использование натуральных объектов как средств обучения на уроках биологии

Статья на тему «Опыт использования живых объектов на уроках биологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат

«Опыт использования живых объектов на уроках биологии»

Использование натуральной наглядности – важная часть преподавания биологии. Натуральные объекты в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с ними на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Очень удобным материалом являются комнатные растения, поскольку опыты и практические работы с нами можно проводить в течение года. Их в кабинете более 50 экземпляров. Все снабжены этикетками с видовым названием, в том числе шрифтом Брайля. С помощью комнатных растений изучаем темы «морфологическое строение растений», «видоизменения побегов», «многообразие растительного мира», «фитонциды», «внутреннее строение листа», «адаптации», «процессы в растительном организме» и др. Растения активно используются детьми для проведения опытов и исследований. Уход за растениями полностью возложен на учащихся (под руководством учителя).

Основные трудности в разведении живых объектов заключаются в необходимости соблюдения норм СанПиН, а так же в затратах времени на уход за ними. Кроме того, вопрос об уходе наиболее остро встает в летний период.

Тем не менее, наличие живого уголка в кабинете биологии имеет неоспоримые плюсы. Остановимся подробнее на некоторых объектах.

Рыбы. Их разведение рыб началось с того, что один частный предприниматель сделал школе подарок, изготовив аквариум на 120 л. Причем подарил не просто аквариум, а вместе с рыбами и необходимым инвентарем. Несколько учеников, увлеченных аквариумными рыбками, приносят иногда новые экземпляры, помогают ухаживать за ними. В аквариуме находятся так же моллюски, несколько видов водорослей, водный папоротник. Соответственно, эти объекты рассматриваются нами в курсе ботаники и зоологии. Особенно наглядно иллюстрируют темы «приспособления рыб к водному образу жизни», «внешнее строение моллюсков», «нервная регуляция», «строение одноклеточных водорослей», «искусственный биоценоз», «влияние света на рост растений» и др.

Кроме рыб, в нашем кабинете есть ахатины. Ученики охотно ухаживают за ними, приносят овощи, чистят контейнер. С помощью ахатин мы освещаем темы и понятия «брюхоногие моллюски», «симметрия», «гермафродит». Дети наглядно изучают органы чувств моллюсков, радулу, имеют представление о мантии.

Еще мы держим в кабинете сухопутную черепаху. Ученикам интересно наблюдать за рептилией, за периодом анабиоза, за различными реакциями на изменения окружающей среды.

В планах – создать вермикультуру, поскольку тема «дождевые черви» изучается в зимнее время, что очень неудобно. Пока выход из положения находим в том, что для изучения приобретаем несколько экземпляров в рыболовном магазине. Либо ждем весны, когда червей можно посмотреть на пришкольном участке. Обязательным условием работы с живыми объектами является бережное к ним отношение. После рассмотрения червей дети отпускают их в почву.

Таким образом, использование живых объектов – неотъемлемая часть преподавания биологии. Особенно важно это при изучении предмета с незрячими и слабовидящими детьми, поскольку их сенсорный опыт часто обеднен в силу разных причин.

Источник

Методическая разработка «Использование натуральных объектов, как средств обучения на уроках биологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Использование натуральных объектов, как средств обучения на уроках биологии».

К натуральным объектам относят растения, животных, их органы и части, образцы промышленной и сельскохозяйственной продукции. В учебном процессе, кроме живых организмов, используются препарированные растения, животные и их части. В результате специальной обработки животные и растительные таки могут сохраняться длительное время. По способу консервации натуральных объектов различают: гербарии, влажные препараты, остеологические препараты, таксидермический материал (чучела), сухие коллекции, микропрепараты. В процессе обучения используют также коллекции форм сохранности ископаемых организмов и коллекции образцов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Целенаправленное наблюдение натурального объекта организует учитель. По способу использования на уроке натуральные объекты можно разделить на демонстрационные и раздаточные.

Многие натуральные объекты (гербарии, влажные препараты) непригодны для демонстрации вследствие небольших размеров.

Практика работы школы показывает, что учащиеся не могут узнать на гербарном материале изученные ими растения уже с третьего стола каждого ряда, неразличимы элементы скелетов, рыб и лягушек и т.п. Гербарные экземпляры растений можно использовать лишь для демонстрации форм листьев, наличия или отсутствия крупных цветков или соцветий. Изучать строение цветков и соцветий с помощью демонстрации гербария нельзя, так как детали строения неразличимы даже для учащихся, сидящих за первыми столами. Поэтому в подобных случаях используют таблицы, муляжи, модели, экранные пособия, на которых выделены отдельные части объекта, выявлены характерные черты.

Таким образом, демонстрационный способ изучения натурального объекта не отбрасывается, а развивается путем применения компенсирующих средств, Однако наиболее эффективно использование натуральных объектов в качестве раздаточного материала. Только самостоятельная работа учащихся будет способствовать дальнейшему повышению общего уровня учебно-воспитательного процесса, повышению сознательности, прочности усвоения знаний, формированию умений и навыков.

Эффективность проведения самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Важно не столько показать сам объект, сколько научить работать с ним, наблюдать, делать выводы. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к деталям, а затем на основе проведенного наблюдения опять к целому. Руководство наблюдением предполагает инструктаж. До начала самостоятельной работы уместно провести устный инструктаж по вопросам:

1. Какова цель и задачи предстоящей работы?

2.Какое учебное оборудование необходимо для проведения предстоящей работы?

3. Какими рациональными методами следует пользоваться?

4. Как содержать рабочее место в порядке?

5. Каковы правила техники безопасности при проведении работы?

Самостоятельную работу целесообразно проводить по определенному заданию-инструкции. Наиболее эффективна работа, проводимая по инструктивным карточкам, которые раздаются на каждое рабочее место учащихся. Следует приучать учащихся вовремя заканчивать оформление, убирать оборудование, для этого необходимо заранее предупредить об отведенном на задание времени.

Обязательно надо обсудить выполнение работы и в процессе беседы сделать выводы.

Источник

«Применение наглядности на уроках биологии»

План работы по теме самообразования:

«Применение наглядности на уроках биологии»

2015-2016 учебный год

Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель:изучение основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснение влияния наглядности на уровень знаний учащихся и изучение комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.

Объект исследования: учебный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: наглядность, как дидактический принцип обучения.

Гипотеза исследования: если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.

Основные вопросы:

Источники самообразования:

Методы самообразования:

Формы самообразования:

Предполагаемый результат:

Индивидуальный план работы над темой

«Применение наглядности на уроках биологии»

Отметка о выполнении

Определение этапов работы

Составление плана работы над темой

авггуст-сентябрь 2015 г.

Составление списка литературы по теме

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных образовательных технологий

Мониторинг педагогической деятельности

Подготовка выступлений на заседания МО

Систематизация материалов по теме «Применение наглядности на уроках биологии»

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за год.

Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ». Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.

Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядность как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Общие правила применения средств наглядности: прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Микропрепараты делятся на:

постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения,

временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели «Биосинтез белков», «Законы Менделя», «Цикл размножения мха», «Модель биогеоценоза» и др.

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными

В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин, например картин Айвазовского, Левитана. Этот вид оборудования, к сожалению, применяю не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии, пользование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.

Технические средства обучения

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. Такие фильмы есть по курсу анатомии человека, зоологии, ботаники, общей биологии.

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии-8 кл.

Урок по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.

Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.

При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно провести работу по «немым» дидактическим карточкам, тестам.

Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке «Размножение и развитие насекомых» могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент «Развитие насекомых с полным превращением», таблицы «Представители главнейших отрядов насекомых», коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.

1. Наиболее сложное строение имеет:

Б. пресноводная гидра;

Г. луковая нематода.

2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

А. Они трехслойные животные

Б. Их тело состоит из члеников

В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела

Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:

6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:

В. растительноядных животных;

Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.

7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:

А. имеют вытянутое тело;

Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;

В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.

8. Дождевые черви живут:

В. В грунте на дне моря;

Г. богатой перегноем почве.

9. Кожа дождевого червя:

Б. покрыта чешуйками

В. Покрыта ресничками

10. Какая полость тела дождевых червей?

А. поделена поперечными перегородками

В. состоит из нескольких слоев

Оценивание задания проходило по следующим критериям:

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. В кабинете оформлен стенд «Уровни жизни на Земле» силами учащихся. Также можно изготовить модели и муляжи. В школе имеется некоторый гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Заключение

В результате собственных исследований было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся. С помощью данного исследования были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.

Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках.

Список литературы:

Источник

Особенности использования наглядных средств обучения по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УФ ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

Особенности использования наглядных средств обучения по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс

Зотьевой Юлии Викторовны

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

История возникновения понятия «наглядности», сущность понятия

Наглядность как дидактический принцип обучения

Классификация наглядных пособий по биологии

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 10-11 КЛАСС

2.1. Методика использования наглядных средств обучения в образовательном процессе по биологии

2.2. Организация экспериментальной работы. Использование наглядных средств на всех этапах урока

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Урок биологии невозможно провести на должном уровне, не пользуясь схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить биологический материал понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память. Психологами А.Н. Леонтьевым, Наумовым и др. доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя обучающих [34].

Педагоги А.И. Никишов, И.Н. Панамарева, В. М. Константинов и др. считают что учебно-материальной базой обучения биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования [36]. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ» (см. Приложение 1). Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.

И.Н. Понамарева утверждает, что курс биологии в образовательном учреждении призван вооружить обучающихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы [37]. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях аудиторных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят живые объекты, натуральные фиксированные объекты, коллекции, гербарный материал, микропрепараты и др.

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Ян Амос Коменский считал принцип наглядности важнейшим принципом преподавания. В «Великой дидактике» он написал: «… слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как … дерево – с корой, плод – вместе с кожицей» [35].

А. Дистервег отмечает особое значение наглядных средств обучения на уроках биологии. Горячим приверженцем наглядного обучения был и выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, показавший важность использование наглядности в развитии формируемых понятий.

К.Д. Ушинский отмечает: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребенок усвоит их на лету» [40]. Польза наглядного обучения, как утверждал К.Д. Ушинский, состоит в том, что ученик приучается находить связи между словом и предметом.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

Исходя из выше сказанного нами сформулирована тема исследования: «Особенности использования наглядных средств обучения по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс».

Проблема исследования : определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель исследования: выявить особенности влияния наглядных средств обучения на уровень знаний обучающихся при реализации программы по биологии основного общего образования авторской линии И.Н. Пономаревой и др. раздела «Общая биология» 10-11 класс.

В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи :

1. изучить теоретический материал по теме исследования, раскрыть сущности понятия «наглядность»;

2. организовать исследовательскую работу, подготовить оборудование и материалы для успешного проведения эксперимента;

3. проанализировать результаты по проделанной работе и выявить влияние наглядности на уровень знаний учебного материала учениками;

4. проанализировать использование наглядных средств обучения на необходимость и достаточность при изучении раздела биологии «Общая биология» 10-11 класс по программе И.Н. Пономаревой;

5. разработать методический материал с использованием наглядных средств обучения биологии по каждой главе изучаемого раздела.

Объект исследования : учебно-воспитательный процесс по биологии в Урюпинском филиале «Волгоградский медицинский колледж».

Предметом исследования : особенности использования наглядных средств обучения по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс по авторской программе И.Н. Пономаревой и др..

Гипотеза исследования : учебно-воспитательный процесс по биологии будет эффективным, если использовать разнообразные виды наглядных средств обучения.

— изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— теоретически обоснованные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);

— эмпирические методы (проектирование, педагогический эксперимент, проведение контрольных срезов);

— социологические методы (тестирование, прогнозирование);

— систематические методы обработки результатов;

-диагностический метод (наблюдение).

Практическая значимость исследования состоит в том, что для образовательного процесса по биологии разработаны дополнительные наглядные средства обучения по разделу «Общая биология» 10-11 класс для обобщения и закрепления знаний обучающихся, которые могут быть использованы в практике обучения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Урюпинского филиала «Волгоградский медицинский колледж».

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

1.1. История возникновения «наглядности», сущность понятия

Рисунок, картина вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки.

Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. К нему прибегали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах [20].

Наглядность в понимании, Коменского становиться решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум [12].

К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями [6].

Практика работы школы в специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад [1, 7, 10, 18, 25, 35].

Я. А Коменский обосновал золотое правило дидактики: привлекать к обучению все органы чувств [12]. И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий [16]. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся [6].

В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения [10]. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе [7, 29, 30].

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

1.2 Наглядность как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Результаты учебно-воспитательного процесса зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.

Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности [3, 5, 13, 19, 26].

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

1.3 Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный материал, а вредителей, поселившихся на растениях учебно-опытного участка, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Также используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Приготовленные таким образом влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: «Корни бобового растения с клубеньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аскарида», «Внутреннее строение речного рака» и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме [32].

Микропрепараты делятся на:

постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения;

временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели «Биосинтез белков», «Законы Менделя», «Цикл размножения мха», «Модель биогеоценоза» и др.

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические карты региона и др. Их применяют для ознакомления учащихся Районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы. Использование карт в учебном процессе связано с проблемой их размещения в кабинете.

В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин. Этот вид оборудования, к сожалению, учитель применяет не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 10-11 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.

Технические средства обучения

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 минут.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы [13].

С развитием и совершенствованием проекционной техники вводятся экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроках и внеклассных мероприятиях [28].

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядных средств обучения в учебно-воспитательном процессе по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс

2.1. Методика применения наглядных средств обучения на уроках биологии

Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале.

Особое внимание на уроках биологии уделяется комплексному применению наглядности. При этом создаются условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов. При создании комплексов средств обучения необходимо учитывать: конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем научной информации, подлежащей усвоению, исходный уровень знаний. Следует иметь в виду при этом, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности организующим звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его граница, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит вписать избранную систему средств наглядности.

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по общей биологии.

Раздел «Основы цитологии». Раздел охватывает широкий круг проблем, направленных на формирование знаний о химическом составе, строении, функциях, обмене веществ, энергии и информации, раздражимости клетки.

Клетка – это структурная и генетическая единица жизни, начальная система онтогенеза и результат исторического развития многоклеточных организмов. Поэтому цитология составляет фундамент биологической науки, обеспечивает связи между дарвинизмом, генетикой, экологией.

При изучении вопросов цитологии не только происходит своеобразное обобщение знаний об организменной форме жизни, но и создаются предпосылки для рассмотрения в последующих темах происхождения жизни, индивидуального развития и наследственности.

Урок по теме: «Клеточные структуры и их функции» достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, плакаты, фотографии, ИКТ, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является повторение учащимися понятия клетки, цитология, строение и функции клетки, строение микроскопов, правил пользования микроскопом, знакомство с клеткой как структурной и функциональной единицей живого и с клеточной формой жизни.

На первом этапе изучения темы проводиться предварительное обобщение знаний о строении и функциях клетки, что бы подготовить учащихся к восприятию сведений о клетке как структурной и функциональной единице живого и о клеточной форме жизни. Сведения заносятся в таблицу; в левой колонке даются названия органоидов, а в правой – их функции.

Такая работа дает возможность учащимся сравнить клеточную организацию наиболее известных организмов: зеленых и сине-зеленых водорослей (из налета со стенок аквариума), бактерий (готовых микропрепаратов или собранных из зубного налета), инфузорий, амеб, эвглены зеленой (из культур простейших).

Учащимся предлагается задание: опознать организмы по фотографиям и таблицам, указать признаки сходства и различия между дробянками, грибами, одноклеточными животными, растениями (по вариантам), отметить наиболее отчетливые уклонения одного из организмов (по вариантам) от общего плана строения клетки, указать в чем состоят приспособительные особенности этих уклонений, сделать вывод о степени сложности организмов того или иного протиста. Результаты работы всего класса с помощью учителя обобщаются в процессе составления таблицы, в которых отмечаются особенности строения (форма тела, клеточные структуры), а также характер питания, размножения, передвижения, среда обитания и относительная степень организации всех просмотренных организмов.

После выполнения работы учащимся становиться ясно, что виды современных одноклеточных существ сохранили черты строения и жизненных отправлений, соответствующие различным уровням развития клеточной формы жизни (арогенезы), но за длительный период времени претерпели эволюцию в направлении приспособления к специфическим средам обитания (идиогенезы), в следствии чего стали значительно отличаться от своих предков, существовавших миллионы лет назад.

Возникает вопрос: в чем состоит эволюционная бесперспективность усложнения строения и функций одноклеточных организмов и почему этот путь не представляет собой основной путь морфофизиологического прогресса?

При ответе на этот вопрос логично выделить два этапа.

Основные процессы жизнедеятельности протекают в клетке на молекулярном уровне и возможны лишь в определенных пространственных границах. В огромных клетках затрудняется регуляция процессов жизнедеятельности, ухудшается взаимодействие со средой. Поэтому клетки, имевшие размеры больше оптимальных, выбраковывались естественным отбором.

Клеткам-организмам приходиться производить значительные энергетические траты на нейтрализацию вредных влияний колебаний температуры, состава среды. Эти расходы протекают в процессе неправильного питания. Сокращение затрат энергии возможно лишь за счет создания внутренней, регулируемой среды. Однако ограниченность размеров клетки не позволяет увеличивать объем внутренней среды.

Итак, выход из противоречивой одноклеточности – в объединение клеток-индивидуумов в многоклеточный организм, способный к увеличению размеров тела и объема внутренней среды. В этой связи проясняется огромное арогенное значение многоклеточности.

Объединение клеток приводит к их специализации в связи с выполнением определенной функции в многоклеточном организме, что эффективнее выполнения каждой клеткой всех функций. Такая специализация выражается первоначально в разделении клеток на вегетативные и репродуктивные – у одних интенсифицируется функция размножения и подавляются остальные, у других активизируются процессы, связанные с обменом веществ. Дифференциация и интеграция – две диалектически противоречивые стороны процесса становления многоклеточности, находящие отражение в строении и функциях тканей.

Цитологические аспекты гистологических знаний учащихся наиболее удачно раскрываются в процессе самостоятельной работы с микропрепаратами и микрофотографиями растительных и животных тканей. Учащимся предлагается: охарактеризовать строение и функции тканей (по вариантам), указать отличие тканевых клеток от общего плана клетки, отметить, какие общеклеточные функции интенсифицируются или подавляются у клеток данной ткани, какие клеточные структуры ответственны за основную функцию.

По окончании этой работы учитель делает обобщение, что у многоклеточных животных известно около 100 типов клеток, которые можно сгруппировать в тканевые системы. Выполнение специальных функций клетками различных тканей происходит за счет усиленного развития одних элементов в ущерб другим.

У многоклеточных растений отмечается наличие недифференцированных клеток в составе образовательных тканей. В беседе устанавливается соответствие между структурами и функциями растительных клеток различной степени специализации вплоть до полной утраты жизненных отправлений (сосуды, элементы механической ткани).

После выявления особенностей клеток различных тканей необходимо в общем плане затронуть вопрос о системах, обеспечивающих единство многоклеточных организмов, чтобы у учащихся не создалось метафизических понятий о «клеточных государствах».

Влияние координирующих механизмов организма на клетки различных тканей отчетливо выясняется при ознакомлении с методами культуры тканей и со злокачественным ростом клеток. Учитель сообщает, что в культуре начинаются энергично делиться те клетки, которые в организме не размножаются, но предварительно теряют специализацию. Подобные же процессы происходят и при развитии злокачественных новообразований.

Эти факты убеждают учащихся, что основная закономерность эволюции тканевых клеток – приспособление к функционированию в составе многоклеточного организма.

Обобщение знаний о клеточном уровне организации делает естественной постановку проблемы о неклеточной форме: вирусах и фагах. Усвоению понятия о клеточной организации и ее историчности помогает сравнение строения клеток, вирусов и фагов.

Учитель сообщает краткие предварительные сведения о вирусах и фагах, которые характеризуются малыми размерами, отсутствием клеточного строения, простотой химического состава (нуклеиновая кислота, белок), способностью проявлять признаки жизнедеятельности в живой клетке и при определенных условиях кристаллизироваться.

Учитель подчеркивает, что клеточная организация живого, по-видимому, прошла следующие этапы эволюции: одноклеточные существа со структурно не оформленным ядром, одноклеточные с ядрами, колониальные, многоклеточные формы. Эволюция вирусов и фагов шла по пути дегенерации и приспособления к жизни внутри живой клетки. При объяснении и пояснении материала по данной теме учитель пользуется плакатами, схемами, таблицами, фотографиями, ИКТ и тд.

Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.

2.2. Организация экспериментальной работы. Применение наглядных средств обучения на всех этапах урока

Экспериментальная работа, проводилась на базе Урюпинского филиала «Волгоградский медицинский колледж» в период с 1 сентября 2013 года по 26 мая 2014 года. Для проведения опытно-экспериментальной работы были определены контрольный и экспериментальные группы: М-911 – контрольная группа и М-912 – экспериментальная группа. В контрольной группе – 21 человек, в экспериментальной группе – 22 человек. Во время проведения эксперимента присутствовали все студенты этих двух групп.

В начале опытно-экспериментальной работы мы проанализировали учебно-методический комплекс по биологии раздела «Общая биология» 10-11 класс И.Н. Пономаревой и др. Но УМК содержит недостаточное количество наглядных средств обучения по обобщению и закреплению знаний обучающихся по биологии.

Для проведения констатирующего эксперимента, мы разработали критерии оценки знаний и умений обучающихся для трех уровней: высокого, среднего и низкого.

Высокий уровень: з адание полностью выполнено, цель наблюдения достигнута, проблема раскрыта в полном объеме; обучающийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу; содержание вопроса излагает связано, в краткой форме, раскрывает сущность процессов, не допускает биологических ошибок и неточностей. Обдающийся может применить знания, полученные в процессе обучения, для обоснования законов живой природы, установить взаимосвязь строения органов и выполняемых ими функций.

Средний уровень: з адание выполнено, цель наблюдения достигнута. Однако проблема раскрыта не в полном объеме, т.к. отсутствуют некоторые несущественные элементы, допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространственно изложено основное содержание вопроса. Имеется некоторое количество ошибок.

Низкий уровень: задание выполнено частично, цель наблюдения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, обучающийся затрудняется сделать вывод по теме; не может применить знания, раскрыть сущность процессов. В ответах на предлагаемые контрольные вопросы обнаруживается недостаточное понимание отдельных излагаемых положений.

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, обучающий и контрольный этап.

Обучающимся предлагалось выполнить задания в тестовой форме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *