к концу обучения в начальной школе у детей внимание и память становятся произвольными
Особенности развития восприятия, памяти и внимания в младшем школьном возрасте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности развития восприятия, памяти и внимания в младшем школьном возрасте
Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Таким образом, в начальной школе под руководством учителя при формировании предварительного представления у ребенка формируется целенаправленное произвольное наблюдение за объектом, подчиняющееся определенной задаче.
Особенности развития памяти. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материалаСпециальная работа необходима для формирования у младших школьников приемов воспроизведения
В младшем школьном возрасте память «интеллектуализируется», т. е. происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти Следовательно, память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливаются роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Ольга Пиняйкина
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина [63], уточненной А. Н. Леонтьевым [35]). Начало младшего школьного возраста знаменует так называемый четвертый возрастной кризис 7 лет, обусловленный поступлением ребенка в школу, сопровождающийся трудностями школьной адаптации, утратой ребенком непосредственности, возникновении у него ярко выраженной внутренней жизни и дифференцированных переживаний. В этот критический период развития происходитформирование новообразований: переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению, становление интеллектуальной рефлексии, развитие произвольности психических функций, формирование внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самооценки, самоконтроля.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте связана с появлением нового типа отношений – учебных отношений с учителем, который предъявляет новые обязательные требования и оценивает качество их выполнения. В младшем школьном возрасте ребенок привыкает к новому ведущему виду деятельности – учебе, когда перестраивается весь организм к новому ритму жизни.
Ряд отечественных психологов (Л. С. Выготский [13],Н. Ф. Добрынин [21], А. В. Запорожец [25], Д. Б. Эльконин [63] и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
В начале обучения,указывает И. Н. Вервейко, у младших школьников преобладающим является непроизвольный вид внимания. Поэтому ребенок пока не может управлять своим вниманием. Он постоянно отвлекается на броские, более заметные вещи. Ребенок не может заставить себя долго заниматься монотонной работой, а если и получается сосредоточить свое внимание, то ненадолго. Ему сложно переключаться с одного объекта на другой. Особенно сложно, когда ученик сталкивается с новой информацией, порой не очень интересной для него [9].
По мнению И. К. Григорьевой, дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание [20].Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее.
Как считает П. И. Зинченко, непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка [26, с. 547].
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова считают, что на протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25–30 минут, то дети младшего школьного возраста – до 1–1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций[8].
Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств, т. к. внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном. А. В. Сухих, И. В. Страхов указывают, что причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля [54].
Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.
Н. Ф. Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьниковвозрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала [21].
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно, указывает В. И. Мурадова. Ребенку сложно одновременно следить за своим поведением, сидеть неподвижно при письме, рисовании, лепке, быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе[38].
Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н. Ф. Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к третьему классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за письмом без ошибок, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы [21].
По мнению А. В. Запорожца, ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его управлять своим вниманием. Развитие произвольного вниманияв этот период времени предполагает формирование трех инструкций:принятие постепенно усложняющихся инструкций;удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля [25].
Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Т. В. Калинина, М. А. Матвеева указывает, что становление умственного действия контроля может обеспечить развитие внимания: планировать действия контроля; действовать в соответствии с намеченным планом; постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом [29].
В младшем школьном возрасте, согласно Л. М. Хамхоевой, для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий [59].
И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан считает, что от переутомления детей спасает отключение, или переключение внимания с одного вида деятельности на другой [22].
Л. М. Хамхоева считает, что большое значение для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, т. к. она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности [59].
Итак, возрастные особенности внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, малый объем (1-2 единицы информации, что объясняется малым опытом детей; низкая устойчивость, что связано с быстрой утомляемостью, частая переключение, что проявляется в неумении длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания; из-за неумения детей ставить перед собой конкретную и осознанную цель деятельности детям очень трудно распределять внимание, поэтому важна помощь педагога, его постоянный контроль.
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Среди психических явлений особое место занимает.
Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.
Курсовая работа (практическая часть) «Особенности памяти младших школьников» 1 Особенности памяти младших школьников Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразным.
Особенности развития свойств внимания посредством игр у старших дошкольников. Цель: Изучить особенности влияния игровой деятельности на развитие свойств внимания. Задачи: 1) Охарактеризовать продуктивность и устойчивость.
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна,.
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Психологические особенности развития детей 2–3 лет Психологические особенности развития детей 2 – 3 лет Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях.
Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.
Конспект развивающего занятия по психологии на тему «Развитие внимания и памяти в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
443111, г. Самара, ул. Московское шоссе, 125А
тел/факс (846) 931-55-15, тел (846) 931-55-08
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 2-Х КЛАССОВ НА ТЕМУ:
« Развитие памяти и внимания в начальной школе »
на базе МБУ «Лицей № 19» г.о. Тольятти
Отчетный период: февраль 2017 года
Зубрихиной Нины Сергеевны
отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
образовательных учреждений Центрального районов г.о.Тольятти
Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.
помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательности.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости;
развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером;
Привлечь учащихся для самостоятельной тренировки памяти, внимания и наблюдательности.
Порекомендовать нужные упражнения.
Порекомендовать правильные продукты питания.
Оборудование: Проектор, презентация в Power Point, отрывок из мультика «Винни – Пух и день рождения ослика ИА», чистый лист, ручки, карандаши.
I .Организационный момент (2 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Здравствуйте ребята, сегодня я хочу начать урок с показа отрывка из мультика, который Вы все очень любите «Винни – Пух и день рождения ослика Иа».
— Как Вы, думаете, почему герои мультика забыли про день рождения ослика Иа?
— Да действительно, у них была не очень хорошо развита память.
— А сейчас мы проверим какая память у Вас?
Устный опрос учащихся по вопросам:
1.Помните ли Вы, какие уроки у вас были вчера?
2.Какое сегодня число?
3.Для чего нам нужно тренировать память?
4.Для чего нам нужно быть внимательным?
На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком процессе, как память и внимание. (Слайд 1)
Что же такое память? (Слайд 2)
Память – это запоминание, сохранение и припоминание того, что человек делал, чувствовал или думал.
Существует много различных видов памяти: (Слайд 4)
Существует много различных видов памяти:
1. Произвольная память – это запоминание по указанию других людей.
Непроизвольная – запоминание различных интересных явлений (Слайд 5)
2. Непроизвольная – запоминание различных интересных явлений
Если мы запоминаем движения – это двигательная память (Слайд 6)
3. Если мы запоминаем движения – это двигательная память
Если запоминаем на слух – это слуховая, (Слайд 7)
4. Если запоминаем на слух – это слуховая,
5. Если образы, картинки – образная
Внимание – это это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. (Слайд 8)
Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо у вас развиты все эти виды памяти. (Слайд 9)
Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо у вас развиты все эти виды памяти.
Для начала проверим, как вы внимательно меня слушаете:
Сейчас я прочитаю загадку:
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылках лимонада,
В этом стихотворении есть антонимы: зной-прохлада. (Слайд 10)
В этом стихотворении есть антонимы: зной-прохлада.
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Думаю, что теперь вы без труда воспроизведете загадку.
Я антоним к слову смех, (Слайд 11)
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех
От печали и от боли,
Найдите антонимы, повторите загадку (Слайд 12):
Найдите антонимы, повторите загадку:
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Скажите мне пожалуйста, какой вид памяти был задействован в этих заданиях?
Физминутка (2 мин.) (Слайд 13)
Теперь все встаньте и делайте упражнение вместе со мной. Запоминайте, потому что потом вы будете делать одни.
1. Шаг левой ногой вперед, руки вперед.
2. Приставить правую, руки вниз.
3-4 Поворот направо.
5. Шаг правой ногой в сторону, руки в сторону, приставить левую, руки вниз.
Следующее задание (Слайд 14):
Какие фигуры нарисованы?
Какая фигура лишняя? Почему?
Через 5 секунд фигуры убираем с экрана.
Зарисуйте все эти фигуры по памяти на листе бумаги.
Игра «Назови предмет» (Слайд 16) (7 мин.)
На первой парте лежат 10 разных предметов, один ученик выходит, в течении 5 секунд запоминает все что лежит на парте, а затем, отвернувшись должен назвать все предметы, какие он запомнил.
На первой парте лежат 10 разных предметов, один ученик выходит, в течении 5 секунд запоминает все что лежит на парте, а затем, отвернувшись должен назвать все предметы, какие он запомнил. (Слайд 17)
Упражнение на внимание: «Что отсутствует на картине» (3 мин.) (Слайд 18)
Найдите отличия от предыдущего рисунка (Слайд 19)
Наше занятие подходит к концу и (Слайд 20)
Наше занятие подходит к концу и давайте вспомним, с каким процессом мы сегодня познакомились?
— Какие виды памяти вы узнали?
– Что такое вниминие?
Рекомендации для улучшения памяти (4 мин.)
В день заучивай хотя бы одно четверостишье;
Заучивай с желанием знать и помнить;
Короткие стихи учи целиком, а длинные разбивай на отрывки.
Чтобы память была хорошей, кушайте: (Слайд 22)
орехи, яйца, крупы, семечки, хлеб с отрубями, ростки пшеницы; зеленые листовые овощи (витамин Е);
ягоды – черника и черная смородина (витамин С);
горсть семечек тыквы (цинк) ;
Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)
Учащиеся оценивают своё настроение и свою работу на уроке, выбирая одну из эмоций. (Слайд 23)
Отгадайте напоследок загадку: (Слайд 24)
Отгадайте напоследок загадку:
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Спасибо за внимание! (Слайд 25)
Спасибо за внимание!
Использованная литература (Слайд 26)
2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога 1-4 класс Издательство Эксмо, 2009. – 384 с.
3. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
4. Журнал «Школьный психолог» №09 (105), 2002-05-07 раздел: «Вместе с родителями»
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Конспект урока
Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Задачи урока:
Оборудование: Проектор, презентация в Power Point, отрывок из мультика «Винни – Пух и день рождения ослика ИА», чистый лист, ручки, карандаши.
Номер материала: ДБ-1309323
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.