использование классно урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип
Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки
В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.
Основы классно-урочной системы
Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.
Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.
С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.
Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:
Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.
Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения
К очевидным достоинствам можно отнести:
Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.
К минусам системы можно отнести:
В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.
В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:
Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.
С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.
Развитие классно-урочной системы
Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.
В 20 веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.
До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.
В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.
Отличительные особенности
Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:
Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
1.Понятие о формах организации педагогического процесса.
Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках педагогической системы, имеет определенное организационное оформлении. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.
2. История возникновения и развития систем и форм обучения.
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода передавал премудрость общения посредством знаков своему преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания и осознания потребности в расширении доступа к образования широкого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал 10-15 человек, переходя от одного к другому. Своё законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, разработанной и описанной Я А. Коменским в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система утверждает твердый режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание. Основная форма-урок (по Коменскому), который имеет структуру: опрос, сообщение учителя, упражнения, проверка. Основное время отводилось упражнению.
К.Д.Ушинский научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В уроке он выделял три части:
1.Осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала
2.Разрешение основной задачи и определение основной части урока
3.Закрепление знаний и навыков
А.Дистерверг разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных особенностей учащихся.
3.Общая характеристика классно-урочной системы.
Массовые формы используются при организации внеучебной работы и предполагают участие большинства учащихся. Это утренники, праздники, олимпиады и т.д. Критерии эффективности: количественный охват детей, четкость и организованность проведения, активность учащихся, достижение воспитательно-образовательных целей.
Групповые формы бывают учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, лекция, семинар, экскурсия. Внеурочная работа- это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции.
Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации. Организуется с целью развития способностей отдельных учащихся. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении и т.д.
Дополнительное образование строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, библиотеки, кружки.
Урок необходимо рассматривать как основную форму организации педагогического процесса. В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация учебно-познавательной и других развивающих видов деятельности детей.
-позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ
ностей и формирования научное мировоззрение учащихся;
— стимулирует другие виды деятельности школьников ( внеклассную и домашнюю );
— ученики овладевают системой ЗУН и самими методами познавательной деятельности;
— урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
5.Типология и структура урока.
Обобщающий урок – систематизируются наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем.
Обязательными элементами для всех типов уроков являются:
Организационный момент – постановка цели, создание рабочей обстановки и т.д.
Подведение итогов – фиксация достижения целей, меры участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценка работы учащихся, определение перспектив дальнейшей работы.
6.Фронтальная, групповая и индивидуальная форма учебной работы.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и каждого ученика в отдельности. Её результативность повышается, если учителю удаётся создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа используется на всех этапах урока, но ориентированна на среднего ученика.
Индивидуальная работа осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она предполагает самостоятельное выполнение
учащимися одинаковых заданий.
Экскурсия – это специфическое учебно- воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной и воспитательной целью на предприятии, в музей, на выставку и т.д. Она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями используются рассказ, беседа и др.
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно разделить как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д. По образовательно- воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса – вводными или предваряющими, текущими и итоговыми.
Необходимость домашней работы обусловлена решением дидактических задач (закрепление знаний, совершенствования умений и навыков и т.п. ), формированием навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Дом. работа имеет воспитательное значение, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.
Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида дом. заданий: подготавливающие к восприятию нового материала;направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера ( изложения, сочинения, рисунки, поделки). Могут быть индивидуальные задания и задания отдельным группам учащимся.
Методика организации дом. работы – одно из слабых мест в деятельности школы и семьи.Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся самостоятельно учиться. Дом. задания должны задаваться с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих классах: 1 класс- до 1 ч.; 2 класс- до 1,5 ч.; 3 – 4 классы- до 2 ч. Чтобы не перегружать учащихся дом. заданиями, их целесообразно задавать по принципу «минимум-максимум». Задания- минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, имеющих к нему склонность.
Тема 3. Сущность процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности
1. Системообразующей составляющей образовательной системы является:
a) многообразие образовательных учреждений
2. Процесс с целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется:
3. Принципы обучения выводятся из ____ обучения
4. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от несуществующих свойств, это…
5. Зависимость эффективности педагогического процесса от интенсивности обратной связи между учащимися и педагогами является его…
6. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…
7. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…
a) лабораторной работой
8. Интеракция как один из структурных элементов межличностного общения – это…
a) взаимодействие индивидов
9. Основной единицей педагогического процесса является…
10. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная 3 Фрейдом…
a) глубинная психология (психоанализ)
11. Техника вопросов составляет основу такого шага понимания, как…
12. Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются ___ воспитания
13. Автором теории оптимизации обучения является…
14. Центральным звеном системы образования РФ является…
a) общее среднее образование
15. Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ____ в управлении
16. Государственные образовательные стандарты законодательно закрепляют ___ воспитания и образования
17. Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…
a) педагогическое самосознание
18. Исследователь не вмешивается в поведение испытуемого, применяя метод…
19. Высшим уровнем развития контактной малой группы является…
20. Общеобразовательное учреждение повышенного типа с усложненной учебной программой называется…
21. Создание системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования является целью…
22. В процессе обучения ученик выступает как…
a) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности
23. Музыкальные и художественные школы, детские клубы и центры относятся к учреждениям
a) дополнительного образования
24. К объектам педагогического управления не относится…
a) результат обучения
25. К словесными методам обучения относится…
a) беседа, рассказ, лекция, объяснение
26. Основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций называются ____ управления
27. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется ___ вниманием:
28. Осмысление цели и задачи обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа ___ обучения
29. Одной из глобальных тенденций развития образования является…
a) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
30. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…
31. Основными функциями обучения являются…
a) образовательная, развивающая, воспитывающая
32. Мышление, опирающееся на представления и образы ситуаций и изменения в них, является:
33. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…
34. Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относится к методу…
a) обобщения независимых характеристик
35. Первым этапом решения педагогической задачи является…
a) анализ педагогической ситуации
36. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называется:
37. Использование классно-урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип…
a) преемственности и последовательности
38. К функции государственных органов управления системой образования относится…
a) аккредитация и аттестация учреждений и учителей
39. Система самоуправления в образовательном учреждении реализует на практике:
a) принцип сочетания педагогического руководства с самостоятельностью учащихся
40. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…
41. Форма организации обучения, основное содержание которой составляют дискуссия и выступления учащихся называется…
42. Учет закономерностей, объективных тенденций развития общества и состояния педагогической системы составляют сущность принципа ___ педагогического управления
43. Движущими силами учебного процесса являются:
44. Исследователь вмешивается в поведение испытуемого и создает ему определенные условия, применяя метод:
45. Профессиональные училища относятся к учебным заведениям ___ образования
a) начального профессионального
46. Степень и вид профессиональной обученности работника называется:
47. Приказания, указания, инструкции относятся к:
a) прямым педагогическим требованиям
48. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется:
49. Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении работы
50. Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется:
51. Аспирантура и докторантура относятся к учреждениям:
a) послевузовского профессионального образования
52. Противоречие между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению относится к противоречиям __ сферы обучения
53. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в училище и профессиональной школе, называется:
54. Экспрессивные способности педагога проявляются в…
a) умении педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств
55. Упражнение относится к методам:
a) организации деятельности и опыта ученика
a) коррекционная школа
57. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется:
58. Профессиональную педагогическую деятельность осуществляют:
a) работники образовательных учреждений
59. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относятся:
60. Под дистанционным образованием понимается:
a) целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения
61. Владение словом, профессиональная дикция, правильное дыхание и мимика составляют педагога
62. К организационно-распорядительным методам управления педагогическим процессом относится:
63. Гуманистическое воспитание имеет своей целью:
a) гармоничное развитие личности
64. Словесно-знаковый способ образования возник в связи с:
a) изобретением письменности и математической символики
65. Технологический компонент педагогического процесса составляет (ют):
a) формы, методы, средства обучения и воспитания
66. Под децентрализацией в управлении образованием понимается:
a) передача ряда функций и полномочий высших органов управления низшим
67. Движущими силами современного процесса обучения являются:
68. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося
69. Целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на овладение школьниками знаниями, умениями и навыками – это:
70. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:
Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы».
Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России.
Сначала традиционно следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.
1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.
3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.
4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.
5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив — это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.
Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.
Теперь поговорим о недостатках классно-урочной системы:
1) Ориентированность на среднего ученика.
2) Ограниченность использования индивидуального подхода.
3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.
4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.
5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.
6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.
7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.
8) Доминированность роди учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний — это существенный недостаток.
Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.
Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.
Эта причина в дополнение к предыдущим заставляет задуматься над несовершенством классно-урочной системы.
Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний — внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Я, как педагог английского языка, знакома с учебниками, созданными в соответствии с ФГОС. Их материал основан на использовании личностного опыта учащегося, поисковой самостоятельной деятельности. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать.
Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе обучения как таковой.
Я отметила больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.
Я считаю, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения — это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Поэтому классно-урочная система будет существовать еще долгие годы. Ведь просуществовала она уже более 300 лет.
На мой взгляд, перспективной формой обучения является групповая форма. Она сочетает в себе возможности применения как коллективных форм работы, так и индивидуального обучения. При меньшем количестве детей у педагога появляется возможность для индивидуальной работы с отдельным учащимся. Я работаю в центре творчества и могу сказать определенно, что у дополнительного образования в этом плане есть преимущества. Именно в дополнительном образовании дети реализуют свои познавательные потребности. Хоть процесс обучения проводится в форме занятий, а занятие близко по структуре к уроку, но дополнительное образование предоставляет больше возможностей в решении вопроса творческой самореализации, развития познавательных способностей, самостоятельности, индивидуализации обучения. Лично я придерживаюсь точки зрения, что классно-урочная система требует глобальной модернизации. Ждем грядущих перемен.