как иначе называется римский храм всех богов
Пантеон в Риме
Пантеон — символ современного Рима и могущества Римской империи наравне с Колизеем и одновременно с этим одна из самых посещаемых достопримечательностей города, увидеть которую нужно хотя бы раз в жизни. Рассказываем всё самое интересное о Пантеоне.
Содержание
История
Новую версию храма воздвигли уже во II веке н. э., и именно она сохранилась до сих пор. Архитектор неизвестен, но предполагают, что им был Аполлодор из Дамаска или кто-то из архитекторов, работавших с ним.
Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне.
Средневековье
В 609 году Пантеон из языческого храма был превращён в церковь. До сих пор он носит название храм Святой Марии и Мучеников. С одной стороны, это помогло ему избежать запустения, от которого пострадало множество других языческих сооружений.
С другой — церковь избавлялась от «языческой грязи», поэтому пропали многие украшения храма, например семь статуй римских богов, до этого расположенных в нишах. Раньше луч света из Ока Пантеона (единственного окна, расположенного в потолке), в течение дня освещал одну за другой статуи дневных богов.
Возрождение
В XVI веке с Пантеоном случилась забавная история — Папа Римский Урбан VIII, как и все великие, захотел увековечить своё имя. Он решил покуситься на один из древнейших храмов города, попросив архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини украсить портик здания колокольнями.
Бернини был хорошим скульптором: он начал разработку проекта фонтана Треви и создал много других красивых фонтанов в Риме (например, фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона ), но архитектором был не самым лучшим, поэтому колокольни почти сразу начали давать трещины и крениться.
В наши Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники.
Но главной неприятностью стала народная ненависть — колокольни прозвали «ослиными ушами Бернини». Поговаривают, что кто-то даже нахулиганил и повесил ослиные уши напротив окон дома архитектора.
Наши дни
Сейчас Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники. Месса проходит каждую субботу и в предпраздничные дни в 17:00. По воскресеньям и по праздникам — в 10:30.
Архитектура
Высота Пантеона практически равна его диаметру и составляет 42 метра, полы украшены мрамором, а колонны при входе весят почти 60 тонн каждая. Эти колонны, как и любимые в Риме обелиски, привезли из Египта: сначала на деревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.
Ещё одна монументальная деталь Пантеона — её купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (без поддержки из металлических стержней) куполом в Европе.
Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола. Фото: Elina Beliakova/Shutterstock
Несмотря на свой невероятный размер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основания тяжёлый, а чем выше он поднимается, тем легче становится. Облегчает конструкцию и Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола.
Главный вопрос: что делать, если идёт дождь?! Ответ — ничего. Дождь проникает в здание через окно и утекает через дырки в полу здания и специально сконструированную систему канализации.
Как добраться
Пантеон расположен в 25 минутах ходьбы от Колизея и в 30 минутах от Ватикана. Так что, если отправляешься в Рим в первый раз, выдели целый день, чтобы пройти по этому маршруту и осмотреть всё самое главное. Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Время работы
С понедельника по субботу — с 8:30 до 19:30. По воскресеньям — с 9:00 до 18:00.
Стоимость посещения
Интересные факты
Достопримечательностей в Риме много, однако Пантеон — одна из самых известных и важных. Посмотреть на древнюю красоту можно совершенно бесплатно, так что сможешь увидеть его изнутри своими глазами, даже если ты бюджетный турист. Обязательно сходи не только ради красивых фотографий знаменитого Ока, но и ради того, чтобы поворчать, что «раньше строили на века».
Пантеон в Риме: это надо знать
Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.
Пантеон — что это и где
«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.
Пантеон: значение слова
У этого слова есть несколько значений.
Тайна имени храма
Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.
Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link
Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».
Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).
Где находится римский Пантеон
Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).
Метро станция Barberini (линия А)
Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492
Трамвай №8
Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».
Часы работы
С 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.
Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!
Официальный сайт: [urlspan]http://www.pantheonroma.com[/urlspan]
Символизм римского Пантеона по Моммзену
Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.
Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.
После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.
Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.
Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.
С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.
Купол Пантеона и его космологический дизайн
Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире и непревзойдённой жемчужиной архитектуры! Поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании.
Во II веке быстро набирали популярность философские идеи Платона:
«Это шарообразное тело имеет душу; она живет в центре его; оттуда её действия распространяются по всему телу; она производит все движения во вселенной, она причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; действия души вселенной проявляются особенно в движениях звездного неба и планет. Душа вселенной, говорит Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в стройном движении космоса.» (Источник: Платон о Вселенной )
Идеи Платона объясняют космологическую функцию не только купола с отверстием, но всего здания. Отсюда и его название (по Кассию Диону).
Поток воздушного света через окулус открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по апсидам и позолоченному куполу — получался своеобразный планетарий. Есть день в году, когда луч падает прямо перед входом. Одни утверждают, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, другие — в день весеннего солнцестояния (23 марта), третьи — в день летнего равноденствия (23 июня).
Сколько всего было Пантеонов?
Сегодняшний Пантеон — третья версия храма, построенного на этом месте!
Кто же построил Пантеон в Риме?
Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры. А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?
Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?
Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска. Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.
Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.
Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства
Размеры купола Пантеона:
Он больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 г).
Нет никаких внешних доказательств поддержки кирпичной арки внутри купола, кроме как в самой нижней части. Метод строительства до сих пор не был определен. Однако, специалисты говорят, что два фактора способствовали его успеху:
Кроме того, верхняя треть барабана стенок, видимая снаружи, совпадает с нижней частью купола, видимой изнутри, и помогает удерживать тягу с помощью внутренних кирпичных арок. Сам барабан укреплен огромными кирпичными арками и опорами, установленными друг над другом внутри стен, толщиной 6 метров.
Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.
Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда. Они поддерживают портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями.
Для сравнения: колонны Исаакиевского собора в Петербурге имеют высоту 17 м, диаметр 1,85 м и весят по 114 т.. Многие считают, что высечь колонну таких размеров из гранита, доставить её на место и установить невозможно даже с использованием современной техники. Однако, колонны стоят. (Читайте статью Как же всё-таки сделали колонны Исаакия.)
Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.
Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.
План Пантеона в Риме (Автор: Georg Dehio/Gustav von Bezold — This image is taken from Georg Dehio/Gustav von Bezold: Kirchliche Baukunst des Abendlandes. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung 1887-1901, Plate No. 1. Due to its age, it is to be used with care. It may not reflect the latest knowledge or the current state of the depicted structure., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=522888)
Высота Пантеона в Риме — 43 метра. Архитектурный стиль — древнеримский.
Кто похоронен в Пантеоне в Риме
Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.
Пантеон так же стал могилой для важных персон в итальянской истории. Здесь покоится прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль и его невеста.
Могила Рафаэля в Пантеоне и любовный треугольник
Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.
Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0, Link
Пантеон в Риме: 7 интересных фактов
Любые факты истории сооружения и жизни этого античного здания интересны. О многих Вы уже узнали. Перечислим их.
Больше интересных фактов читайте в статье Купол Пантеона в Риме: в поисках правды
Пантеон в Риме: история переделок
Ещё к интересным фактам можно отнести всю историю переделок архитектурного памятника. Хотя размер и форма здания остались в неизменном виде, древние римляне его видели всё-таки другим. Исчезла бронзовая квадрига и скульптурные группы, украшавшие храм. Наружные стены храма были облицованы мрамором, фрагменты которого хранятся в Британском музее. Да и интерьер храма выглядел несколько иначе: его украшали золотой купол, позолоченые двери и статуи древнеримских богов. Сейчас здесь христианский алтарь, фрески святых и другие символы веры.
В 1270 году над портиком была пристроена колокольня в романском стиле, которую снесли по приказу папы Урбана VIII в XVII веке. Вместе с ней сняли и бронзовые скульптуры, украшавшие фасад. Бронза пошла на переплавку для пушек замка Сант-Анджело в Риме и изготовления винтовых колонн алтаря в соборе Св. Павла в Ватикане.
Пантеон в Риме с колокольнями Бернини. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/rimskii-panteon-chego-my-uje-ne-uvidim-5b828efbe9d9d000a9547687)
Тот же папа поручил архитектору Бернини, основоположнику высокого барокко, пристроить две колокольни вместо одной. В народе этот проект прозвали «ослиные уши Бернини». Просуществовал он до 1883 года, когда было принято решение восстановить первоначальный облик.
В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?
Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм — преображение совершает архитектура, воплотившая философию Платона.
Это — храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.
Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни? Или ежедневные религиозные мессы яфляются фактором долголетия Пантеона в Риме?
Пантеон в Риме: фото и видео
Надпись на фронтоне Пантеона в Риме. Image by Julie Bouchard from Pixabay
Окулус ротонды Пантеона в Риме. Image by A. H. from Pixabay
Панорама римского Пантеона внутри
Интерьер Пантеона в Риме
Пантеон в Риме: фото внутри
Римский Пантеон: фото внутри
Главный алтарь Пантеона в Риме
Пантеон в Риме с высоты полёта дрона
Пантеон в Риме внутри
А как Вы думаете, что является причиной столь долгой жизни Пантеона в Риме? Напишите в комментариях.
Забирайте статью на стену в социальных стях, чтобы не потерять.
Добавляйте в закладки.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме
Пантеон, или Храм всех богов – вершина древнеримского зодчества. Многое в нем было и остается уникальным. Во-первых, огромное, потрясающее воображение, внутреннее пространство. Во-вторых, законченность архитектурной композиции, инновационные строительные технологии и глубокая смысловая составляющая. И наконец, удивительное долголетие: языческое святилище, посвященное древнеримским богам, дошло до нашего времени в великолепном состоянии. Более того, сегодня это не просто музей, в котором «законсервирована» история, но действующий христианский храм, посвященный Деве Марии, чудо античной архитектуры, одна из самых популярных туристических достопримечательностей Рима. Также эту церковь называют Санта Мария дела Ротонда (Santa Maria della Rotonda), что связано с круглой формой здания. Площадь, на которой стоит римский Пантеон, также именую площадью Ротонды (Piazza della Rotonda). Познакомимся с этим удивительным храмом поближе.
Содержание статьи:
Пантеон: архитектурное чудо
Во все времена римский Пантеон воспринимался как чудо. Для римлян, живших во втором десятилетии II века, он не просто олицетворял связь со звездным небом. Пантеон был последним словом технологических новаций. Как сегодня нас изумляют космические корабли или цифровые новации, так же этот храм восхищал, поражал, а, главное, олицетворял и прославлял величие Рима. Это был «золотой век» Римской империи, когда она властвовала над огромными территориями Европы и Средиземноморья.
Гении Ренессанса восхищались древним храмом. Рафаэль Санти завещал похоронить себя в его стенах (что и было впоследствии исполнено). А Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди.
Таким же – чудесным, нестареющим и феноменальным – Пантеон дошел до наших дней. Это единственное сооружение Древнего Рима, сохранившееся в своей первозданности. И сегодня римский Пантеон называют Восьмым чудом античного мира.
История римского Пантеона: 2 пожара и 4 императора
Первоначально Пантеон был воздвигнут в честь победы римского флота в морском сражении над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций (ныне территория Греции). Кораблями Октавиана Августа командовал Марк Агриппа, его зять и правая рука. Эта победа во многом предопределила создание Римской Империи, и вскоре Октавиан Август станет первым императором Рима.
Руководил строительством первого Пантеона все тот же Марк Агриппа, выдающийся полководец и блестящий организатор. Было это еще в в 27 году до нашей эры. По легенде, храм установлен на месте, где Ромул, один из основателей Рима, вознесся на небо. Кстати, вопреки названию, храм был посвящен не всем, а предположительно семи богам, чьими именами названы планеты солнечной системы: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну.
Пантеон простоял чуть более века, пока не сгорел во время пожара 80-го года. Император Домициан восстановил его, прославив при этом первостроителя храма. Надпись на фризе портика: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал это». Она подчеркивает государственный статус Пантеона, который будет воздвигнут и останется в веках несмотря ни на что.
Спустя 30 лет Пантеон-2 будет поражен молнией и снова погибнет в огне.
Согласно последним исследованиям, восстановлением Пантеона после той катастрофы занялся император Траян. Именно при нем начались строительные работы, а завершились они в 126 году императором Адрианом. Это был деятельный ценитель архитектуры: во время его правления Рим расцвел, появилось множество новых зданий. Не случайно Адриана называли Восстановителем.
Как и все просвещенные римляне, он восхищался греческой архитектурой, и для работ по возведению Пантеона был приглашен знаменитый греческий скульптор Аполлодор Дамасский. Впрочем, у них отношения не сложились, и впоследствии император приказал казнить его.
Император Адриан
Читайте также:
Каким был Пантеон во времена Древнего Рима
По сравнению с нынешним веком культурный слой Древнего Рима времен строительства Пантеона находился на несколько метров ниже. Обойдите Пантеон по окружности, и вы увидите эту разницу.
По замыслу создателей храму отводилось особенное место среди основных городских построек. В плане Пантеон стоит на одной линии с Марсовым полем, где проходили военные учения, и Мавзолеем Августа, завершенным за несколько лет до этого. Таким образом подчеркивался особый статус Пантеона в идеологической иерархии Римской Империи.
Изначально Пантеон представлял собой масштабный культовый ансамбль. Пространство перед ним было обрамлено протяженной колоннадой. Она обступала Пантеон со всех сторон и подводила к храму. Его внушительные габариты подступали все ближе, и людей поневоле охватывал священный трепет.
Римский Пантеон в античные времена
Впечатление усиливается, когда, поднявшись по ступеням широкого парадного входа, мы входим в портик, и яркий дневной свет неожиданно тускнеет.
Портик Пантеона, прилегающий к зданию храма перед входом, представляет собой прямоугольную крытую галерею с 16-ю коринфскими колоннами — 8 спереди и два ряда по 4 по бокам. Вся колоннада стоит без опор, исключительно за счет своего веса, и держит на себе огромную массу треугольного фронтона.
Каждая из этих колонн весит 60 тонн. 2 тысячелетия назад их вывезли из Египта, принадлежавшего тогда Великой Империи. От карьера, где они были вырублены, их протащили волоком более 100 километров на деревянных санях до Нила. Затем дождались весеннего половодья, когда нильская вода поднялась, погрузили на баржи и отправили вниз по течению. Затем на судах, через Средиземное море, колонны прибыли в римский порт Остия. Оттуда их, снова на баржах, по Тибру доставили в Рим. История одних только колонн перед входом в Пантеон поражает воображение! Что же нас ждет внутри…
Пантеон внутри
Вход в Пантеон защищают гигантские бронзовые врата. Входя внутрь после суеты современной площади Ротонды, вы попадаете в неожиданную прохладу и как будто вступаете в другое измерение. Пантеон так потрясает, что, входя внутрь, хочется задержать дыхание…
Взору открывается огромная ротонда: круглое и одновременно сферическое пространство, и глаз не в состоянии разом охватить всю картину.
Абсолютная геометрия: диаметр Пантеона эквивалентен расстоянию от пола до купола (43,3 м). Идеальная сфера, равноудаленная от своего центра. С точки зрения скрытого смысла, сфера – это выражение универсума, всеобъемлющей цикличности, которой подчинено мироздание.
Идеей совершенной гармонии пронизано и великолепное оформление стен и пола. Перед нами яркий калейдоскоп простых форм: удивительного многоцветия прямоугольники, квадраты, круги, треугольные фронтоны фальш-окон. Причем все это мраморное великолепие сохранилось в своей первозданной подлинности, хотя ему без малого 2 000 лет!
Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов.
Вдоль стены первого, назовем его «земным», разместились 28 колонн и семь портиков, внутри которых мы видим статуи богов. Они символизируют основные планетарные объекты Солнечной системы – Солнце, Луна, Венера, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс. Напомним, Пантеон отражает языческий культ, в котором сосуществовала целая группа богов, управляющих Миром.
По легенде, напротив входа в углублении-апсиде восседал император Адриан. Он любил Пантеон и зачастую принимал своих гостей именно здесь.
Следующий ярус – череда ложных окон. Это промежуточная стадия между «земным» и «небесным». Слепые оконные проемы словно намекают: подлинный Свет и истинное Знание не доступны обычным порядком.
И конечно, наши глаза возносятся ввысь, к куполу…
Купол Пантеона
Венчает пространство огромный купол, олицетворение небесной сферы. И здесь, как и в устройстве всего Пантеона, древние римляне зашифровали тайный смысл. Углубления-кессоны «небесного» купола разделены на 28 секций, по числу колонн «земного» диаметра. 28 – магическое, «совершенное» число. Древние знали всего 4 таких числа: 6, 28, 496 и 8128. Пифагор считал их наделенными мистическим значением и был убежден, что они связывают людей с Космосом. В нумерологии «28» означает человеческую судьбу.
Купол Римского Пантеона – уникальное творение древнеримской архитектуры. И сегодня оно поражает точностью инженерного расчета и искусностью воплощения. Невероятно, но в течение 13 столетий Пантеона оставался увенчанным самым большим «парящим» куполом! Его превзошел только кафедральный Флорентийский собор Santa Maria del Fiore архитектора Филиппо Брунеллески. А вот купол грандиозного собора святого Петра в Ватикане, созданный по проекту великого Микеланджело, не превзошел.
Все лучшее, что было известно тогда древнеримскому зодчеству, применено в конструкции и строительстве полусферического купола Пантеона. Прежде всего, строители использовали бетон, что было революционным решением для того времени. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон. Такая технология обеспечивала необходимую жесткость конструкции. В инженерном отношении она стала залогом феноменального долголетия Пантеона.
Толщина стен Пантеона достигает 6 метров. Их вес и прочность служат надежным фундаментом, на который опирается огромный «парящий» купол, равномерно распределяя свою массу на стены. Чтобы уменьшить его вес (ок. 5 000 тонн), строители добавляли в бетон скорию, легкую вулканическую породу.
Окулюс, или Око Пантеона
В центре купола мы видим широкое отверстие: диаметр 7,8 метра. Это Óкулюс (лат. oculus, то есть глаз), единственный источник света в Пантеоне и последняя смысловая точка в многозначном коде его архитектуры. Струящийся сквозь Окулюс свет, живой и постоянно меняющийся, падает на стены и пол ротонды. Лучи небесного светила регулярно совершают «обход» по стенам и полу здания, отмечают солнечные и лунные события, служат естественными часами.
В чем же смысл Околюса?
По мировоззрению древних римлян, в Пантеоне встречаются и сосуществуют две сферы, два мира: земной и небесный. Они олицетворяют микрокосм римского мира под бесконечным небосводом. При этом всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая правильный и неизменный порядок. Но над преходящими правителями возвышается абсолютное всевидящее и всевластное начало. Оно проникает в жизнь, как свет проникает внутрь через «Око Пантеона».
Как языческий Пантеон превратился в христианский храм
Спустя несколько столетий Пантеон из языческого храма превратится в христианский, а Рим станет центром мирового христианства. Более века Пантеон простоял закрытым и заброшенным, пока в начале VII века не обрел вторую жизнь в виде христианской церкви Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Такое название храм получил потому, что из римских катакомб сюда были перевезены мощи множества святых мучеников.
В Пантеоне над престолом хранится древняя икона Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой
Согласно средневековой рукописи Liber Pontificalis, в VII веке Папа Бонифаций IV «попросил византийского императора Фоку о храме, называемом Пантеоном, и в нем он сделал церковь вечной Святой Марии и Мучеников». Считается, что это произошло 13 мая 603 года. Так Пантеон стал святыней и для христианского мира, и как действующий христианский храм сохранился до наших дней.
Когда храм начал новую, христианскую жизнь, Окулюс Пантеона оказался очень кстати, потому что как нельзя лучше выражал христианские представления о Всевышнем Боге. Неслучайно в традиционных византийских храмах в самом центре купола изображали Пантократора, или Христа Спасителя. Предполагают, что эта традиция может быть наследием римского Пантеона.
Читайте также:
Интересные факты о Пантеоне
В аудиогиде «Сердце Рима», доступном в приложении Travelry, мы рассказываем и о других интересных фактах и особенностях Пантеона. Изучайте Рим с вдохновением и с Travelry!
Что посмотреть рядом с Пантеоном
Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.
В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.
Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии. С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.
Читайте также:
Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва — ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.
Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви — одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.
Также неподалеку «спряталась» в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) — один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.
А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.
Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!
Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry — нашем мобильном путеводителе для iPhone.