как называется храм в казани в кремле
Благовещенский собор
Информация для посетителей
Во время посещения собора необходимо надеть платок (для женщины), снять головной убор (для мужчин) закрыть оголенные части тела (плечи, колени), перевести телефон в беззвучный режим. Запрещено фотографировать молящихся, чтецов, лиц, ответственных за проведения религиозных мероприятий. При проведении религиозных мероприятий доступ туристов может быть ограничен.
Режим работы
Благовещенский собор работает ежедневно
с 9:00 – 19:00
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
Описание объекта
Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.
Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.
Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.
В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.
Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.
С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.
До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.
Благовещенский собор Казанского Кремля
Рядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.
В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.
Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.
Внутри Благовещенского собора располагаются мощи Святого Гурия — строителя и первосвятителя центрального объёма. Реконструкторам удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, резные элементы декора, иконостасы, утварь, образа. Такое богатое историческое наследие сподвигло открыть в Благовещенском соборе музей православного искусства.
Множество частей и деталей храма уже восстановлены, но ещё больше только предстоит вернуть из глубин нашей тяжёлой истории. Кажется, что эти древние стены, подобно голограмме, хранят на своей поверхности отпечаток всех событий, что происходили вокруг. А бурных событий было здесь в избытке.
История
Построенный в середине XVI века Благовещенский собор Казанского Кремля был почти в 2 раза скромнее по своей длине и ширине, если сравнивать его с тем, что мы видим сейчас. Разросся он из-за череды бед, которые на него регулярно обрушивались. Одних только крупных пожаров он пережил шесть, каждый из них уничтожал серьёзную часть комплекса и тех ценностей, что хранились внутри.
Не обходилось и без запланированных перестроек и реконструкций. В XVII веке была пристроена колокольня, которую разрушили уже при советской власти. Через сотню лет храм получил купола новой формы, трапезную и крыльцо. В середине XIX века его убранство обогатилось множеством икон, фресок и росписей. Наконец, начало прошлого века принесло храму электричество и отопление, а также обновление росписей и фресок.
Самые тяжёлые страницы своей истории Благовещенский собор открыл с приходом большевиков. Во время Гражданской войны Казань была во власти чешских войск, воевавших на стороне белых. Известен приказ Ленина: «Город не жалеть», и при штурме большевики не стеснялись подвергать красивый, исторический город массированным обстрелам из артиллерии. Благовещенский храм был серьёзно разрушен, и восстанавливать его коммунисты не спешили.
Верующим и священникам удалось спасти только мощи св. Гурия и несколько икон. Всё остальное разграбили красноармейцы, которые не в состоянии были оценить историческую и культурную ценность убранства храма. Большая часть хранившихся книг, икон, посуды пропала навсегда. В течение 20-х годов священнослужителям то разрешали проводить службы в Благовещенском соборе Казани, то снова запрещали. К концу десятилетия советские власти определились: арестовали последних представителей церкви и стали разбирать сооружение на стройматериалы. К счастью, центральный объём уцелел — его можно было только разломать, но не разобрать.
Не признававшие религию коммунисты приспособили церковь под архив и овощехранилище. Во второй половине 80-х годов впервые предприняли попытку вернуть храму исторический вид. Но главное возрождение произошло уже после распада СССР. С 1995 по 2005 год провели успешную реставрацию, сделав строение одним из важнейших культурных и туристических объектов Казани.
Интересные факты
Существует предание, что здесь обязательно бывали все великие люди, которые когда-либо посещали татарскую столицу. Под сводами церкви прохаживались и молились российские императоры, князья, писатели, певцы, композиторы, художники. И поныне каждый турист, приехавший в Казань, старается не пропустить Благовещенский собор Казанского Кремля в своей культурной программе. Ведь здесь есть, на что посмотреть, и от чего получить удовольствие.
В Благовещенском соборе Казани покоятся видные иерархи православной церкви: митрополиты, архиепископы, протоиереи. Скромная келья святителя Гурия без слов расскажет о его аскетичной жизни, полной труда и лишений. Древние стены и археологические фрагменты до сих пор хранят следы стихийных бедствий и ожесточённых сражений.
Перед глазами посетителя проплывает целый срез российской культуры и истории. Интерьеры Благовещенского собора Казанского Кремля поражают своим высоким художественным стилем и красотой. Особенно удивительно то, что большая часть росписи, икон и фресок — точная реставрация работ талантливых художников XVI-XVII веков.
Экскурсия в собор
Узнать больше об истории Благовещенского собора Казани, зайти внутрь, увидеть интерьеры Вы сможете на обзорной экскурсии с посещением Кремля Казани. Экскурсия ценна не только своей эстетической составляющей. Рассказы об истории, о бывшем культурном богатстве, о тёмном периоде нашей истории, в течение которого богатство было растеряно — всё это заставляет глубоко задуматься о своей ответственности перед будущими поколениями.
Казань ярко показывает, как последователи различных религий и взглядов могут жить в гармонии и согласии. Близкое соседство одного из центральных православных храмов с крупнейшей мечетью Татарстана Кул Шариф — немое свидетельство ментальной широты России, где место найдётся всем, кто желает мира и спокойствия.
Соборы, храмы и мечети Казани – традиции всех религий
Содержание:
Столица Татарстана – большой мультикультурный город. За более чем 1000-летнюю историю у жителей Казани сформировалось толерантное отношение к разным религиям. На улицах и в Казанском кремле мусульманские мечети стоят рядом с православными храмами и нисколько не мешают друг другу. Замечательный пример взаимного уважения и принятия чужих традиций!
Благовещенский собор
Вид Благовещенского собора со стороны смотровой площадки Казанского кремля
Величественная церковь в Казанском кремле – прекрасный образец псковской архитектуры и один из самых старых православных соборов города. Крестово-купольный храм был заложен во времена Иоанна IV Грозного. Его много раз перестраивали и восстанавливали после пожаров.
Несколько веков Благовещенский собор играет роль духовного центра Поволжья. Под сводами церкви бывали российские императоры, знаменитые писатели и композиторы. В хоре храма пел известный российский бас – Федор Шаляпин. Сегодня туристы приезжают в собор, чтобы увидеть красочные фрески и старый некрополь, в котором захоронены 17 митрополитов и архиепископов.
Мечеть Кул-Шариф
Вид мечети Кул-Шариф
Новый храм был построен в память о мечети, которая украшала город в Средние века, но была разрушена войсками Иоанна IV Грозного. Около четырех с половиной веков об утраченном храме напоминали только народные предания и немногочисленные документы, но в 2005 году легендарный Кул-Шариф стал реальностью.
Мусульманская святыня стоит на территории Казанского кремля. Пятиэтажное здание из гранита и мрамора имеет массивное основание, большой центральный купол и шесть высоких минаретов. Белый камень ярко блестит на солнце, а на закате стены мечети приобретают нежный розовый цвет.
Храм всех религий
Вид на храм всех религий, Вселенский храм, Международный культурный центр духовного единения
Самая необычная достопримечательность Казани – храм, который очень похож на сказочный разноцветный замок. Оригинальное архитектурное сооружение построено по проекту Эльдара Мансавеевича Ханова в селе Старое Аракчино, неподалеку от западных окраин города. Современная церковь объединяет 16 религий, которые исповедуют в разных уголках земного шара.
Вселенский храм в Казани – настолько масштабный и затратный архитектурный проект, что его продолжают возводить до сих пор. В открытых помещениях находятся школа искусств, концертный зал и картинная галерея. Гости могут посетить Католический и Египетский залы, заглянуть в Чайную комнату и Зал Иисуса Христа, принять участие в интересных мастер-классах и послушать музыку.
Богоявленский собор
Вид на Богоявленский собор на фоне колокольни
Небесно-голубой храм в стиле русского барокко замечательно вписывается в городскую застройку и считается настоящим украшением Казани. Туристы приходят посмотреть на золоченые купола, голубую отделку фасадов и отдельно стоящую колокольню, которая поднимается на 74 м. Долгое время монументальная краснокирпичная башня была самым высоким зданием города.
Величественная колокольня и живописный Богоявленский собор внесены в список памятников культурного наследия России. В этой церкви крестили знаменитого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. В наши дни православная святыня – действующий храм, и здесь регулярно проходят церковные службы.
Церковь Параскевы Пятницы
Общий вид на храм святой великомученицы Параскевы Пятницы
Красивая белая церковь с лазоревыми куполами – один из самых известных соборов и храмов Казани. Его история начинается с середины XVI века, когда был построен первый деревянный храм. Нынешняя каменная церковь появилась в 1720-е годы. Она была построена на деньги богатого купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева. Церковь несколько раз горела во время сильных пожаров, но потом ее полностью восстанавливали.
Красивый храм Параскевы Пятницы выполнен в традициях русского барокко – восьмерик на четверике и имеет высоту 22 м. Церковь на Большой Красной улице прошла через непростые испытания в годы борьбы советской власти с религией. В конце прошлого века она была полностью отреставрирована и открыта для верующих.
Мечеть аль-Марджани
Вид на мечеть аль-Марджани
Многие историки называют правление Екатерины II эпохой религиозной терпимости в стране. В 1770-е годы 62 казанских купца собрали огромные деньги – 5000 рублей и построили в городе первую со времен Иоанна IV Грозного мечеть. Примечательно, что разрешение на строительство дала сама российская императрица!
Старинный мусульманский храм гармонично сочетает традиции строгого средневекового зодчества, изящного «петербургского» барокко и татарский декоративный орнамент. В годы советской власти мечеть аль-Марджани в Старо-Татарской слободе оставалась единственным действующим мусульманским храмом в городе. Здесь хранится почитаемая мусульманами святыня – надмогильный камень Мухаммад-гали бека.
Петропавловский собор
Вид Петропавловского собора
Ценнейший архитектурный памятник и один из духовных символов города возвышается на улице татарского писателя Мусы Джалиля. Православный храм построен на возвышенном месте, поэтому его хорошо видно из разных частей Казани. Церковь выполнена в традициях пышного «нарышкинского» барокко, и радует глаз уникальным ярким убранством.
Петропавловским собором восхищались все гости Казани – императоры и царские чиновники. О православной жемчужине писали Александр Пушкин и Александр Дюма. В хоре казанского храма пел сам Федор Шаляпин. Внутри можно увидеть старинные иконы и богато украшенный семиярусный иконостас, изготовленный в 20-е годы XVIII века. Туристы любуются интерьерами, а верующие приходят поклониться мощам митрополита Казанского Ефрема, который в 1613 году венчал на царство Михаила Романова.
Азимовская мечеть
Вид Азимовской мечети
Многие считают Азимовскую мечеть самым красивым архитектурным памятником татарской столицы. Когда-то в Старо-Татарской слободе стоял небольшой мусульманский храм из дерева, куда ходили молиться рабочие с мыловаренной фабрики. В 1851 году уважаемый казанский купец Мустафа Азимов построил здесь деревянную мечеть, а спустя 26 лет его наследник – Муртаза Азимов перестроил здание в камне.
Старинной мечети повезло – ее не уничтожили в годы антирелигиозной кампании. Резное сокровище Казани радует паломников и туристов нежно-зелеными фасадами, красивой внутренней отделкой, стрельчатыми арками и разноцветными витражами. Отличительная особенность Азимовской мечети – стройный трехъярусный минарет, который напоминает высокие минареты Константинополя. Он поднимается на 51 м. К сожалению, деревянная лестница внутри здания сильно обветшала, поэтому посетителей на минарет не пускают.
Мечеть Нурулла
Вид мечети Нурулла
Сенная или Седьмая соборная мечеть появилась в Казани в середине XIX века. Как и многие культовые здания в городе, ее построили на деньги казанских купцов и промышленников. Ктиторами мечети Нурулла стали родные браться Ибрагим и Исхак Юнусовы, которые вложили в строительство двухэтажного белокаменного здания деньги своего отца – Губайдуллы Юнусова.
С арабского языка название мечети переводится как «свет Аллаха». Мусульманский храм украшен в лучших традициях Ближнего Востока и Волжской Булгарии. Середину архитектурного комплекса занимает многоугольный центральный зал для молитв, который имеет зеленый купол и замысловатые оконные витражи. Высокий минарет венчает островерхая крыша. Благодаря стрельчатой арке у входа, он похож на бастион средневекового замка.
Закабанная мечеть
Вид Закабанной мечети
На восточном берегу казанского озера Кабан стоит мечеть, посвященная 1000-летию принятия татарами ислама. Из исторических документов известно, что правитель Волжской Булгарии – могущественный хан Алмуш в 922 году сделал исламскую веру основной религией своего государства. Готовясь к важной дате, в 1914 году на народные деньги в Казани начали строить новую Юбилейную мечеть.
Издавна Кабан и протока Булак делили территорию города надвое. С запада жила татарская община, а к востоку селились православные горожане. Двухэтажную Закабанную мечеть построили на христианской части Казани по архитектурному проекту, который разработал Евгений Печников. Здание имеет два отдельных зала, где могут молиться женщины и мужчины. Три уровня минарета стали символом трех периодов в истории татар и булгар – до принятия ислама, средневекового и современного.
Благовещенский собор
История создания Благовещенского собора
После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную
Место для будущего кафедрального собора Иван Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.
Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.
Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе
Архитектурный облик собора
Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.
Изображение Благовещенского собора присутствует на всех старинных гравюрах
Однако, в течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.
К концу 17 века узкие окна были заменены на более широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме. А в начале 19 века к собору был присоединен Архиерейский дом посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.
Массивная трапезная значительно увеличила площадь старинного храма
Дело в том, что первоначально с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь.
К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.
Так выглядит собор на рисунке знаменитого Турнерелли в середине 19 века
При создании придела Бориса и Глеба обнаружилась старинная келья, где Св.Гурий любил когда-то молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.
Вход в бывшую келью Св.Гурия
Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав и апсидах собора, да сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.
Несмотря на изменения, увидеть следы архитектуры 16 столетия вполне возможно
В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.
Внутреннее убранство храма периодически подновлялось или менялось
Внутри соборные стены вначале были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.
Судьба собора после революции
В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии
Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.
Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах
Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.
Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов
Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.
А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.
Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри
Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.
А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.
На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля
В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.
История храмовой Колокольни
После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.
Колокольня Благовещенского собора была красива и высока
Первый ярус сооружения был оснащен полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.
Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.
Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля
Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.