как называется учение об относительности условности и субъективности человеческого познания
РЕЛЯТИВИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «РЕЛЯТИВИЗМ» в других словарях:
Релятивизм — Релятивизм ♦ Relativisme Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный… … Философский словарь Спонвиля
РЕЛЯТИВИЗМ — (от лат. relatio отношение). Учение об относительности всякого познания в зависимости от познающего субъекта. (Протатор: человек есть мера всех вещей) или от законов сознания (Конт). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Релятивизм — (лат. relativus салыстырмалы) – онтологиялық құрылымдарды, танымды және қоғамдық қызметті (мәдениетті) талдау мен түсіндіруінің теориялық концепциясы мен әдіснамалық принципті қолдану нәтижесінде әлеуметтік білімнің салыстырмалылығын білдіретін… … Философиялық терминдердің сөздігі
РЕЛЯТИВИЗМ — (от латинского relativus относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму … Современная энциклопедия
РЕЛЯТИВИЗМ — (от лат. relativus относительный) признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму … Большой Энциклопедический словарь
релятивизм — относительность Словарь русских синонимов. релятивизм сущ., кол во синонимов: 2 • относительность (4) • … Словарь синонимов
релятивизм — а, м. relativisme m.> нем. Relativismus < лат. relativus относительный. филос. Концепция, согласно которой все наши знания относительны и условны и тем самым объективное познание действительности невозможно. Крысин 1998. || Екатерина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕЛЯТИВИЗМ — РЕЛЯТИВИЗМ, релятивизма, мн. нет, муж. (от лат. relativus относительный) (научн.). 1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.) … Толковый словарь Ушакова
РЕЛЯТИВИЗМ — РЕЛЯТИВИЗМ, а, муж. В философии: методологическая позиция, сторонники к рой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности. | прил. релятивистский, ая, ое. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова
РЕЛЯТИВИЗМ — (от лат. relativus относительный) англ. relativism; нем. Relativismus. Методол. принцип анализа и инвентаризации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от… … Энциклопедия социологии
Философский принцип, утверждающий относительность и условность познания
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философский принцип, утверждающий относительность и условность познания «, 10 (десять) букв:
релятивизм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова релятивизм
Определение слова релятивизм в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. relativus ≈ относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания.
Примеры употребления слова релятивизм в литературе.
Надо провести корабль методологии и философии науки между Сциллой абсолютизма и Харибдой релятивизма, причем в отличие от Одиссея, современный методолог вряд ли осведомлен, какое из этих двух зол менее опасно!
У Часов рассуждали о квантах, сингулярностях, релятивизме, аберрации, адсорбции, аккумуляции и активации.
Кванты Планка, релятивизм Эйнштейна, модель атома Бора, эффект Зеемана и проблема спектральных линий.
На среднего, малоискушенного в вопросах культурного или нейрологического релятивизма человека обрушивается поток противоречащих друг другу и конфликтующих друг с другом туннелей реальности.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Агностицизм: что это простыми словами, краткий обзор, теории
Приветствую Вас, друзья!
Основной целью философии всегда было стремление понять, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. При этом с античных времён мыслители задумывались о том, удастся ли человечеству когда-нибудь найти ответы на все вопросы, или же некоторые аспекты мироустройства так и останутся для нас непознанными. Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, поэтому у каждой из версий есть свои сторонники.
Концепция, согласно которой, полное понимание мира для человека недоступно, называется гносеологическим пессимизмом. Её сторонники считают, что человеческий разум не способен понять всех аспектов мироустройства, а значит, всегда будут оставаться вопросы, достоверных ответов на которые человечество найти не сможет.
Гносеологический пессимизм включает два направления:
Сегодня мы поговорим об агностицизме. Мы подробно рассмотрим суть данного учения, историю его появления и развития, перечислим основных сторонников и детально разберём, чем оно отличается от скептицизма.
Что такое агностицизм?
Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.
Термин «агностицизм» происходит от древнегреческого слова ἄγνωστος (агностос – непознанный), которое в свою очередь было образовано из слова γνῶσις (гнозис – знание) добавлением префикса отрицания ἀ- (а-).
Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.
Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.
Основные идеи агностицизма
Своим развитием агностицизм обязан большому числу мыслителей, развивавших и популяризировавших его идеи на протяжении многих столетий. Рассмотрим основные идеи агностицизма с привязкой к конкретным ученым и философам — тем, чей вклад привёл к формированию агностицизма в его современном виде:
Джордж Беркли
Ключевым тезисом, который Беркли развивал и отстаивал на протяжении всей своей научной деятельности, было утверждение «бытие – это то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Он настаивал, что человеку доступно лишь то знание об окружающей действительности, которое он получает посредством восприятия.
При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует лишь в той форме, в которой оно было воспринято. Следовательно, познание объективной реальности не может быть абсолютным, поскольку оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.
Дэвид Юм
Идеи Юма схожи с идеями Беркли. Его главной работой, освещающей данную тему, стал «Трактат о человеческой природе», опубликованный в 1739-1740 годах (публиковался частями). В этой работе он рассуждает о вопросах достоверности знания, а также о принципиальной невозможности проверить эту достоверность.
При этом он не призывает к тотальному скептицизму, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство доступных нам методов познания. Все знания достигаются за счёт эмпирического и теоретического познания. Иными словами, процесс познания всегда подразумевает некие предположения и допущения, многие из которых невозможно достоверно доказать или опровергнуть.
Иммануил Кант
Как было отмечено выше, Кант рассматривал объективную реальность как «вещь в себе», которая существует независимо от человеческого сознания, но при этом доступна в определённой форме для его восприятия. Он утверждал, что сначала необходимо понять границы разума, и только потом можно будет рассуждать о принципиальной возможности или невозможности чистого знания, а также о методах его достижения.
А пока мы не понимаем этих границ, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (наше восприятие реальности) идентична «вещи в себе» (объективная реальность). Упрощённо агностицизм Канта можно сформулировать следующим образом: пока неизвестны границы человеческого разума, абсолютное знание невозможно, как невозможен и ответ на вопрос о достижимости абсолютного знания в будущем.
Герберт Спенсер
Свою позицию по рассматриваемой тематике Герберт Спенсер изложил в работе «Основные начала». В ней он говорит, что «последняя реальность» недоступна для человеческого понимания, поскольку границы возможностей его разума не простираются так далеко, как простирается реальность.
Спенсер отмечает, что это является главным инструментом религий, которые используют всевозможные домыслы и иносказания, чтобы создать иллюзию понимания. При этом утверждения, постулируемые религией, невозможно проверить в силу всё тех же ограничений человеческого разума.
Таким образом, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек ничего не может знать достоверно о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые невозможно изучить опытным путём.
Зарождение и развитие агностицизма
Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.
В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.
Авторами классической концепции агностицизма считаются Дэвид Юм и Иммануил Кант. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, исходит из опыта. А этот опыт всегда будет ограничен, и выйти за его пределы невозможно. Соответственно, невозможно достоверно понять, насколько знание совпадает с объективной реальностью. Кант применял к объективной реальности понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Он считал, что субъект может познать в любом объекте лишь тот смысл, который вкладывает в него собственными действиями.
Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.
Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).
Отличия агностицизма от скептицизма
Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.
Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.
Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.
В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.
Заключение
Агностицизм представляет собой философскую концепцию, основной тезис которой гласит, что мир непознаваем для человеческого разума и люди не могут понять действительную природу реальности в силу ограниченности своего восприятия. Одно из ключевых утверждений заключается в том, что нам недоступно достоверное знание о существовании Бога. Иными словами, мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование божественных проявлений.
В связи с этим агностицизм, в частности, отказывает любой религии в статусе достоверного знания. На протяжении многих веков это служило причиной жёсткой критики данной концепции. Однако и сегодня она продолжает существовать. При этом на данный момент сформировалось три ветви: философский, научный и религиозный агностицизм. Каждая из этих ветвей постулирует и аргументирует ограниченность возможностей познания в соответствующей области.
«Предмет Философии»
31. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
• позитивизм
32. Направление, отрицающее существование Бога, называется:
• атеизм
33. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
• Объективному идеализму
35. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это:
• Представление
36. Онтология – это:
• учение о бытии, о его фундаментальных принципах
37. Определите время возникновения философии:
• VII-VI века до нашей эры
38. Определите, что не относится к чувственным формам познания?
• Понятие
39. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
• вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
40. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
• философия
41. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется:
• Познание
42. Отрицают возможность познания мира:
• агностики
43. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это:
• Релятивизм
44. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
• Гносеология
45. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется:
• Софизм
Тема 5. Гносеология: Учение о познании
1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это:
2. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: агностицизм;
3. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это: солипсизм.
4. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает: солипсизм;
5. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – это: агностицизм;
6. Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм;
7. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания, – это: скептицизм;
8. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает: скептицизм.
9. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания, – это:
10. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:
11. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе более простых явлений и законов: редукционизм;
12. Принцип сведения сложного к простому в познании – это: редукционизм.
15. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это: рационализм.
16. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:
18. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки: истина абсолютная;
19. Частичное, неполное знание об объекте: истина относительная;
20. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков: понятие.
21. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений: понятие;
22. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей: абстрагирование;
23. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному: абстрактное;
24. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному: конкретное.
25. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается: практикой;
26. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта: мышление.
27. Практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями:
28. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей: труд.
29. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности: объект;
30. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект: субъект;
31. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения: знак;
32. Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию: символ.
33. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг: труд;
35. Форма чувственного познания: представление;
36. Форма чувственного познания: восприятие;
37. Форма рационального познания: понятие;
38. Форма рационального познания: суждение;
39. Форма рационального познания: умозаключение.
40. Форма рационального познания: гипотеза;
41. Форма рационального познания: теория;
42. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: восприятие.
43. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире: познание.
44. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением: представление;
45. Сохранение памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств: представление.
47. Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление: ноумен;
48. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту:
50. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания:
51. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: практика;
52. Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий: знание.
53. Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности:
54. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина;
55. Классическое определение истины: соответствие знания действительности;
56. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире: познание;
57. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.
58. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли: суждение;
59. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов: умозаключение.
60. Предположительное суждение о закономерной связи явлений:
61. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности:
62. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию»:
63. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»: сенсуализм;
64. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: обыденный;
65. Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета: методология.
66. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ;
67. Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: синтез;
68. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок: индукция;
69. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: дедукция;
70. Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках: аналогия;
71. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков: абстрагирование.
72. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: гносеология.
73. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах: методология;
74. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины: скептицизм;
76. Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности: корреспондентская;
77. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо: прагматическая.
78. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения: конвенционалистская;
79. Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость: когерентная;
80. Важнейшая характеристика истины: объективность.
81. Основной критерий истины в познании: практика;