какие методы используются на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС
Наталья Владимировна Жданова
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС
Коррекционная педагогика.
Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС.
Подготовила Жданова Наталья Владимировна
Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10.
В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:
— Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения.Эта классификация выглядит следующим образом:
1. методы изложения нового материала;
2. методы закрепления и повторения.
— Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета-нии и на всех этапах урока.
А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя».
Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен-ность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.
Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: описание, рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум-ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления особого ребёнка.
Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественнонаучного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов, объектов и географических явлений, а также фактические сведения.Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины».
Для осознанности такого рода знаний учитель в беседе применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отличаются! и пр.). Если сравнивают два явления (родник и ручей, то нужно найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия причинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.
Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.
Наглядные методы:
В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.
Особенности практического использования наглядных средств.
Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.
Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.
Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова-ние в процессе восприятия не более двух картин.На уроке также ис-пользуются и другие наглядные пособия: объемные, графики, схемы. Они незаменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.
Все это улучшает внимание и восприятие УО ребенка.
Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).
-расположение упражнений во времени в нужном порядке.
Требования к упражнениям:
-для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;
-упражнения должны иметь практическую направленность.
Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.
Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.
Практические методы:
Основной источник познания – деятельность учащихся. Некоторые методисты считают, что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения.
Прием – это часть метода. Например, при использовании методаупражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.
Инновационные методы обучения на занятиях в бассейне Физическое развитие наших маленьких воспитанников является ключевым фактором разностороннего развития. В этот важнейший период детства у.
Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения) Драматизация русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей,.
«Мой дивный край». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием АМО (активные методы обучения) Тема: «Мой дивный край, город Урай» Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе (улице, памятниках, зданиях и т. д.). Задачи:.
Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.
Социализация детей с ОВЗ: в рамках проекта «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ» Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное.
Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.
Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.
Методы коррекционной работы в воспитании учащихся начальных классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы коррекционной работы в воспитании
учащихся начальных классов
Методы – это способы достижения цели. В практике коррекционного воспитания используются общие и специальные методы. Общие методы воспитания рассматриваются в курсе педагогики и представлены в различных классификациях. В рамках коррекционной педагогики целесообразно обратить внимание на классификацию методов, в которой они делятся на три группы:
1) методы формирования сознания,
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения,
3) методы стимулирования деятельности.
Таким образом, коррекционная педагогика использует весь арсенал накопленных наукой и практикой общих методов воспитания. Исправляя отклоняющееся поведение, важно использовать методы формирования сознания: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Методы формирования поведения особенно необходимы для коррекционной работы. К ним относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций. А методы стимулирования — такие, как поощрение, наказание, соревнование — закрепляют положительные результаты. Обычно методы воспитания не используются изолированно, а сочетаются и объединяются, образуя специальные методики.
К методам формирования сознания относятся : рассказ, этическая беседа, разъяснение, объяснение, увещевание, внушение, убеждение, инструктаж, просьба, пример.
Методы формирования сознания применяются для усвоения учениками понятий, отношений, убеждений. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим сущность методов.
Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ выполняет следующие функции: служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, является способом использования положительного примера в воспитании.
Условия эффективности рассказа:
1) соответствие социальному опыту школьников, краткость, эмоциональность, доступность;
2) использование иллюстраций, музыкальное сопровождение;
3) соответствие обстановки замыслу и содержанию рассказа;
4) лексически богатый язык;
5) обязательное сопереживание слушателям.
Этическая беседа –систематическое и последовательное обсуждение конкретных фактов, нравственных проблем и т. д., предполагающее участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Цель беседы – углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Условия эффективности беседы:
1) проблемный характер беседы, предполагающий наличие разных мнений;
2) приучение детей к аргументированному высказыванию мнения;
3) исключение лекционного характера общения и активная позиция учащихся; 4) соответствие материала беседы эмоциональному опыту учащихся;
5) принятие всех прозвучавших по ходу беседы мнений;
6) самостоятельная формулировка вывода учащимися.
Успех индивидуальной беседы достигается за счет устранения психологического барьера, создания доверительной атмосферы в общении с ребенком, демонстрации уважения к воспитаннику.
Разъяснение – эмоционально-словесное воздействие на детей, ориентированное не отдельную группу или личность на основе знания особенностей воспитанников. Цель разъяснения – сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, выработка правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Внушение – метод коммуникативного воздействия на учащихся, который, проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Увещевание – метод, сочетающий просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание, педагог вселяет в воспитанника веру в лучшее, возможность достижения высоких результатов, при этом он использует похвалу, обращение к чувству собственного достоинства ребенка.
Пример – метод, основывающийся на подражании, на основе которого дети овладевают социальным и нравственным опытом. Воспитание детей зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения основываются на практической деятельности учащихся. Группа этих методов включает упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации.
Упражнение – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Условия эффективности упражнения:
1) системность упражнений, постепенное усложнение их содержания;
2) доступность и посильность;
3) контроль за выполнением и коррекция;
4) личностные особенности воспитанников;
5) место и время выполнения;
6) сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм;
7) мотивация и стимулирование;
8) объем и частота повторения; соответствие упражнений спроектированному поведению.
Требование – метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. Различаются требования прямые и косвенные. Прямые требования определенны по содержанию, точны по формулировке. Косвенные (совет, просьба, намек, одобрение, доверие, требование-игра) отличаются тем, что стимулом к действию становится не само требование, а психологические факторы: интересы, переживания, раскаяние и т.д.
Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяют при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество.
Условия правильного применения приучения следующие:
1) четкое представление о цели воспитания у воспитателя и воспитанников;
2) четкая формулировка правил с мотивацией для их выполнения;
3) выделение оптимального объема действий для определенного промежутка времени;
4) показ выполненных действий и их результата;
5) использование последовательно-параллельной схемы приучений;
6) постоянный контроль;
7) использование игр.
Поручение – метод привлечения к деятельности, направленной на определенный результат. Имеет разнообразный характер и направлен на развитие личностных качеств (ответственности, организованности и т.д.).
Метод воспитывающих ситуаций – организация деятельности поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Успешность этого метода зависит от условий:
1) ситуации должны быть не выдуманы, а естественны;
2) неожиданность ситуаций и проявление педагогом доверия.
Поощрение – положительная оценка действий ученика, закрепляющая позитивные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Приемы поощрения – одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и др.
Условия эффективности поощрения:
1) мотивированность поведения воспитанника не получением награды, а нравственными нормами;
2) поощрение не должно противопоставлять воспитанника другим детям;
3) поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника;
4) осуществление личностного подхода.
Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству с целью воспитания позитивных качеств (нравственных, эстетических, физических и др.). Педагог определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Содержание соревнования должно быть увлекательным, правила – конкретными, критерии оценок – понятными для участников, механизм подведения итогов – наглядным.
Условия эффективности наказания:
1) авторитет наказывающего и опора на общественное мнение;
2) невозможность наказания всего класса за вину отдельных учеников;
3) справедливость наказания и его понятность ученику;
4) недопустимость оскорбления воспитанника;
5) индивидуальный подход и учет ситуации при применении наказания;
6) обдуманность наказания, исключение ошибочных наказаний;
7) недопустимость использования наказания как орудия мести;
8) опора на педагогический такт и хорошее знание возрастной психологии;
9) сочетание наказания с другими методами воспитания.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Методы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Методы и приёмы обучения и воспитания
Метод — это форма усвоения учебного материала. У метода обучения есть две стороны: внешняя (последовательность действий педагога и адекватные действия детей) и внутренняя (требует глубокого понимания усвоенных знаний).
Метод — это способ деятельности педагога, направленный на прочное усвоение знаний, включающий в себя приёмы (отдельные операции в умственной и практической деятельности).
Методы классифицируются по определённым признакам: по преимущественному источнику получения знаний, формам деятельности педагога и ребёнка, характеру мыслительной деятельности и познавательной активности.
Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события.
Наглядные методы-наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Для детей с ограниченными возможностями производится отбор методов в зависимости от структуры дефекта и наличия сохранных звеньев организма. Чаще всего в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями используют следующие методы:
– методы моторной коррекции (методы релаксации, паралингвистические, телесно-ориентировочные методы, методы пластритмики);
– сенсомоторные методы (методы слухового и зрительного восприятия учебного материала; наглядные, практические методы);
– когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально-логические методы: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
В связи с отклонениями в сенсомоторном развитии у обучающихся снижена возможность к полноценному восприятию информации об окружающем мире. Предпочтение поэтому отдается методам сенсомоторной коррекции, помогающим наиболее полно воспринимать, перерабатывать и воспроизводить учебную информацию.
На первый план выходят практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу для перехода к вербальным и интеллектуальным действиям. Дополнением к этим методам являются когнитивные методы.
При любых отклонениях в развитии нарушено развитие речи, поэтому вербально-логические методы используются в сочетании с наглядными и практическими.
Отклонения в развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют переход к словесно-логическим операциям, поэтому когнитивные методы в образовательном процессе используются только в сочетании с методами моторной коррекции.
Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике имеет беседа, которая позволяет организовать внимание детей, собрать сведения о первоначальных знаниях ребёнка. В то же время беседа, один из субъективных методов, так как в процессе проведения беседы не учитываются индивидуальные особенности детей.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:
информационные методы (беседа, консультирование, чтение художественной литературы, личный опыт);
практические методы ( приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, трудовая, изобразительная и художественная деятельность);
оценочные методы (поощрение, осуждение, порицание).
Приёмы можно подразделить на пять групп:
– формирования и активизации операций мышления, восприятия, памяти, воображение;
– способные создать поисковые системы в мыслительной деятельности;
– активизирующие чувства детей;
– контроля, самоконтроля, самообучения;
Можно выделить дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии:
– развитие наблюдательности через показ явлений;
– формирование интереса к окружающему миру;
– зоны развития (ЗАР, ЗБР, зона потенциального развития);
– наглядность в практически значимой деятельности;
– сознательность и активность в усвоении знаний;
– учёт индивидуальных особенностей.
Отбор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, социальным окружением ребёнка.
Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практические методы воспитания. Особенно эффективны они в дошкольном возрасте, так как потенциал информационных методов снижен в связи с нарушениями в речевом, интеллектуальном развитии. Большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на образец из личного опыта детей или примеров социального окружения.
Воспитание и обучение детей реализуют индивидуальный и личностный подход с учетом особенностей развития ребенка, в процессе межличностных взаимодействий.
Таким образом, в специальном дошкольном образовании практически всегда используется вариативное сочетание методов и приемов обучения, воспитания и коррекции для достижения максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
Можно выделить основные формы обучения:
1. В специальной дошкольной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в том случае, если в связи со своеобразием структуры дефекта ребёнок не может обучаться в группе. Чаще всего индивидуальная работа организуется с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжёлые формы интеллектуального недоразвития. В соответствии со спецификой психического развития организуются индивидуальные психологические, логопедические и коррекционные занятия. Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20—30 минут.
2. Подгрупповые формы организации обучения в специальном образовании используются в качестве дополнительных к индивидуальным, для достижения положительного коррекционно-педагогического эффекта в работе по эмоциональному и коммуникативному развитию.
3. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения для восполнения пробелов или коррекции дифференциальных микрогрупп.
4. Консультативные занятия предназначены для родителей и педагогов, позволяющие обучить проведению индивидуальных программ в домашних условиях.
Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных, изобразительных и вербальных средств воспитания.
Музыкальные средства оказывают положительное влияние на совершенствование речевой деятельности, развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия.
Изобразительные средства помогают в коррекции нарушений эмоционального развития, зрительно-моторной координации, реализуют нравственно-эстетический потенциал, приобщают детей к творческой деятельности.
Трудовая деятельность формирует позитивное отношение к труду, развивает психические процессы, корригирует моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, обогащает словарный запас.
Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать коммуникативные навыки, преодолевать личностные комплексы, сопутствующие психическому недоразвитию, формирует духовные потребности в процессе нравственного воспитания.
Психологические особенности восприятия детей с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, фрагментарность и недифференцированность, обусловили специфику применения наглядных методов обучения. Педагог использует рассматривание предметов, сюжетных картинок, составление описаний предметов в различных ракурсах, чтобы предупредить константность восприятия. Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с использованием дидактических игр и занимательных упражнений.