история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого
Константин Ушинский

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. «.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого
Лев Выготский
история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого
Василий Сухомлинский

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Источник

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Этапы развития

Знания о том, как правильно воспитывать подрастающее поколение, накапливались не одно тысячелетие. Процесс становления науки о воспитании делится на следующие главные исторические этапы развития педагогической мысли:

Восточные истоки науки о воспитании

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Зарождение педагогической мысли в Древнем мире как системы универсальных взглядов на воспитание подрастающих поколений началось сразу же после появления первых государств в истории человечества — Шумера, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая и других очагов зарождавшейся всепланетной цивилизации. Сначала это были отдельные разрозненные идеи и взгляды. Постепенно систематизируясь, они формировали теоретические положения, обеспечившие в дальнейшем становление и развитие педагогики как науки.

Обобщённый жизненный опыт взрослые передавали детям задолго до возникновения первых народов и цивилизаций. Уже в первобытных сообществах обогащённые жизненным опытом родители учили отпрысков различным занятиям, которыми им предстояло заниматься в дальнейшей жизни:

С усложнением общественной жизни этих сообществ передачей обобщённого опыта младшим поколениям стали заниматься наиболее уважаемые представители племени, которых называли наставниками.

С зарождением первых цивилизаций и возникновением письменности большое значение приобретает обучение грамоте, то есть письму и чтению. Это общее для всех жителей страны знание способствовало их объединению в единый социальный организм. Необходимость в таком обучении сыграла большую роль в возникновении и становлении педагогики. Учебные заведения, напоминающие современные школы, были в храмах и дворцах правителей Древнего Востока.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Уже в древних цивилизация Востока существовали узкоспециализированные заведения. В храмовых школах обучали будущих жрецов, из дворцовых выходили чиновники, из военных — будущие офицеры.

Школьные заведения Вавилонского царства изучены лучше всего. Специализировались они на освоении:

Обучались в них десять лет. Стоило обучение очень дорого, поэтому было доступно лишь детям высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Занятия проходили весь день, за проступки учащиеся подвергались телесным наказаниям.

Упоминания о похожей системе образования встречаются и в исторических письменных источниках, дошедших до XXI века из Древнего Египта.

Античный период

Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:

Идеальный человек, по их мнению, должен быть одинаково хорошо развит физически, умственно и морально, очень важно прививать ему также чувство прекрасного.

Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.

Средневековье и Новое время

После упадка и исчезновения античной цивилизации и начала эпохи Средних веков право воспитывать и заниматься образованием подрастающего поколения почти полностью перешло к церкви.

В ранний европейский средневековый период (V—X вв.) преобладали приходские школы, в том числе монастырские. Здесь готовились священники начальных рангов. Монастыри, созданию и развитию которых уделяла особое внимание католическая церковь, имели библиотеки, состоящие в основном из книг на латинском языке. Именно в монастырских библиотеках сохранились дошедшие до Нового времени экземпляры произведений античных авторов.

Тёмные века

Обученные в монастырских школах монахи очень часто являлись единственными грамотными людьми во всей округе. Они были обязаны уметь читать и писать, так как переписывание содержания Священного Писания, духовных стихов и других хранящихся в монастырях книг считалось богоугодным делом. Кроме обучения грамоте будущих священнослужителей учили пению и нотам, что было необходимо для распевания псалмов.

Монастырские школы не были средоточием гуманизма. Учебный процесс здесь, как и в школах Древнего Вавилона, сопровождался тумаками, подзатыльниками, а то и ударами палкой от недовольного наставника. Лучшие ученики, особенно при кафедральных соборах, могли начать изучать «семь свободных искусств», в число которых входили:

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Учёба в школах раннего Средневековья была построена на индивидуальном подходе к каждому ученику. Специально написанных для школьников универсальных учебников тогда не было, каждый учился в свойственном ему природном темпе усвоения новой информации. Уравнительный метод классно-урочной учебной системы был ещё в далёком будущем.

Образование в Средние века не исчерпывалось только духовно-церковным воспитанием. Разные общественные слои и системы обучения имели соответствующие им места в социальной иерархии. Дети феодалов, к примеру, могли обучаться по принципам «рыцарского воспитания», в которое входили «семь добродетелей». Будущий рыцарь должен был быть:

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Цель такого воспитания состояла в выработке навыков наилучшим образом исполнять свои социальные функции, главная из которых — участие в войнах. Читать и писать хорошо владеющий мечом рыцарь был не обязан, при необходимости подпись под важным документом делал уполномоченный на это монах. Неграмотными были даже многие европейские короли.

Ведущим педагогическим принципом общества феодализма было воспитание в людях стремления целиком подчиниться идее достижения божественного благочестия, которое могло, согласно тогдашнему религиозному мировоззрению, быть осуществлено через аскетизм, умерщвление плоти и духовное смирение. Об идее античности, в соответствии с которой человек должен быть всесторонне развитой личностью, в эпоху Средневековья забыли, что стало характерным признаком того времени.

Эпоха Возрождения

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, явило миру писателей и философов, активно критиковавших схоластические методы обучения, преобладавшие в педагогике той поры, и выступавших за развитие свободной личности. Педагоги этой поры начинают стимулировать живой интерес учеников к знанию, пытаясь превратить учёбу в увлекательное занятие.

Самым ярким представителем педагогики Возрождения является Я. Коменский, живший в 1592—1670 гг. Он высказывал много прогрессивных для того времени мыслей, например, идею всеобщего обучения без разделения людей на сословия и классы, а также преподавания на родном языке, а не на латыни, что в то время повсюду было правилом. Именно Я. Коменский является основоположником классно-урочной системы организации учёбы.

Двадцатое столетие

С начала XX ст. до середины века в Европе постепенно складывалась современная структура образования, которая делится на начальную, среднюю и высшую. В каждой стране она имеет свои особенности, которые вначале довольно жёстко разделяли учащихся по уровню умственных способностей. Для учеников, не сумевших по окончании начальной школы пройти отбор через специальные интеллектуальные тесты, была навсегда закрыта возможность получения высшего образования.

Со второй половины столетия критика теории интеллектуальных способностей заставила частично реформировать систему. Теперь во многих странах практикуются школы смешанных типов, где в результате совместного обучения учащихся гуманитарного, технического и естественно-математического направлений результаты выпускных тестов намного меньше влияют на судьбу ученика.

Педагогика в нашей стране

История развития педагогики в России берёт начало в Киевской Руси, образцом для которой была византийская образовательная традиция. Центром «книжности», как и в раннефеодальной Западной Европе, были монастыри. Киевскими князьями, которые сами являлись очень образованными людьми, поощрялась учёность среди широких народных слоёв. В монастырских школах наравне с мальчиками учились и девочки, чего не было на Западе. Население Киевской Руси было в массе своей намного образованней европейского, причём воспитывались дети в семье, а также наставниками — монахами-книжниками и приходскими священниками.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Позже, уже в Московском княжестве, особую роль стал играть свод правил поведения «Домострой». Содержание его известно своей суровостью, но одновременно и призывом любить детей и заботиться о них. Во время правления Петра I в Российской империи открываются учебные заведения, которые позже становятся известны и за её пределами:

Последняя известна тем, что к учёбе в ней впервые в Европе допускались представители всех сословий.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Деятельность выдающегося русского педагога Ушинского положила начало самобытной отечественной педагогической науке. Он первым создал по-настоящему народную школу. Все вопросы, возникаюшие в процессе воспитания, он призывал решать, руководствуясь народными интересами. Девизом Ушинского был фраза: «Сделай как можно больше пользы своему Отечеству». Им была обоснована необходимость системной подготовки педагогических кадров как важнейшей части педагогики. Физическая работа и умственный труд считались Ушинским равноценными составляющими жизни, одинаково необходимыми гармонично развитому человеку.

Советское время выдвинуло новые требования к педагогической науке, в основе которых было воспитание коллективизма. Наиболее известным представителем педагогической науки, занимавшимся этой проблемой, стал А. Макаренко.

После Второй мировой войны разрабатывает практическое направление нравственного и трудового воспитания в детском коллективе В. Сухомлинский. Приблизительно в это же время появляется «педагогика сотрудничества», в основу которой легли индивидуальные способности детей, следствием чего является их неподдельный интерес к учёбе.

Современная педагогика продолжает успешно развиваться. Появляются новые образовательные технологии, методы и средства обучения. Но по-прежнему роль учителя в общественном воспитании новых поколений остаётся основной. От личности этого человека во многом зависит формирование социальных отношений между подрастающими членами общества.

Источник

ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.

Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. »

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.

Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.

Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».

«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал». Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно», потому что деятельность школьника движется интересом.

«. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка «как отправные точки для его мыслей»: ведь «мышление всегда возникает из затруднения».

В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.

Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника «чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы». Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого

Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.

Автор монографии «Обучение и развитие» осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.

Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.

Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Смотреть картинку история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Картинка про история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого. Фото история становления и развития педагогической науки и практики выдающиеся педагоги прошлого
Симон Соловейчик