как шахматы влияют на мозг ребенка
Как шахматы влияют на мозг ребенка
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Развитие логики и пространственного воображения
Развитие внимания и усидчивости
Развитие памяти
Формирование характера и воли
Развитие целеустремленности
Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Эмоциональный интеллект
Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.
Интуиция
В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.
Умение мыслить системно и нестандартно
Развитие творческих способностей и возможностей
Развитие способности к обучению
Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.
Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.
В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!
Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.
Ход королевы: что даёт шахматная школа
Как начать играть в шахматы, почему не обязательно разбираться в математике и кем становятся шахматисты
Я пришёл в шахматный кружок за компанию с товарищами, которые сперва играли лучше меня. Через полтора года я получил приз на городских соревнованиях, в то время как многие мои сверстники бросили занятия. В старших классах я понял, что стать гроссмейстером не судьба, и выбрал преподавательскую стезю. Мне повезло учиться по уникальной программе «Педагог-организатор шахматной работы», а затем тренировать ребят в Греции, России и Германии. Расскажу о том, чем полезны шахматы и как стать любителем этой древней игры.
Что дают шахматы
Прокачка умственных способностей и личностных качеств
Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.
Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.
Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.
Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.
Тусовка интеллектуалов
Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.
За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.
Спортивные достижения и награды
Шахматы — это спорт, если речь идёт о соревнованиях высокого уровня.
Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.
Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.
Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.
Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день. При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки.
Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.
Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.
В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.
Мифы о шахматистах
Знание математики
Далеко не каждый шахматист добивается успехов в математике, даже если имеет высшее образование в этой области. Французский гроссмейстер Анатолий Вайсер, скорее, исключение: после окончания Новосибирского государственного университета он защитил кандидатскую диссертацию по математике.
Увлечение шахматами формирует свойства характера, полезные для научной работы: внимательность к деталям, способность подолгу фокусировать внимание на сложном материале. Вероятно, всё это помогает шахматистам успешно справляться со школьной математикой, но прямой связи между этим спортом и наукой нет.
Флегматичный характер
Большинство ребят, которые приходят в кружок, очень подвижные. Они не создают впечатление усидчивых, даже если хорошо играют в шахматы. Такие школьники прилагают большие усилия, чтобы обуздать свою активность и высидеть несколько часов за партией.
Шахматные турниры и тренировки не терпят вызывающего поведения. В любой ситуации спортсменам приходится справляться с эмоциями и сохранять лицо. Однако поведение за доской и в жизни не всегда совпадает. Умение держать себя в руках — результат многолетних тренировок, а не особенность темперамента.
Как начать осваивать шахматы
Все шахматные достижения начинаются с простых шагов. Например, дошкольники 3–4 лет сперва играют в лабиринты с несколькими фигурами. Школьники быстро запоминают, как ходят фигуры и решают более сложные задачи. Мне удалось через полтора года занятий получить III разряд и обыграть на городском турнире шахматистов более высокого уровня.
Мастерство шахматиста складывается из многих умений. Одно из них — расчёт вариантов. Отточить его помогают шахматные задачи, которые приходится решать ежедневно. Более сложный навык — освоение стратегии и понимание игровых позиций — большинству даётся тяжело и приходит с опытом.
В моей тренерской практике был случай, когда девятиклассник легко видел общую картину, выполнял сложные стратегические расчёты, но мог прозевать фигуру. Он считал шахматные задачи скучными, а они не менее важны в подготовке, чем изучение партий чемпионов и участие в турнирах.
Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Учебники
Старшеклассникам советую начинать знакомство с шахматной наукой по «Учебникам шахматной игры» кубинца Хосе Рауля Капабланки и немца Эмануила Ласкера. Новичкам на первых порах будет тяжело изучать современные партии: нынешние гроссмейстеры вобрали в себя опыт большой истории шахмат и даже с подробными комментариями их игра будет не понятна начинающим.
После изучения основ можно браться за избранные партии известных шахматистов. Обратите внимание на комментированные сборники игр XIX и XX века — они есть почти о каждом из выдающихся игроков. Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров написал пятитомник «Мои великие предшественники» — он выбрал наиболее интересные партии предыдущих чемпионов мира и детально их проанализировал.
Курсы и лекции
Во время пандемии многие шахматные мероприятия перешли в онлайн: гроссмейстеры читают лекции на популярных ресурсах. Сайты, например chess.com и lichess.org, борются за аудиторию, предлагая интересные задания, разборы игр и бесплатные турниры. Если до появления интернета добыть информацию было проблемой, то сегодня непросто отыскать качественный контент.
Начинающие и опытные игроки приходят на мои занятия в «Фоксфорде». Школьники развивают необходимые навыки, тренируют память, решают задачи, а с этого года встречаются и на онлайн-турнирах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Необычная практика: как шахматы становятся универсальным образовательным инструментом
Эта игра развивает стратегическое мышление, повышает успеваемость детей, а для некоторых буквально становится путёвкой в жизнь.
Из этой статьи вы узнаете:
«Умные ученики не всегда играют в шахматы, но те, кто играет, всегда становятся умными», — утверждает Салом Томас-Эль, американский педагог, директор школы в штате Делавэр и тренер по шахматам. Уже более 30 лет он использует эту настольную игру в своей учительской практике. За прошедшие годы его ученики выиграли около десятка национальных соревнований, но победы на турнирах — отнюдь не главная задача Томаса-Эля.
«Не каждый в итоге станет конкурентоспособным шахматистом, но мы даём возможность развить настойчивость, выносливость, повысить чувство собственного достоинства, стать эффективнее», — говорит педагог. По его мнению, игра в шахматы развивает все эти качества. Причём даже у детей, которым обучение даётся не так-то просто.
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.
Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
В отчете Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили сертификаты первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.
Шахматы для школьников
Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.
А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.
Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.
«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.
Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.
Шахматы для дошкольников
Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.
«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.
В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам. Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.
К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.
«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.