истринская икона божьей матери
Новый Иерусалим
во времени и пространстве
Иверская икона Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери. Галерея икон.
В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворнаяикона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.
Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье, г.Москва.
Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.
Иверская икона Божией Матери. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.
Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».
История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Афон.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.
Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москвуи торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.
Икона «Богоматерь Иверская в чудесах». Вторая половина XVII в.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.
Иверская икона Божией Матери. Галерея икон.
Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.
В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).
Дни празднования: 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.
Еще об Иверской иконе
В 17 в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. По его заказу в 1648 в Иверском монастыре иконописцем иеромонахом Ямвлихом исполнена точная копия иконы, находившаяся в 17 в. в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенная в Новодевичий монастырь. Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 по заказу патриарха Никонаи находилась в основанном им Иверском монастыре на Валдае (не сохранилась). Две уменьшенные афонские копии Иверской иконы, принадлежавшие царевнам Софье и Евдокии, дочерям Алексея Михайловича, после их смерти были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, с которой в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде). В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе сВоскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановленыВоскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.
Празднование Иверской иконы Портаитисcы на Афоне — в третий день Пасхи, Иверских копий в России — 13 (26) октября.
Три руки и луна на иконах Богородицы
С Ново-Иерусалимским монастырем, расположенным в городе Истра, связано появление в России необычной иконы «Троеручицы», на которой Богородица изображается с тремя руками. В Воскресенском соборе обители сегодня хранятся два варианта письма этого образа. Еще одна почитаемая ново-иерусалимская икона Богородицы «Радость всех ангелов» также несет в себе интересную символику – Богоматерь изображена стоящей на луне.
Никоновская икона «Троеручицы»
«Вступив в южные двери в собор… первыми предметами, обратившими на себя мое внимание были прямо против южных дверей «камень помазания тела Христова», а против него направо икона Божией Матери «Троеручица» – так описывал еще в XIX веке князь Николай Сергеевич Голицын свои первые впечатления от путешествия в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный знаменитым патриархом Никоном.
Во времена патриаршества Никона наладились постоянные контакты московского духовенства с православными священниками и монахами из Османской империи и Палестины. Реформы русских обрядов, которые проводил Никон в середине XVII века, должны были способствовать объединению всех православных народов мира под главой московского патриарха. Для осуществления этой амбициозной задумки нужно было «подогнать» русскую богослужебную практику под тот обряд, который употребляли православные христиане на Балканах, Ближнем Востоке и Украине. Мечте Никона не было суждено осуществиться, а изменение старого обряда вызвало болезненный раскол внутри самой русской церкви. Тем не менее, в это время в Москву попадают списки с разных чудотворных икон Востока. В 1661 году православные сербы подарили московскому патриарху необычную икону Божией Матери «Троеручица» из афонского Хиландарского монастыря.
Никон поместил подаренную сербскими монахами икону Богородицы в своем любимом монастыре на реке Истре, который мыслился им как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Согласно завещанию, патриарх был похоронен в Предтеченском приделе Воскресенского собора, рядом с тем местом, где была установлена икона «Троеручица». Эта икона стала очень популярна в России, а ее копии появились и в других городах. Известный старинный список с никоновского образца «Троеручицы» до сих пор хранится в Москве в церкви Успения в Гончарах. К сожалению, подлинник иконы был утрачен, и сегодня в Истре хранится копия, сделанная с него в XIX веке.
Легенда о руке святого Иоанна Дамаскина
Почему же на иконе появилась третья рука? Согласно церковному преданию первый подобный образ появился еще в VIII веке в сирийском городе Дамаске. Серебряный медальон в виде кисти прикрепил к обычной иконе Богородицы святой Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление руки. Святой Иоанн жил во времена правления византийского императора Льва, который запрещал в своем государстве поклоняться изображениям Иисуса Христа, Богородицы и святых. Иоанн Дамаскин, будучи влиятельным чиновником соседнего с Византией Арабского халифата, напротив, активно защищал древний обычай почитать иконы среди христиан.
Не имея возможности напрямую расправиться со своим врагом, император оклеветал Иоанна Дамаскина перед халифом, обвинив его в подготовке мятежа против мусульманского владычества в Дамаске. Это противоречило мирному договору между Византией и халифатом, и, пришедший в ярость халиф, приказал тут же отсечь Иоанну Дамаскину руку. Когда гнев халифа прошел, а доказательств политической измены не обнаружилось, Иоанн попросил у мусульманского правителя вернуть ему отрубленную руку. Оклеветанный взял руку к себе в комнату и всю ночь молился у иконы Девы Марии. Проснувшись утром, Иоанн Дамаскин обнаружил, что отрубленная рука приросла обратно и была полностью здорова. В благодарность за это невиданное чудо святой и прикрепил медальон в виде руки внизу иконы.
Список «Троеручицы» из Ново-Иерусалимского монастыря, который стал образцом для многих других списков этой иконы в России, не вполне соответствует церковной легенде. Глядя на вариант иконы, подаренной Никону, складывается впечатление, что лишняя рука принадлежит именно Богородице, а не символизирует отсеченную руку святого Иоанна Дамаскина. Живописец почему-то изобразил руку в той же самой одежде, в которую облачена Матерь Божия. В этой связи позднее в Ново-Иерусалимском монастыре появилась новая трактовка, согласно которой рука появилась на иконе сама в процессе работы иконописца. Подумав, что это чья-то шутка, художник сначала пытался закрасить ее, но на протяжении нескольких дней лишняя рука снова и снова появлялась на доске. Наконец, монах услышал во сне голос, объяснивший ему, что Дева Мария двумя руками держит младенца Иисуса, а третьей рукой держит над почитающими ее людьми свой покров.
В 2011 году в канун 350-летия появления «Троеручицы» в Ново-Иерусалимской обители с Афона был привезен еще один список с подлинной иконы сербского Хиландарского монастыря. Новый список можно увидеть справа от входа в начале обходной галереи Воскресенского собора. Этот вариант иконы, который гораздо более точно соответствует изначальному афонскому образу, заметно отличается от «никоновского». Помимо строгих «восточных» черт лица самой Богородицы, третья рука здесь не нарисована, а изображена в виде серебряной накладки, из-за чего руку святого Иоанна никак нельзя спутать с руками самой Девы Марии.
Икона «Радость всех ангелов»
Еще один необычный образ Богородицы, который связан с Ново-Иерусалимским монастырем, находится в главном иконостасе Воскресенского собора. Икона изображает Деву Мария с младенцем, стоящую на полумесяце и как бы парящую над изображением монастыря. Головы Богородицы и младенца Иисуса венчают короны, которые поддерживают фигуры ангелов. На полумесяце есть надпись на церковно-славянском языке: «и луна под ногама ея». Это цитата из библейской книги Апокалипсис, которая полностью звучит так: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд…и родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы». Эти строки одни святые толковали как указание на Богородицу, а другие – на христианскую церковь.
Символ луны из книги Апокалипсиса часто изображается на надкупольных крестах церквей. К слову, полумесяц есть почти на всех крестах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иногда такие кресты украшались символами двенадцати звезд и солнечного диска, что еще больше связывало их с упомянутыми словами из Библии.
Прообразом ново-иерусалимской «Радости всех ангелов» являлась икона западного письма «Благодатное небо», которую привезла в Москву литовская княжна Софья Витовтовна в качестве благословения родителей на брак с московским князем Василием I. В конце XVII века с этого образа иконописцами была сделана копия, которая изображала Богородицу в полный рост с короной на голове и с полумесяцем под ногами, для Архангельского собора московского кремля. Там эту икону можно увидеть в нижнем ряду иконостаса и сегодня. «Радость всех ангелов» существенно отличается от иконы «Благодатное небо» только тем, что внизу у первой добавлено изображение Ново-Иерусалимского монастыря.
«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас»
Интервью с протоиереем Александром Пархоменко
Подмосковная земля богата святыми местами. История многих из них уходит в глубину веков, и порой лишь из старинных летописей или из «говорящих» топографических названий можно узнать о том, что некогда здесь находился храм или монашеская обитель. В большинстве случаев от былого церковного благолепия не осталось и следа, однако есть уголки Подмосковья, где помнят и хранят духовные традиции предков. Одним из них является село Стромынь, расположенное в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. В прежние века оно было столь крупным и значимым, что дало название столичной улице Стромынке, представлявшей собой начальный участок дороги, которая соединяла первопрестольную с древним Суздалем.
Это место освящено именем игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Как повествует Никоновская летопись, «лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Предание гласит, что великий князь желал собрать в эту обитель братию со всей русской земли с тем, чтобы она молилась о спасении Отечества от иноземного ига в преддверии решающего сражения с монгольскими захватчиками, которое и произошло на поле Куликовом.
О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.
– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории храма.
– Сразу хочу отметить, что сведений о нашем храме имеется немного. В связи со скорбными обстоятельствами гонений на Церковь в XX веке своих архивов лишились многие храмы, и наш в том числе. В годы богоборчества были сожжены и утрачены не только многие иконы, но также и документы.
Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским. Мы долго искали сведения, которые могли бы пролить свет на историю бывшего Успенского монастыря, искали информацию о Кипрской иконе Божией Матери и о нашем храме. Почти три года вели поиски в разных архивах. Наши прихожанки ездили в московские библиотеки, я работал в архивах духовной академии. То немногое, что удалось собрать, объединили с воспоминаниями верующих сельчан, помнивших о закрытии храма в 1960-е годы, и издали небольшой буклетик.
После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда в стране началось возрождение церковной жизни, был открыт и Успенский храм – одним из первых в Московской области. Конечно, это событие принесло великую радость людям. Испокон веков сюда приезжали и приходили на богослужения жители близлежащих деревень, предки которых возводили эту церковь общими усилиями. По некоторым сведениям, храм закрывали дважды: сначала в 1930-е годы, затем при Хрущеве. Все это время народ испытывал большую духовную нужду, не имея возможности прийти помолиться, обвенчаться, окрестить детишек. Наши сельчане очень сильно переживали. В течение почти 30 лет, пока церковное здание стояло под замком, бывшие прихожане приходили к нему, старались храм сберечь, чтобы никто в него не влез, не осквернял это святое место. Люди хранили лампадки и иконы, которые смогли вынести и спрятать во время разорения. К сожалению, отсюда два автобуса икон и утвари все-таки вывезли комсомольцы-добровольцы. Часть была увезена неизвестно куда – может быть, уничтожена. Часть сохранилась в краеведческом музее Ногинска, и, слава Богу, их потом нам вернули.
К сожалению, я располагаю только теми сведениями, которые мне были рассказаны, так как сам еще молод и служу здесь лишь чуть более десяти лет. До меня здесь служил другой батюшка – отец Андрей; ему уже 80 лет было, когда меня сюда определили. Он, конечно, мог бы что-нибудь рассказать, потому что застал село и приход еще в 40-е годы XX века, но ныне уже преставился.
– Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?
|
Кипрская икона Божией Матери в с. Стромынь (Московская обл.) |
– По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.
По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.
Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.
Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.
Примерно в километре от нашего храма находится святой источник – чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название – во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом – к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.
На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой. В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все – взрослые и дети, даже младенцы. Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно – очень вкусная и полезная водичка.
Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.
Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.
– Духовное одичание наших современников – наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?
– Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну – какую хотите. Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них – раба Божия Дария – понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая – на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды. Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну – Кипрскую – вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня». Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»
Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.
Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.
– Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. Какова их история?
Преподобный Савва Стромынский |
– Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень. Мы давно об этом мечтали, но не было возможности, и, конечно, хотелось создать ее такой, чтобы гармонировала с архитектурой и интерьером храма, а также с иконостасом. Господь нам послал, по молитвам преподобного Саввы, и средства, и мастеров. В Ярославле нашли резчиков, и они создали очень красивую сень. Она единственная в мире, потому что изготовлена по проекту, разработанному нами самими, и теперь является настоящим украшением храма. Это – одно из свидетельств почитания и любви к преподобному Савве, который является небесным покровителем наших мест.
Мы его сугубо прославляем тоже дважды в году. Совершается празднество в день преставления преподобного и – после того как мощи перенесли в храм в 1996 году – владыка Ювеналий благословил совершать празднование в честь обретения мощей святого 4 сентября.
По традиции в эти дни после праздничного молебна и литургии, если нет никаких неблагоприятных условий – дождя, например, – мы совершаем крестный ход. Обносим вокруг храма икону преподобного с частичкой его святых мощей, кропим народ святой водой на все четыре стороны и поем величание.
На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.