какие формы и методы обучения на занятиях логоритмики используются ответ
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Елена Михелева
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей,речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По наблюдению музыкального руководителя за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития (имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности).Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
По моему мнению, методические рекомендации Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Основные требования к построению логоритмической деятельности
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия,состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:
• в старшей – 25 минут;
• в подготовительной – 30 минут.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры,а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.Обязательно:
наличие зеркала, музыкального центра, набора аудио записей для прослушивания ритмических упражнений;
— наглядность: маски, детские игрушки, иллюстрации;
— игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки;
— игрушки-инструменты,издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
— игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики;
— мячи (латексные Су-Джок, массажные, скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка).
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.
соревновательный- используется для совершенствования уже отработанныхупражнений.
Логоритмическое занятиевключает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Чистоговорки и пальчиковые игры педагог может использовать в других видах деятельности.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельностинеобходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Достижение цели раскрывается через следующие группы задач: обучающие, развивающие, воспитательные
— создать на занятиях атмосферу праздника, радости, ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
— развивать фонематическое восприятие, фонематические функции;
— уточнять артикуляцию при произношении изучаемого звука, способствовать автоматизации поставленных звуков;
— развивать речевое дыхание, речевой слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи, чувство ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации;
— развивать неречевые психические процессы;
— воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движениями.
В процессе проводимой работы я столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом,работа по данному направлению:
• стимулировала введение в практику логоритмической деятельности авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
• способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
• способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
• позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особенно на логопедической группе.
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.
Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
Методическая разработка по логоритмике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Красновская СОШ
Каменского района Ростовской области
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношение указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом логопедической ритмики являются многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются, как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно двигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует:
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
3) восприятию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении движению используются различные приемы.
а) наглядно-зрительные показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм, фотография, телепередача, картины и т.п.)
б) тактильно-мышечные- включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги (чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения).
в)наглядно-слуховые- звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.
Особенности и основные звенья логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей, как основы воспитания перевоспитания речии устранение речевых нарушений.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формирование моральных норм, развитием волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.
В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:
Воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, развитие речи и коррекция речевых нарушений: вопитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса,фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Рассмотрим содержание первого звена логопедической ритмики:
1. Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты, звука ритма, динамической насыщенности музыки.
2. Занятия по логопедической ритмике представляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.
3. Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.
4. Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении.
Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Данное звено реализуется с помощью занятий в зависимости от речевого нарушения и предполагает:
1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, спотыканием, с дизартрией).
2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, с заиканием).
3. Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, а так же у лиц с нарушениями голоса осуществялется средствами логоритмики на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха. Речь имеет общие с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент (в речи- логопедические ударения), паузауию.
4. Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов.
Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей.
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Решение оздоровительныз задач обусловлено теми теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения или усугубляются в связи с ним.
Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детсяком саду.
Эстетические задачи так же решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дефференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.
Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т.п.
Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией. Следует учитывать, что в любой коррекции должно быть развивающее начало.
Построение занятий. Виды упражнений.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
а) упражнения для развития основных сторон внимания;
б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;
в) упражнения для развития чувства темпа и ритма;
г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная хотьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для следующих занятий.
Содержание занятий и дифференцированная методика
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваются шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходят к легкому бегу, чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу; отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных движений.
Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориеньтировку в пространстве.
При невротическом заикании необходимо учит детей непринужденным, свободным, выразитеельным движениям в соответствии с характером музыки, темпом, регистрами.
При неврозоподобном заикания показана тренировка апредлагаемого движения, его точности, согласованности, а так же неоднократные повторения по образцу движений педагога.
Упражнения для развития основных сторон внимания.
Упражнения на переключение внимания включает смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям «медведя», на звуки среднего регистра изображая ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики». Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребенка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного ох показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен. Или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч.
Используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания: «Запрещенное движение», «Пройти путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и т.д.
При невротическом заикании в целях развития активного внимания можно использовать следующие формы его тренировки.
1. Осуществление детьми определенных движений от лица сказочного персонажа, преодолевающего различные препятствия путем перепрыгивания, подскоков, лазания, метания и т.д.
2. Это же предлагается в соревновательных ситуациях.
3. В словесных объяснениях, где проводится:
а) объяснение движений детьми после их выполнения;
б) объяснение детьми уже знакомых упражнений до их выполнения.
Таким образом, внимание детей к четкости выполнения движений от пассивного переходит в активное, направленное, равно как и восприятие собственных движений становится осознанным, вербализуемым.
При неврозоподобном заикании следует постепенно переходить от изолированной работы над переключением, устойчивостью, затем расширением объема, распределением внимания до чередования данных видов упражнений на одном занятии.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на раслабление или напряжения мышц. Например, поочередное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а также имитационные движения: «Полоскание платочков», «Тряпочные куклы», «Самолеты летят» и т.д. Используются специальные упражнения на смену напряжения и раслабления, состоящие из серии последовательных действий. например, руки в стороны, сжать в кулак, бросить; Руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные) и другие.
Детей с невротическим заиканием полезно тренировать под сменяющийся музыкальный материал. Неоходимы упражнения, требующие изменения мышечного тонуса в зависимости от звучания разных по силе звуков.
При неврозоподобном заикании движения напряжения и раслабления сначала нужно тренировать отдельно, затем чередовать их. Обязательно объяснение движений педагогом и детьми. Применяются четкие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счет.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
На занятиях разучивают разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведется работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используется отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.
При невротическом заикании можно быстро усложнять ритмические задания, вводить различные смены темпа и ритма.
При неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов и постепенно их усложнять. Вводятся упражнения на восприятие одинаковых ритмов, которые состоят в выполнении детьми движений, объединенных одним и тем же ритмом.
Упражнения для развития координации движений.
Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в напралении, скорости, напряженности. Это могут быть упражнения с предметом, а так же пляски и импровизации.
При невротическом заикании предлагаются сложные комбинации движений. Обращается внимание на эмоциональность и четкость выполнения уже разученного упражнения.
При неврозоподобном заикании ведется углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используются наглядный показ или словесное пояснение.
Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение.
При невротическом заикании необходимо требовать выразительного, громкого проговаривания слов.
При неврозоподобном заикании речевой текст может упрощаться, тщательно прорабатывать в ритмическом плане, затем по частям соединяться с отработанным движением.
Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.
При невротическом заикании основное внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной, веселой музыки.
Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.
при невротическом заикании применяют инсценирование песен, обучают выразительному пению. В психотерапевтических целях полезно выбирать солиста.
При неврозоподобном заикании необходимо тщательное разъяснение содержания текста песни, неоднократное его громкое, четкое проговаривание.
Упражнения для развития речевых и мимических движений
На занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизации их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни.
Детям с невротическим заиванием работа над речевой моторикой проводится по показаниям, при этом даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляонного уклада конкретного звука.
Детям с невроподобным заиканием необходимо тренировать мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Добиваются развития кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков.
В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения. Например: улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза («светит солнце»), надуть щеки и др. Этот вид упражнения больше показан детям с неврозоподобным заиканием.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук
В процессе занятий мы считали необходимым применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Например: «Фонарики», «Пальчики спрятались», «Пальчики здороваются» и т.д. Можно соединить ряд тонких движений с речевым текстом.
С детьми с невротическим заиканием работают над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.
Детям с неврозоподобным заиканием первоначально необходима маханическая помощь педагога. Формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводятся такие известные речевые игры как «Серый зайка умывается», «Не пора ли пробежаться и местами поменяться», «Лиса и гуси», «Птицы в гнездах», «Вокруг домика хожу», «Два поезда» и др.
При невротическом заикании воспитывают ловкость, сообразительность, быстроту дыигательной рекции.
При неврозоподобном заикании необходимо шире использовать игры и этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве.
Устная речь вводится на занятия логопедической ритмикой систематически и максимально в следующих формах:
1. Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения.
2. В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются точные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения.
3. При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ее формы соответственно логопедическим занятиям.
Обязательно проводятся утренники, вечера досуга. В психотерапевтических целях широко используются индивидуальные выступления детей, инсценировки.