как устроен мозг вундеркинда
Кто такой Гений, как работает его мозг и можно ли им стать?
В 1905 году Альберт Эйнштейн разработал теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и волна одновременно. В довершение всего он разработал свое знаменитое уравнение E = mc², которое описывает отношения между веществом и энергией в том же году. Ему было всего 26 лет.
Без сомнения, Эйнштейн был гением. Не будем забывать про Исаака Ньютона, ведь является основоположником современной физики. Он также сыграл большую роль в развитии исчисления, которое некоторым людям трудно понять даже после длительного изучения в школе. Музыкальный гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет. Моцарт написал сотни произведений, но при этом умер в 1760 году в возрасте 35 лет.
Согласно общепринятому мнению, гении отличаются от всех остальных людей. Они могут думать быстрее и с большой вероятностью принимают верные решения. Кроме того, многие люди полагают, что все эти дополнительные умственные способности приводят к эксцентричному или странному поведению. Точно сказать, что конкретно делает человека умным — сложно. Выяснить, как этот человек стал гением, еще труднее.
Многие люди настаивают на том, что любой, у кого коэффициент интеллекта (IQ) выше какого-то определенного значения, тот и является гением. Другие считают, что IQ-тесты измеряют лишь ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые считают, что высокие результаты тестов просто показывают высокий уровень эрудиции.
Получается, до конца понять и определить степень гениальности невозможно. Нет единого мнения по этому поводу, но когда мы вспоминаем такие имена как Леонардо Да Винчи или Никола Тесла, никто не сомневается в их гениальности.
Чтобы перейти к более глубоким вопросам, нам все таки необходимо определиться с тем, кого мы будем называть гениями. Мы будем использовать такую трактовку:
Это не обязательно высокий уровень IQ. Это человек который совершает открытия, изобретает или создает произведения искусства. Обычно, гениальная работа меняет взгляд людей на мир или в той области, в которой эта работа проводилась. Другими словами, гений должен быть одновременно умным и способным применить свой интеллект продуктивно или впечатляюще.
Но каким образом, человек может создать нечто подобное? Это другой, отличающийся от других мозг? Или это исключительная эрудиция? Это способность замечать информацию, которую другие люди могут считать неважной? Мы начнем искать ответы на эти вопросы с самого логического варианта — человеческого мозга.
Как устроен мозг любого человека?
Мозг регулирует все органы в нашем теле. Когда вы двигаетесь, он посылает импульсы по вашим нервам и говорит вашим мышцам, что им делать. Мозг контролирует обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Даже эмоции, вы их испытываете, только потому что ваш мозг обработал информацию. Кроме того, вы можете анализировать информацию и решать проблемы. Но как это все происходит?
Ученые точно не выяснили, как работает серое вещество, но у них есть представление о том, какая часть мозга за что отвечает. Все самые сложные процессы, такие как мысли, рассуждения происходят в коре головного мозга (внешняя часть). Более простые функции, которые относятся к инстинкту самосохранения, происходят глубине в мозга.
Очевидно, что кора головного мозга оказывает наибольшее влияние на умственные способности. Но изучить, как именно это работает — сложно и вот почему:
Несмотря на все эти трудности, исследователи выяснили несколько причин, которые влияют на уровень интеллекта. Исследование, проведенное в 2004 году в Калифорнийском университете в городе Ирвин, показало, что количество серого вещества в частях коры головного мозга имеет большее влияние на интеллект, нежели общий объем мозга. Полученные данные свидетельствуют о том, что физические характеристики мозга, могут влиять умственные способности.
КУРЕНИЕ ДЕЛАЕТ НАС ГЛУПЫМИ?
Согласно результатам исследований, опубликованным в 2004 году, курильщики и бывшие курильщики не показали таких же результатов на тестах, как некурящие. В 1947 году в возрасте 11 лет, 465 человек прошли тест, который измерял когнитивные способности. Они снова прошли тест в 2000 — 2004 годах. У курящих людей обнаружили снижение когнитивных функций на один процент. Возможное объяснение этой корреляции заключается в том, что из-за патологий легких, вызванных курением, в мозг поступало меньше кислорода.
Чем отличается мозг гения от других?
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, был проведен в 1999 году. Оказалось, что его мозг немного меньше среднего. Но, его теменная доля была больше, нежели у большинства людей. Эта преимущество позволила Эйнштейну лучше понимать математику и рассуждать на тему пространства. В теменной доле Эйнштейна также почти отсутствовала разделительная линия, обнаруженная в мозге большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие линии, означало, что различные области его мозга могли лучше сообщаться.
Исследования также показывают, что в некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей. Это связано с тем, что физическая структура мозга может быть наследственной чертой.
Хотя ученые не уверены точно, как и почему это происходит, ясно, что структура мозга играет роль в уровне интеллекта человека. Но в чем разница между гением и высоким интеллектом? И что делает одного человека умнее другого? Далее мы попробуем с этим разобраться.
Исследования доказали, что прослушивание Моцарта может временно повысить показатели IQ, данное явление назвали «эффектом Моцарта». После того как вышли публикации ученых на эту тему, стало очень популярно включать музыку Моцарта для еще не родившихся детей или младенцев. Эффекта Моцарта заключается в том, что музыка делает людей более бодрыми и бдительными. Также было выявлено, что при прослушивания музыки Моцарта в мозгу используются одни и те же нейроны, какие и для задач математического или пространственного мышления. Тем не менее, эффект Моцарта является временным, а исследований с использованием младенцев не было. Поэтому нельзя утверждать, что это делает детей умнее.
Высокий уровень интеллекта означает гениальность?
Интеллект и гениальность трудно измерить количественно или присвоить некую оценку. Психологи и неврологи активно изучают эти явления. Целая область исследований, известная как психометрия, посвящена изучению и измерению уровню интеллекта. Но даже в этой области эксперты не всегда сходятся во мнении, что именно и как анализировать. И хотя уровень развития является основным для гения, не все они хорошо проходят те или иные тесты, включая IQ. Также, не все гении хорошо учились в школе или имели специализированное образование, в своей области.
Тестированием интеллекта занимаются уже тысячи лет. Китайские императоры использовали тестирование способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 году до нашей эры. Тесты, которые мы знаем как тесты IQ, появились в конце 19-го века. Сегодня IQ-тесты нацелены на измерение памяти человека, а также языковые, пространственные и математические способности. В теоретическом плане эти тесты измеряют концепцию или фактор, известный как g. Вы можете думать о g как о единице измерения или о способе выражения объема интеллекта, который есть у человека.
IQ-тесты также стандартизированы, так что большинство людей получают оценки от 90 до 110. В мире распространено мнение, что любой, кто набрал большое число — часто выше 150 — автоматически становится гением. Но, несмотря на существование людей с высоким IQ, многие ученые говорят, что не существует гениального уровня — IQ.
Многие преподаватели и исследователи считают, что в целом стандартизированные тесты на IQ позволяют прогнозировать, насколько хорошо ребенок будет учиться. Школы часто используют эти тесты, чтобы определить, кого из детей учить в одаренных или специальных учебных классах. Большинство колледжей и университетов и некоторые работодатели также используют их для отбора претендентов.
Кроме того, некоторые исследователи и теоретики утверждают, что концепция g слишком ограничена и не дает полного представления об интеллекте человека. Эти исследователи считают, что интеллект является комбинацией многих факторов. Теория, которая пытается обеспечить более полное представление об интеллекте, — это теория множественного интеллекта (МИ) Говарда Гарднера. По словам Гарднера, существует семь типов интеллекта:
Многие родители и педагоги считают, что по этим категориям можно сравнить разных детей и понять их сильные и слабые стороны. Но критики утверждают, что определения Гарднера настолько широки и всеобъемлющи, что делают интеллект бессмысленным.
Существует стереотип, что одаренным детям, сложнее вписаться в коллектив (например в школу). Но данный стереотип имеет место быть. Исследование, проведенное в Университете Пердью (США) в котором участвовали 423 одаренных студента, показал, что они гораздо больше подвержены издевательствам со стороны других студентов. Также, уровень социальной адаптации часто был ниже, нежели, чем у других людей. Социальная адаптация выражалась в способности легко вливаться в новые компании, знакомиться, вести диалог. Однако, эти исследования актуальны больше для школ или высших учебных заведений, у повзрослевших одаренных студентов подобные социальные трудности, как правило, значительно уменьшались, или сходили на нет.
Триархическая теория интеллекта.
Роберта Дж. Штернберга создал триархическую теорию, по его словам, человеческий интеллект включает в себя:
По мнению Штернберга, общий интеллект человека представляет собой комбинацию этих трех способностей. Критики утверждают, что он имеет мало эмпирических доказательств своих теорий. Они также утверждают, что практический интеллект вовсе не является интеллектом или что его можно объяснить с помощью других теорий.
Теории триархии и множественного интелекта относительно новы, и критики указывают на недостатки в них обоих. Тем не менее, они могут лучше дать понять, кто такие гении, нежели чем традиционные тесты IQ. Гении — это не просто люди с большим количеством g. Моцарт, например, сочетал музыкальный гений с врожденным пониманием математики и моделей. Гений Эйнштейна охватывал сферы логики, математики и пространственных отношений. И у всех гениев есть очень важная общая черта — у них есть изобилие творческого интеллекта. Без этого они не были бы гениями. Они были бы исключительно умными.
Сколько творчества нужно, чтобы стать гением? Далее мы рассмотрим, как воображение и продуктивность способствуют гению.
Творчество делает людей гениями.
Есть большая разница между тем, чтобы быть умным и гением. Хотя гении, как правило, исключительно умны, они также используют воображение и творческий подход, чтобы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей сфере. Они открывают новые возможности, а не просто запоминают или рассказывают существующую информацию.
Гении, обычно, не работают отрешенно — почти всегда они анализируют работу других великих умов и используют эту информацию в своих новых открытиях. Гении-самоучки, часто изучают информацию с неожиданной стороны или другим изобретательным способом. это происходит потому, что он не проходил обучения в какой-либо школе и ему не навязали конкретную систему.
Некоторые исследователи считают, что творческие люди менее подвержены к скрытому торможению, нежели чем другие люди. Скрытое торможение — это бессознательная способность игнорировать окружение и происходящее в нем. Исследователи предполагают, что творческие люди либо получают больше информации от окружающего мира, либо меньше ее игнорируют. Это также может объяснить, почему творческие люди более склонны к психическим заболеваниям. Люди, которые не способны фильтровать информацию и эмоционально неустойчивы, более склонны к психозу.
Творчество также, похоже, имеет некоторые общие черты с биполярным расстройством. Чаще оно встречается среди писателей и художников, но ученые пока не пришли к общему мнению, почему так происходит.
Людей с синдромом Саванта часто называют гениями. Синдром Саванта — это редкое состояние, в которое попадают люди страдающее аутизмом или другими нарушениями в развитии. Но при этом имеют один или несколько удивительных навыков. Фильм 1988 года «Человек дождя» хорошо показал человека с данным синдромом.
Исследователь Дэвид Галенсон полагает, что творческие люди бывают двух основных типов:
Мы можем никогда не узнать, почему некоторые люди используют свое творчество больше, чем другие, или почему некоторые люди наиболее креативны в определенные периоды своей жизни. Мы можем никогда не узнать, почему человек получает необходимый баланс умственных способностей, интеллекта и творчества, чтобы стать гением. Но ясно одно — гении играют центральную роль в достижениях науки, техники и понимания. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совершенно другим. Концепции, которые мы сейчас принимаем как должное, такие как гравитация, планетарные орбиты и черные дыры, все еще могли бы быть не обнаружены.
Однако, можно посмотреть на эту тему совершенно с другой стороны: существует мнение, которое выражает противоположную точку зрения. Возможно гениев не существует, а главное их отличие от остальных людей — это страстное увлечение, тем, чем они занимаются.
Тайны мышления: можно ли натренировать мозг и стать гением
Тайны мозга
На коже осталась обожженная дорожка от прохождения протонного пучка и глубокие шрамы навсегда. На что тут можно было надеяться? Но Бугорский не просто выжил, произошло настоящее чудо. Он полностью сохранил интеллект. Правда, после несчастного случая левую сторону лица бедолаги-ученого парализовало, как после инсульта, зато правая сторона не только прекратила стареть, но даже помолодела. Летящий пучок протонов разрушил все нервы на своем пути.
Почему мозг поделен на две половины?
Мозг не чувствует боли, поэтому при операции на мозге обезболивающие не принимают. Однако сама голова чувствует боль, и чтобы от нее избавиться, необходимо дать приказ себе не ощущать дискомфорт, а получать удовольствие. Например, если человек боится ожогов от крапивы, они получаются обширными, и образуются пузыри, а если он поборолся с этим чувством, следов практически не будет.
Как стать гением?
Большинство людей в мире обладают мозгом, масса которого в среднем составляет 1-1,2 кг. Самыми маленькими мозгами наделены коренные жители Австралии, самый тяжелый мозг весил 2,85 кг. Человек, который носил в голове такие мозги, по логике, должен был хвастаться невероятными умственными способностями, но в действительности он страдал от крайней формы олигофрении.
Размер не имеет значение
Известный французский писатель Анатоль Франс имел мозг чуть больше килограмма. Гениальный русский писатель Иван Тургенев весом мозга превзошел всех писателей в мире, его мозг был массой 2 килограмма 12 граммов. Как видите, любой размер мозга большому уму не помеха.
Доказано, все ноу-хау приходят в голову только умам подготовленным. Таблица Менделеева не приснилась просто так. Великий ученый долго работал над этим открытием. Мозг Дмитрия Ивановича продолжал все время мыслить. Просто однажды там щелкнуло. По легенде, это произошло во сне и, скорее всего, под утро. В это время в передней доле мозга наблюдается самая высокая активность.
Лакмусовая бумажка интеллекта
Есть научное предположение, что устройство Вселенной напоминает систему нейронов в головном мозге. Материи разных галактик в ней взаимодействуют между собой, развиваясь и разрастаясь. Исследователи уверены, что сходство не случайно, и считают, что системы головного мозга и грандиозная Вселенная развиваются по единым природным законам.
Раскрывая все тайны мозга, не стоит считать его основным предназначением только запоминание информации. Конечно, мозг выполняет эту функцию, но возможности его гораздо шире, чем просто способность положить информацию на полочку. Мозг является совершенным генератором.
Почему раненый палец болит сразу? Это связано с чрезвычайно быстрым движением нервных импульсов от мозга к частям тела. Скорость их примерно 273 километра в час, как у «Формулы-1».
Как развить интеллектуальные способности?
Можно ли увидеть сознание другого человека? Оказывается, это возможно. Сиамские близнецы Хоган соединены головами, у них один мозг на двоих, поэтому сестры могут читать мысли друг друга. Если одной девочке закрыть глаза, а перед второй поставить предмет, то сестра, у которой закрыты глаза, сможет точно его описать.
Чем человек больше развивает свой мозг, тем меньше вероятность получить заболевание. Любая активность стимулирует появление новой ткани. Можно ли натренировать мозг, чтобы он работал до старости?
Повелитель человека
Мозг каждого человека создает свою авторскую версию окружающего. Увидим ли мы когда-нибудь мир настоящим? И готов ли мозг его принять? Он контролирует всю нашу жизнь и любит учиться. Разгадать все его возможности не в силах ни один современный ученый, именно поэтому вокруг него такое большое количество мифов и гипотез.
Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым.
ЧТОБЫ СТАТЬ ГЕНИЕМ, ОТКЛЮЧИТЕ ЧАСТЬ МОЗГА
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около одной десятой нейронов своего мозга, а вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.
Согласно новой гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы считают, что способности, проявляющиеся у «идиотов-гениев», маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а «человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.
Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотезу, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.
Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые также относятся к категории феноменально одаренных и в то же время ущербных людей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: «Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?» И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: «Четверг». Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальные расчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат, не допуская «вывода на монитор».
То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрыть глаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены, что сделать это может любой из нас.
Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенском университете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен, что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводит в качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего в себе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студент вслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумер считает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания и потому способен моментально выдать результат «мимо сознания».
Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.
Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами, которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием. Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его перед экраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можно научить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способность сохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер, приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научил его двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсор к изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно, удастся научить человека и временно отключать «мешающий» участок мозга.
Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространено мнение, что у «гениев-идиотов» односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на концептуальное мышление, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.
Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг «гениального идиота» неспособен на такое обобщающее мышление, а мозг обычных людей неспособен к феноменальному «лоскутному» мышлению. У обычного человека, считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысленную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. Хаппе объясняет: «Если бы могли заглянуть в мозг «гения-идиота», мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти и так далее».