится в памяти человека. А это значит, что ИКТ нужно использовать в равной мере как и традиционными способами подачи материала, так как ученые считают, что представление материала в устной форме плохо запоминается, в то время как визуальная подача с одновременным разъяснением улучшает восприятие и целостность принимаемой информации.

ИКТ в обучении иностранным языкам выполняют мотивационную, дидактико-практическую, контрольно-оценочную, развивающую и воспитательную функции.

Мотивационная функция. Для того, чтобы создать мотивационную среду обучения возможно использование таких средств, как информационно-коммуникационные технологии. Инновационность ИКТ и их возможности помогают спроектировать разнообразное занятие и сделать его незабываемым. Компьютерные программы позволяют сделать акцент на определенной теме изучения или на конкретном языковом аспекте и побудить учащихся на познавательную деятельность.

Дидактико-практическая функция дает возможность применения ИКТ в обучении иностранным языкам для демонстрирования материала урока, в качестве специальных дидактических программ, которые подходят именно в конкретный урок и могут использоваться в процессе самостоятельной подготовки, то есть для самоконтроля. Информационно-коммуникационные технологии имеют влияние на формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.

Контрольно-оценочная функция. ИКТ могут быть средством реализации контроля в обучении иностранным языкам, что является возможностью оценки студентов и учеников во время урока – тесты, презентации, контрольные работы, и способом самоконтроля обучающегося – например, обучающие программы-тренажеры.

Развивающая функция. В контексте данной функции находится не только развитие навыков и умений иноязычной коммуникативной деятельности, но и улучшение психических процессов – логики, внимания, мышления и прочее. В этом случае всё зависит от информационно-коммуникационного дидактического продукта и способов его применения.

Воспитательная функция. Информационно-коммуникационные технологии оказывают положительное влияние в реализации воспитательного потенциала такого учебного предмета как иностранный язык. При изучении какой-либо конкретной темы информационно-коммуникационные технологии позволяют наглядно представить различные трудности в изучаемой теме, обратить на них особое внимание, а значит воздействовать на формирование личностных качеств каждого школьника и студента [4].

ИКТ также обладает следующими дидактическими возможностями:

организация разнообразных коллективных исследовательских работ студентов и учеников (проектный метод, работа в малых группах и пр.);

организация быстрых консультаций обучающихся из центров дистанционного обучения;

формирование у школьников и студентов коммуникативных навыков и умений и знаний культуры общения (то есть умение кратко, точно и четко формулировать свои мысли и излагать свое мнение, а также терпимо относится к мнению других, спокойно, но аргументированно отстаивать свою точку зрения, а главное – уметь слушать и слышать своего собеседника);

формирование умения получать разного рода информацию из разных источников, обрабатывать ее и изменять при помощи компьютерных программ.

Успешность и эффективность применения ИКТ в педагогической деятельности общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель:

в полном объеме мотивирован на применение ИКТ;

обладает широким кругозором и интересуется различными областями;

хорошо оперирует различными программными средствами и приемами, как общего, так и ученого плана;

может определить место ИКТ, его цели и задачи в методической системе преподавания иностранного языка.

Исходя из этого можно сделать вывод, что в данный момент одной из самых актуальных задач в системе непрерывного педагогического образования называют потребность создавать информационно-коммуникационную компетенцию учителя. Данная компетенция включает в себя:

совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются в ходе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям;

способность выполнять педагогическую деятельность, используя ИКТ.

Информационно-коммуникационная компетенция педагога складывается из трех составляющих компонентов:

уметь применять в учебной деятельности [1].

А.И. Гусева [2] считает, что главными и основными информационно-коммуникационными технологиями, применяемые в школе, в частности, и в учебном процессе, в общем, являются:

• офисные технологии, которые дают возможность приготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;

• сетевые технологии, которые производят доставку учебных материалов по локальной школьной или Интернет сети;

• телекоммуникационные технологии, которые организовывают взаимодействие между людьми в пределах электронной почты, конференций, форумов и чатов;

• огромный спектр специальных программ, которые обеспечивают документооборот в школе, контролируют разнообразные мероприятия и в принципе управляют образовательным заведением;

• средства разработки программных комплексов учебного назначения.

Главными задачами профессиональной подготовки педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий считаются:

• подготовка к методически компетентной организации и проведению учебных занятий в условиях обширного использования ИКТ в школе, высшем учебном заведении и т.д.;

• владение актуальными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении всевозможных уроков, в разнообразных видах воспитательной и учебной деятельности;

• обучение применению всех средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности человека, являющегося неотъемлемой частью сферы образования;

• обучение действенному применению компьютерных технологий в процессе обучения, а также работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;

• ознакомление со всеми допустимыми методами практической реализации обучения, которое направлено на формирование и воспитание личности школьника и студента в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, таких как система искусственного интеллекта, информационные системы, которые работают на основе вычислительной техники, предоставляющих автоматизацию ввода, обработки, накопления, передачи и быстрого и удобного управления информацией;

• совершенствования творческих способностей, которые непременно необходимы будущему преподавателю иностранных языков для последующего саморазвития, самообразования и самореализации в современных условиях, где стремительно развиваются и совершенствуются средства информационных и коммуникационных технологий.

П о мнению А.И. Гусевой [2], главными типами уроков, во время которых применяются информационно-коммуникационные средства, являются:

урок – контроль и коррекция

урок совершенствования знаний и умений

Как показывает практика, дидактические правильное и верное использование ИКТ в рамках учебного процесса позволяет обнаружить безграничные возможности и способы индивидуализировать, дифференцировать и разнообразить процесс обучения.

Информационно-коммуникационные технологии побуждают обучающихся находить доступ к нестандартным источникам информации. Более того, они повышают эффективность самостоятельной работы учеников и открывают много возможностей для раскрытия творческого потенциала детей, получения и закрепления знаний, умений и навыков, а также позволяют осуществлять кардинально новые методы и способы обучения.

Еще положительными факторами можно считать обеспечение развития у каждого ученика своей собственной образовательной траектории. При использовании информационно-коммуникационных средств изменяется образовательный процесс, который теперь ориентируется на развитие мышления и воображения, которые являются главными процессами, необходимыми для хорошего обучения. Кроме того, происходит действенная организация познавательной деятельности учеников.

Несмотря на все вышеперечисленное, существует ряд определенных недостатков ИКТ, на которые мы сейчас обратим внимание.

1. Немногие преподаватели иностранных языков владеют хорошим уровнем компьютерной грамотности, чтобы создавать качественные, эффективные и необычные информационно-коммуникационные средства. Очевиден факт, что собственное обучающее средство оригинально и имеет свои плюсы, в отличие от разработок, которые можно найти на просторах Интернета, поскольку учитель создает лингводидактическое средство обучения специально для определенного класса, для определенного уровня обучения. Педагог знает как можно грамотно использовать данное средство и на сколько эффективным оно будет.

2. Несмотря на большую заинтересованность педагога в использовании разнообразных средств обучения и умении работать с ИКТ, учителю иногда не хватает времени на создание информационно-коммуникационных продуктов, так как для качественных обучающих программ и технологий понадобится много сил и энергии. Даже при всём желании очень занятый преподаватель не сможет сконцентрироваться на одной лишь разработке и создании информационно-коммуникационных обучающих продуктов.

3. B настоящее время нет всеобъемлющей методики использования ИКТ в обучении иностранным языкам. Вследствие чего преподавателю тяжело совместить конкретные информационно-коммуникационные средства и структуру занятия.

4. Некоторые информационно-коммуникационные технологии слишком красочные или обладают большим количеством эффектов. Именно из-за этого у школьников и студентов может снизиться концентрация внимания – они будут обращать внимание не на учебный материал, а на рисунки и картинки.

5. Не стоит забывать, что чрезмерное использование информационно-коммуникационных технологий может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и учителя. По данной причине, использование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным и обоснованным.

Возможности и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам могут быть расширены, детализированы и конкретизированы. Применяя компьютерные технологии всегда необходимо сопоставлять их с традиционными средствами, следовать принципам методической целесообразности и обоснованности [3].

В последнее время ИКТ все более интенсивно используются в обучении иностранному языку в различных типах образовательных учреждений. ИКТ рассматривают как отдельное направление современной лингводидактики. ИКТ обладают полифункциональностью в обучении различным видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи.

Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие – М. 2006

Козыро, А. К. Компьютерные программы как средство обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А.К. Козыро – Минск. – 2014. – 96 с.

Тетенева, Л. Мультимедийные компьютерные программы в формировании иноязычных фонетических навыков обучающихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Л. Тетенева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С.126 – 129.

Источник

Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. В Пояснительной записке “О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования” говорится: “Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний”. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это.

В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги, и школьники получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества. ИКТ являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность, своё творчество.

Использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуры, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме. Например, сообщения по теме “Английские праздники”, “Великобритания” “ Австралия и Новая Зеландия”. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются полнотой, содержательностью.

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, следующая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности [6]:

2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков PROMTXT и электронных словарей AbbyLingvo7.0;

4. для хранения и накопления информации: CD, DVD диски, Flash диски;

5. для общения: Internet, электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent т.д.;

6. для обработки и воспроизведения графики и звука: проигрыватели Microsoft Media Player, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы учащихся. Ребята могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, литературу и т.д. Кроме того, всевозможные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Например- “Talk to me”, “Репетитор”, “Профессор Хиггинс”, “Привет, Америка”, “English Gold”; тематические программы – “Мой дом”, “Дикие и домашние животные”, “Английский для малышей”, “В городе”, “ Природа и человек”, “Speak English” и др., созданные для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.

Кроме того, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно, составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля, в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей детей.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. “Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе”.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

“В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта”

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений”, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Ведущее место среди таких форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательскому методу.

Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

При использовании ИКТ на уроках английского языка, учителю следует помнить, что наряду с положительными моментами, непродуманное использование ИКТ несет с собой и определенную угрозу жизни и здоровью школьников.

Далее, сами уроки с применением компьютера или выполнение отдельных заданий должны быть дозированными, нельзя усадить детей на 45 минут за компьютер. Если использование компьютера предполагается в течение всего урока, значит нужно провести не менее двух физкультминуток для старшеклассников, а учащиеся начальных и младших классов могут работать с компьютером не больше 20 минут.

Я провожу физкультминутки под тихую, спокойную музыку, давая детям, возможность отвлечь свое внимание от умственной работы, выполняя несложные физические упражнения или спокойную прогулку по классу, регулярно провожу зарядку для снятия напряженности мышц глаз.

Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства [5]:

• общекультурное развитие обучающихся;

• совершенствование языкового уровня;

• создание благоприятного психологического климата;

• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

• возможность реализации индивидуализации обучения;

• реализация принципа обратной связи;

• исключение времени для написания материала на доске;

• экономия расходования материалов учителем;

• сочетание контроля и самоконтроля;

• объективная и своевременная оценка действий учащихся.

Результатами работы использования ИКТ являются – улучшение качества обучения, высокая познавательная активность учащихся, индивидуализация обучения, развития творческого подхода при выполнении учебных заданий. Сегодня информационно-коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

О повышении мотивации учащихся свидетельствует результативность участия школьников в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, позитивная динамика качества знаний и уровня обученности.

Литература.

1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

5. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40- 41.

6. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *