кадастровая оценка отчет по практике
Некачественный отчет об оценке при оспаривании кадастровой стоимости: новая позиция ВС РФ
Юрист направления «Налоги и право» Группы компаний SRG
специально для ГАРАНТ.РУ
Для владельцев недвижимости и земельных участков всегда актуальны вопросы оптимизации налоговых и арендных платежей, рассчитываемых от кадастровой стоимости.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ), все заинтересованные лица могут обжаловать в судебном порядке кадастровую стоимость объектов недвижимости и земельных участков, принадлежащих им. Для этого, руководствуясь ст. 22 Закона № 237-ФЗ, необходимо представить отчет об оценке. Подготовкой отчета занимаются оценщики, имеющие квалифицированный аттестат, выданный в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Однако суды при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости руководствуются позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 (далее – Пленум ВС РФ). Согласно ей, суд может назначить судебную оценочную экспертизу, которая покажет, соответствует ли представленный отчет требованиям законодательства об оценочной деятельности или нет, и, если он им не соответствует, какова рыночная стоимость спорных объектов.
Сложности для заказчика
Суды почти всегда назначают оценочные экспертизы, на основании которых и выносят решения об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной. Чаще всего судебные эксперты находят нарушения в таких отчетах и самостоятельно определяют рыночную стоимость. Как правило, это не связано с некомпетентностью оценщиков. Причина кроется в недостаточно четко сформулированных требованиях – четкого определения нет как в Законе № 135-ФЗ, так и в Федеральных стандартах оценки. При этом различные подходы, примененные оценщиками и экспертами при расчете рыночной стоимости, могут быть формально квалифицированы судом как нарушение требований законодательства об оценочной деятельности.
Владельцы объектов недвижимости или земли обычно относились к этому, как к «неизбежному злу». Их больше волновал денежный вопрос, ведь им приходилось нести расходы как на подготовку отчетов, так и на судебную экспертизу, назначаемую судом.
По общему правилу, установленному законодательством (Кодексом административного судопроизводства, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом), расходы на судебную оценочную экспертизу возмещаются стороне, которая выиграла судебный процесс. Данная позиция была также подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2017 г. № 20-П/2017 и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1. В них указано, что, если законом или договором предусмотрен претензионный либо другой обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, в том числе на подготовку отчета, признаются судебными издержками и подлежат возмещению, исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.
Несмотря на это, суды почти никогда не возмещали правообладателям расходы на подготовку отчетов об оценке, объясняя это тем, что владельцы имущества реализовывали свое право по оспариванию кадастровой стоимости.
Данное положение дел не могло не беспокоить собственников и арендаторов в связи со стоимостью этих «необходимых» расходов. Так, за экспертизу, назначенную судом в Москве и Московской области, им приходилось платить от 50 тыс. до 500 тыс. руб., а иногда и выше в зависимости от сложности объекта. Такие расходы становились серьезным бременем для многих владельцев недвижимости и земли. Однако, несмотря на все сложности, многие правообладатели не спешили спорить с установившемся порядком. Тем же немногим, кто решил в судебном порядке взыскать деньги за некачественно подготовленный отчет, отказывали, ссылаясь на то, что они подписывали акты об оказании услуг по подготовке отчетов и не заявляли к ним замечаний.
Угроза для оценщиков
В последнее время ситуация начала меняться. Верховный Суд Российской Федерации передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело № А40-309169/18 по иску ОАО «Газпромтрубинвест» (далее – Общество) к ООО «Финансы-Оценка-Консалтинг» (далее – Оценщик) о взыскании убытков за некачественный отчет. Заявленные требования были основаны на том, что документ не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности, хотя, согласно заключенному договору, Обществу должен был быть предоставлен отчет, соответствующий этим требованиям.
По мнению Общества, Оценщик не исполнил свои обязательства надлежащим образом и должен вернуть деньги за некачественный отчет. При этом, факт несоответствия отчета требованиям законодательства был подтвержден решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области (далее – Комиссия) и решением Костромского областного суда по делу об оспаривании кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Несмотря на это, суды отказали в удовлетворении требований «Газпромтрубинвест», так как Общество не предоставило положительного заключения СРО оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. Также представители суда отметили, что Общество подписало акты об оказании услуг и не высказало замечаний к отчету. Факт признания отчета не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности судами во внимание принят не был.
С данной позицией не согласился ВС РФ. В Определении от 28 февраля 2020 г. № 305-ЭС19-21740 по делу № А40-309169/2018, в соответствии с которым данное дело было направлено на новое рассмотрение, суд указал следующее. Согласно условиям заключенного Обществом с оценщиком договора следует, что оценщик несет ответственность за качество отчета и убытки, возникшие при этом у заказчика, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества исполнителя и оценщика, подписавших отчет. Кроме того, ст. 24.6 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный из-за использования итоговой стоимости объекта оценки, подлежат возмещению в полном объеме. Возмещение происходит за счет имущества оценщика, причинившего своими действиями убытки или имущественный вред, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Принятие работ по акту приемки услуг также не является препятствием для обращения в суд о взыскании убытков (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).
Поскольку оказанные ответчиком услуги по договорам об оценке оплачены истцом, но результат (отчеты) не соответствует законодательству и не может быть использовано для задуманных целей, то Общество вправе в силу ст. 15, ст. 309, п. 1 ст. 393 ГК РФ требовать возмещения причиненных ему убытков.
Позиция ВС РФ всегда была определяющей для судов по данному вопросу, поэтому его решение по делу станет знаковым в данной категории.
Учитывая, что оспаривание кадастровой стоимости происходит часто, и в основном суды признают отчеты об оценке, подготовленные для этой цели, несоответствующими требованиям законодательства, то в случае удовлетворения требований, заявленных Обществом, у многих правообладателей появится шанс вернуть деньги за некачественно составленный отчет, а оценщикам придется массово возвращать заказчикам деньги. В итоге, учитывая масштабы указанных процессов, небольшие оценочные компании могут стать банкротами.
Остается надеяться, что с учетом позиции ВС РФ такие иски не станут массовыми, поскольку, если судебная практика сформируется в таком виде, за каждый выполненный отчет об оценке, подготовленный в течении последних трех лет (период срока исковой давности), можно будет потребовать деньги назад, что в перспективе изменит рынок оценочных услуг и сами подходы оценочных компаний к заключению договоров на оценку. Многое будет зависеть от того, какое решение примет суд первой инстанции после возврата дела № А40-309169/2018 из ВС РФ. Следующее судебное заседание состоится уже 3 июня. Однако, несмотря на это, принятое ВС РФ определение однозначно окажет влияние на судебную практику по данному вопросу в целом. Как она сложится, покажет время.
Отчет по практике для получения первичных профессиональных навыков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:36, отчет по практике
Краткое описание
Целью учебной практики является приобретение навыков работы с основными положениями законодательства РФ, нормативными актами; литературой по фундаментальным проблемам развития земельно имущественных отношений, а также выработка экономического стиля мышления.
Содержание
Введение 3
МДК 02.01. Кадастры и кадастровая оценка земель 4
Раздел 1. Организация кадастровой деятельности 4
Тема 1.1. Кадастр объектов недвижимости 4
Тема 1.2. Земельно-кадастровые работы 6
Тема 1.4. Картографо-геодезическое обеспечение кадастра 10
Тема 1.5. Организация ведения государственного кадастрового и технического учета 12
МДК 03.01. Геодезия с основами картографии и картографического черчения 13
Раздел 2. Геодезическое обеспечение кадастровой деятельности 13
Тема 2.1. Земная поверхность и способы ее изображения 13
Тема 2.2. Топографические карты и планы 14
Тема 2.3. Рельеф земной поверхности и геодезические сети 15
Тема 2.4. Геодезические приборы 16
Тема 2.5. Геодезические съемки 17
МДК 04.01. Оценка недвижимого имущества 19
Раздел 3. Организация оценки земли и имущества 19
Тема 3.1. Нормативно-правовая база оценочной деятельности 19
Тема 3.2. Особенности рынка недвижимости 24
Тема 3.3. Виды стоимости, определяемые при оценке недвижимости 28
Заключение 30
Библиографический список: 31
Основная литература: 31
Вспомогательная литература: 32
Интернет-ресурсы: 32
Приложение 1 33
Таблица 1 33
Приложение 2 35
Рисунок 1 35
Рисунок 2 35
Рисунок 3 36
Рисунок 7 36
Рисунок 8 36
Рисунок 4 37
Рисунок 5 38
Рисунок 6 39
Приложение 3 40
Таблица 2 40
Прикрепленные файлы: 1 файл
отчет.docx
Министерство образования и науки РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
Колледж бизнеса и права
по практике для получения первичных профессиональных навыков
Составила: студентка группы
Макарова Анастасия Евгеньевна
Руководитель от предприятия
Руководитель от КБиП: Кобелева А.Н.
МДК 02.01. Кадастры и кадастровая оценка земель 4
Раздел 1. Организация кадастровой деятельности 4
Тема 1.1. Кадастр объектов недвижимости 4
Тема 1.2. Земельно-кадастровые работы 6
Тема 1.4. Картографо-геодезическое обеспечение кадастра 10
Тема 1.5. Организация ведения государственного кадастрового и технического учета 12
МДК 03.01. Геодезия с основами картографии и картографического черчения 13
Раздел 2. Геодезическое обеспечение кадастровой деятельности 13
Тема 2.1. Земная поверхность и способы ее изображения 13
Тема 2.2. Топографические карты и планы 14
Тема 2.3. Рельеф земной поверхности и геодезические сети 15
Тема 2.4. Геодезические приборы 16
Тема 2.5. Геодезические съемки 17
МДК 04.01. Оценка недвижимого имущества 19
Раздел 3. Организация оценки земли и имущества 19
Тема 3.1. Нормативно-правовая база оценочной деятельности 19
Тема 3.2. Особенности рынка недвижимости 24
Тема 3.3. Виды стоимости, определяемые при оценке недвижимости 28
Библиографический список: 31
Основная литература: 31
Вспомогательная литература: 32
Введение
Целью учебной практики является приобретение навыков работы с основными положениями законодательства РФ, нормативными актами; литературой по фундаментальным проблемам развития земельно имущественных отношений, а также выработка экономического стиля мышления.
В ходе прохождения учебной практики, необходимо ознакомиться с основами:
Основными задачами в учебной практике являются:
МДК 02.01. Кадастры и кадастровая оценка земель
Раздел 1. Организация кадастровой деятельности
Тема 1.1. Кадастр объектов недвижимости
Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими (приложение 1, таблица 1).
Назначением кадастра является правильная организация рационального использования и охраны земельных ресурсов.
На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса: Земельный кадастр; Лесной кадастр; Кадастр животного мира; Водный кадастр; Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; Кадастр особо охраняемых природных территорий; Кадастр отходов; Территориальные кадастры природных ресурсов и объекта.
Документы земельного кадастра делятся на: основные; вспомогательные; производные.
Нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости начала складываться с принятием Федерального закона «О государственном земельном кадастре» в 2000 г., Земельного кодекса и Федерального закона «О землеустройстве» в 2001 г., Градостроительного кодекса в 2004 году.
В июле 2007 года был принят Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», который должен стать правовой основой для современного кадастра недвижимости.
Для практической реализации создания единой системы ГКН еще в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения ГЗК и государственного учета объектов недвижимости». Работы ведутся по двум основным направлениям:
Целью программы является создание условий для последовательной реализации государственной политики по обеспечению эффективного использования земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан путем создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
Градостроительный кадастр – государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Градостроительный кадастр включает в себя: градостроительную документацию (генплан, проекты планировки кварталов, микрорайонов, проекты застройки); правила застройки; картографический материал; сведения по геологии; сведения об экологическом состоянии территории; кадастровое зонирование территории; отводы земельных участков под застройку; резервирование земельных участков для государственных и общественны нужд; реестр строящихся объектов; генеральные схемы инженерного обеспечения города; проект межевания территории и др.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительная документация может быть: Федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня.
Тема 1.2. Земельно-кадастровые работы
Под кадастровым делением понимается административное деление территории Российской Федерации для целей нумерации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы.
Межевание включает в себя комплекс мероприятий по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, установлению и закреплению их границ на местности, определению площади и местоположения границы объектов, а также юридическое оформление документов на землю.
Целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание информационной базы для ведения государственного земельного кадастра, регулирование земельных отношений, рациональное использование и охрана земельных ресурсов, налогообложение.
Определение площадей земельных участков является одним из важнейших видов геодезических работ для целей земельного кадастра.
В зависимости от хозяйственной значимости земельных участков, наличия планово-топографического материала, топографических условий местности и требуемой точности применяют следующие способы определения площадей:
Площадь помещений жилых зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов).
Площадь открытых помещений (балконов, лоджий, террас) следует определять по их размерам, измеряемым по внутреннему контуру (между стеной здания и ограждением) открытого помещения без учета площади, занятой ограждением.
Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под зданием, расположенным на опорах, а также проезды под ним включаются в площадь застройки.
Полный межевой план составляется в определенном порядке:
Тема 1.3. Экономическая оценка городских земель
Качественная оценка земель складывается из оценки качества почвы и свойств территории.
Качественной оценке земель на определенной территории (хозяйства, района) подлежат все виды сельскохозяйственных угодий — пашня, залежи, сенокосы, пастбища, выгоны и многолетние насаждения. Система качественной оценки земли включает следующее:
Зонирование представляет собой деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования – градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.
Оценочное зонирование территории:
Такая экспертная градостроительная оценка подразумевает выполнение функционального, социального, экономического, экологического, инженерно-технического, эстетического анализов, которые определят набор факторов, влияющих на стоимость земли и связанной с ней недвижимости и являющихся составляющими оценочной модели на период оценки.
Отчёт по практике на тему «Осуществление кадастровых отношений»
Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
1. Теоретическая часть
1.1 Документы кадастрового учета объекта недвижимости
1.2 Техническая инвентаризация и учет объекта недвижимости
1.3 Кадастровая съемка земель
Нужна помощь в написании отчета?
1.4 Регистрация прав на недвижимость
1.5 Определение кадастровой стоимости земель
2. Практическая часть
2.1 Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества
2.2 Формирование кадастрового дела
2.3 Составление кадастрового паспорта
Нужна помощь в написании отчета?
Список использованной литературы
кадастровый учет земля недвижимость
Следовательно, земельный кадастр — это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве.
Нужна помощь в написании отчета?
Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эррозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.
В нашей стране проводились крупные исследования, большие опытные работы, в результате которых дано научное обоснование содержания земельного кадастра, официально закреплённое в «Основах земельного законодательства РФ, разработаны главные принципы и методы проведения земельно-кадастровых работ.
Земельный кадастр — это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Целью работы является — осуществление кадастровых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическая часть
Нужна помощь в написании отчета?
1.1 Документы кадастрового учета объекта недвижимости
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Перечень необходимых документов для Кадастрового учета объектов недвижимости:
Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости:
Кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости:
Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости:
Нужна помощь в написании отчета?
1.2 Техническая инвентаризация и учет объекта недвижимости
Техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости осуществляется в целях:
Деятельность по технической инвентаризации осуществляется на основании Свидетельства о аккредитации организации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства серия РН-1 № 000094 (приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области № 137-1 от 13.12.2005г.)
Цены на инвентаризационно-технические работы определяются:
Инвентаризационно-технические работы (первичная инвентаризация) проводится в заявительном порядке за счет собственников (владельцев) по:
Нужна помощь в написании отчета?
Порядок действий Заказчика:
Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта:
Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта: перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
Порядок действий Заказчика:
По результатам инвентаризации БТИ осуществляет:
Нужна помощь в написании отчета?
1.3 Кадастровая съемка земель
Кадастровая съемка земель — это специальная (геодезическая) съемка объектов кадастрового учета, обособленных в правовом, территориальном и хозяйственном отношении, проводимая с целью формирования и составления земельно-кадастровой документации и установления границ объектов кадастрового учета в натуре.
Объектами кадастрового учета при выполнении земельно-кадастровых съемок в городах являются земельные участки, городские угодья и наименьшие единицы кадастрового зонирования — кадастровые кварталы, которые характеризуются следующими показателями: формой, размером, местоположением, площадью. Эти показатели могут быть получены только путем специальных натурных измерений в процессе проведения кадастровой съемки, в результате которой получают информацию о пространственном положении объекта кадастра, определяют застроенную и благоустроенную площадь земельных участков, наличие твердых покрытий и газонов, характеристики строений и т.п.
По результатам выполненных земельно-кадастровых съемок земель застроенных территорий формируются пространственные данные двух типов: картографические и описательные (фактографические).
Картографические данные — это кадастровая карта (план) в цифровой форме или в виде твердой копии. Все объекты, представленные на кадастровой карте (плане), имеют пространственную привязку, т.е. их положение определено в той или иной системе координат, принятой при создании карты (плана).Картографические данные должны отвечать следующим требованиям: полноте охвата всех участков и иных земель территории (угодья, кварталы), что означает отражение в материалах кадастровой съемки сведений обо всех участках и землях территории (например, баланс территорий застроенных микрорайонов); использованию в качестве основной учетной единицы таких объектов кадастра, как земельный участок или городское угодье (например, при разработке Проекта межевания территории квартала, при правовом зонировании и установлении градостроительных регламентов в квартале); отражению фактической ситуации в отношении сложившихся границ и использовании земельных участков.
Технология кадастровой съемки земельных участков и земельных угодий, из которых состоят участки, имеет определенные особенности и сложности, которые зависят от идентификации земельных участков и угодий, т.е. однозначного определения их вида и функционального назначения. Описание функционального назначения земельных участков не регламентируется какими-либо правилами и осуществляется произвольно. Поэтому описание функционального назначения земельного участка часто бывает неточным. Например, нередко одинаковые по составу земельных угодий земельные участки определяются по-разному. Для того чтобы избежать подобных неточностей и давать однозначное описание земельных участков, необходимо использовать понятия «вид угодья» или «приоритетность уголья» (по соотношению их площадей на земельном участке). Например, если земельный участок имеет следующие угодья: земли под жилыми зданиями — 60 % от площади земельного участка; земли под ограждениями — 20 %; земли под хозяйственными постройками — 20 %, то назначение земельного участка описывается как «индивидуальная жилая застройка».
Нужна помощь в написании отчета?
Описание функционального назначения земельного участка по такому принципу возможно лишь тогда, когда идентификация угодий производится особенно тщательно, а точность определения их площади достаточно высока.
Сложность определения площади угодий обусловлена в основном нечеткостью их границ, которая не позволяет иногда добиться требуемой точности. Поэтому все угодья разделяют на две группы: к первой относят угодья с четкими границами, которые хорошо обозначены на местности (например, земли под зданиями и сооружениями); ко второй относятся угодья с нечеткими границами (например, нарушенные земли, овраги, городские леса)
1.4 Регистрация прав на недвижимость
Государственная регистрация прав носит открытый характер.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Нужна помощь в написании отчета?
Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать:
Единый государственный реестр прав (ЕГРП)
ЕГРП прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие их них каких-либо документов или их частей не допускается.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях.
Нужна помощь в написании отчета?
При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.
Порядок государственной регистрации:
Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.
Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Нужна помощь в написании отчета?
Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
. Заявление о государственной регистрации.
.Правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которыми в соответствующих случаях являются следующие документы:
Указанные документы должны:
Тексты представляемых документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Нужна помощь в написании отчета?
Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
. Кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (в зависимости от объекта недвижимости).
Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества — соответствующим государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.
Уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) земельного участка или на основании заявления правообладателя.
При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта.
. Документ об оплате регистрации.
Нужна помощь в написании отчета?
На практике учреждения юстиции по государственной регистрации прав требуют документы, подтверждающие правоспособность для юридических лиц и удостоверяющие личность для физических лиц.
1.5 Определение кадастровой стоимости земель
Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.
После составления списков (перечней) земельных участков производится их кадастровая оценка.
Нужна помощь в написании отчета?
В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно- территориальные единицы (для Москвы — это административные округа), а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы (например, в Центральном административном округе г. Москвы выделено 305 кадастровых кварталов).
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
Нужна помощь в написании отчета?
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше. Из изложенного выше следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование
Земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.
Функциональное назначение объекта в свою очередь определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.
Так, например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 — Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
При этом, если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», и «для размещения производственных и административных зданий».
Нужна помощь в написании отчета?
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно- защитных норм и правил. Например, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» ему установлен быть не может.
Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:
2. Практическая часть
2.1 Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, расположенные на территории Российской Федерации.
Заявление о кадастровом учете (далее — заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично, либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.
Нужна помощь в написании отчета?
Заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Срок осуществления кадастрового учета:
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться:
Собственники объектов недвижимости или любые иные лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется.
Нужна помощь в написании отчета?
Состав необходимых для кадастрового учета документов:
Необходимыми для кадастрового учета документами, помимо заявления, являются:
1) межевой, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;
2) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) ;
3) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
Нужна помощь в написании отчета?
5) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;
7) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка;
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения;
10) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Нужна помощь в написании отчета?
11) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса.
2.2 Формирование кадастрового дела
Формирование кадастрового дела можно представить тремя этапами:этап. Вся земельно-кадастровая информация собирается и оформляется в кадастровом деле объекта кадастра (земельный участок + прочно связанное с ним недвижимое имущество). Кадастровое дело включает на этом этапе следующие операции:
Первая группа документов описывает собственно объект и включает в себя следующий набор реестров: топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, экспликацию участка, ведомость площадей); имущества (документы технических характеристик объекта); экономический (материалы стоимости оценки объекта на основе местоположения, инфраструктуры и прочих качественных характеристик), корректирующих общие сведения о налоговых сборах, и т.п.
Вторая группа включает документы, удостоверяющие самого субъекта права. Это регистр юридических атрибутов (для юридических лиц — название предприятия, организации, регистрационные данные, адрес, банковские реквизиты; для физических лиц — Ф.И.О., паспортные данные).
Третья группа документов подтверждает право субъекта на объект недвижимости: регистры титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность), регистры ограничений (обременения и сервитуты).
Нужна помощь в написании отчета?
Дежурная кадастровая карта территории — специальная карта, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.
Для выполнения кадастрового зонирования на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт и планов.
Дежурная кадастровая карта района (города) предназначена для отображения на ней границ кварталов с их нумерацией, начиная с единицы.
Дежурная кадастровая карта квартала предназначена для отображения на ней границ земельных участков с их нумерацией, начиная с единицы.
Кадастровый план объектов кадастрового учета (земельные участки и территориальные зоны) является фрагментом дежурной кадастровой карты (плана) территории населенного пункта с отображением объекта учета.
Так как кадастровые карты и планы представляют собой графическое отображение юридических описаний земельных участков, то они требуют обязательного подобного изображения в заданном масштабе основных структурных элементов территории: границы города или иного населенного пункта, гидрография, дорожная сеть, границы кварталов и земельных участков
Нужна помощь в написании отчета?
2.3 Составление кадастрового паспорта
На сегодняшний день существуют такие формы кадастровых паспортов:
Получение кадастрового паспорта занимает около десяти дней, при условии, что в государственном кадастре содержится достоверная и полная информация, а также участок и недвижимость, расположенная на нем, не претерпели изменений с момента их регистрации.
Условия получения кадастрового паспорта
Нужна помощь в написании отчета?
Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
До настоящего времени учет земель представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель.
Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости (разработанная в соответствии с федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.