использование различных способов добывания огня обитание исключительно в африке объем мозга 500 600
Эволюция человека (антропогенез)
Факторы эволюции человека
На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
Этапы эволюции человека
Название стадии (конкретные находки) | время жизни (лет назад), видовое название | объем мозга (мл), орудия труда | что умели делать |
Поздняя стадия австралопитека | 2,8-2,0 млн. человек умелый | 600-700 заостренная галька | изготавливали и использовали орудия труда |
Древнейший человек (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) | 800-1100 обтесанные кремни (рубила и скрёбла) | использовали и поддерживали огонь, возникли зачатки речи | |
Древний человек (неандерталец) | 1200-1400 каменные скрёбла, остроконечники, ножи | могли добывать огонь, коллективная охота, ритуальные погребения | |
Современный человек (кроманьонец) | 35 тыс. человек разумный | 1200-1600 ножи, копья, иглы из камня, рога, кости | шили одежду, строили жилища, развивали сельское хозяйство, первобытное искусство |
Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).
Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.
Отличия человека от человекообразных обезьян
1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.
4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас
Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа
2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система
СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.
ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся
1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец
ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец
2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный
3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый
4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников
2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда
3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга
3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные
Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник
Использование различных способов добывания огня обитание исключительно в африке объем мозга 500 600
В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят (запишите в ответ цифры в порядке возрастания)
2) приспособленность организмов к среде
3) многообразие видов
4) мутационную изменчивость
5) естественный отбор
6) биологический прогресс
В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят: изоляцию, мутационную изменчивость, естественный отбор. Под цифрами 2 и 3 — результат эволюции; 6 — направление эволюции.
В СТЭ входит такие движущие силы, как: элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.
Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?
А. Во время бурь чаще гибнут длиннокрылые и короткокрылые островные птицы. Это пример стабилизирующей формы отбора.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верно только А: во время бури гибнут длиннокрылые (их разбивает ветер) и короткокрылые (не успевают укрыться). Это пример стабилизирующей формы отбора.
Б — неверное суждение. Появление бескрылых островных насекомых — пример действия дизруптивной формы отбора.
Т. к. появление бескрылых островных насекомых — это движущий отбор — отбор уклонений от установившейся нормы признаков, ведущий к смене нормы признаков (бескрылые островные насекомые, забивающиеся в щели во время ветра).
В пособии Ионцева этот пример с бескрылыми островными насекомыми приведен к дизруптивному отбору. Подскажите, пожалуйста, как различать стабилизирующий и дизруптивный отбор, ведь определения их очень похожи.
Но дизруптивный выбираем только в том случае, если приведены в примере обе формы: и крылатые и бескрылые. две популяциии образовалось, тогда дизруптивный отбор. А в данном примере произошел сдвиг по норме реакции.
Почему ответ о длиннокрылых птицах верный.В поурочном планировании А.В.Кулева по общей биологии приводится этот пример вместе с бескрылыми насекомыми как дизруптивный отбор,т.к.длиннокрылые насекомые могут бороться с ветром.
прочитайте, пожалуйста ответ на вопрос выше.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, естественный отбор — движущие силы эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
А можно 2е предложение исправить так: 2. Движущими силами эволюции являются борьба за существование, изоляция, дрейф генов, наследственная изменчивость, популяционные волны, естественный отбор.
Выберите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции.
1) источник эволюционного материала
2) обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) объектом является фенотип особи
4) обеспечивает селекцию генотипов
5) фактор направленного действия
6) фактор случайного действия
Признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции: объектом является фенотип особи, обеспечивает селекцию (отбор) генотипов, фактор направленного действия.
Улучшение сорта растений или породы животных и выведение новых сортов и пород путём искусственного отбора, скрещивания.
Источник эволюционного материала тоже!!
Источник эволюционного материала — наследственная изменчивость
Я начинаю нервничать от мысли, что такие вопросы могут попадаться на ЕГЭ.
Использование слова «селекция» в значении «отбор» равносильно переводу слова «cabinet» с английского как «кабинет», хотя правильным переводом будет «комод».
Т.е. то, что это слово образовано от латинского «выбор» еще не означает, что теперь во всех выражениях мы можем заменять «выбор» на «селекцию».
Посему можно сделать вывод, что авторы вопроса в погоне за усложнением заданий запутались сами.
Поправьте меня, если я не права. Я бы хотела ошибиться.
Такие вопросы не просто МОГУТ, а попадаются на ЕГЭ. Все задания на сайте «реальные», поэтому и представлены в оригинальном виде.
Напомню ещё раз, что мы не являемся составителями заданий, а лишь пытаемся пояснить почему составители предлагают тот или иной вариант ответа. (это не означает, что мы с их формулировками согласны на все 100).
Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных.
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.
Е) Сохранение фенотипов с крайними
отклонениями внутри одной популяции.
3) дизруптивный (разрывающий)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Стабилизирующий отбор — отбираются особи со средним значением признака, любые отклонения отсеиваются. Движущий отбор — постоянно изменяется норма реакции. Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.
Необходимо выбрать три предложения в которых указаны движущие силы эволюции. Основные движущие силы эволюции — это наследственная изменчивость, естественный отбор и борьба за существование.
(2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией.
Использование различных способов добывания огня обитание исключительно в африке объем мозга 500 600
Установите соответствие между характеристиками и железами пищеварительной системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ЖЕЛЕЗЫ | ||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ МУТАЦИЙ | ||||||||||||||||||||||||
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ | ВИДЫ ОРГАНОВ | ||||||||||||||||||||||
ПРОЦЕССЫ | ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА | ||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ А) использование различных способов добывания огня Б) обитание исключительно в Африке В) объём мозга 500–600 см³ Г) изготовление простых орудий — каменных сколов Д) обитание на территории современной Европы Е) загонная охота на хищных животных Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Соответствие между характеристиками и видами естественного отбора: 1. Австралопитек: Б) обитание исключительно в Африке; В) объём мозга 500–600 см³. 2. Питекантроп: Г) изготовление простых орудий — каменных сколов и отщепов. 3. Неандерталец: А) использование различных способов добывания огня; Д) обитание на территории современной Европы; Е) загонная охота на хищных животных. Установите соответствие между последствиями и антропогенными факторами:: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 1. Сжигание каменного угля: Б) выброс парниковых газов; Г) аэрозольное загрязнение атмосферы. 2. Испытание ядерного оружия: В) рост числа мутаций у организмов; Д) заражение почвы радионуклидами; Е) выпадение кислотных дождей. 3. Перевыпас скота на пастбищах: А) опустынивание плодородных земель. Установите соответствие между методами селекции и организмами, к которым их как правило применяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. 1. Осевой скелет: В) киль; Д) сложный крестец. 2. Скелет конечностей: А) цевка; Б) лучевая кость; Г) фаланга; Е) воронья кость. Установите соответствие между характеристиками и отделами нервной системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|