как находчивость капитана спасла мальчика прочитай почему
Как находчивость капитана спасла мальчика в рассказе Прыжок?
Задание по литературе для 3 класса Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитай. Почему капитан заплакал?
Мальчик прыгнул в воду и был спасен. А капитан, который едва не потерял единственного сына расплакался от счастья и облегчения.
Капитан понимал, если мальчик упадет в воду, останется живым, а если на палубу, то погибнет. Капитан был убедителен, ребенок поверил, что отец в него выстрелит и прыгнул в море. Матросы его вытащили, все закончилось благополучно.
Когда мальчик задышал, отец заплакал от счастья, что сын остался жив.
Рассказ Толстого «Какая бывает роса» относится к тем его маленьким рассказам, которые были призваны познакомить детей с чудесами природы. В этом рассказе автор описывает росу не с точки зрения науки, а с точки зрения человека, который просто любуется красивым явлением природы. Он откровенно любуется красотой обычной росы, называет алмазами, рассказывает о том какого она бывает цвета, старается заразить читателя своим энтузиазмом.
Этот рассказ нельзя отнести к научным текстам, потому что в нем автор выражает свои эмоции. Это именно рассказ-описание, так как посвящен не какому-то событию, а явлению природы, которое можно наблюдать и описывать.
«Азбука» Толстого была по своему уникальным учебным пособием, которое не только обучало маленьких детей читать и писать, но также учила их счета, арифметике и умению читать настоящие литературные рассказы и анализировать их.
Это произведение было 28 раз переиздано еще при жизни Толстого и включало в себя четыре тома.
В «Азбука» входили самые разные рассказы и басни, многие из которых нам знакомы по урокам литературного чтения. Это например рассказы «Филипок», «Прыжок», «Акула».
Кроме них я читала из «Азбуки» рассказы «Кавказский пленник», «Лев и собачка», «Три медведя» и быль «Корова».
В этой книге собраны самые разные произведения и мне хочется прочитать их все.
Основная мысль этого рассказа Толстого, что друзей не выбирают, и даже льву может быть одиноко.
Лев в этом рассказе подружился с маленькой собачкой, которую ему кинули на съедение. звери сильно привязались друг к другу и не хотели разлучаться ни при каких обстоятельствах. Когда собачка заболела и умерла, лев несколько дней тосковал и тоже умер от горя.
Краткий пересказ этого рассказа можно выполнить так:
Однажды в зоопарк чтобы пройти бесплатно принесли собачку, которая должна была стать кормом для льва. Но лев не тронул собачку. Напротив, он подружился и привык к ней. Собачка и лев целый год прожили вместе и лев никого не подпускал к собачке, даже когда нашелся ее настоящих хозяин и хотел забрать ее.
Но собачка внезапно заболела и умерла. Когда лев это понял он грыз засовы и стены клетки, потом лег возле собачки и на шестой день умер.
На первый взгляд два небольших рассказа Толстого, о росе и о воде, похожи друг на друга, но следует спешить с выводами и относить оба этих рассказа к научно-познавательны ми.
Легко догадаться какой и почему.
Сравним оба текста. В рассказе «Куда девается вода» Толстой понятным языком объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.
Герои рассказа толстого «Акула» два мальчика поступили весьма опрометчиво, когда поплыли наперегонки, вырвавшись от устроенной остальными матросами купальни. Они не оценили степень возможного риска, забыли, что в открытом море баловство может легко довести до беды.
Как же оказались мальчики в открытом море?
Они плыли на корабле, который сделал остановку у берегов Африки. Поскольку стояла страшная жара, капитан разрешил матросам устроит купальню и те быстро огородили небольшой участок воды возле корабля.
Мальчики устроили соревнование, кто быстрее плавает и потому покинули купальню, оказавшись внезапно один на один с акулой.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 6 июня 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к рассказу Л. Толстого «Прыжок» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 159.
1. С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя, покрасоваться, сделать всё по-своему?
История началась с проделок обезьяны, которые очень смешили команду.
Обезьяна сорвала с мальчика шапку и залезла на мачту. Мальчик полез следом, чтобы забрать шапку.
Это произошло не случайно. Мальчик был обижен и ему было стыдно перед матросами, что он потерял шапку. Он хотел обязательно её вернуть.
Здесь свою роль сыграли его смелость и упрямство. Он не хотел хвастать смелостью, не хотел покрасоваться или испытать себя. Он просто хотел вернуть своё и не думал о последствиях.
О такого рода поступках принято говорить, что они совершаются в состоянии аффекта, когда человек не осознает себя.
2. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?
Сперва шутки обезьяны и геройство мальчика вызывали восторг у матросов. Они радовались внезапному развлечению.
Но когда мальчик вступил на перекладину и выпустил верёвку, вся команда осознала, что он может упасть и разбиться. Настроение окружающих сразу изменилось. Вместо веселья пришёл страх.
3. Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал?
Капитан увидел сына на мачте и приказал ему прыгать в воду, грозя выстрелить из ружья. Мальчик прыгнул в воду и был спасён, а не разбился о доски палубы.
Капитан спрятался в каюте и заплакал. Он тоже боялся за сына и думал о том, что мог бы его потерять. Он действовал решительно, но когда опасность миновала не смог сдержать слёз.
Я переживала за мальчика, когда он вступил на перекладину. Я не хотела, чтобы он так глупо погиб.
Его погоня за обезьяной по мачте говорит о смелости мальчика.
Его желание непременно вернуть шапку говорит о его самолюбии и самоуверенности.
Его обида на обезьяну показывает, что он был обидчивым.
Его поведение на палубе говорит о его растерянности. Он не сразу полез на мачту, сперва он пытался криками заставить обезьяну отдать шапку. В этот момент мальчик был растерян и не знал, на что решиться.
5. Постарайся определить основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Обрати внимание, как автор описывает героев в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним.
Основная мысль рассказа в том, что глупо рисковать жизнью ради того, чтобы не показаться глупым.
Этот рассказ о мальчике, который едва не погиб по собственной глупости.
Автор написал его, чтобы предостеречь читателей от повторения ошибки мальчика.
6. Сравни тексты рассказов «Акула» и «Прыжок», что в них общего?
Эти рассказы говорят о поступках, которые могли привести к гибели героев. Причем, поступки совершались героями по глупости, неосторожности или нежеланию показаться смешными.
Ещё общим в них оказывается поведение взрослых. Сперва они смеются и радуются, потом пугаются, а главный герой проявляет решительность и находчивость и спасает мальчиков.
Про эти рассказы можно сказать, что они написаны по одной схеме, имеют схожее развитие сюжета и одинаковые характеры героев.
Прыжок
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустив из рук верёвку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай, или застрелю. Раз, два. — и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов прыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.
Прыжок
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустив из рук верёвку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай, или застрелю. Раз, два. — и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов прыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.
Л.Н. Толстой «Прыжок»
Цели урока: начать различать такие понятия, как сказка и рассказ (детям говорим “быль” и “правдивая история”); не используя таких терминов, как “композиция”, “сюжет”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”, начать работать над структурно-содержательным делением текста; научить детей определять и выделять кульминацию, т.е. место особого напряжения событий в тексте; продолжать учить детей ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное; учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: презентация, учебники.
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)
— Ребята, а что бы сказала обезьяна? (Предположения детей).
III. Введение в тему.
1. Постановка темы и цели урока.
— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:
Каждое число соответствует букве в алфавите.
— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
(Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.)
— Как мы будем работать с произведением? Что для этого нужно?
2. Выяснить главную мысль в рассказе.
3. Обсудить поступки героев.)
— Итак, цель поставлена начнём работать. Но сначала проведём подготовительную работу.
2. Словарная работа.
Аршин — старорусская единица измерения длины.
Задор — горячность, пыл.
3. Рассказ учителя о кораблях.
Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке В Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину — 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были 2 мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII в.в.
— Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу “Акула”.
Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палубу такого корабля делали из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
4. Чтение рассказа “Прыжок” (до слов “Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику. ”).
— Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?
— Как понять выражение “ещё больше расходилась”?
— Как называется этот рассказ?
— Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей)
V. Работа по теме урока.
1. Чтение текста до конца.
— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).
2. Работа над содержанием текста.
— Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)
— Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера? (Геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему).
— Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые смеялись над ним).
— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих к происходящему изменилось, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может разбиться.)
— Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте.
— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил сильное потрясение. Он испугался за сына.)
— Когда вы переживали за мальчика?
— Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Ответы детей).
Чтение рассказа учащимися.
VII. Подведение итогов урока.
— А в чём отличие рассказов? (Ответы детей).
— Кто главные герои рассказов?
— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой рассказа, а лишь причина случившегося).
— Прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказу Толстого “Прыжок”?
1. Будь храбр по уму и по сердцу.
3. Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
4. Кому потеха, а мне не до смеха.
5. Где смекнёт боец, там врагу конец.
(Дети делают выбор (1 и 4) и объясняют)
— Так какая главная мысль рассказа?
VIII. Задание на дом.
Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.