какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Ключевые слова: ФГОС, СПО, образование, педагогические технологии, проект, формы и методы…

Аннотация: В данной статье рассматриваются педагогические технологии применяемые на уроках информатики в СПО, такие как интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, информационные и компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, дистанционное обучение.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО направлен на подготовку конкурентноспособного специалиста с высоким уровнем профессионализма и компетентности, интеллектуально и творчески развитым, включающий определенный уровень знаний, умений, навыков и готовым работать в условиях рынка.

И поэтому в своей профессиональной деятельности мы ищем пути для того, чтобы развить в студентах активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Все это достигается с помощью применения педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении дисциплины информатика.

Мы на уроках информатики используем основные методы интерактивного обучения: мозговой штурм, кейс-метод ролевую игру, метод проектов и др. Практикуем задания различного уровня, стараемся применять нетрадиционные формы обучения, используем компьютерные сети (глобальные и локальные) при тестировании, получении заданий на практических уроках, сборе информации при работе группами над проектами, участие в онлайн конкурсах, викторинах и олимпиадах.

Применение ИКТ на уроках стимулирует интерес и любознательность студентов, повышает интерес к изучению дисциплины информатика. Урок проводим с использованием демонстрации видеосюжетов, иллюстративных фрагментов, собственными поурочными презентациями к изучаемым темам. Мы применяем программу MyTest для проверки контроля знаний обучающихся по изучаемым разделам курса, что позволяет за короткое время получить объективную оценку уровня усвоения знаний дисциплины.

Использование педагогических технологий в учебном процессе становиться одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса в СПО, и в частности в работе преподавателя информатики, повышая тем самым его эффективность и улучшая качество знаний студентов.

Если рассматривать наш опыт внедрения педагогических технологий в обучения дисциплины информатика, на своих занятиях мы используем технологии и методики личностно-ориентированного обучения, что выражается в следующих действиях:

на занятиях происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;

деятельность студентов ориентирована на развитие интеллектуальных умений, формирование учебной деятельности, а не на передачу учебной информации;

создаются условия для повышения степени самостоятельности в учебной деятельности, реализуется стратегия сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с группой в целом и групповые формы работы;

используется дидактический материал, позволяющий студентам выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебных заданий;

у каждого учащегося создаётся атмосфера заинтересованности в результатах учебного труда.

При изучении дисциплины информатика, мы активно применяем проектную деятельность, которая включает комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студентам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает эффективную реализацию целей обучения, а именно: формирование коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять общение. Применение проектной методики повышает интерес студентов к изучению информатики, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению дисциплины.

Так же практикуем применение дистанционных образовательных технологий, для работы со слабоуспевающими и пропустившими занятия по болезни студентами, а именно:

для студентов очного и заочного отделения в преподавании Информатики:

Мы используем на уроках информатики здоровьесберегающие технологии по классификации Н.К. Смирнова, согласно которым обеспечиваются:

— рациональная организация учебного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей;

— соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота, проветривание кабинета и т.д.);

— рациональное применение технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;

— наличие эмоционально-смысловых разрядок на уроке;

Кроме того, преподаватель:

строго дозирует учебную нагрузку;

строит урок с учётом динамичности обучающихся, их работоспособности;

Так же в своей работы мы используем игровые технологии, которые мотивируют студентов к изучению дисциплины информатика.

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.

Дидактическая игра может носить репродуктивный и творческий характер, тогда считаем целесообразным, выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда студента увлекает форма задания и когда студента увлекает содержание задания.

В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, студенты не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Применение занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию учащихся, студенты с удовольствием работают на уроках, готовятся к урокам и различным конкурсам, принимают в них участие и показывают неплохие результаты. [ 3, c.188]

Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило студентов и преподавателя, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время.

Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны преподавателя).

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять ИКТ, педагогические и нетрадиционные образовательные технологии.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы, что применение ИКТ, педагогических технологий на уроках информатики может сделать занятие содержательным и практически значимым для студентов.

Так как будущее студентов формируется в системе СПО. Наши обучающиеся должны быть готовыми успешно влиться в общество, стать свободной, творческой, ответственной, востребованной, информационно грамотной и культурной личностью, способной к самоутверждению, самореализации – это направление нашей профессиональной деятельности на будущее. Стараться уметь видеть, слышать и чувствовать внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес студента и результат будет.

ЗайцевВ.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-хкнигах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411с.

Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно- практическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – Москва: Бином.Лаборатория знаний, 2005.

Зубрилин А.А., Яшина О.В. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики. // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 69–72.

Источник

Педагогические технологии, применяемые на уроках информатики и ИКТ

какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Смотреть фото какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Смотреть картинку какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Картинка про какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Фото какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему

какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Смотреть фото какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Смотреть картинку какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Картинка про какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему. Фото какие педагогические технологии вы считаете наиболее эффективными в обучении информатике и почему

Описание разработки

Технология образовательного проекта

является одной из продуктивных форм деятельности, так как она направлена на развитие творческого мышления, умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, гипотезы, умозаключения. Конечным результатом такой деятельности должны стать способность к самообучению и потребность в нем. Образовательный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата труда. Для обучающегося учебный проект – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Положительным моментом методики учебного проекта считаю то, что формы организации этой деятельности очень разнообразны. Например, на уроках информатики и ИКТ я использовала следующие виды учебных проектов: работа творческой группы по определенной теме, обработка документации с последующей презентацией, создание демонстрационной программы «Моя школа», «Моя семья» с последующей презентацией, игра «Звездный час» в качестве контрольного среза, урок-игра «Брейн-ринг», урок-конференция «Влияние компьютера на здоровье человека», проведение учебно-исследовательской работы и представление её результатов на школьной конференции. Многие использованные мною формы проектов давно известны в педагогической практике как формы других педагогических технологий. Отличие состоит в том, что в рамках проекта групповая деятельность направлена на общий результат и умение презентовать его: в течение 10-12 минут рассказать о цели и задачах проекта; провести самоанализ результативности труда.

В своей педагогической практике опираюсь на принципы личностно-ориентированного обучения, что дает возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика. Изучая его личность, мне удалось повысить качество образования одаренного ученика, помочь педагогически запущенному, а обучающемуся с ослабленным здоровьем интегрироваться в образовательный процесс. Активно использую опережающие домашние задания, индивидуальные задания. На уроках для индивидуализации обучения использую разработанные мною методические разработки уроков, учебно-методические пособия для обучающихся. Это позволяет мне, как учителю, проследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, способствует их эмоциональному и интеллектуальному удовлетворению.

Показатели реализации личностного подхода:

Таким образом, данный вид деятельности требует от ученика проявления определенных умений и навыков: проблематизации, целеполагания, организации и планирования деятельности, самоанализа и рефлексии, презентации, коммуникативности, толерантности. Именно эти качества помогут ученику успешно реализоваться в обществе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:

· Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;

· Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение.

· Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

· Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

· Стресс при потере информации. Если компьютер «зависает», в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

· Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере.

Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:

1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование сюжетов сказок при изучении свойств алгоритмов, источников, приемников информации, каналов связи, операторов ветвления, цикла, иерархической структуры файловой системы. В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

· использование проблемных творческих заданий;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

· применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

· рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

На уроках информатики использую тестовые технологии, которые применяются мною в качестве вводного, текущего, тематического, рубежного контроля знаний учащихся. Без особых затрат времени компьютерные тесты позволяют опросить всех учеников. Решение тестовых заданий всегда интересно для обучающихся, что создает дополнительную мотивацию обучения.

Технология программированного обучения является одним из видов дистанционного обучения. Данная технология позволяет учителю руководить процессом обучения на расстоянии, дистанционно; способствует формированию у обучающихся навыков самообучения; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями, относятся: принцип активности, принцип самостоятельности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, принцип мотивации; принцип связи теории с практикой, принцип эффективности.

Средства программированного обучения:

-обеспечивают возможность индивидуального подхода к ученику и дифференцируют процесс обучения;

-контролируют обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

-обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности ученика;

-демонстрируют визуальную учебную информацию;

-моделируют и имитируют процессы и явления;

-способствуют проведению лабораторных работ, экспериментов и опытов в условиях виртуальной реальности;

-прививают умение принимать оптимальные решения;

-повышают интерес к процессу обучения.

Правильно сформулированные цели позволяют ученикам настроить мышление на тему обучения, сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах, тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.

Конечно же, на уроках информатики невозможно обойтись без применения коммуникативных технологий: дискуссий, эвристических бесед. Влияние дискуссии на личностное становление ученика обуславливается её ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности; для формирования умения взаимодействовать с другими, уважать чужое мнение.

На протяжении всей своей деятельности меня как педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Бинарный урок (уроки сочетающие математику и информатику с любыми другими предметами: историей, экологией, литературой, русским языком, иностранным языком). Мною были разработаны и проведены бинарные уроки:

Термин «интеллектуальная карта», или карта знаний, был предложен Т.Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.

Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (а н гл. Mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Интеллект-карта является графическим выражением процесса ассоциативного мышления, отправной точкой служит центральный образ, от которого во все направления расходятся лучи. Над лучами указываются ключевые слова или рисуются образы, соединённые между собой.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *