использование современных средств обучения в образовательном процессе

Современные образовательные технологии и электронные средства обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные образовательные технологии и электронные средства обучения

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Обучение – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика.

Электронное средство обучения – программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по каждому предмету на всех этапах образовательного процесса.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Классификация электронных средств обучения:

Электронное издание – «оцифрованный текст»;

Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);

Программное средство учебного назначения;

Электронный образовательный курс.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Программные средства по функциональному назначению подразделяются:

Диагностические, текстовые программы;

Инструментальные программные средства (ИПС);

Предметно-ориентированные программные среды;

ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

Учебные среды программирования;

ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;

ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;

Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Программные средства по методическому назначению подразделятся:

Обучающие программные средства;

Контролирующие программные средства;

Информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;

Имитационные программные средства;

Моделирующие программные средства;

Демонстрационные программные средства;

Учебно-игровые программные средства;

Досуговые программные средства.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Три варианта компьютерного обучения:

Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).

Как монотехнология (когда все обучение, все управления учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Цели применения компьютерного обучения:

Оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;

По степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;

По реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учётом своего темпа и возможностей;

По степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажёра, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Организации компьютерного обучения:

Система учебных действий;

Моделирование содержания объектов усвоения;

Действия самооценки и контроля.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Выделим средства современных информационных технологий в преподавании физики:

Компьютерные классы, цифровая и видео техника

Интерактивная доска, интерактивные приставки

Современные технические средства обучения:

Локальная сеть (проводная и беспроводная)

Высокоскоростной доступ в сети интернет

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков физики.

Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ.

Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.

Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных информационных технологий, например:

статические и динамические модели,

символьные объекты и деловая графика,

текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования, используемым предметным программам;

ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов: помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

П омощь при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Возможности, предоставляемые для развития личности:

развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств ума, мыслительных навыков;

развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, воспитание мотивов учения, мотивов достижения;

развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности;

развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умение преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой;

формирование учебной деятельности: управление вниманием обучающихся, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности.

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе

Источник

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования

использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть фото использование современных средств обучения в образовательном процессе. Смотреть картинку использование современных средств обучения в образовательном процессе. Картинка про использование современных средств обучения в образовательном процессе. Фото использование современных средств обучения в образовательном процессе Екатерина Зварыкина
Использование современного оборудования как условие повышения качества образования

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования.

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

ФГОС в дошкольном учреждении предусматривает создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействий ребенка с информационными ресурсами. С помощью интерактивных и мультимедийных средств обучения дошкольников становится увлекательней, насыщенней и продуктивней, дети с интересом овладевают новыми знаниями. Информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды. Дети могут не только увидеть изображение, но услышать звуки, увидеть движение, что в итоге расширяет кругозор ребенка, его познавательную активность, усиливает усвоение материала, вызывает интерес и положительные эмоции. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие психических функций у детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, что является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. Использование таких технологий в образовательной деятельности, дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, что ведет к осознанному усвоению знаний детьми. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, должен быть организован таким образом, что бы практически все дети оказывались вовлеченными в процесс познания.

Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.

Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите. Для использования новых инновационных технологии в работе,потребуются технические ресурсы: компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер, запоминающие устройства.

Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца. Например, используя дидактические игры по развитию речи «Цепочка», «Назови одним словом». Мы закрепляем умение подбирать слова на звуки, обобщать их, упражняем в образовании сложных слов и др. На интерактивной доске представляются картинки животных и их детенышей и ребенку предлагается выбрать одно животное, найти детенышей и перенести их к нему, сказать кто у кого есть. При выполнении данного задания дети пользуются компьютерной мышью и маркерами. Смена деятельности не позволяет детям отвлекаться, и дети не устают. Использование интерактивных технологий в условиях ФГОС дошкольного образования очень актуально в наше время.

Включение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и продемонстрировать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность интерактивного обучения – статичность предложенного материала, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить новые содержательные связи. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей и желание участвовать в освоение новых знаний. Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий повышает качество образовательного процесса, социальный статус педагога.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания, например «Говорящие картинки», «Игры со словами», «Смотри и говори», способствующие позновательно-речевому, социально-коммуникативному развитию дошкольников, учитывающие возрастные особенности детей. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательномпроцессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

• предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• стимулирует познавательную активность детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей, требующих, по моему мнению, своего разрешения.

2 этап – основной.Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап –заключительный:необходим для снятия зрительного напряжения: гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Подводя итог вышесказанному,можно сделать следующие выводы:

использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной образовательной среды.

• компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

• рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

• необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Таким образом, использование интерактивных технологий способствует повышению качества образовательного процесса: в нашей группе НОД различные ее виды используются занятия, разработанные с помощью интерактивной доски. Они влияют на сенсорное развитие, познавательную деятельность, логику. Даются различные речевые и логические задания и дети самостоятельно решают их.

Источник

Средства обучения: понятие, функции и классификация

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *