итальянские иконы 13 века

Боттичелли, Тициан, Веронезе

В эпоху Средневековья живопись Италии находилась под сильным воздействием искусства Византии. Это видно на примере двух монументальных икон середины XIII века, на которых запечатлена Мадонна с Младенцем на троне – сюжет, часто встречающийся именно у итальянских мастеров.

В XIV веке в Италии возникают новые типы живописных произведений – многочастные (полиптихи) и трехчастные (триптихи) алтарные композиции, на которых в центре обычно представлена Мадонна с Младенцем, а на боковых створках – святые. Форма этих работ гармонически сочеталась с храмовым пространством, а иконография определялась литургической практикой эпохи.

В XIV столетии разворачивался процесс формирования основных художественных школ Итальянского полуострова, а в эпоху Возрождения – в XV и XVI веках – главными центрами становятся Флоренция и Венеция.

Живопись Италии XV – начала XVI века демонстрирует становление и расцвет культуры Возрождения: мир был увиден теперь с позиции человека, впервые со времен Античности снова понятого как «мера всех вещей». Опираясь, с одной стороны, на научные открытия в области математики и перспективы, на изучение анатомии, а с другой – на вновь открытые памятники античной скульптуры, художники Возрождения создали новый изобразительный язык, который позволял создавать живые образы реального мира, поверенные эстетическим идеалом.

Краткая история зала

В первоначальном проекте зал указан как «запасный». С 1924-го по 1963-й тут располагался Гравюрный кабинет. Экспозиция античных подлинников была открыта в этом зале 3 ноября 1977 года. В 1996-м здесь была представлена выставка «Сокровища Трои из раскопок Шлимана». С 2007 года зал носит название «Византийское искусство. Искусство Италии XIII–XVI веков».

Источник

Боттичелли, Тициан, Веронезе

В эпоху Средневековья живопись Италии находилась под сильным воздействием искусства Византии. Это видно на примере двух монументальных икон середины XIII века, на которых запечатлена Мадонна с Младенцем на троне – сюжет, часто встречающийся именно у итальянских мастеров.

В XIV веке в Италии возникают новые типы живописных произведений – многочастные (полиптихи) и трехчастные (триптихи) алтарные композиции, на которых в центре обычно представлена Мадонна с Младенцем, а на боковых створках – святые. Форма этих работ гармонически сочеталась с храмовым пространством, а иконография определялась литургической практикой эпохи.

В XIV столетии разворачивался процесс формирования основных художественных школ Итальянского полуострова, а в эпоху Возрождения – в XV и XVI веках – главными центрами становятся Флоренция и Венеция.

Живопись Италии XV – начала XVI века демонстрирует становление и расцвет культуры Возрождения: мир был увиден теперь с позиции человека, впервые со времен Античности снова понятого как «мера всех вещей». Опираясь, с одной стороны, на научные открытия в области математики и перспективы, на изучение анатомии, а с другой – на вновь открытые памятники античной скульптуры, художники Возрождения создали новый изобразительный язык, который позволял создавать живые образы реального мира, поверенные эстетическим идеалом.

Краткая история зала

В первоначальном проекте зал указан как «запасный». С 1924-го по 1963-й тут располагался Гравюрный кабинет. Экспозиция античных подлинников была открыта в этом зале 3 ноября 1977 года. В 1996-м здесь была представлена выставка «Сокровища Трои из раскопок Шлимана». С 2007 года зал носит название «Византийское искусство. Искусство Италии XIII–XVI веков».

Источник

Средневековые иконы Рима и Лацио (+ФОТО)

13 ноября в Риме открылась выставка «Чудотворные образы. Средневековые иконы Рима и Лацио из фонда действующих церквей». Продлится она до 15 декабря 2012 года. О выставке и ее экспонатах рассказывает искусствовед Мария Лидова.

Необычно теплым для середины ноября вечером, под звуки греческих песнопений, исполняемых хором православных монахов, в Риме открылась уникальная выставка. Небольшое количество экспонатов, всего 14 работ, без труда разместилось в главном зале бывшего венецианского посольства (Палаццо Венеция), в самом сердце вечного города.

итальянские иконы 13 века. Смотреть фото итальянские иконы 13 века. Смотреть картинку итальянские иконы 13 века. Картинка про итальянские иконы 13 века. Фото итальянские иконы 13 века

Казалось бы, еще одна выставка — событие ординарное, однако эта открытая всего на несколько недель экспозиция заслуживает особого внимания. На ней впервые в таком объеме оказались собраны не просто средневековые иконы, а главные, особо чтимые в Риме и его окрестностях образы.

Расположенные вдоль стен, древние лики выхватываются из царящей в зале мглы резким направленным электрическим светом. К ним можно подойти на расстоянии нескольких сантиметров, в мельчайших подробностях рассмотреть их рисунок, технику, утраты и проникнуться настроением и духовной интонацией каждого из них.

В обычных условиях эти иконы практически недоступны для созерцания. Они либо заключены внутри монументальных алтарных конструкций, либо сокрыты в уединенных помещениях храмовых и монастырских построек. Есть у этой экспозиции и еще одно измерение — все выставленные произведения на протяжении столетий почитались чудотворными, каждая, согласно церковным преданиям, наделялась сверхъестественными способностями.

Открывает выставку образ VI в. из церкви Санта Мария Нова (сейчас Санта Франческа Романа), который впервые можно увидеть по соседству с его живописным воспроизведением XIII в. Некогда покрывавшее поверхность древней иконы, оно во время сложнейшей реставрации 1950 г. частично (на месте ликов) было снято и перенесено на новую доску.

Далее, следуя друг за другом, возникают образы Богоматери Заступницы, в католической традиции Avvocata. Этот иконографический извод, изображающий Марию в повороте с воздетыми в молитвенном жесте руками, традиционно именуется на востоке Агиосоритисса и восходит к чтимой иконе, хранившейся в капелле при Халкопратийском храме в Константинополе. Мало кто знает, что самая древняя из известных икон этого типа находится в Риме.

По случаю выставки этот древний образ покинул обитель на горе Монте-Марио, где «Мадонна Сан Систо» (одно из именований иконы), уже несколько десятилетий делит с монахинями-затворницами удел уединенной, полностью отгороженной от мирской суеты жизни. Ярким свидетельством почитания этой древней иконы служат многочисленные списки XI—XIII вв., четыре из которых представлены на выставке, включая наиболее прославленную Мадонну из церкви Санта Мария ин Арачели («Жертвенника Небесного») на Капитолийском холме.

Признанным шедевром искусства палеологовского времени и украшением экспозиции является небольшой выполненный в технике микро-мозаики образ «Христа во гробе» (XIV в.), занимающий центр развернутого алтаря-реликвария Сан Грегорио (св. Григория Великого) из церкви Санта Кроче (Св. Креста).

В качестве эмблемы кураторы выбрали великолепную икону «Мадонна делла Катена» из храма св. Сильвестра на Квиринальском холме. 13-вековый образ Maria Lactans (в русской традиции Млекопитательница), выделяется на фоне других как своими значительными размерами (144,5×92), так и торжественной монументальностью яркого по колориту художественного решения.

итальянские иконы 13 века. Смотреть фото итальянские иконы 13 века. Смотреть картинку итальянские иконы 13 века. Картинка про итальянские иконы 13 века. Фото итальянские иконы 13 века

Мадонна делла Катена

Нельзя пройти и мимо исполненной стремления следовать греческим образцам иконы Одигитрии из церкви Санта Мария дель Пополо (XIII в.). Приписываемая кисти св. Луки, она до сих пользуется особым почитанием и любовью жителей Рима. Замыкает экспозицию икона святого Франциска, привезенная из посвященной ему церкви Сан Франческо, а Рипа Гранде в Трастевере. В силу своей ранней датировки (вторая половина XIII в.), она представляет одно из первых изображений широко известного умбрийского святого.

итальянские иконы 13 века. Смотреть фото итальянские иконы 13 века. Смотреть картинку итальянские иконы 13 века. Картинка про итальянские иконы 13 века. Фото итальянские иконы 13 века

Одигитрия из церкви Санта Мария дель Пополо

Уникальный по своему характеру и художественному качеству материал выставки придает ей особое научное, культурное и религиозное звучание. Каждый представленный в Палаццо Венеция образ открывает перед зрителем целый мир, в котором история переплетается с преданием, средневековье с вечностью, вера с творчеством, а чудо с действительностью. Являясь «визитными карточками» своих церквей, эти иконы олицетворяют собой весь христианский Рим с его сложной топографией, старинными топонимами районов и улиц, торжественными процессиями и церковными праздниками, разнообразными художественными школами и устоявшимися вековыми традициями.

Источник

История византийской живописи

VIII. Тринадцатый век


[VIII.3. Иконы]

¦ Было бы ошибкой думать, что передовое художественное течение, которое мы проследили в миниатюре, являлось господствующим в византийском искусстве XIII века. В это время, во всяком случае на протяжении всей первой половины века, количественно преобладают памятники, примыкающие к консервативным течениям искусства Комниновской эпохи. Бросается в глаза обилие чисто ремесленных произведений, отмеченных к тому же печатью определенного бесстилья. Особенно много таких работ создавалось в провинции, куда новшества столичного искусства доходили с большим опозданием. Это параллельное сосуществование передовых и архаизирующих направлений крайне затрудняет датировку памятников византийской живописи XIII века. Совсем особые трудности возникают при изучении икон, поскольку в них старые навыки держались с исключительной стойкостью.

Особое место среди византийских икон занимают житийные иконы. В центре обычно дается фигура либо полуфигура святого или святой, а на полях размещаются сцены из их жизни. Точно неизвестно, когда появились подобного рода иконы. Вероятнее всего, уже в послеиконоборческую эпоху. Из Византии житийные иконы были завезены в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ. Большую популярность они получили в Тоскане и на Руси, где очень скоро приобрели ярко выраженный национальный характер. Необходимость изображать множество различных эпизодов из жития святого толкала художников на путь расширения узких рамок иконографии. Приходилось черпать сюжеты из апокрифических, далеко не всегда признанных церковью литературных источников, сама собою возникла необходимость обогащать сцены бытовыми деталями. Все это привело к тому, что в житийных клеймах обычно сильно дает о себе знать народная струя, выражающаяся в более свободном толковании религиозной легенды. В клеймах наблюдается меньше иконописной скованности, фигуры двигаются более живо и непринужденно, а рассказ насыщается почерпнутыми прямо из жизни черточками. Эти тенденции особенно ясно проступают в иконах maniera greca и в русских житийных иконах. В греческих иконах они выражены слабее. Здесь сильнее тяга к идеограмме, к постоянному иконографическому канону. Но и здесь заполняющие клейма сцены обнаруживают более широкий подход к религиозной теме.

437–439. Деисус. XIII век. Монастырь св. Екатерины, Синай. Эпистилий темплона 437. Деисус
438. Апостол Петр 439. Христос

Византийские рукописи и иконы XIII века ясно показывают, что зрелый палеологовский стиль уходит корнями в XIII век. Но они же свидетельствуют о факте сосуществования в XIII веке архаизирующих и передовых течений. Первые восходят к традициям XII века, а вторые в их непрерывном нарастании логически приводят к образованию нового стиля XIV века.
¦

Источник

История византийской живописи

VIII. Тринадцатый век


[VIII.16. Италия: Сицилия, базилианские монастыри, Венеция]

¦ Еще более существенным фактором развития, чем в Германии, византийское искусство стало в дучентистской Италии. В XIII веке Италия превратилась в один из основных форпостов византинизма на Западе. Византийские формы проникали широким потоком через портовые города, поддерживавшие постоянные торговые связи с Востоком, через Адриатику и Венецию. Их носителями были греческие памятники XII века, в довольно чистом виде представлявшие комниновские черты. Но к концу XIII века в Италию стали просачиваться более передовые формы палеологовского искусства, во многом повлиявшие на стиль молодого Дуччо. Однако эта новая волна столичных влияний была изолированным эпизодом. В целом на итальянской почве дученто преобладают традиции византийского искусства XII века, причем, как мы будем иметь случай в этом неоднократно убедиться, импульсы часто шли не от столичных, а от провинциальных памятников.

Если бы мы пожелали остановиться на всех памятниках итальянской живописи, чей стиль генетически связан с Византией, это отвлекло бы нас слишком далеко от главной темы работы. В XIII веке византийским образцам подражали во всех областях Италии, мода на византийские иконы и рукописи получила самое широкое распространение. Поэтому приходится выделять лишь такие памятники, которые в наиболее чистой форме сохраняют преемственную связь с искусством Византии.
¦

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *