к идеальным средствам обучения относятся
Шпаргалка по педагогике (для педагогов).
47. Понятие о средствах обучения, их классификация.
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.
2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.
Nav view search
Навигация
Искать
Сведения об образовательной организации
Средства обучения и воспитания
ства Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Специальные средства для обучения и воспитания инвалидов и людей с ОВЗ отсутствуют.
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Типология средств обучения:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.
Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
§ определение целей и задач;
§ разработка содержания воспитания, его основных направлений;
§ применение действенных методов;
§ формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
§ воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
§ воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
§ воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Методы и средства воспитания
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
§ влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
§ влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
§ Методы формирования сознания личности.
§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
§ Методы стимулирования поведения и деятельности.
Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности и необходимости используются в нашей школе : различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.
ТОООНК Лекция «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВИДЫ»
ТОООНК Лекция «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВИДЫ» для групп 1ппН, 2 опН
Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВИДЫ»»
Средства обучения и их виды.
Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.
Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):
— учебники и учебные пособия;
— средства для осуществления практических действий;
— технические средства обучения;
— вспомогательные средства учебного процесса.
Группа средств «Учебники и учебные пособия» охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.
Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
— языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
— отдельные тексты из учебника, пособий и книг;
— произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
— отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
— средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п.);
— учебные компьютерные программы по теме урока;
— средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
— организующе-координирующая деятельность учителя;
— технические средства обучения;
— уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
— формы организации учебной деятельности на уроке.
На уровне предмета
— система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.);
— учебники и учебные пособия;
— искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах);
— методические разработки (рекоменда ции) по предмету;
— учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету.
На уровне всего процесса обучения
— кабинеты для обучения;
— система общешкольных требований.
— помещения для администрации и педагогов;
Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и идеальные.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Печатные издания широко используются в практике обучения.
Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.
Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С.,
Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количество ошибок при решении задач).
По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.
Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.
2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически, символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.).
Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?
Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми.
Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.
Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.
Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.
Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.
Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:
1. Технические средства информации( ТСИ)
2. Технические средства контроля (ТСК)
3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)
4. Тренажерные технические средства (ТТС)
5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)
Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия, воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.
Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.
Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию наглядных пособий.
Понятие и классификация средств обучения
Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения либо в какой-нибудь другой функции.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения— это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство — это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является также и «первоначальным арсеналом» методов и средств обучения. Из нее учащийся черпает способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания.
В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существенное влияние преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся. Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока (например, правила поведения, решения задач, написания букв, анализа строения предложения и т.п.), но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные средства обучения взаимодополняют друг друга.Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средствасвязаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства— с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Идеальные средства используются первоначально в речи учителя и учащихся как краткое, символическое, обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении тренировочных задач. Материализованные средства становятся также и вербализованными. Далее следует самостоятельная познавательная деятельность по решению задач, в ходе которой речь сокращается, автоматизируется и превращается в мысль. Внешние, материализованные средства в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в. частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов.
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения.