использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей

Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ

«Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.

При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.

Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.

Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.

Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.

Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:

• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;

• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные);

по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;

по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.

В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Как видно из таблицы, разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.

Из опыта работы с различными подгруппами детей мы сделали некоторые выводы и хотим обратить внимание на особенности, которые необходимо учитывать при реализации дифференцированного подхода. Так, по разделению по гендерному принципу следует акцентировать внимание только на положительные проявления и ни в коем случае не употреблять высказывания типа: «Что ты плачешь, как девочка!», «У тебя совсем нет сил, а ведь ты мужчина!», следует употреблять выражения положительной оценки: «Ты стерпел, как настоящий мужчина», «Ты делаешь так же аккуратно, как твоя мама». Во время приема пищи не надо устраивать соревнований между мальчиками и девочками, не хвалить за аккуратность или скорость только по тому, что это мальчик или девочка. Во время занятий по изобразительной деятельности давать подходящую палитру с условием, что каждый может попросить и поделиться друг с другом. В дошкольном детстве девочки чаще бывают более активные и развитые, поэтому целесообразно давать возможность мальчикам занимать лидирующие позиции. Во время посещения туалета так же сначала идут мальчики, а затем девочки. Если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, нужно привлекать других детей к оказанию им помощи, вызывать у окружающих эмпатийные чувства, создавать благоприятную обстановку и чувство защищенности для всех детей без исключения. Нельзя делить детей на подгруппы по национальному признаку. При решении конфликтов и проблем, связанных с национальными особенностями, не создавать публичных обсуждений, не заострять внимания на таких конфликтах, чутко и внимательно отнестись к решению проблемы только с участниками конфликта и их родителями.

В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.

Педагогический проект «Ребенку о его правах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода.

Источник

Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Смотреть фото использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Смотреть картинку использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Картинка про использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Фото использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей НАТАЛЬЯ ЛИПАТОВА
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспитанника. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др.

Индивидуализация – это не просто удивительно интересная и занимательная сторона педагогической деятельности, которой в некоторых обстоятельствах можно пренебречь, но и насущная необходимость, с ней мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, входя в группу детского сада и вступая в контакт с детьми, начиная любое обучающее взаимодействие.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Причины необходимости индивидуального подхода:

во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Задача взрослых – создать условия для полноценного развития ребенка в специфически детских видах деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основным моментом преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако практическая педагогика продолжает ориентироваться на подготовку ребенка к школе, приводящую к выравниванию возможностей детей.

Ориентация на “среднего” ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким уровнем способностей, природных задатков искусственно тормозится, дети лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. В обоих случаях отсутствие индивидуального подхода к обучению детей приводит к проявлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, излишняя неуверенность и застенчивость.

Декларируемый в различных научно-методических трудах дифференцированный подход в обучении требует от воспитателяопределенной гибкости: дать более сложные задания сильному ребенку, подобрать индивидуальные задания более слабым, в то же время добиваться, чтобы все дети выполнили поставленные перед ними задачи. Но на данном этапе отсутствуют разработанные технологии реализации данной проблемы. Родители, как наиболее значимые взрослые для детей и наиболее знающие особенности своего ребенка, зачастую не могут оказать влияния на его индивидуальное развитие в силу своей некомпетентности и занятости.

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальнойсодержательнойемкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части. Осторожное и вдумчивое использование новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, открывает пути более полной реализации потенций ребенка. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сенситивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей. По заключению известного психолога, основателя педагогической психологии, Л. С. Выготского, ребенок раннего возраста учится по своей программе (спонтанно, ребенок школьного возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой. Это представляет одну из труднейших задач педагога, работающего с детьми дошкольного возраста – осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников.

В основу технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников положена следующая деятельность воспитателя:

— изучение внутренних условий (особенностей) развития ребенка,

— развивающее (коррекционно-развивающее) взаимодействие с ребенком с учетом его особенностей.

Внутренние условия (особенности) дошкольников:

1. Физическое состояние и здоровье.

• нельзя заставлять ребёнка выполнять какие-либо задания через силу

• нельзя сравнивать физические возможности разных детей

• если поведение ребёнка педагогу непонятно, надо, в первую очередь, обратить внимание на состояние его здоровья

Изучение медицинской карты ребенка, беседы с родителями.

С целью развития физических качеств и укрепления физического и психологического здоровья дошкольников используются здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения и т. д.) и авторская программа «Антистресс»

2. Интеллектуально-познавательные особенности.

• нельзя требовать от ребёнка-дошкольника конкретных знаний

• необходимо систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

• очень эффективно происходит развитие познавательной сферы через наглядное моделирование (построение и использование пространственных моделей)

• необходимо формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук

В дошкольном учреждении организуется дифференциация группы дошкольников с учётом уровня развития интеллектуально-познавательных способностей:

1. Формирование подгрупп детей для организации непосредственно образовательной деятельности. (В течение учебного года и последующих лет пребывания детей в группе данная дифференциация может быть неоднократно пересмотрена.)

2. Индивидуальная дозировка задания по объёму и уровню сложности.

3. Индивидуальный подход в осуществлении помощи ребёнку в выполнении задания: полностью совместная деятельность, корректировка действием, словесная корректировка, показ образца, направляющие вопросы, похвала и моральная поддержка.

Условия реализации технологии

• способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей

• негативные эмоции не могут быть под запретом, необходимо научить ребёнка социально приемлемым способам выражения злости, гнева, обиды

• нельзя на агрессию ребёнка отвечать агрессией, следует соблюдать спокойное отношение в случае незначительной агрессии

• следует акцентировать внимание на поступках (поведении) ребёнка, а не на личности

3. Особенности эмоциональной сферы, характера ребенка.

Условия реализации технологии

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

1. Правильная организация режима дня.

2. Активизация двигательной деятельности (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки, спортивные мероприятия, прогулки).

3. Разнообразные игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные, режиссёрские, театрализованные).

4. Знакомство с искусством и организация самостоятельного творчества детей.

5. Чтение и обсуждение сказок.

6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).

7. Организация взаимодействия в группе сверстников.

8. Использование наглядности при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми.

С целью коррекции и развития эмоциональной сферы воспитанников используются игровые педагогические тренинги «Я учусь понимать себя и других»

4. Особенности восприятия окружающей действительности.

Все дети разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребёнок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо всё потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, предметы.

обучение эффективно тогда, когда ведётся с опорой на ведущую модальность восприятия ребёнка

Условия реализации технологии

Педагог во время организации образовательной деятельности (НОД) подаёт информацию последовательно с учётом каждого вида модальности, соблюдая «Принцип трёх П» (авторский термин):

• педагог должен важную информациюПроговорить,Показать, Предложить подействовать (нарисовать, построить и перестроить, раскрасить, найти и показать, соединить линией и т. д.);

ребёнок имеет возможность важную информациюПрослушать, Посмотреть, Подействовать

5. Гендерные различия.

• в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании, поэтому произвольное внимание мальчиков необходимо развивать

• в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек, а для мальчиков необходима дополнительная мотивация

• мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии, в связи с этим следует учить мальчиков социально приемлемым способам выражения обиды, недовольства, нельзя мальчиков ругать в присутствии девочек

• самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек, поэтому положительную самооценку девочек необходимо регулярно поддерживать

Наблюдения показывают, что зачастую обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребёнка с определённой социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

1.Обращение: «мальчики» (когда это уместно). 1.Обращение: «девочки» (когда это уместно).

2.Похвала: «Молодец!», «Настоящий мужчина, рыцарь!» 2.Похвала: «Умница!», «Принцесса!», «Хозяюшка!»

3. Результативная оценка работы. 3. Эмоциональная оценка работы.

4. Стимулы на основе зрительного восприятия. 4. Стимулы на основе слухового восприятия.

5. Предоставление возможности для проявления силы, ловкости. 5. Предоставление возможности для проявления заботы, доброты.

6. Увеличение времени на обдумывание ответа на вопрос.

7. Раздельные тематические уголки для мальчиков и девочек (в старших воз-растных группах,ведение кружковой работы: для девочек (рукоделие, для мальчиков (технический кружок, футбольная секция).

6. Задатки, способности.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Для успешной реализации задач технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольниковнеобходимы следующие важные условия:

1. Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками педагогического процесса.

2. Приоритет личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольников в ДОУ.

3. Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности.

4. Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка.

5. Приоритет оптимистического, толерантного настроя в коллективе педагогов-профессионалов.

Источник

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Смотреть фото использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Смотреть картинку использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Картинка про использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей. Фото использованные способы дифференциации в воспитании и обучении детей Тамара Дзалаева
Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

«Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.

При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.

Ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий.

Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способно сти? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.

Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

На основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей дифференцированный подход служит одним из условий обеспечения равных стартовых возможностях для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Дифференцированное воспитание и обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.

В условиях дошкольного образования прогимназии «Эрудит»

“дифференцированный подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника.

Главная обязанность педагогов – организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого они ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования

В дошкольном возрасте эмоции играют главную роль в развитии личности. В нашем детском саду воспитатели создают в группах положительную эмоциональную атмосферу, устанавливают доверительные отношения с каждым ребенком, чтобы дети с удовольствием шли утром в детский сад и с удовольствием воспринимали новые знания.

С первых дней пребывания ребенка в нашем детском саду мы считаем, что очень важно постоянно говорить, что его здесь любят, ждут, и всегда поддержат в трудную минуту. На этом этапе главные помощники нашим воспитателям – это игры. Пусть малыш бежит в детский сад в предвкушении: что еще новое ждет его сегодня в группе?

Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. Игровая технология – главный вид детской деятельности, помогает в решении многих задач.

Занятия проводятся в игровой форме; образовательный процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опытатворческой деятельности.

Выделяют 5 Образовательных областей ….

Главная цель дифференцированного и индивидуализированнного подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей.

Дифференцированный подход позволяет нашим педагогам разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Познавательное развитие

Реализация дифференцированного подхода может начаться с выявления уровня математического развития детей.

В ходе занятия педагог предлагает варианты дифференциации заданий:

– по уровню сложности (дидактическое упражнение со счетными палочками в котором было три варианта выполнения) составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую: …

Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.

Дети определяют для себя сроки выполнения заданий:

“быстрые” дети часто хотят сделать все сразу;

“медленные” предпочитают отложить работу на потом, чтобы выполнить ее в тишине и одиночестве;

“слабые” дети предпочитают ждать помощи взрослого.

Если трудности, возникающие в процессе деятельности преодолены, а поставленная цель в итоге достигнута то у детей комфортное состояние. Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Технологию дифференцированного обучения мы стараемся направлять на построение педагогического процесса, таким образом, при котором каждый из дошкольников станет успешным в учебно-познавательной деятельности. При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.

В играх «Собери картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей.

Художественно-эстетическое развитие[/b]

Разделение на подгруппы исходит не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей.

Это способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива. На занятии по аппликации, дети работали в парах, которую выбрали по своему желанию.

Социально-коммуникативное развитие

Так же, играя и делая постройки из деревянного конструктора, дети сами выбирают себе партнеров по игре.

Физическое развитие

С целью развития физических качеств и укрепления здоровья дошкольников, используются здоровьесберегающие технологии. Педагог по физическому развитию считает, что:

нельзя заставлять ребенка выполнять какие-либо задания через силу;

нельзя сравнивать физические возможности разных детей;

если поведение ребенка педагогу непонятно, надо, в первую очередь, обратить внимание на состояние его здоровья;

беседы с мед. персоналом и родителями.

Педагог проводит индивидуальную работу с часто болеющими детьми.

Ранее интеллектуальное развитие.

Большая помощь от дополнительных занятий. Дети умеют выражать свои мысли, могут социализироваться.

Педагоги отмечают, что особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.

С отстающими детьми кроме фронтальных занятий проводят систематически дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели чисел, геометрических фигур и др., а также предлагают индивидуальные тетради для домашних занятий. В такой тетради ребенок может выбирать себе задания для самостоятельного выполнения при сочувственном внимании мамы или папы.

На семинарах практикумах, мастер-классах, открытых мероприятиях педагоги демонстрируют практические моменты делятся опытом работы с коллегами по теме дифференцированного подхода.

Ведется работа в данном направлении не только с нашей школой, но и со школами города. Мы отслеживаем успехи своих выпускников, связываемся с учителями.

Но необходимо активизировать план по преемственности: совместных мероприятий, посещений занятий, уроков. Хочется услышать от учителей 1 класса, как прошла адаптация наших детей.

Цель наша, чтобы дети в 1 классе чувствовали себя уверенно и были успешными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *