как игра на инструменте воздействует на ваш мозг
Учёные: игра на музыкальных инструментах развивает мыслительные способности
Здоровье
«Музыка в очень высокой степени стимулирует человеческий мозг из-за нашей эмоциональной связи с ней», — рассказала газете The Guardian нейрофизиолог Кэтрин Лавдэй из Вестминстерского университета. Издание собрало результаты последних исследований влияния музыки на когнитивные способности человека.
Игра на музыкальном инструменте тренирует как слуховое, звуковое и тактильное восприятие, так и моторику — всё это производит долгосрочные изменения в мозге. Нейробиологи изучили организм профессиональных музыкантов, чтобы понять, что именно изменяется в голове.
Сканирование мозга демонстрирует существенные различия между музыкантами и не занимающимися музыкой людьми одного возраста. К примеру, мозолистое тело — сплетение нервных волокон, соединяющее полушария мозга, — у музыкантов значительно массивнее.
Области головного мозга, отвечающие за движение, слух и зрительно-пространственные способности увеличены у профессиональных клавишников. А у виолончелистов более развита зона, ответственная за обработку тактильных ощущений
Проводившиеся ранее краткосрочные эксперименты не отвечали на вопрос, что стало первопричиной — или игра на музыкальных инструментах развивает способности, или же генетические особенности мозга определяют предрасположенность к музыке. Но последние долгосрочные исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте, за 14 месяцев произошли значительные структурные и функциональные изменения головного мозга.
Как пишет издание, результаты исследований говорят о том, что обучение музыке не только развивает отдельные области мозга, но и улучшает связь между ними — что положительно влияет на вербальную память, пространственное мышление и даже навыки грамотности. И профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих навыках тех, кто музыкой не занимается.
Анатомические изменения в мозге зависят от возраста, с которого человек начал обучаться игре на музыкальном инструменте
Те, кто начал заниматься этим в детстве, демонстрируют более развитые когнитивные способности. Даже непродолжительные тренировки вызывают у ребёнка длительные изменения.
Последние работы учёных показывают, что обучение музыке ускоряет восстановление людей, перенёсших инсульт, а также может улучшить восприятие информации у детей с дислексией и другими языковыми нарушениями. Также есть доказательства того, что музыкальные тренировки в детстве защищают впоследствии от развития когнитивных нарушений и деменции.
А вот головоломки и разнообразные «игры для ума», как выяснили учёные, никаких мыслительных способностей не развивают, а помогают только в решении других головоломок. О том, в какой атмосфере выросли Моцарт, Бетховен и Паганини читайте на «Меле» в материале Халимат Текеевой «Как воспитать музыкального гения».
Как игра на инструменте воздействует на ваш мозг
Знаете ли вы, что когда музыкант берёт в руки инструмент, у него в мозге будто бы взрывается фейерверк? Спокойные и сосредоточенные с виду, музыканты поглощённо читают ноты с листа и совершают отточенные движения, а в мозге — самый настоящий салют.
Откуда нам это известно? За несколько минувших десятилетий неврологи значительно продвинулись в понимании того, как работает мозг, благодаря применению таких технологий наблюдения в реальном времени, как фМРТ и ПЭТ. Человека подключают к аппарату, а затем наблюдают, как при выполнении различных заданий, например, чтении или решении задачек, в мозге активируются соответствующие области, где эти действия выполняются. Однако когда учёные включили музыку, то увидели, что в мозге участников эксперимента словно грянул фейерверк. В мозге испытуемых загорелось сразу несколько областей: для восприятия звука, для таких слагаемых музыки как мелодия и ритм, для осознания музыкального произведения в целом. Наш мозг выполняет все эти шаги за доли секунды между мгновениями, когда мы слышим первые ноты и начинаем притопывать ногой в такт.
Когда учёные подключили к аппаратам самих музыкантов, то обнаружили, что фейерверк превратился в настоящий фестиваль. При прослушивании музыки в мозге запускается несколько любопытных процессов, но когда люди исполняют музыку сами, то мозг выкладывается полностью. Неврологи наблюдали, как зажигается много областей головного мозга для одновременной обработки разных входящих сигналов согласно сложным, взаимосвязанным и необыкновенно быстрым алгоритмам.
Почему же музыка заставляет мозг вспыхнуть? Это довольно новая область исследования, но у учёных есть неплохая гипотеза. Игра на музыкальном инструменте задействует почти все области мозга одновременно, в особенности зрительную, слуховую и моторную зоны коры. Так же как регулярные упражнения укрепляют тело, постоянные занятия музыкой укрепляют мозговые функции, позволяя людям применять новые навыки и в других сферах.
Очевидное различие между слушанием и исполнением музыки заключается в использовании мелких моторных навыков, которые подчиняются обоим полушариям мозга. Музыка совмещает лингвистическую и математическую точность, более присущие левому полушарию, с новаторскими и творческими порывами правого полушария. Именно поэтому игра на музыкальном инструменте повышает активность мозолистого тела, которое выполняет роль своего рода моста между полушариями, что позволяет мозговым сигналам перемещаться быстрее и по более разветвлённым маршрутам. Это может помочь музыкантам более эффективно и творчески решать задачи академического и социального характера.
Поскольку сочинение музыки также связано с передачей и пониманием её эмоциональной составляющей, многие музыканты обладают хорошими организационными способностями, которые включают в себе выполнение таких взаимосвязанных задач, как тактическое и стратегическое планирование и внимание к деталям, и требуют одновременного анализа познавательного и эмоционального аспектов. Также игра на инструменте влияет на работу памяти. Исследования подтверждают, что у музыкантов память лучше: им удаётся создавать, хранить и припоминать воспоминания быстрее и эффективнее. Исследования показали, что музыканты используют свою сложную мозговую структуру, чтобы присвоить каждому воспоминанию несколько меток, таких как концептуальная, эмоциональная, звуковая и контекстная — всё как в хорошей поисковой системе.
Можно ли утверждать, что эти преимущества связаны только с игрой на музыкальном инструменте, а не, скажем, с рисованием или занятиями спортом? Или, может быть, те, кто занимается музыкой, изначально умнее? Неврологи ищут ответы на эти вопросы, но на данный момент принято считать, что художественный и эстетический аспекты обучения игре на музыкальном инструменте отличаются от любой другой деятельности, в том числе других искусств. Для нескольких исследований по методу случайной выборки были отобраны люди с одинаковым уровнем когнитивных функций и нейронной обработки. Те из них, кто проходил обучение игре на музыкальном инструменте, продемонстрировали улучшенную функцию многих областей мозга по сравнению с прочими испытуемыми.
Последние исследования интеллектуальных преимуществ игры на музыкальном инструменте расширили наше понимание умственной функции мозга, обнажив внутренние ритмы и сложные взаимодействия внутри удивительного оркестра в нашем мозге.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Как игра на музыкальном инструменте воздействует на мозг
Знаете ли вы, что когда музыкант берёт в руки инструмент, у него в мозге будто бы взрывается фейерверк?
Спокойные и сосредоточенные с виду, музыканты поглощённо читают ноты с листа и совершают отточенные движения, а в мозге — самый настоящий салют нейронов.
Откуда нам это известно?
За несколько минувших десятилетий неврологи значительно продвинулись в понимании того, как работает мозг, благодаря применению таких технологий наблюдения в реальном времени, как фМРТ и ПЭТ. Человека подключают к аппарату, а затем наблюдают, как при выполнении различных заданий, например, чтении или решении задачек, в мозге активируются соответствующие области, где эти действия выполняются.
Однако, когда учёные включили музыку, то увидели, что в мозге участников эксперимента словно грянул фейерверк. В мозге испытуемых загорелось сразу несколько областей: для восприятия звука, для таких слагаемых музыки как мелодия и ритм, для осознания музыкального произведения в целом. Наш мозг выполняет все эти шаги за доли секунды между мгновениями, когда мы слышим первые ноты и начинаем притопывать ногой в такт.
Когда учёные подключили к аппаратам самих музыкантов, то обнаружили, что фейерверк превратился в настоящий фестиваль. При прослушивании музыки в мозге запускается несколько любопытных процессов, но когда люди исполняют музыку сами, то мозг выкладывается полностью. Неврологи наблюдали, как зажигается много областей головного мозга для одновременной обработки разных входящих сигналов согласно сложным, взаимосвязанным и необыкновенно быстрым алгоритмам.
Почему же музыка заставляет мозг вспыхнуть? Это довольно новая область исследования, но у учёных есть неплохая гипотеза.
Игра на музыкальном инструменте задействует почти все области мозга одновременно, в особенности зрительную, слуховую и моторную зоны коры.
Так же как регулярные упражнения укрепляют тело, постоянные занятия музыкой укрепляют мозговые функции, позволяя людям применять новые навыки и в других сферах. Очевидное различие между слушанием и исполнением музыки заключается в использовании мелких моторных навыков, которые подчиняются обоим полушариям мозга.
Музыка совмещает лингвистическую и математическую точность, более присущие левому полушарию, с новаторскими и творческими порывами правого полушария. Именно поэтому игра на музыкальном инструменте повышает активность мозолистого тела, которое выполняет роль своего рода моста между полушариями, что позволяет мозговым сигналам перемещаться быстрее и по более разветвлённым маршрутам. Это может помочь музыкантам более эффективно и творчески решать задачи академического и социального характера.
Поскольку сочинение музыки также связано с передачей и пониманием её эмоциональной составляющей, многие музыканты обладают хорошими организационными способностями, которые включают в себе выполнение таких взаимосвязанных задач, как тактическое и стратегическое планирование и внимание к деталям, и требуют одновременного анализа познавательного и эмоционального аспектов. Также игра на инструменте влияет на работу памяти.
Исследования подтверждают, что у музыкантов память лучше: им удаётся создавать, хранить и припоминать воспоминания быстрее и эффективнее. Исследования показали, что музыканты используют свою сложную мозговую структуру, чтобы присвоить каждому воспоминанию несколько меток, таких как концептуальная, эмоциональная, звуковая и контекстная — всё как в хорошей поисковой системе.
Можно ли утверждать, что эти преимущества связаны только с игрой на музыкальном инструменте, а не, скажем, с рисованием или занятиями спортом? Или, может быть, те, кто занимается музыкой, изначально умнее?
Неврологи ищут ответы на эти вопросы, но на данный момент принято считать, что художественный и эстетический аспекты обучения игре на музыкальном инструменте отличаются от любой другой деятельности, в том числе других искусств.
Для нескольких исследований по методу случайной выборки были отобраны люди с одинаковым уровнем когнитивных функций и нейронной обработки. Те из них, кто проходил обучение игре на музыкальном инструменте, продемонстрировали улучшенную функцию многих областей мозга по сравнению с прочими испытуемыми.
Последние исследования интеллектуальных преимуществ игры на музыкальном инструменте расширили наше понимание умственной функции мозга, обнажив внутренние ритмы и сложные взаимодействия внутри удивительного оркестра в нашем мозге.
Рубрики: | 2 Познание мира и себя/Эзотерика, философия |
Метки: игра музыка влияние мозг
Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям
Хотите тренировать свой мозг? Забудьте о приложениях, играйте на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.
Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей. Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств. что тренировка улучшает когнитивные функции».
Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.
«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».
Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями. Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы. Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.
Изменения в структуре мозга
Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста. Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов. Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.
Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой. Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.
Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними. Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.
Долгосрочная польза
Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.
Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу. Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве. Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.
Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух. В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию. Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.
Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга. А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий. Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.
Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.
«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».
Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь. Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.
Преображающая сила музыки: чем мозг музыкантов отличается от обычного
Движение, ловкость, синхрония: разбираемся, как музыка влияет на мозг, чем мозг музыкантов отличается от обычного и что нам может дать игра на музыкальных инструментах?
В своём эссе«Musicophilia: Tales of Music and the Brain» (2008 г.) известный невролог и врач-психиатр Оливер Сакс отмечал:
Универсальная способность откликаться на музыку отличает человека как вид. Про птиц говорят, что они «поют», но музыка во всей ее сложности, с ритмами, гармонией, тональностями, тембром, не говоря уже о мелодии, принадлежит только нам. Некоторых животных можно научить отбивать ритм, но мы никогда не увидим, чтобы они вдруг спонтанно начали танцевать под музыку, как это делают дети. Как и язык, музыка – особенность человека.
Впрочем, в каком-то смысле музыка предвосхитила появление языка, потому что именно звуки были первичной формой общения. Мы способны выражать эмоции, рассказывать, вдохновлять, вызывать сочувствие, доверие и сострадание с помощью звуков, которые мы издаём, но и сама музыка неизменно заставляет нас проживать разные состояния — от успокоения или погружения в глубокую печаль до стимуляции невероятной активности и рождения неподдельной радости. И, возможно, по этой причине музыка является одним из наиболее инстинктивных и коммуникативных видов искусств. При этом музыка как самое чувственное и интуитивное искусство до сих пор остаётся загадочным явлением, особенно с точки зрения её воздействия на мозг, на нашу нейрофизиологию.
Как музыка влияет на мозг? Чем мозг музыкантов отличается от обычного? Что нам может дать игра на музыкальных инструментах? Как показывают многочисленные исследования по всему миру — немало. Так, недавно учёные из Стэнфорда выяснили, что прослушивание музыки помогает мозгу предвидеть события и улучшает концентрацию внимания. Кроме того, исследование терапевтического эффекта ритмичной музыки показало, что она стимулирует работу мозга и заставляет мозговые волны резонировать в такт ритму музыки, что в свою очередь «облегчает движение, когда способность движения нарушена или вовсе не развита». А недавнее исследование, проведённое финскими учёными из университета Ювяскюля, помогло выяснить, что регулярная игра на любом музыкальном инструменте способна «изменить» схему нашего мозга и даже улучшить его работу в целом.
Исследование основано на данных, полученных ещё в 2009 году, которые тогда показали, что длительные периоды музыкальной практики способствуют увеличению размеров центров головного мозга, отвечающих за слух и физическую ловкость. Музыкантам чаще удаётся в шумной обстановке отфильтровывать звуковые помехи и разбирать речь, а некоторые даже могут похвастаться различением эмоциональных реплик в разговорах (в той же шумной обстановке). Предыдущие исследования также показывали, что мозолистое тело — ткань, соединяющая левое и правое полушария головного мозга, — больше у музыкантов, чем у обычных людей. Финские ученые во главе с Ибаллой Бурунатом (Iballa Burunat) решили ещё раз перепроверить старые данные и выяснить, улучшает ли это обстоятельство связь между полушариями мозга.
Для исследования были сформированы две группы. В первую входили профессиональные музыканты (клавишники, виолончелисты, скрипачи, играющие на фаготе и тромбоне), а во второй были люди, которые никогда не играли на музыкальных инструментах профессионально.
Чтобы выяснить, как прослушивание музыки – не только её исполнение – воздействует на полушария головного мозга, учёные использовали МРТ-сканеры. В то время, когда испытуемые находились в сканерах, для каждого из них проигрывали три музыкальных произведения: песню Stream of Consciousness группы Dream Theatre (прогрессивный рок), аргентинское танго «Adios Nonino» Астора Пьяцоллы и три отрывка из классики – «Весны Священной» Игоря Стравинского. Исследователи записали реакцию мозга на музыку каждого участника и с помощью программного обеспечения сравнили активность левого и правого полушарий.
Как выяснилось, часть мозолистого тела, соединяющего два полушария, действительно больше у музыкантов. Исследователи также обнаружили, что активность левого и правого полушарий была гораздо более симметричной в мозге музыкантов, чем у «не-музыкантов». При этом клавишники показали наиболее симметричный баланс, и исследователи связывают это с тем, что игра на клавишных требует более синхронного использования обеих рук. Бурунат подчёркивает:
Клавишники более зеркально используют обе руки и пальцы при игре. Несмотря на то, что игра на струнных также требует задействовать мелкую моторику и координацию рук, всё же присутствует асинхронность между движениями пальцев их рук.
Музыканты, состоящие в профессиональных ансамблях, показали быстрый ответ на несколько сенсорных стимулов, что является важным навыком для успешного музыкального сотрудничества. Исследователи считают, что этот навык — требующий скорости и оперативности — также может требовать более симметричного использования обоих полушарий.
Но, как отмечают учёные, самое удивительное в этом то, что все эффекты, которые игра на инструментах оказывает на мозг, включаются у музыкантов и при простом прослушивании музыки — а значит, не только мозг меняется с музыкальным образованием, но и восприятие музыки. Мозг музыкантов как бы «перенастраивает себя», создавая альтернативные нервные пути.
Мы также наблюдали симметричные ответы мозга в лобно-теменной областях музыкантов, отвечающих за работу зеркальных нейронов. Следовательно, прослушивание музыки, вероятно, активирует нейроны, которые также регулируют движение, создающее эти звуки.
Как утверждают финские учёные, результаты их исследования убедительно свидетельствуют, что мозг музыкантов отличается от мозга обычного человека: его полушария лучше взаимодействуют друг с другом. Их мозг способен более синхронно работать, но пока учёные не готовы сказать, какие преимущества эта усиленная связь даёт музыкантам в других навыках, связанных с работой рук. Эти вопросы непременно лягут в основу новых исследований. А пока ясно одно — долгая игра на музыкальном инструменте напрямую влияет на развитие мозга и плоды этого влияния оказываются постоянными и не зависящими от самой ситуации игры. Это ли не повод заняться музыкой?
С полным текстом исследования можно ознакомиться здесь.
Источники: Plos One, New Scientist.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.