как название церковного собора стоглав характеризует отношение ивана 4 церковным проблема
5-6. Строительство царства
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам § 5-6. Строительство царства
1. Какое преступление по новому Судебнику не только осуждалось,
‘ но и наказывалось?
2. Чем законодательство при Иване IV отличалось от правовых норм периода феодальной раздробленности?
1. Почему власть бояр-кормленщиков вызывала всеобщее осуждение и недоверие?
На местах власть бояр – кормленщиков была ничем не ограничена и этим пользовались бояре бессовестно, поэтому доверия к ним не было.
2. Какую пользу реформа местного управления принесла провинциальному дворянству, посадским и уездным жителям с одной стороны и центральной власти — с другой?
2. Провинциальное дворянство, посадские и уездные жители получили на местах власть, более зависимую от них и в большей степени им подконтрольную. Новые органы самоуправления укрепили доверие к центру — ведь люди избавлялись от бояр-кормленщиков, заинтересованных скорее в собственных доходах, чем в правосудии. Центр, в свою очередь, получил возможность более успешно, чем прежде, собирать налоги и контролировать ситуацию на местах.
1. Какие приказы возглавили члены Избранной рады Иван Висковатый “ и Алексей Адашев? Почему?
Первое упоминание приказа как государственного учреждения относится к 1512 г. В 1550-е гг. формируется система приказов как органов центральной исполнительной власти. Посольский приказ,
ведавший внешними связями, возглавил выдающийся дипломат,
дьяк Иван Висковатый. Дворянин Алексей Адашев, обладавший талантами крупного государственного деятеля, возглавил Челобитный приказ, куда приходили добиваться «правды». Эти приказы ведали делами внутренними и внешними, а возглавляли их люди которым доверял царь.
2. Куда переместилась «лишняя власть» после упразднения на местах власти наместников?
Власть стягивалась в центр. Именно в приказы переместилась «лишняя власть», появившаяся после упразднения наместников.
1. Почему стрелецкие полки называют первым регулярным (постоянным) войском в отечественной истории?
Стрельцы были основой полевого войска, исполняли полицейские функции, охраняли царя и его резиденцию. В отличие о народного ополчения оно всегда находилось при царе.
2.Как изменилось положение дворян в государстве, согласно Уложению о службе?
В 1556 г. было принято Уложение о службе, которое установило единый порядок несения военных повинностей для помещиков и вотчинников. Дворяне становились государевыми людьми. Дворянин начинал службу с 15 лет и нёс её пожизненно. Служба передавалась по наследству, поэтому дворян называли служилыми людьми «по отечеству». Исполнение службы обеспечивалось земельным и денежным жалованьем.
1. Как название Церковного собора — Стоглав ” характеризует отношение Ивана IV к церковным проблемам?
В 1551 г. был созван Церковный собор, в работе которого приняли участие и придворные. Царь представил целый список недостатков и непорядков в жизни церкви, для устранения которых Собор принял Уложение в ста главах. Отсюда и его название — Стоглав. Стоглавое уложение укрепляло дисциплину, сводило к единообразию церковную службу и обряды. Всё это способствовало процессам централизации.
2. Что было главной целью церковной реформы, как она соотносилась с другими реформами того времени?
Главной целью реформ церкви было подчинение церковной власти царю.
Вопросы и задания к § 5-6. Строительство царства
1. Прочитайте эпиграф (с. 32) и ответьте на вопросы.
1) Почему Иван IV назван в тексте Стоглава миротворцем?
1. Иван называется миротворцем, потому что он занимался делами не только всего государства, но и церкви.
2) Каким с церковной точки зрения должен быть идеальный царь-реформатор?
2. Добрый же он миротворец, державный самодержец, прекроткий царь Иван многими разумом и мудростью венчан и в совершенном благочестии царство содержать.
3) Можно ли называть московского царя самодержцем в период проведения реформ?
3. Нельзя царя назвать самодержцем во время проведения реформ, т.к. реформы возможно проводить только совместно с обществом.
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 38), выполните задание и ответьте на вопрос.
Оружие стрельцов – пищаль (огнестрельное оружие), холодное
оружие для ближнего боя — сабля и бердыш (топор с широким лезвием на длинной ручке).
Стрельцы и пушкари составляли основу царского войска.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Можно ли говорить о том, что реформы Ивана IV затронули только центральные органы власти и войско?
Б. Главная особенность реформ Иван IV в их широте – они затронули все сферы жизни общества и государства.
Например, была проведена реформа местного самоуправления. Судебник 1550 г. – это реформа законодательства. которое касалось и частной жизни подданных, частных споров. Занимался и церковным устройством.
1. Почему московскому государю потребовалась новая система государственного управления, включая представительные органы власти?
2. Какая монархия называется сословно-представительной?
Сословно-представительная монархия – это монархия которая опирается на сословия через представителей этих сословий в органах власти.
Таким органом власти, например, был Земский собор.
Власти не могли обойтись без поддержки сословных земских органов ещё и потому, что государственный аппарат своими силами не мог контролировать всю страну.
Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви
Зимой 1551 года царь Иван Грозный созвал собор для пересмотра и обновления уложений, контролирующих все сферы жизни. На собрании присутствовали представители светской и церковной власти. Доподлинно неизвестно был свод уже составлен в феврале 1551 года, или же его постановления редактировались до июля. Стоглавый собор просуществовал 100 лет. Лишь во времена патриарха Никона церковные правила полностью переписали, а Стоглав объявили вне закона.
Предпосылки созыва Стоглавого собора
В середине XVI века Церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди священнослужителей было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали много описок и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет Церкви. Не доверяя духовникам, люди все чаще практиковали языческие обряды. Для борьбы со всем этим и был созван Стоглав.
Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию по наведению порядка в Церкви. В самом своде упоминается, что священнослужители были рады приглашению царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить авторитет в глазах прихожан. Но, скорее всего, в ходе обсуждений постановлений свода между Иваном Грозным и митрополитом Макарием неоднократно случались разногласия.
Работа Стоглавого собора
Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.
Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:
Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.
Главные цели Стоглава
Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.
Наибольшее внимание уделялось:
Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.
Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры. Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Не одобрялось общение с иностранцами.
Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.
Суды и землевладения церковников
На соборе разделили гражданскую и духовную власть. Были отменены «несудимые» грамоты. Все монастыри, приходские причты оказались подсудными своим епископам. Гражданские суды не имели права судить церковнослужителей. А вот священники могли присутствовать на светских заседаниях, присылая своих выборных старост.
У Ивана Грозного остро стоял вопрос с увеличением государственных земельных наделов. Поэтому на соборе он предложил сократить церковные владения. В итоге было решено:
На сделки, совершенные до Стоглава, распространялись старые правила. А вот уже с 1551 года к продаже земель относились с большой осторожностью. Нарушение договора наказывалось конфискацией вотчины в пользу государства.
Итоги проведения Стоглавого собора
Свод новых законов позволил Ивану Грозному в значительной степени укрепить самодержавие. Среди феодалов большую силу начали набирать дворяне. Именно на них опирались другие вельможи. Дворяне самостоятельно формировали отношение к государю. С каждым десятилетием все сильнее проявлялось разделение общества на сословия. В каждом слое предусматривалась внутренняя организация.
Стоглавый собор разработал систему взаимоотношений между духовенством, государством и народом. Церковь обрела большую независимость. Несмотря на ограничение землевладений, никто не мог посягнуть на имущество храмов и монастырей.
Стоглав имел много недостатков. Противоречивые рекомендации, отсутствие конкретных ответов на некоторые вопросы стали причиной раздора внутри Церкви. В итоге уже через 100 лет патриарх Никон признал положения Стоглава неразумными. Не желая обвинять участников собора в невежестве, было решено объявить об их непричастности к составлению свода.
Стоглавый собор
Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.
Почему собор был назван Стоглавым
Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.
Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.
Участники собора
Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.
Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.
Предпосылки и задачи Стоглавого собора
Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.
Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.
Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.
На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.
Как проходил собор
Собор начался с молебна. После торжественного богослужения царь представил собравшимся обновленный и дополненный Судебник. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглаве были названы «царскими».
Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:
Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.
Структура Стоглава
В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.
Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.
Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.
В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:
Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:
Семейно-брачное право
Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.
Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.
Итоги собора
Поздняя трактовка решений Стоглава
Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.
Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.
Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения.
Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.
Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.
Стоглавый собор
Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.
Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.
Предпосылки и причины созыва
К середине XVI века возникла острая потребность в урегулировании законодательного права, как государственного, так и церковного. Усилившееся Московское царство после окончания монголо-татарского ига выступало в роли собирателя «русских земель». Вместе с усилением власти московских князей шли процессы централизации и унификации, направленные на создание единого государства.
Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.
Причины созыва Стоглавого собора:
Дата и место проведения
Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:
Работа проходила в течение двух месяцев в Успенском соборе Кремля. Но название не связано с наименованием церкви. Соборами в Древней Руси называли всеобщие собрания. Слово «Стоглавый» означает, что в ходе собора был принят сборник документов, состоящий из 100 глав.
Участники
Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:
Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:
На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:
Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:
Содержание работы Стоглавого собора
На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.
Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:
Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.
Основные решения Стоглавого собора:
Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.
По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.
Итоги и последствия
Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.
Главные итоги работы Собора 1551:
Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.
Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.
Публикации
Правовой кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством был выработан в России в XVI веке на собранном по инициативе Ивана Грозного Стоглавом соборе. На нем была произведена фиксация правовых норм внутренней жизни церкви, в том числе рассмотрена проблема превышения священниками своих полномочий.
О том, как был решен такой острый вопрос как земельный, а также о других аспектах пересмотра прав духовенства рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
К середине XVI века за нескольких веков существования православной церкви на Руси накопилось много неразрешенных разнообразных проблем, включая, прежде всего, правовые. Требовалось единообразие и упорядочение многих сторон деятельности духовенства, возник запрос на установление регулирующих правовых норм.
За это дело взялся сам царь Иван IV Грозный, считавший, что он, как преемник византийских императоров, должен принять на себя эту миссию. В 1551 году по его инициативе был собран исторический Стоглавый собор. По своему правовому статусу он стал равным Земскому собору — т.е. высшему органу законодательной власти.
Его участниками помимо Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы. Стоглавый собор свел вместе и систематизировал все нормы действующего права церкви. Целью этого государственно-церковного форума было объявлено преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. В связи с этим повестка дня была чрезвычайно насыщенной. Только царь поставил перед собранием 69 вопросов, на которые нужно было найти ответы и решения.
Уложение Собора 1551 года изложенное в 100 главах (отсюда и название Собора) затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов.
Постановления Стоглава касались таких правовых проблем, как установление размеров архиерейских пошлин, статус и полномочия церковного суда, вопросы объема прав и состояние дисциплины духовенства, монахов и мирян. Обсуждались темы положения монастырских вотчин, состояния народного образования, призрения нищих и другое.
В итоге Стоглав явился не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV-XVI веков.
Он произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни церкви. Можно сказать, что на этом высоком собрании был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В частности, Собором были определены взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Был узаконен принцип полной самостоятельности церкви в своих делах.
Стоглавый собор решил отменить все прежние царские «несудимые» грамоты, по которым разные архимандриты, игумены и священники освобождались от подсудности своему епископу, а некоторые церковные структуры выводились из-под юрисдикции церкви. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц, кроме «татебных» (воровство с поличным), разбойных и «душегубных» дел.
Наиболее болезненной и острой проблемой был земельный вопрос. Иван Грозный попытался на этом Соборе ограничить церковно-монастырское землевладение, которое невероятно разрослось в предыдущие времена.
Как известно, в годы монгольского ига церковные земли не облагались данью и налогами, поэтому в этот разряд правдами и неправдами переводились огромные площади земельных угодий. Около трети всех обрабатываемых земель в стране было в собственности монастырей и храмов.
А государство Ивана IV, становясь всё более дворянским, остро нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. Царь, для борьбы с боярами и удельными князьями, с остатками феодальной раздробленности, создавал свою новую социальную опору в лице дворян. И их надо было как-то содержать.
Но в этом вопросе Иван IV не нашел понимания у высшего духовенства, твердо отстаивавшее на Соборе свои земельные права и защищавшее свои интересы. Священноначалие категорически выступало за имущественную неприкосновенность Церкви.
В результате появилось нечто вроде компромисса: царь, по крайней мере, смог провести решения, направленные хотя бы на ограничение дальнейшего роста церковных землевладений. Так, в «Приговоре о вотчинах» говорилось о том, что Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
Запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.
Кроме того, закреплялось, что вотчины, которые были переданы монастырям и церквям «в прок», т.е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не имели права продавать, закладывать и вообще отчуждать каким-либо образом. Те же епископы или настоятели, которые продавали такие вотчины, лишались сана.
Решением Собора запрещалось епископам и монастырям отдавать деньги в рост, а хлеб «в присып» (тоже разновидность ростовщичества). Повелевалось деньги и хлеб употреблять на вспомоществование монастырским крестьянам.
Государство в лице царя сознательно отводило церкви роль руководителя всей идеологической сферы, видело в ней свою духовную опору. Поэтому и было обеспокоено авторитетом сословия духовенства, который, по общему мнению, к этому времени опасно пошатнулся.
На Соборе было честно констатировано, что местные священники, пользуясь своей бесконтрольностью, часто превышали свои полномочия, и вообще вели себя порой недостойно как на службе, так и в быту. Собор признал, что беспорядки, порочившие церковь, уже стали угрожать ее будущему. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост, которых обязали следить за церковным порядком и за поведением священников и притча.
Решались на Соборе и «кадровые» вопросы: о пополнении рядов духовенства, о том, кто имел право становиться священниками. Действительно, какая-либо система в подготовке священнослужителей полностью отсутствовала. Стоглав постановил открывать специальные духовные училища, которыми бы заведовали церкви, преподавателями в них должны были быть опытные грамотные представители духовенства.
Таким образом, Стоглавый собор явился весьма актуальным мероприятием: на нем были решены многие назревшие правовые проблемы взаимоотношения государства и церкви. В Стоглаве содержались необходимые разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным. Права духовенства теперь были более четко очерчены.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 12 марта