как описываются ангелы в ветхом завете
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Что мы знаем и чего не знаем об ангелах
В послании Колоссянам 2:18 говорится: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. « Как вы видите, Библия предостерегает нас, чтобы мы не доверяли фантазиям и домыслам людей в отношении ангелов, потому что рассуждения человека об ангелах Библия называет «вторжением в то, чего не видел».
Ангелы упоминаются как минимум 108 раз в Ветхом Завете и 165 раз в Новом Завете. Библия содержит информацию, которая позволяет нам не только узнать, кто такие ангелы и каково их предназначение, но также понять, каким должно быть наше отношение к ним.
Давайте же рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы об ангелах.
В некоторых случаях Библия образно применяет это слово к людям:
Во всех приведённых выше отрывках в оригинале используется слово «ангел», переведённое на русский язык как вестник, посланник, ангел.
Однако, в большинстве случаев, это слово используется в Библии для ссылки на духовные существа, созданные Богом, включая добрых и злых ангелов, а также особые их категории, такие как Херувимы и Архангелы.
Поскольку ангелы являются духовными, а не физическими, существами, у них совершенно нет нужды или необходимости быть видимыми (Колоссянам 1:16 «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое»). Елисей однажды помолился, чтобы его слуга увидел армию ангелов, окружающую город. И когда юноша увидел ангельскую армию, то осознал, чего он раньше не знал и не видел (4Царств 6:16-17 «И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея»)!
Когда ангелы становятся видимыми, они чаще всего появляются в человеческой форме. В 18-й главе книги Бытия Авраам принимал у себя троих гостей-ангелов, которые на первый взгляд выглядели не более чем путешествующими странниками. В следующей главе двое ангелов отправились в Содом, где их приняли за обыкновенных путников.
В большинстве случаев (исключая спорный случай, описанный в Захарии 5:9) ангелы появляются в мужском облике, нежели в женском (Марк 16:5 «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись»).
Ангел, который отвалил камень от гробницы Иисуса, источал яркий свет (Матфея 28:3 «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег», Лука 24:4 «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих»).
Книга Откровения описывает невероятных существ, которые могут быть разновидностями ангелов: Откровение 4:6-8 «…и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».
Ангелы ни разу в Библии не появляются в виде миленьких маленьких розовощёких обнажённых ангелочков, какими их часто изображают на картинках. Ангелы всегда появляются в образе взрослого человека. При виде ангелов (как это описывается в Библии), обычно, люди падали ниц, преклоняли колени или ложились на своё лицо со страхом и трепетом.
Некоторые места Писания описывают ангелов с крыльями (Исаия 6:2 «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал»). В других отрывках говорится о летающих ангелах, отсюда мы и делаем вывод о том, что крылья могут иметь к этому какое-то отношение (Даниил 9:21 «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня. «). Однако, мы не должны забывать, что ангелы могут свободно передвигаться и без помощи крыльев. Большинство библейских ссылок об ангелах ничего не говорят об их крыльях. И в отрывках, подобным 18-й и 19-й главам Бытия, явно видно, что никаких видимых крыльев у ангелов не было.
Так как Писание говорит о сотворении ангелов, то нет сомнений, что ангелы не существовали вечно:
Неемия 9:6 «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются».
Псалтирь 147:2,5 «Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились».
Таким образом, «утренние звёзды» (Сатана до грехопадения имел имя «Сын зари») и «Сыны Божии» (Библия иногда так называет ангелов, потому что они являются творением Бога Отца) радовались при сотворении земли.
И ангелы, и люди являются существами сотворёнными. И тех и других сотворил Господь Бог. В этом состоит сходство между ангелами и людьми. Однако также существует ряд отличий:
Нам точно не известно, существует ли у каждого отдельно взятого ангела свои обязанности или некоторые из них специализируются в какой-то одной или нескольких областях. Однако Библия разделяет ангелов на Херувимов (Бытие 3:24 «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни») и Серафимов (Исаия 6:2 «Вокруг Него стояли Серафимы»).
Библия называет ангелов «служебными духами»: Евреям 1:14 «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
Евреям 12:22 «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов«.
Таким образом, будет правомерно предположить, что количество существующих ангелов может сравниться лишь с количеством людей, существующих сейчас и когда-либо существовавших на земле вместе взятых.
В послании к Евреям 12:22-23 написано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…».
Заметьте, что в этом отрывке перечисляются те, кто будет встречать верующих по ту сторону жизни и смерти. Там через запятую перечислено несчетное количество ангелов и «духи праведников, достигших совершенства». Как вы видите, это две разные группы встречающих.
К сожалению, мы не можем доверять всем ангелам.
Библия характеризует некоторых ангелов как «избранных» (1Тимофею 5:21 «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» ) или «святых» (Матфея 25:31 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним. «, Марк 8:38 «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»).
Изначально все ангелы были святыми и находились в присутствии Бога (Матфея 18:10 «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного») и пребывали на небесах (Марк 13:32 «Ангелы небесные»).
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его«;
2Петра 2:4 «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»;
Иуда 6 «…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня»;
Ефесянам 6:12 «потому что наша брань не против крови и плоти, но против. духов злобы поднебесной».
Вообще, это великий невидимый (для зрения) конфликт, масштаб которого трудно себе даже представить. Однако необходимо понимать, что эта борьба не является войной двух равных по силе противоположностей. Бог, сотворивший все существа, всё держит под контролем. Падшие ангелы думают, что они делают, что хотят. На самом же деле, они делают лишь то, что им дозволено Богом. В определённый же момент, их восстание закончится полным и окончательным поражением, и они навеки будут повергнуты в Озеро огненное.
Итак, ни в коем случае нельзя доверять первому попавшемуся ангелу, поскольку он может оказаться не вестником от Бога, а одним из падших ангелов.
Библия предупреждает, чтобы мы не доверяли всем духам подряд: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Иоанна 4:1-3)
Божий ангел никогда не будет свидетельствовать против Иисуса Христа и говорить то, что противоречит Слову Божию. Если же явившийся вам ангел говорит не то, что записано в Библии или трактует Священное Писание не так, как учил Иисус Христос, то этот ангел был послан не Богом, а дьяволом. Потому что и апостол Павел предупреждал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема« (Галатам 1:8).
Ангелы: девять чинов. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы
Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы
Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.
Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?
Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?
10. Об Ангелах в Священных Писаниях
Для тех, кто размышляет 10
Согласно аятам Корана и хадисам, в определенных ситуациях ангелы могут принимать форму человека. Например, существует описание того, как Гавриил пришел сообщить Марии о предстоящей беременности: «Вспомни в этой книге о Марии… Мы послали к ней дух Наш. Он ей явился в совершенно человеческом образе…» (Сура 19:16). Также передано в достоверных повествованиях от Пророка, что Гавриил посещал его в различных человеческих обличиях. Иногда сподвижники Пророка были свидетелями как Гавриил приходил к Пророку в образе красивого сподвижника по имени Духйа ибн Халифа Аль-Кальби, а иногда в образе неизвестного бедуина. «Несмотря на то, что ангелы могут принимать образ человека, они не мужчины и не женщины. «Разве Мы создали ангелов женского пола. » (Сура 37:150).
На основании следующего коранического описания Гавриила можно утверждать, что ангелы сотворены в прекрасном виде: «…Боже, это – не человек, таким только может быть прелестный ангел» (Сура 12:31), обладают огромной силой: «Его научил (Мухаммеда) страшной силою. Полной мощи (научивши его) успокоился, поднявшись на высшую точку горизонта (Сура 53:5-7). О мощи и устрашающей силе ангелов можно прочитать в книге пророка Иезекииля.
Однако целиком «список» подобного рода нигде не приводится. Особые формы служения приводятся лишь для некоторых чинов небесных сил. Так, херувимы и серафимы предстоят престолу Вседержителя «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:2-4); также в небесном богослужении принимают участие ангелы «И видел я, и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11-13).
Часть ангелов, называемых «Мукаррабун», находится в постоянном поклонении Всевышнему, имя которого не сходит с их уст. О них сказано в Коране «Свод небес едва не разверзается, ангелы славословят Его и просят помилования за тех, кто на земле…» (42:5). Ангелы, именуемые «Кирамен Катибин» ведут постоянный счёт земным делам людей и скрупулёзно записывают в персональную книгу жизни деяния каждого человека. «Когда два ангела, назначенные собирать слова человека, начинают собирать их, один садится по правую его сторону, другой – по левую. Он не произносит ни одного слова, без того, чтобы не было подле него наблюдателя, быстро отмечающего» (Сура 50:17-18). Вот как комментирует этот аят Д.Н.Богуславский: «По мусульманскому поверью, ангел, записывающий добрые дела, следит за тем, который записывает злые дела. Как только человек сделал доброе дело, оно сейчас же вносится в список, если же человек согрешит, то правый ангел приказывает находящемуся под его ведением левому ангелу подождать семь часов, в том предположении, что грешник, может быть еще раскается».
Другие ангелы «Хафаза» исполняют роль защитников людей. Господь дает им следующее задание: «Я – с вами, идите подкрепить верующих…» (Сура 8:12). В деянии святых апостолов приводится описание освобождение Петра из темницы, в которую его заточил Ирод: «И вот Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деяния 12:7). Ангелы, посланные Богом, поддерживают верующих во время опасности: «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся Павел! Тебе должно предстать пред Кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (Деяния 27:23-24). Когда же человек просит помощи у Господа, он внимает им и говорит: «Я подкреплю вас тысячью ангелов, следующих одни за другими» (Сура 8:9). В других аятах Корана можно прочитать о трех и пяти тысячах ангелов, посланных на защиту людей в зависимости от тяжести положения: «…Господь ваш ниспосылает вам на помощь три тысячи ангелов; … если неприятель вдруг нападет на вас, то Господь даст вам в помощь пять тысяч ангелов вооруженных» (Сура 3:124-125). Если бы не защита ангелов, люди постоянно подвергались бы нападениям сатанинских сил.
Ангелы, именуемые «Забани» поставлены охранителями преисподней. «Двенадцать ангелов стерегут ее. Мы поставили хранителями огня только ангелов; число их было определено только для искушения неверных…» (Сура 75:30-31). Они громадного роста и очень жестоки. В Коране в аллегорической форме описывается, как происходит наказание Божее: «…ангелы наносят удары по лицу и по спине и кричат им: вкусите наказание пламенем. Это мучение дело рук ваших. Потому что Бог не мучитель рабам Своим» (Сура 8:50). В Евангелие говорится о том же так: «…Ты творишь ангелами Своими духов и служителями своими пламенеющий огонь» (Послание к Евреям 1:7). Ангелы являются инструментами Божьих судов, о чем достаточно полно описано в Откровении святого Иоанна Богослова: «И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от восхода солнца и имеющего печать Бога живого… И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле…» (Откровение 7:1-2; 8:2,6,13).
В Библии ангелы главным образом служат вестниками и исполнителями воли Божьей. В первую очередь архангел Гавриил и другие, не названные по имени ангелы, возвещают воплощение Иисуса Христа и свидетельствуют Его Воскресение и Вознесение. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лука 1:26-27;30-31). В Коране мы находим доказательство сказанному в Библии: «Мы послали к ней (Марии) дух Наш (Гавриила). Он ей явился в совершенно человеческом образе» (Сура 19:17); «… Мы дали Иисусу, сыну Марии явные знамения и укрепили его духом святости (ангелом Гавриилом)» (Сура 2:253); «По воле Своей Он ниспослал ангелов с духом своим на того их рабов своих, на кого хочет» (Сура16:2).
В более частных случаях ангелы возвещают людям волю Творца или совершают по Его повелению те или иные действия. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет ангелов «служебными духами»: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евреям 1:14). Одним из таких заданий Господа, совершенных Гавриилом, было принесение Мухаммеду Корана: «Скажи им, что дух святой (Гавриил) действительно принес тебе его (Коран) от твоего Господа для укрепления верующих и для руководства и благовестия мусульман» (Сура 16:102); «Его (Коран) принес с неба верный дух (Гавриил)» (Сура 26:193). В Коране ясно говорится, «Кто будет врагом Богу, ангелам Его, посланникам его, Гавриилу и Михаилу, тем неверным врагом будет Бог» (Сура 2:98).
Анализ и сопоставление различных фрагментов Библии и Корана, в которых говорится об ангелах, позволяет получить более полное представление об их сущности и деяниях. Они славят Бога, поклоняются и служат Ему, радуются делам Божьим, исполняют ответы на молитвы, поддерживают во время опасности, заботятся о праведниках в час смерти и являются инструментами Божьих судов.
Благодаря скрупулезному изучению священных текстов мы в очередной раз пришли к выводу, что каждое последующее писание является подтверждением предшествующего, а так же дополнением и разъяснением и обогащением, что убеждает нас в Едином Источнике ниспослания Откровений.
Ангелы – девять чинов
Ангельские лики[1] | Ангельские чины[2] | Описание | Ссылки |
Первый лик | | Шестикрылые Ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название (ивр. сараф – «пылающий», «огненный») получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю. | Ис.6:2 |
| Четырехкрылые и четырехликие Ангелы. Их главное служение – просвещение (ивр. керубим – «умы», «распространители познания, мудрости»). | Исх.25:18–20 ; Исх.37:7–9 и др.; Евр.9:5 | |
| Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд. | Иез.1:18 ; Кол.1:16 | |
Второй лик | | Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 |
| Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим. | Рим.8:38 ; Еф.1:21 | |
| Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 | |
Третий лик | | Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 |
| Начальники Ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения. Особое место в ангельской иерархии занимают Архангелы – Архистратиги Небесных воинств. К ним относятся Архангелы Михаил (верховный Архангел, покровитель всего Небесного воинства), Гавриил, Иеримиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгодиил, Варахиил. | 1Фес.4:16 и др. | |
| Ангелы наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом «Ангел» обозначается именно чин Небесных Сил. В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики. | Быт.19:15 и др. |
[1] Ангельский лик – собрание Ангелов, принадлежащих к одной иерархической степени.
[2] Ангельский чин – иерархическая степень Ангелов.