какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
Какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.
Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:
В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.
Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Как перейти на самообразование
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!
Как учатся на форме самообразования
Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.
Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.
Кому подходит самообразование
Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:
Плюсы и минусы самообразования
Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:
✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.
✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.
✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.
✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.
Минусы
❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Статья «Современная модель образования»
Современная модель образования
В концепции модернизации образования в России одной из главных задач является повышение качества образования, которое необходимо обеспечить в современных условиях, конкурентной среды. Современный этап развития образования в России связан с формированием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности. На смену традиционной образовательной системе приходит личностно-ориентированное образование, которое формирует способность человека к саморазвитию.
Принципами личностно-ориентированного обучения являются:
-развитие личности образовательного процесса;
-личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
-ведущими мотивами обучения, становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения, которые являются полноправными субъектами образовательного процесса;
-формирование знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
-отношение педагога и обучающегося основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.
Профессиональную культуру преподавателя, как сущностную характеристику его личности в сфере профессиональной деятельности, можно представить в виде взаимосвязанных компонентов:
-гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся;
-культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции собственной деятельности;
-компетентность в сфере преподаваемого предмета на уровне интегративных знаний по специальности, а также владение современными педагогическими технологиями;
— опыт творческой деятельности;
— готовность работать в условиях личностно-ориентированного образования.
Сегодня в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений имеются противоречия, главная из которых, недостаточная активность студента в образовательном процессе, а личностный подход к образованию предполагает позицию активного и самостоятельного субъекта.
Использование личностно-ориентированных технологий требует организации деятельности студентов на занятии, а именно:
-выявлять и использовать субъектный опыт студента на основе диагностики;
-преобразовывать учебный материал на основе обучения студентов вариативным, проблемным, внутренне неоднозначным заданиям.
-предоставлять студентам право выбора содержания, формы предоставления и способ в проработки задания;
-стимулировать инициативы студентов по изменению форм и методов обучения;
• анализ своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
• учет понимание индивидуально-психологических особенностей студентов
• умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
• выстраивания системы знаний и умений студентов в соответствии с ФГОС по преподаваемой дисциплине;
• учет межпредметных связей;
• применение новых технологий.
На этапе завершения образовательной программы студент должен обладать определенными качествами:
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Ставить цели, мотивировать деятельность организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
В настоящее время образовательная политика государства направлена на реализацию личностного и профессионального потенциала будущего специалиста с одновременным удовлетворением потребностей общества.
В заключении хотелось бы отметить, что именно ориентация на студентов, имеющих разный уровень подготовки и профессиональный опыт, учет их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, предполагает совместное планирование образовательного процесса. Сотрудничество при определении целей образования и оптимальных путей их достижения позволит более эффективно осуществлять процесс социализации будущего специалиста. Разработка моделей образования, ориентируемых на развитие личности, сегодня приобретает статус важнейшего методологического принципа, определяющего общую направленность в деятельности преподавателя, работающего в системе образования на современном этапе.
Статья на тему :Модели образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Московская область Пушкинский район
МБОУ «Софринская СОШ №2»
Доклад на тему :
«Модели образования.»
Подготовила учитель начальных классов
Куликова ТВ
Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.
Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.
Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.
Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.
Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.
Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.
Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.
В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.
Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.
Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.
Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
Цели образовательной системы.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цель образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает.
Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.
ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);
Какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
В педагогической литературе часто встречаются термины модель образования (образовательная модель) и модель обучения.
Термин модель обучения используется применительно к организации учебного процесса.
Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.
Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования.
В ряде научных публикаций модели образования подразделяются на технократические и гуманистические. Главными педагогическими ценностями в технократических моделях являются знаний, умения и навыки (ЗУНы). Основные педагогические ценности гуманистических образовательных моделей – личность ребёнка, её гармоничное развитие (И.П. Подласый).
Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют следующие модели образования.
Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этой модели образование выступает одной из отраслей народного хозяйства и строится по ведомственному принципу с жёстким централизованным определением целей и содержания образования, типов образовательных организаций и состава учебных дисциплин для каждого типа. Главное достоинство: возможность централизованного распределения средств (финансирования образовательных организаций, прогнозирования потребности специалистов исходя из тенденций развития той или иной отрасли и т.д.). Главный недостаток: мало возможностей для индивидуализации образования, для учёта потребностей личности каждого ученика, студента.
Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности. Однако и у этой модели есть недостатки. Так, её реализация невозможна без соответствующей инфраструктуры, без развитой сети образовательных организаций разного типа и профиля. Применительно к России с её большими и неравномерно населёнными территориями очень сложно создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы всем жителям страны равные возможности в получении образования, ориентированного на максимальное развитие личности.
Модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.) считается традиционным способом передачи новому поколению культурного опыта прошлого. Данная модель нацелена на формирование системы базовых знаний и умений, позволяющих индивиду в дальнейшем перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей, опыта. Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемогго материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели – научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования. Недостаток: ориентированность в большей степени на некий идеальный уровень образованности, а не реальные жизненные потребности.
Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.) предполагает такую организацию образования, которая обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к обществу, к существующим социальным условиям. Знания и опыт, полученные при такой модели образования, позволяют личности безболезненно войти в систему общественных отношений, занять в ней свою социальную нишу. Это её главное достоинство. В качестве главного недостатка можно назвать чрезмерную специализированность получаемого образования, пренебрежение широкими научными знаниями, что в дальнейшем существенно ограничивает выпускника в выборе профессии, а при необходимости изменить сферу заработка создаёт трудности в профессиональной переподготовке.
Феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Приверженцы феноменологической модели отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер» (само название модели – производное от слова «феномен» – свидетельствует о том, что каждый ученик уникален). Личностная направленность образования – безусловное достоинство феноменологической модели. К её недостаткам можно отнести сравнительно высокие затраты на индивидуальное образование, возрастающие требования к профессиональной квалификации педагогов. Поэтому сегодня в мира нет опыта абсолютной реализации данной модели в массовой школе.
Неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.) – это образование вне школ, вузов и других социальных институтов: дистанционное обучение, обучение через книги, средства массовой информации, мультимедийные учебники, сеть Интернет и т.п. Очевидный плюс данной модели – максимальная свобода выбора обучающимся места, времени, профиля и способа обучения, возможность обучаться вне зависимости от места проживания. Однако свобода является плюсом при условии, что человек готов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, а это возможно только, когда он уже имеет солидный опыт учения и сильную мотивацию самообразования. Кроме того, непривязанность обучения к какому-либо социальному институту лишает неинституциальное образования официального статуса и не позволяет обучающемуся получить документ об образовании государственного образца. Поэтому данная модель рассматривается как способ дополнительного образования и саморазвития.
Традиционная и инновационная модели обучения. Их преимущества и недостатки
Ключевые слова: модели обучения
Особенности развития динамичного современного мира требуют новых контекстов деятельности учителя. Под влиянием появления новых факторов меняется также и сама модель обучения.
Под моделью обучения понимается схематичный образ учебного процесса, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. [2] В настоящее время выделяют две основных модели обучения: традиционную и инновационную, которые имеют свои особенности (такие как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения и др.), а также как положительные, так и отрицательные стороны.
Преимуществом традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации, а также оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Кроме того, в данной модели обучения положительно можно отметить упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость и систематический характер обучения. Такое обучение обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков, а непосредственное управление процессом усвоения предупреждает появление пробелов в знаниях. Также коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. [3]
Рассмотрим главу «Алгоритмы и исполнители» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класс. При изучении тем данной главы несколько раз проходят самостоятельные работы по построению блок-схем и написанию алгоритмов на школьном алгоритмическом языке. Анализ результатов работ позволяет быстро выявить типичные ошибки большого количества учащихся за короткий срок и сразу организовать работу по их устранению.
Однако при таком обучении учащиеся усваивают знания без раскрытия путей доказательства их истинности, обучение строится по шаблону, отличается однообразием. Среди недостатков этой модели обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление, а также усредненный подход и отсутствие индивидуального обучения.
Рассмотрим изучение главы «Основы логики» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класс. В данный раздел входят несколько тем, таких как: «Законы преобразования сложных логических выражений», «Построение таблиц истинности логических выражений» и др. Данные темы вызывают у большинства учащихся трудности в освоении (прослеживается межпредметная связь с математикой и происходит явное выявление наименее успевающих учеников в классе), поэтому изучаемый материал усредняется, обучение отличается многократным повторением в данном разделе, и основная нагрузка падает на память.
Традиционное обучение мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Кроме того, на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. [3]
Одним из преимуществ инновационной модели обучения является направленность обучения на формирование личной мотивации учащихся высокого уровня, нестандартного мышления, ответственности, инициативности, собственного отношения к происходящему вокруг. Такое обучение способствует развитию самостоятельности, творчества, продуктивного и критического мышления, а также делает учебный материал более доступным.
Рассмотрим главу «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» в курсе «Информатика и ИКТ» 10 класс. В изучении данного раздела запланирован практикум «Создание информационного объекта в виде презентации». Его можно организовать в виде парной работы учащихся по созданию творческого проекта в MS PowerPoint «Мое предприятие», в котором продумываются назначение и цель проекта, описание и перспективы роста предприятия, риски, производственный план, персонал, рассчитывается спрос и доход и т.д. Данная работа учащихся нацелена на самостоятельное приобретение знаний и формирование умений в процессе решения практических проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Педагогу в рамках данного проекта отводится только роль координатора, эксперта. Организация такого практикума способствует формированию исследовательских умений, познавательного интереса, креативного мышления, приобретению навыков самообразования и самоконтроля.
К недостаткам инновационной модели обучения можно отнести недостаточную эффективность обучения при формировании практических умений и навыков, особенно трудного характера, где показательное подражание имеет большое значение. Например, при изучении главы «Алгоритмы и исполнители» в курсе «Информатика и ИКТ». 9 класс. В данном разделе изучаются такие темы, как «Язык программирования Паскаль», «Структура программы. Основные операторы», «Линейные, разветвляющие, циклические алгоритмы» и др. При изучении данных тем оптимальна традиционная модель обучения с систематическим повторением и четкостью подачи учебного материала.
В инновационной модели обучения отмечаются также большие расходы времени на изучение учебного материала, усвоение знаний приобретает спонтанный, неуправляемый характер, появляется трудность контроля и оценки познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, основные модели обучения, традиционная и инновационная, отражают наиболее общие особенности учебного процесса и имеют свои преимущества и недостатки. Анализ данных моделей обучения позволяет сделать вывод о том, что в условиях развития современного мира возможно лишь их рациональное сочетание, так как инновационные технологии, несмотря на свой большой положительный потенциал, не могут полностью заменить традиционные технологии, обладающие высоким уровнем фундаментальности.