какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников

Методы, формы, средства организации музыкальной деятельности воспитанников

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников Лариса Ануфриева
Методы, формы, средства организации музыкальной деятельности воспитанников

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД).

Она проводиться мной в соответствии с примерной общеобразовательной программой МАДОУ.

Наш детский сад работает по программе «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева.

В соответствии с «Санитарно эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми.

К основным формам организации музыкальной деятельностидошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ. Музыкальныезанятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные, вид занятия определяется количеством детей. Следующее основание для классификации музыкальныхзанятий может быть их содержание: типовым, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Также в своей работе применяю технологии:

Здоровьесберегающие и игровые технологии

— логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

-речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением песен использую чистоговорки, логопедические распевки, народные заклички, на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку.

-ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы.

Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, я применяю такие методы стимулирования музыкальной деятельности,как:

эмоциональное воздействие (выражение своего отношения к музыке словом, мимикой, жестами);

эффект удивления (привлечение к музыке интересным, необычным фактом, сказочным рассказом);

ситуации успеха (поощрение детей, уверенность в преодолении трудностей);

проблемно-поисковые ситуации (развитие творческих способностей).

В непосредственно-образовательной деятельности я использую не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально- терапевтические:

«Вокалотерапия» (потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем);

«Ритмотерапия» («Ритмическое эхо», «Зеркало», ритмизация собственных имён, ритмизация движений различных животных, коллективная импровизация ритма к звучащему музыкальному произведению);

«Музыкотерапия» (игра на воображаемых инструментах, слушание музыки, создание самых различных образов, дирижирование воображаемым оркестром);

Для развития творческого потенциала детей широко использую ТРИЗ:

Применяю инновационный подход, как эвритмия.

— упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;

(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);

— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

Использую цифровые и информационно-коммуникационные технологии, для активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковСеминар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Источник

Методы, средства и формы организации музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников Валентина Дагбаева
Методы, средства и формы организации музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сэсэг»

Методы, средства и формы организации музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Дагбаева Валентина Юрьевна – музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 27 «Сэсэг»

Методы обучения –это способы работы, которые обеспечивают усвоение детьми знаний,умений и навыков:

1. Наглядный метод;

2. Словесный метод;

3. Практический метод;

4. Игровой метод.

Выбор методов зависит от:

-цели занятия и содержания учебного материала;

-возраста детей;

-степени подготовленности детей.

В обучении детейиспользуются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

Метод демонстрации,включает различные приемы:

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод практических работ, метод игры.

4. Игровой метод: Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать у него музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкальные игры.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения репертуара.

1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

2. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

3. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

4. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

В результате работы с применением игровых технологий:

1. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.

2. Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

3. В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

4. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов для детей любой возрастной группы становится доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления. На музыкальном занятии игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными.

Согласно словарю, глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.

Формы организации обучения – определенная организация педагогической деятельности.

-Занятия (подгрупповые, групповые, индивидуальные);

-Индивидуальная работа с детьми;

-Досуги, развлечения, праздники.

Средства организации музыкальной деятельности:

-творчество детей.

Для достижения наилучших результатов усвоения знаний детейприменяю следующие приемы:

• Индивидуальный подход на занятии

-создание на занятии обстановки, активизирующей неуверенных детей и организующей излишнюю активность гиперактивных;

-использование указаний, обращенных не только ко всему детскому коллективу, но и к отдельным детям (это создает у ребенка впечатление, что им интересуются и за ним наблюдают);

-исполнение детьми индивидуальных ролей, поочередное исполнение какого-либо задания и его оценка.

• Дополнительный индивидуальные занятия с детьми (от 2 до 7 минут)

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста «СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА» Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольниковЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Источник

Методы музыкального воспитания дошкольников

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.

Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.

Наглядный метод в музыкальном воспитанииимеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)

Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).

4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.

Можно выделить следующие виды пособий:

1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)

2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.):

а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).

б). Музыкально-дидактические пособия формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”- регистр, “Карусель”-темп).

а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).

3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).

Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников.Среди них:

Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;

О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»— учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)

Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).

57 вебинаров для учителей на разные темы

ПЕРЕЙТИ к бесплатному просмотру

Источник

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Смотреть картинку какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Картинка про какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников. Фото какие методы используются в практике музыкального образования дошкольников космач елена
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

1. Характеристика метода как способа взаимодействия

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

^ 1. Характеристика метода как способа взаимодействия

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.

Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

^ 2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.

Наглядный метод в музыкальном воспитанииимеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.

^ 3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)

Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).

^ 4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.

^Можно выделить следующие виды пособий:

1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)

2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.):

а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).

б). формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”-регистр, “Карусель”-темп).

а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).

3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).

Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников.Среди них:

Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;

О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»— учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)

Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).

Тема 8. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников

Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников

Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

Структурные компоненты музыкально-дидактической игры

Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников

^ 1. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников

Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями.

А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения,писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е. И. Тихееву,выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е. И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности. Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников.

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей. Внимание ученых привлекают широкие возможности, которыми обладает этот вид игровой деятельности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Современная наука располагает обширными данными по проблеме, различные аспекты решения которой содержатся в работах В. А. Аванесовой, Л. В. Артемовой, Т. М. Бабуновой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, Н. С. Старжинской, Р. Б. Стеркиной, Г. Н. Толкачевой, Е. И. Удальцовой и др.

Исследователи рассматривают дидактическую игру как: средство образовательной работы (Ф. Н. Блехер, 3. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Тихеева, Б. И. Хачапуридзе.); особую форму обучения (В. Н. Аванесова, В. Н. Беспалова, Р. И. Жуковская, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство, стимулирующее творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности (Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер и др.); метод всестороннего воспитания детей (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство формирования самооценки дошкольников (Р. Б. Стеркина и др.); средство формирования потребности в самоутверждении (Г. Н. Толкачева);

Во всех работах, посвященных этой проблеме, утверждается взаимосвязь обучения и игры, накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения и воспитания.

Исследователи указывают,что специфику дидактических игр определяют следующие структурные компоненты: игровая и учебная задача, игровые правила и действия.

^ 2. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактическихигр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н. А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором не представлены.

Исследования по проблеме использования музыкально-дидактических игр в системе музыкального воспитания дошкольников были продолжены Л. Н. Комиссаровой и Э. П. Костиной.

Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкально-дидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп, динамика, регистр, тембр. Основываясь на утверждении Б. М. Теплова о необходимости привлечения внемузыкальных средств на начальном этапе формирования музыкальных представлений у детей, Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкапьного объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки,наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Согласно полученным автором результатам, исполъзование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Э. П. Костина, которая применяла систему музыкально-дидактических игр наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений, тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Эффективность игр изучалась в сравнительно-возрастном аспекте в работе с детьми от четырех до семи лет. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр.Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. Э. П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также выступают в качестве ценного дидактического материала для практической деятельности педагогов. Важным является замечание Э. П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности.

^ 3. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры

Исследователи пытались найти такие компоненты музыкально-дидактической игры, которые бы в большей степени способствовали активизации процесса музыкального обучения и воспитания дошкольников.

Так, К. В. Тарасова выделила игровой сюжет, который вводит в задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Она доказала, что система такого типа упражнений эффективно отражается на характере двигательных интерпретаций музыки, активности и выдержке детей. С. М. Шоломович особое внимание придает визуальным моделям, создаваемым при помощи дидактических карточек. Разработанные автором модели способствуют лучшему восприятию дошкольниками формы музыкального произведения, регистра, темпа, динамики.

Исследование А. Н. Зиминой привлекает представленной характеристикой сюжета музыкально-дидактической игры. Автор считает, что сюжет игры может быть заложен в образно-смысловом содержании используемого музыкального произведения или же может представлять собой самостоятельное повествование, структурно и логически объединяющее несколько музыкальных произведений. Основным средством реализации сюжета в музыкально-дидактической игре является игровое действие, содержание которого обусловлено конкретной дидактической задачей, скрытой от детей. Игровое действие, по мнению А. Н. Зиминой, может быть связано с восприятием музыки, ее исполнением, а в более старшем возрасте — с продуктивными видами музыкальной деятельности,а именно: с вокальной, инструментальной и танцевальной импровизацией. Важным является вывод автора о том, что музыкально-дидактическая игра с сюжетно-ролевой направленностью позволяет объединить различные виды музыкальной деятельности с целью реализации единой дидактической задачи. В то же время развитие сюжетной линии может быть связано с каким-то одним видом музыкальной деятельности. В этом случае игровое действие будет направлено на реализацию различных дидактических задач.

^ 4. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников

В исследованиях Л. С. Ходонович акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Такой подход усиливает полифункциональные свойства сюжетных музыкально-дидактических игр за счет их объединения, позволяет стимулировать интегрированные виды музыкального творчества;

Новое содержание сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов изменяет традиционные формы их применения и методику проведения.

В игровых комплексах предусмотрена возможность проявления дошкольниками творчества в разных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Содержание игр побуждает к синтезу разных видов творчества и проявлению ребенком своих индивидуальных способностей в предпочитаемом виде музыкально-творческой деятельности. В то же время многие творческие задания игровых комплексов составлены с целью объединения детей по интересам к видам деятельности, по уровню развития музыкально-творческих способностей, по выбору игровых персонажей, игровых задач и путей наиболее верного их решения. Деятельность детей, вовлеченных в музыкальный сюжетно-игровой комплекс, позволяет более глубоко и разносторонне познать личностные и индивидуальные качества сверстников, компенсировать свои неудачи в одном виде музыкальной деятельности за счет успеха в другом, испытать успех как уверенному в себе ребенку, так и застенчивому, робкому. Опора же при этом на преимущественно игровые мотивы, специфические для дошкольного возраста, делает и обучение детей соответствующим их природе, способствует успеху.

Музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой музыкально-творческой деятельности детей, в которой возможно осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Например, дети с развитым звуковысотным слухом могут проявить себя в музыкальных сюжетно-игровых комплекса «Плыви, кораблик!» (игра «Давайте познакомимся!», «Новые приключения Буратино» («Спой ноту!», «Коцiк і Пеўнiк» («Песенька Пеўнiку> «Лiсiчкiны прыпеўкi)») и других. Девочки, отличающиеся достаточно развитым музыкально-ритмическим чувством, могут демонстрировать сверстникам свои сильные стороны в игровых комплексах «Принцу Ритму на подмогу» («Топотушки и Хохотушки», «Доктор Айболит» («Танец Дельфинов», «Полет Орла») и других. Мальчики с развитым тембровым слухом проявят себя в комплексах «Веселые музыканты» («Чей оркестр лучше?», «Приключения принца Тембра», «Звучите, ноты!» и других. Музыкальные сюжетно-игровые комплексы позволяют самоутвердиться в значимой деятельности и тем детям, чьи музыкальные способности развиты недостаточно, при этом обладающим относительно высоким уровнем познания в сфере музыкального искусства, памятью, желанием заниматься музыкой («Звучите, ноты!», «Гномы музыканты», «Принцесса Динамика» и другие).

Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество.

Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования» Реформирование.

Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Антошка» Доклад «Методы и приемы,.

Методическая разработка на тему: «Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей» «Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей». Калачева Ирина Викторовна Воспитатель ГБДОУ детский.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Сообщение для воспитателей «Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры» СООБЩЕНИЕ для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ. СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ, АШИРОВА.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *