использование проблемного метода обучения на уроках обществознания
Из опыта работы Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Учителя истории и обществознания первой квалификационной категории Черний Е. Г.
Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим при ѐ мом;
3)побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации — означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации —представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Этапы проблемного обучения.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
Через сопоставление разных вариантов ответов.
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II »
(История России 11 класс.)
Проблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.
Результаты поисково – исследовательской работы.
Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
«Кровавое воскресение», 1905 год.
Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
Многие считали его слабым правителем;
Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека .
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории.
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.
Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
Альтернативные пути развития России при Иване
Рекомендации по применению проблемного обучения.
Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:
1.Изучение истории и обществознания основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.
Технологическая карта урока
Цели урока по линиям развития личности
Варианты формулирования целей
Картина мира в фактах
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Картина мира в понятиях
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Учить (на таком-то материале) решать задачи по
выявлению причинно-следственных связей (каких) в развитии общества
Создать ситуации, требующие выбора…
Создать ситуации, требующие выбора…
План урока (примерная форма)*
учитель при проектировании)
(доска и оборудование)
Основное содержание этапа
иллюстрацией, письменным заданием,
фрагментом фильма. Формы работы: в
парах/ в группах/индивидуально
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Белокопытова Кристина Сергеевна
«Задонский политехнический техникум»
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания. Статья посвящена комплексному исследованию данной проблемы, целью которой является анализ изучения структуры урока, представляющей собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса. Выделяются и описываются характерные особенности проведения урока в классе.
Ключевые слова: концепция теории процесса, проблемное обучение, уровень «проблемности», проблемно-диалогическое обучение.
APPLICATION OF TECHNOLOGY PROBLEM-BASED LEARNING THE LESSONS OF SOCIAL STUDIES.
Belokopytov Christina S.
State regional budget
professional educational institution
«Zadonsky Polytechnic College»
Abstract: the article deals with the problem of using the technology of problem-based learning in social science lessons. The article is devoted to a comprehensive study of this problem, the purpose of which is to analyze the study of the structure of the lesson, which is a combination of external and internal elements of the process. The characteristic features of the lesson in the classroom are highlighted and described.
Key words: the concept of the theory of process, problem training, the level of «problem», problem-dialogical training.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Согласно современной концепции теории процесса обучения, одним из важнейших критериев является формирование структурного развития учебной деятельности обучающегося, предполагающей следующую последовательность: получение им от учителя задания и, соответственно, последующее его выполнение.Со стороны теории развивающего обучения именно в процессе учебной деятельности происходит целенаправленное, организованное, систематическое развитие ребенка. Это объясняет нам, что главным является сформированность этих видов деятельности для обучающегося на протяжении всего его обучения в школе. Учебная деятельность либо сформирована, либо нет: середины не существует. Поэтому успешность в школе, а затем, соответственно, и после нее во многом определяется данным фактором [1, с.99.
Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. В данном обучении процесс принятия и усвоения новых знаний рассматривается как процесс решения задач и вопросов, стоящих на пути.
Цель проблемного обучения широкая – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.
Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике.
Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать, от анализа исторических событий к логическому мышлению.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решениявозникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру дискуссий и дебатов, умение выслушивать оппонента, терпеть и снисходительно относиться к другой точке зрения.
Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем.
Так, могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):
– обучаемые получают всю необходимую информацию;
– обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно);
– обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации, для решения задачи от обучаемых требуются профессиональное мышление, интуиция.
В любом случае для решения проблемных ситуаций обучаемые должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не должно противопоставляться традиционному.
Важным в рассматриваемых методах является форма создания ситуаций.
Она может быть в форме:
– словесного описания (устно или письменно);
– графического изображения (схемы, диаграммы);
– фрагментов из видеофильма и т. д.
Для развития различных сторон творческой деятельности обучаемых, повышения интереса и активности в процессе обучения выгоднее использовать (придумывать) различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации:
1) ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
2) ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
3) ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
4) ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
5) ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск;
6) ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
7) ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы, как методы активного обучения, сводятся, в конечном итоге к методам решения проблемных ситуаций.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.
Но далеко не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме –далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – одна из перспективных дорог формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется следующими факторами:
— степенью сложности проблемы – выводимой из соотношений известного и неизвестного учеников в рамках данной проблемы;
— долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы при сочетании коллективных и индивидуальных форм обучения.
Я считаю, что проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонично развитую индивидуальность, творческуюличность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Правила создания проблемных ситуаций.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности:
-задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося;
-степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения;
-проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями могут быть
Основные функции учебной проблемы:
1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит
перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
Примеры учебных проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, в связи с этим рассматривается, как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Главное преимущество такого осознания, в отличие от простого словесного разъяснения учителя, заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. И деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер[2, с 48]. Следовательно, организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления.
Недопустимо механическое понимание процесса усвоения знаний, потому как такое усвоение знаний, совершенно игнорирует собственную мыслительную работу ученика [3, с.79].
Фрагмент урока обществознания в 8 классе по теме: «Социальная структура общества» (табл. 1).
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Высказывание Конфуция. В чем состоит смысл высказывания Конфуция?
Итак, как мы сегодня на уроке будем учиться?
А для этого нам необходимо назначить деловые встречи с партнерами.
Слайд: часы. Обучающая структура – «клок баддис».
Определение смысла высказывания.
Польза учения в размышлении.
Учащиеся на листочках рисуют часы. Разделение на группы.
Назначение 4 деловых встреч: 12 ч., 3 ч., 6 ч., 9 ч.
Работа в паре (встреча на 12 часов)
Что называют обществом?
Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?
Работа в паре (встреча на 12 часов)
Общество – это группа людей; исторический этап развития; человечество в целом.
Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Что изображено на этом рисунке?
Приведите примеры социального неравенства в обществе.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Как вы думаете, что мы с вами должны узнать? На какие вопросы нам необходимо ответить?
Учитель записывает вопросы на доске.
Дворяне. Крестьяне. Касты в Индии.
Социальная структура общества.
Учащиеся формулируют вопросы – план урока.
Таблица 1. Пример фрагмента урока.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:
— способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
— самостоятельность в поиске учебного материала;
— развитие мышления обучающихся;
— способность высказывать и аргументировать свою позицию;
— способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию [4, с.28].
Методы проблемного обучения и выступают как способы организации решения проблемных задач и вопросов.
Эти методы суть проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский. Выполняя общие образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, эти методы различаются степенью творческой активности и познавательной самостоятельности, проявляемых школьниками в ходе решения проблемных задач и вопросов: при проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся (в том числе и младшие школьники) максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно увидеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.
Особенность проблемного обучения – наличие проблемной мотивации, которой должно соответствовать содержание учебного материала. Иными словами, новый материал следует конструировать и преподносить как логическую цепь проблемных ситуаций. Разумеется, проблемные ситуации при этом могут быть разной степени сложности.