использование классно урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип

Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки

В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.

Основы классно-урочной системы

Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

Развитие классно-урочной системы

Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.

В 20 веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.

До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.

В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.

Отличительные особенности

Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:

Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.

Источник

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

1.Понятие о формах организации педагогического процесса.

Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках педагогической системы, имеет определенное организационное оформлении. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

2. История возникновения и развития систем и форм обучения.

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода передавал премудрость общения посредством знаков своему преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания и осознания потребности в расширении доступа к образования широкого круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал 10-15 человек, переходя от одного к другому. Своё законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, разработанной и описанной Я А. Коменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система утверждает твердый режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание. Основная форма-урок (по Коменскому), который имеет структуру: опрос, сообщение учителя, упражнения, проверка. Основное время отводилось упражнению.

К.Д.Ушинский научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В уроке он выделял три части:

1.Осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала

2.Разрешение основной задачи и определение основной части урока

3.Закрепление знаний и навыков

А.Дистерверг разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных особенностей учащихся.

3.Общая характеристика классно-урочной системы.

Массовые формы используются при организации внеучебной работы и предполагают участие большинства учащихся. Это утренники, праздники, олимпиады и т.д. Критерии эффективности: количественный охват детей, четкость и организованность проведения, активность учащихся, достижение воспитательно-образовательных целей.

Групповые формы бывают учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, лекция, семинар, экскурсия. Внеурочная работа- это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, секции.

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации. Организуется с целью развития способностей отдельных учащихся. Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении и т.д.

Дополнительное образование строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, библиотеки, кружки.

Урок необходимо рассматривать как основную форму организации педагогического процесса. В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация учебно-познавательной и других развивающих видов деятельности детей.

-позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ

ностей и формирования научное мировоззрение учащихся;

— стимулирует другие виды деятельности школьников ( внеклассную и домашнюю );

— ученики овладевают системой ЗУН и самими методами познавательной деятельности;

— урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

5.Типология и структура урока.

Обобщающий урок – систематизируются наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем.

Обязательными элементами для всех типов уроков являются:

Организационный момент – постановка цели, создание рабочей обстановки и т.д.

Подведение итогов – фиксация достижения целей, меры участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценка работы учащихся, определение перспектив дальнейшей работы.

6.Фронтальная, групповая и индивидуальная форма учебной работы.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и каждого ученика в отдельности. Её результативность повышается, если учителю удаётся создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа используется на всех этапах урока, но ориентированна на среднего ученика.

Индивидуальная работа осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она предполагает самостоятельное выполнение

учащимися одинаковых заданий.

Экскурсия – это специфическое учебно- воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной и воспитательной целью на предприятии, в музей, на выставку и т.д. Она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями используются рассказ, беседа и др.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно разделить как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д. По образовательно- воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса – вводными или предваряющими, текущими и итоговыми.

Необходимость домашней работы обусловлена решением дидактических задач (закрепление знаний, совершенствования умений и навыков и т.п. ), формированием навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Дом. работа имеет воспитательное значение, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида дом. заданий: подготавливающие к восприятию нового материала;направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера ( изложения, сочинения, рисунки, поделки). Могут быть индивидуальные задания и задания отдельным группам учащимся.

Методика организации дом. работы – одно из слабых мест в деятельности школы и семьи.Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся самостоятельно учиться. Дом. задания должны задаваться с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих классах: 1 класс- до 1 ч.; 2 класс- до 1,5 ч.; 3 – 4 классы- до 2 ч. Чтобы не перегружать учащихся дом. заданиями, их целесообразно задавать по принципу «минимум-максимум». Задания- минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, имеющих к нему склонность.

Источник

Тема 3. Сущность процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности

1. Системообразующей составляющей образовательной системы является:

a) многообразие образовательных учреждений

2. Процесс с целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется:

3. Принципы обучения выводятся из ____ обучения

4. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от несуществующих свойств, это…

5. Зависимость эффективности педагогического процесса от интенсивности обратной связи между учащимися и педагогами является его…

6. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

7. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…

a) лабораторной работой

8. Интеракция как один из структурных элементов межличностного общения – это…

a) взаимодействие индивидов

9. Основной единицей педагогического процесса является…

10. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная 3 Фрейдом…

a) глубинная психология (психоанализ)

11. Техника вопросов составляет основу такого шага понимания, как…

12. Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются ___ воспитания

13. Автором теории оптимизации обучения является…

14. Центральным звеном системы образования РФ является…

a) общее среднее образование

15. Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ____ в управлении

16. Государственные образовательные стандарты законодательно закрепляют ___ воспитания и образования

17. Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…

a) педагогическое самосознание

18. Исследователь не вмешивается в поведение испытуемого, применяя метод…

19. Высшим уровнем развития контактной малой группы является…

20. Общеобразовательное учреждение повышенного типа с усложненной учебной программой называется…

21. Создание системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования является целью…

22. В процессе обучения ученик выступает как…

a) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности

23. Музыкальные и художественные школы, детские клубы и центры относятся к учреждениям

a) дополнительного образования

24. К объектам педагогического управления не относится…

a) результат обучения

25. К словесными методам обучения относится…

a) беседа, рассказ, лекция, объяснение

26. Основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций называются ____ управления

27. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется ___ вниманием:

28. Осмысление цели и задачи обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа ___ обучения

29. Одной из глобальных тенденций развития образования является…

a) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

30. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

31. Основными функциями обучения являются…

a) образовательная, развивающая, воспитывающая

32. Мышление, опирающееся на представления и образы ситуаций и изменения в них, является:

33. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

34. Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относится к методу…

a) обобщения независимых характеристик

35. Первым этапом решения педагогической задачи является…

a) анализ педагогической ситуации

36. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называется:

37. Использование классно-урочной системы обучения позволяет на практике реализовать принцип…

a) преемственности и последовательности

38. К функции государственных органов управления системой образования относится…

a) аккредитация и аттестация учреждений и учителей

39. Система самоуправления в образовательном учреждении реализует на практике:

a) принцип сочетания педагогического руководства с самостоятельностью учащихся

40. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

41. Форма организации обучения, основное содержание которой составляют дискуссия и выступления учащихся называется…

42. Учет закономерностей, объективных тенденций развития общества и состояния педагогической системы составляют сущность принципа ___ педагогического управления

43. Движущими силами учебного процесса являются:

44. Исследователь вмешивается в поведение испытуемого и создает ему определенные условия, применяя метод:

45. Профессиональные училища относятся к учебным заведениям ___ образования

a) начального профессионального

46. Степень и вид профессиональной обученности работника называется:

47. Приказания, указания, инструкции относятся к:

a) прямым педагогическим требованиям

48. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется:

49. Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении работы

50. Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется:

51. Аспирантура и докторантура относятся к учреждениям:

a) послевузовского профессионального образования

52. Противоречие между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению относится к противоречиям __ сферы обучения

53. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в училище и профессиональной школе, называется:

54. Экспрессивные способности педагога проявляются в…

a) умении педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств

55. Упражнение относится к методам:

a) организации деятельности и опыта ученика

a) коррекционная школа

57. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется:

58. Профессиональную педагогическую деятельность осуществляют:

a) работники образовательных учреждений

59. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относятся:

60. Под дистанционным образованием понимается:

a) целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения

61. Владение словом, профессиональная дикция, правильное дыхание и мимика составляют педагога

62. К организационно-распорядительным методам управления педагогическим процессом относится:

63. Гуманистическое воспитание имеет своей целью:

a) гармоничное развитие личности

64. Словесно-знаковый способ образования возник в связи с:

a) изобретением письменности и математической символики

65. Технологический компонент педагогического процесса составляет (ют):

a) формы, методы, средства обучения и воспитания

66. Под децентрализацией в управлении образованием понимается:

a) передача ряда функций и полномочий высших органов управления низшим

67. Движущими силами современного процесса обучения являются:

68. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

69. Целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на овладение школьниками знаниями, умениями и навыками – это:

70. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

Источник

Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы».

Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России.

Сначала традиционно следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив — это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь поговорим о недостатках классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роди учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний — это существенный недостаток.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Эта причина в дополнение к предыдущим заставляет задуматься над несовершенством классно-урочной системы.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний — внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Я, как педагог английского языка, знакома с учебниками, созданными в соответствии с ФГОС. Их материал основан на использовании личностного опыта учащегося, поисковой самостоятельной деятельности. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать.

Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе обучения как таковой.

Я отметила больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Я считаю, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения — это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Поэтому классно-урочная система будет существовать еще долгие годы. Ведь просуществовала она уже более 300 лет.

На мой взгляд, перспективной формой обучения является групповая форма. Она сочетает в себе возможности применения как коллективных форм работы, так и индивидуального обучения. При меньшем количестве детей у педагога появляется возможность для индивидуальной работы с отдельным учащимся. Я работаю в центре творчества и могу сказать определенно, что у дополнительного образования в этом плане есть преимущества. Именно в дополнительном образовании дети реализуют свои познавательные потребности. Хоть процесс обучения проводится в форме занятий, а занятие близко по структуре к уроку, но дополнительное образование предоставляет больше возможностей в решении вопроса творческой самореализации, развития познавательных способностей, самостоятельности, индивидуализации обучения. Лично я придерживаюсь точки зрения, что классно-урочная система требует глобальной модернизации. Ждем грядущих перемен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *