история развития трудового обучения в начальной школе кратко

История развития трудового обучения в начальной школе кратко

История развития трудового обучения в школе.

Технология в школе (под назв. «Ручной труд») как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности (см. Трудовая школа).

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса «Основы производства. Выбор профессии» (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

К 1994 разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п.

В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии.

По желанию учащихся и при наличии материально-технических и кадровых условий в 8-9-х классах Технология может проводиться по одному из профилей, соответствующих какой-либо отрасли хозяйства, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение следующие типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроительное черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного хозяйства и механизации лесотехнических работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводческих ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислительная и микропроцессорная техника; электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2-3 различным профилям, после чего они могут сделать окончательный выбор.

Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определённой профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены.

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают и углубляют изучаемую тему, выявляют её многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности. Основные методы Технологии в школе: упражнения, эксперимент (лабораторно-практические работы и т. п.), учебно-производственные работы (в т. ч. производительный труд), решение задач (технических, технологических, экономических расчётов), работа над технической документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технологических карт и т. д.), работа с литературой (учебными пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, учебная демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж.

Источник

История развития трудового обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«История развития трудового обучения в школе.»

История развития трудового обучения в школе.

Технология в школе (под назв. «Ручной труд») как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности (см. Трудовая школа).

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса «Основы производства. Выбор профессии» (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

К 1994 разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п.

В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии.

По желанию учащихся и при наличии материально-технических и кадровых условий в 8-9-х классах Технология может проводиться по одному из профилей, соответствующих какой-либо отрасли хозяйства, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение следующие типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроительное черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного хозяйства и механизации лесотехнических работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводческих ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислительная и микропроцессорная техника; электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2-3 различным профилям, после чего они могут сделать окончательный выбор.

Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определённой профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены.

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают и углубляют изучаемую тему, выявляют её многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности. Основные методы Технологии в школе: упражнения, эксперимент (лабораторно-практические работы и т. п.), учебно-производственные работы (в т. ч. производительный труд), решение задач (технических, технологических, экономических расчётов), работа над технической документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технологических карт и т. д.), работа с литературой (учебными пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, учебная демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж.

Источник

История развития трудового обучения в начальной школе

Ручной труд изучается в общеобразовательных школах с 60-х г. 19 в. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии, затем Англии, Германии, Швейцарии, США.

В России ручной труд стал вводится с 1884 г. Преподавание труда должно было решать задачи воспитания трудолюбия, развитие руки, ее способности к тонким дифференцированным движением и таким же точным усилиям, развития глазомера, трудовой смекалки и т. д.

Объективная необходимость введения ручного труда в общеобразовательной школе – ответ на требования социально-экономического развития общества к качеством личности членов этого общества.

Постепенно складывалась методика обучения. Типовые программы по ручному в 1915 г. отмечали необходимость проведения «объяснительных» уроков отдельно от практических.

Осложнение 2 крайними взглядами: 1 – не надо вводить ручной труд, т. к он профессионализирует школу, 2 –уроки труда не дают достаточных ЗУН, надо вести обучения по профессиям.

С первых лет строительства советской общеобразовательной школы трудовое обучения вводилось исходя из задач трудового воспитания и политехнического обучения подросткового поколения.

Обучение строилось на формировании профессиональной выучки, на привитии ремесленных умений и навыков.

В 20-е г. на некоторое время внедрялась комплексная система обучения, согласно которых элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся.

Пример: задание – выкопать грядку;

черчение – начертить форму грядки;

математика – вычислить площадь;

естествознания – определить грунт.

В 30-е г. трудовое обучение – отдельный предмет. Недостаток квалифицированных учителей, материальная база в 37 г. – исключен из учебного плана, как самостоятельный предмет (только вне школы). Это серьезно сказалось на практической подготовке школьников к труду в сфере материального производство. Но в это время складывается и активно развивается система внешкольного обучения. Создаются Дома пионеров, станции юных техников, кружки по интересам.

С 1955 г. трудовое обучение вводится в начальной школе. В его содержание входит обработка бумаги, картона, начальные работы с древесиной и др., ткани.

Социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих. Необходимость политехнической подготовки и ранней профориентации.

Физический труд – почти синоним деятельности.

2 взгляда: замена трудового обучения – профессиональным или исключение совсем.

80-е г. Четырехлетнее обучение в начальной школе. Содержание практически не менялось. 90-е г. Меняются ценностные ориентации, смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников.

В 1992 г. разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, согласно которому учебные предметы «Трудовое обучение», «Черчение» и нек. др. Трансформированы в образовательную область «Технология».

В 1997 г. под рук. проф. Симоненко В.Д., Хатунцева Ю.Л. разработана программа образовательной области «Технология» для 1- 11 кл.. Содержание сейчас уточняется, ведется опытно-экспериментальная работа по его проверке.

Дата добавления: 2017-01-16 ; просмотров: 5380 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

История развития трудового обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«История развития трудового обучения в школе.»

История развития трудового обучения в школе.

Технология в школе (под назв. «Ручной труд») как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности (см. Трудовая школа).

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели «политехнического воспитания» и введения технологии в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса «Основы производства. Выбор профессии» (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

К 1994 разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов «Конструктор» с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п.

В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования, опытничество); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии.

По желанию учащихся и при наличии материально-технических и кадровых условий в 8-9-х классах Технология может проводиться по одному из профилей, соответствующих какой-либо отрасли хозяйства, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение следующие типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроительное черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного хозяйства и механизации лесотехнических работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводческих ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислительная и микропроцессорная техника; электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2-3 различным профилям, после чего они могут сделать окончательный выбор.

Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определённой профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены.

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают и углубляют изучаемую тему, выявляют её многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности. Основные методы Технологии в школе: упражнения, эксперимент (лабораторно-практические работы и т. п.), учебно-производственные работы (в т. ч. производительный труд), решение задач (технических, технологических, экономических расчётов), работа над технической документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технологических карт и т. д.), работа с литературой (учебными пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, учебная демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *